Московский государственный университет печати

Акатьева М.Д.


         

УЧЕТ И АНАЛИЗ. Часть 1. Учет в организации

Учебник


Акатьева М.Д.
УЧЕТ И АНАЛИЗ. Часть 1. Учет в организации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.

Понятие бухгалтерского учета и его место в системе управления. Регулирование бухгалтерского учета

1.2.

Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.2.1.

Классификация основных объектов бухгалтерского учета

1.3.

Метод бухгалтерского учета

1.4.

Балансовое обобщение. Бухгалтерский баланс как метод отражения информации

1.4.1.

Типы операций и их влияние на бухгалтерский баланс

1.5.

Бухгалтерские счета и двойная запись

1.5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

1.5.2.

План счетов бухгалтерского учета

1.5.3.

Сущность двойной записи

1.5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок

1.5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

1.5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

1.5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

1.6.

Документирование как элементы метода бухгалтерского учета

1.7.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

1.8.

Оценка и калькулирование как элементы метода бухгалтерского учета

1.9.

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

1.9.1.

Методы исправления записей в учетных регистрах

1.9.2.

Формы бухгалтерского учета

1.10.

Учетная политика и основы организации бухгалтерского учета

1.10.1.

Организация бухгалтерского учета

1.11.

Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.

ГЛАВА 2. УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.

Учет уставного капитала

2.2.

Учет добавочного и резервного капитала

3.

ГЛАВА 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3.1.

Основные средства и их классификация

3.2.

Документальное оформление движения основных средств. Оценка и переоценка основных средств

3.2.1.

Оценка основных средств

3.2.2.

Переоценка основных средств

3.3.

Учет поступления основных средств

3.4.

Амортизация основных средств

3.5.

Восстановление основных средств. Затраты на ремонт основных средств

3.6.

Выбытие основных средств и их инвентаризация

3.6.1.

Инвентаризация основных средств

4.

ГЛАВА 4. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

4.1.

Понятие и особенности нематериальных активов

4.2.

Принятие нематериальных активов к учету. Оценка и переоценка нематериальных активов

4.2.1.

Изменение стоимости нематериальных активов

4.2.2.

Переоценка нематериальных активов

4.3.

Амортизация нематериальных активов

4.4.

Списание нематериальных активов

4.4.1.

Предоставление (получение) права использования нематериальных активов

5.

ГЛАВА 5. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

5.1.

Понятие и классификация материально-производственных запасов

5.1.1.

Оценка запасов при их принятии к учету

5.1.2.

Текущая оценка запасов

5.2.

Документальное оформление движения запасов

5.3.

Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов

5.3.1.

Признание расходов

5.4.

Инвентаризация запасов

6.

ГЛАВА 6. УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

6.1.

Основы организации и документальное оформление учета труда и его оплаты

6.2.

Фонд оплаты труда. Премирование работников

6.3.

Учет и расчет отпускных выплат и пособий по временной нетрудоспособности

6.3.1.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск

6.4.

Учет удержаний из заработной платы

6.5.

Учет расчетов по взносам на социальное страхование и обеспечение

6.6.

Синтетический учет расчетов по оплате труда

7.

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

7.1.

Классификация затрат на производство

7.2.

Система счетов по учету затрат на производство

7.3.

Понятие готовой продукции и способы ее оценки

7.4.

Документальное оформление и учет движения готовой продукции. Инвентаризация готовой продукции

7.5.

Учет реализации готовой продукции и расходов на продажу

7.5.1.

Учет расходов на продажу

8.

ГЛАВА 8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ

8.1.

Порядок ведения и учет кассовых операций

8.1.1.

Расчет лимита остатка кассы

8.1.2.

Особенности применения контрольно-кассовой техники

8.1.3.

Использование при наличных расчетах бланков строгой отчетности

8.1.4.

Порядок приема, учета, хранения и заполнения бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом

8.1.5.

Бухгалтерский учет кассовых операций

8.1.6.

Инвентаризация

8.2.

Учет операций по расчетным счетам

8.2.1.

Открытие счета

8.2.2.

Безналичные расчеты

8.2.3.

Расчеты чеками

8.2.4.

Выдача наличных денежных средств с расчетного счета организации

8.2.5.

Закрытие расчетного счета

8.2.6.

Учет операций по расчетным и специальным счетам

8.2.7.

Переводы в пути

8.2.8.

Инвентаризация. Рублевые счета

8.3.

Учет операций по валютным счетам

8.3.1.

Инвентаризация. Валютные счета

8.4.

Учет финансовых вложений

8.5.

Учет расчетов

9.

ГЛАВА 9. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

9.1.

Доходы и расходы организации, их классификация и учет

9.1.1.

Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности

9.1.2.

Учет прочих доходов и расходов

9.2.

Учет прибылей и убытков

10.

ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИИ

10.1.

Управленческий учет в информационной системе управления организацией

10.1.1.

Влияние организационной структуры организации на построение системы управленческого учета

10.2.

Организация системы управленческого учета экономического субъекта

10.2.1.

Классификация затрат и ее использование в управленческом учете

10.2.2.

Организация управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности

10.3.

Построение системы управленческого учета. Управленческая отчетность

10.3.1.

Этапы и процедуры постановки системы управленческого учета

10.3.2.

Эффективное управление затратами

10.4.

Организация учета производственных затрат. Себестоимость и ее калькулирование

10.5.

Системы и методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

10.6.

Основы бюджетирования в организации

10.6.1.

Общетеоретические основы процесса бюджетирования

10.6.2.

Виды бюджетов организации, их формы и содержание

10.6.3.

Характеристика основных бюджетов организации

10.6.4.

Группа финансовых бюджетов

10.7.

Диагностика системы управленческого учета и ее оптимизация

10.7.1.

Оптимизация управленческой отчетности в организации

10.7.2.

Определение структуры службы управленческого учета

10.7.3.

Учетная политика организации в управленческом учете

11.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

12.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

14.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Классификация бухгалтерских балансов по времени составления

15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации

16.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Формы унифицированных документов, используемые при оформлении операций с персоналом по оплате труда

17.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Виды тарифной оплаты труда

18.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

19.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

20.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Состав основных выплат работникам

21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Размеры пособия по временной нетрудоспособности

22.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (на примере расчета в 2013 г.)

23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Сравнение бухгалтерского (финансового) и управленческого учета

24.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Процесс формирования бюджетов организации по статьям затрат

Указатели
22   указатель иллюстраций
Рис. 1.1. Место бухгалтерского учета в системе управления организацией Рис. 1.2. Классификация активов организации Рис. 1.3. Классификация обязательств организации Рис. 1.4. Схема счета Рис. 1.5. Схема активного счета Рис. 1.6. Схема пассивного счета Рис 1.7. Схема активно-пассивного счета Рис. 1.8. Схема соподчиненности аналитических счетов в разрезе синтетического счета 43 «Готовая продукция» Рис. 1.9. Схема соподчиненности аналитических счетов в разрезе синтетического счета 60 Рис. 1.10. Классификация счетов по их строению и назначению Рис. 1.11. Классификация документов Рис. 1.12. График документооборота Рис. 1.13. Движение информации о фактах хозяйственной жизни

Изучив эту главу, вы сможете:

знать:

- учетные системы организации как экономического субъекта, их основные характеристики;

- основные принципы бухгалтерского учета и базовые правила ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и собственного капитала в организациях;

- систему сбора, обработки, подготовки информации финансового характера;

- основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности;

уметь:

- использовать систему знаний о принципах бухгалтерского учета для разработки и обоснования учетной политики предприятия;

- решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в финансовых отчетах;

- использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

иметь навыки (приобрести опыт):

- эффективного использования информации бухгалтерского учета в процессе принятия управленческих решений;

- самостоятельной работы в структуре бухгалтерской службы и финансового руководства организацией.

После изучения этой главы, вы будете обладать:

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); полномочиями и ответственностью на основе их делегирования (ПК-2);

- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способностью к экономическому образу мышления (в части восприятия экономики организации через ее учетную систему) (ПК-26);

- пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

- способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

- владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39).

В условиях развития и совершенствования рыночных отношений повышаются требования к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений, эффективности системы управления в целом, которая во многом зависит от результативности и гармонизации взаимодействия всех ее элементов, включая бухгалтерский и управленческий учет.

Бухгалтерский учет, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», - формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями законодательства и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью следует понимать информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями законодательства.

Бухгалтерский учет, в отличие от оперативного и статистического, является всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания организации на протяжении всей ее деятельности непрерывно в хронологическом порядке ведется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Бухгалтерский учет ведется непрерывно всеми зарегистрированными юридическими лицами (субъектами бухучета) с момента возникновения организации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Принципы и методология учета являются едиными для всех юридических лиц.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности руководителя экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Для определения места учета в системе управления организацией, представим последнюю как совокупность управляющей и управляемой подсистем (рис. 1.1 Рис. 1.1. Место бухгалтерского учета в системе управления организацией).

Информация о состоянии управляемой подсистемы из первичных документов группируется и обобщается в блоке «Бухгалтерский учет», являющемся первым в субъекте управления - учетной системе. В этой системе организуется процесс наблюдения за первичными фактами хозяйственной деятельности, их регистрация в виде единичных показателей, обобщение, позволяющее использовать информацию учета в процессе управления. Учет представляет собой самостоятельную информационную систему, регламентируемую программами сбора, обработки, хранения и поиска данных. Впоследствии учетная информация используется для контроля и анализа хозяйственной деятельности. В процессе анализа фактически полученные результаты сопоставляются с плановыми и прогнозными показателями; возникают новые показатели, отсутствующие в плане и учете - индексы, коэффициенты, различные средние величины, показатели корреляции и др.

Таким образом, анализ создает информацию, обеспечивающую необходимое разнообразие и определяющую выбор управленческого решения.

Учетная система, как основа всей информационной системы, отражает фактическое состояние управляемого объекта и создает необходимые данные для анализа и планирования. На основе результатов анализа принимается управленческое решение, корректирующее текущие и оперативные планы и воздействующие на управляемую подсистему. Они приводят ее в другое качество, порождая новый информационный поток, документы снова поступают в блок «Бухгалтерский учет» и цикл повторяется.

Принципы регулирования бухгалтерского учета:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Здесь и далее под стандартами бухгалтерского учета следует понимать документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета; а под международным стандартом - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает 4 уровня документов по бухгалтерскому учету. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  • условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать и специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учете». Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Субъекты регулирования бухгалтерского учета. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Как известно, содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Таким образом, объекты бухгалтерского учета являются составными частями предмета бухгалтерского учета.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Дадим определение приведенным объектам бухгалтерского учета.

Факты хозяйственной жизни - сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Активы - объекты имущества, хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

При этом под будущими экономическими выгодами следует понимать потенциальную возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции (работ, услуг), предназначенных для продажи;

б) обменен на другой актив;

в) использован для погашения обязательства;

г) распределен между собственниками организации.

Обязательство - существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразование обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.

При этом под капиталом следует понимать вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал. Соответственно при определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.).

Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации. При определении финансового результата деятельности организации прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница между доходами и расходами.

Изучить отдельные объекты бухгалтерского учета помогает их классификация, которая позволяет объединить качественно однородные виды объектов бухгалтерского учета в отдельные группы, что впоследствии значительно упрощает их учет.

В международной и российской практике ведения бухгалтерского учета существуют различные классификации фактов хозяйственной жизни (деятельности) с многочисленными признаками (критериями) группировки указанных фактов. Выделим наиболее популярные и используемые из них (таблица 1.1).

Признак классификации

Таблица 1.1

Классификация фактов хозяйственной деятельности

Признак классификации

Классификационная группа

1

2

По отношению
к экономическому субъекту (организации)

Внутренние — описывают деловую активность, протекающую во внутренней среде организации в рамках информационной совокупности субъекта (начисление заработной платы, отпуск материальных ресурсов).
Внешние — распространяются на внешнюю среду и затрагивают информационные совокупности других экономических субъектов и физических лиц, не состоящих в штате данного субъекта: поступления материальных ценностей от поставщика, оплату счетов кредитора, расчеты с бюджетом по налогам и сборам, расчеты с банковским учреждением по кредитным операциям и т.п.

По форме
регистрации

Простые — не могут быть разложены на составляющие (поступили в кассу денежные средства с расчетного счета).
Сложные — могут быть разложены на составляющие (перечислены денежные средства с расчетного счета поставщику, заемщику в виде процентов за пользование кредитом, бюджету)

По уровню обобщенности

Индивидуальные — характеризуют в отдельности только один объект учета (начисление заработной платы конкретному работнику за выполненный объем работы).
Группировочные (агрегированные) — объединяют несколько индивидуальных, связанных общностью объектов учетной информации (начисленная заработная плата работникам подразделения; суммарный расход материальных ресурсов за отчетный период)

По времени
совершения

Моментальные — возникают в течение одного учетного периода или цикла, носят разовый характер (выдача из кассы заработной платы работникам, принятие к учету материальных ресурсов на склад).
Длительные — происходят в течение нескольких учетных периодов (процесс начисления амортизации активов по срокам полезного использования).
Абсолютные — происходят вследствие истечения сроков исковой давности (списание невостребованных долгов)

По отношению
к целенаправленной хозяйственной деятельности

Действия — вытекают из хозяйственной деятельности организации (поступление товарно-материальных ценностей от поставщиков и пр.).
События — возникают в результате случайных явлений без участия административного аппарата управления (учет потерь от стихийных бедствий, хищений, аварий и других чрезвычайных ситуаций), а также события, связанные с естественными процессами (начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств и пр.).
Состояние — следствие как действий, так и событий (результаты любой проверки, устанавливающей наличие чего-либо)

По времени
совершения

Прошедшие — факты, которые уже совершились; например, бухгалтер фиксирует данные документа, из которого следует, что готовая продукция уже отгружена покупателям; в данном случае факт отгрузки имел место и только теперь бухгалтер отражает его в учете.
Текущие — факты, которые совершаются в момент регистрации бухгалтером данных: например, при поступлении денег от покупателя в случае применения контрольно-кассовых машин происходит передача и фиксация данных в компьютере в реальном масштабе времени.
Будущие — факты, которые отражаются до их реального наступления, например если предприятие производит предоплату расходов будущих отчетных периодов, то все суммы, относящиеся к этим будущим периодам, составляют будущие факты

© Центр дистанционного образования МГУП