Московский государственный университет печати

Акатьева М.Д.


         

УЧЕТ И АНАЛИЗ. Часть 1. Учет в организации

Учебник


Акатьева М.Д.
УЧЕТ И АНАЛИЗ. Часть 1. Учет в организации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.

Понятие бухгалтерского учета и его место в системе управления. Регулирование бухгалтерского учета

1.2.

Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.2.1.

Классификация основных объектов бухгалтерского учета

1.3.

Метод бухгалтерского учета

1.4.

Балансовое обобщение. Бухгалтерский баланс как метод отражения информации

1.4.1.

Типы операций и их влияние на бухгалтерский баланс

1.5.

Бухгалтерские счета и двойная запись

1.5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

1.5.2.

План счетов бухгалтерского учета

1.5.3.

Сущность двойной записи

1.5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок

1.5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

1.5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

1.5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

1.6.

Документирование как элементы метода бухгалтерского учета

1.7.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

1.8.

Оценка и калькулирование как элементы метода бухгалтерского учета

1.9.

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

1.9.1.

Методы исправления записей в учетных регистрах

1.9.2.

Формы бухгалтерского учета

1.10.

Учетная политика и основы организации бухгалтерского учета

1.10.1.

Организация бухгалтерского учета

1.11.

Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.

ГЛАВА 2. УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.

Учет уставного капитала

2.2.

Учет добавочного и резервного капитала

3.

ГЛАВА 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3.1.

Основные средства и их классификация

3.2.

Документальное оформление движения основных средств. Оценка и переоценка основных средств

3.2.1.

Оценка основных средств

3.2.2.

Переоценка основных средств

3.3.

Учет поступления основных средств

3.4.

Амортизация основных средств

3.5.

Восстановление основных средств. Затраты на ремонт основных средств

3.6.

Выбытие основных средств и их инвентаризация

3.6.1.

Инвентаризация основных средств

4.

ГЛАВА 4. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

4.1.

Понятие и особенности нематериальных активов

4.2.

Принятие нематериальных активов к учету. Оценка и переоценка нематериальных активов

4.2.1.

Изменение стоимости нематериальных активов

4.2.2.

Переоценка нематериальных активов

4.3.

Амортизация нематериальных активов

4.4.

Списание нематериальных активов

4.4.1.

Предоставление (получение) права использования нематериальных активов

5.

ГЛАВА 5. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

5.1.

Понятие и классификация материально-производственных запасов

5.1.1.

Оценка запасов при их принятии к учету

5.1.2.

Текущая оценка запасов

5.2.

Документальное оформление движения запасов

5.3.

Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов

5.3.1.

Признание расходов

5.4.

Инвентаризация запасов

6.

ГЛАВА 6. УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

6.1.

Основы организации и документальное оформление учета труда и его оплаты

6.2.

Фонд оплаты труда. Премирование работников

6.3.

Учет и расчет отпускных выплат и пособий по временной нетрудоспособности

6.3.1.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск

6.4.

Учет удержаний из заработной платы

6.5.

Учет расчетов по взносам на социальное страхование и обеспечение

6.6.

Синтетический учет расчетов по оплате труда

7.

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

7.1.

Классификация затрат на производство

7.2.

Система счетов по учету затрат на производство

7.3.

Понятие готовой продукции и способы ее оценки

7.4.

Документальное оформление и учет движения готовой продукции. Инвентаризация готовой продукции

7.5.

Учет реализации готовой продукции и расходов на продажу

7.5.1.

Учет расходов на продажу

8.

ГЛАВА 8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ

8.1.

Порядок ведения и учет кассовых операций

8.1.1.

Расчет лимита остатка кассы

8.1.2.

Особенности применения контрольно-кассовой техники

8.1.3.

Использование при наличных расчетах бланков строгой отчетности

8.1.4.

Порядок приема, учета, хранения и заполнения бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом

8.1.5.

Бухгалтерский учет кассовых операций

8.1.6.

Инвентаризация

8.2.

Учет операций по расчетным счетам

8.2.1.

Открытие счета

8.2.2.

Безналичные расчеты

8.2.3.

Расчеты чеками

8.2.4.

Выдача наличных денежных средств с расчетного счета организации

8.2.5.

Закрытие расчетного счета

8.2.6.

Учет операций по расчетным и специальным счетам

8.2.7.

Переводы в пути

8.2.8.

Инвентаризация. Рублевые счета

8.3.

Учет операций по валютным счетам

8.3.1.

Инвентаризация. Валютные счета

8.4.

Учет финансовых вложений

8.5.

Учет расчетов

9.

ГЛАВА 9. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

9.1.

Доходы и расходы организации, их классификация и учет

9.1.1.

Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности

9.1.2.

Учет прочих доходов и расходов

9.2.

Учет прибылей и убытков

10.

ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИИ

10.1.

Управленческий учет в информационной системе управления организацией

10.1.1.

Влияние организационной структуры организации на построение системы управленческого учета

10.2.

Организация системы управленческого учета экономического субъекта

10.2.1.

Классификация затрат и ее использование в управленческом учете

10.2.2.

Организация управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности

10.3.

Построение системы управленческого учета. Управленческая отчетность

10.3.1.

Этапы и процедуры постановки системы управленческого учета

10.3.2.

Эффективное управление затратами

10.4.

Организация учета производственных затрат. Себестоимость и ее калькулирование

10.5.

Системы и методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

10.6.

Основы бюджетирования в организации

10.6.1.

Общетеоретические основы процесса бюджетирования

10.6.2.

Виды бюджетов организации, их формы и содержание

10.6.3.

Характеристика основных бюджетов организации

10.6.4.

Группа финансовых бюджетов

10.7.

Диагностика системы управленческого учета и ее оптимизация

10.7.1.

Оптимизация управленческой отчетности в организации

10.7.2.

Определение структуры службы управленческого учета

10.7.3.

Учетная политика организации в управленческом учете

11.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

12.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

14.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Классификация бухгалтерских балансов по времени составления

15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации

16.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Формы унифицированных документов, используемые при оформлении операций с персоналом по оплате труда

17.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Виды тарифной оплаты труда

18.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

19.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

20.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Состав основных выплат работникам

21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Размеры пособия по временной нетрудоспособности

22.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (на примере расчета в 2013 г.)

23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Сравнение бухгалтерского (финансового) и управленческого учета

24.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Процесс формирования бюджетов организации по статьям затрат

Указатели
22   указатель иллюстраций

Изучив эту главу, вы сможете:

знать:

- систему сбора, обработки, подготовки информации финансового характера;

- проблемы, решаемые бухгалтерами в процессе формирования информации для характеристики собственных источников финансирования;

уметь:

- решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера с целью последующего ее представления в финансовых отчетах;

иметь навыки (приобрести опыт):

- эффективного использования информации бухгалтерского учета в процессе принятия управленческих решений;

- самостоятельной работы в структуре бухгалтерской службы и финансового руководства организацией.

После изучения этой главы, вы будете обладать:

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способностью к экономическому образу мышления (в части восприятия экономики организации через ее учетную систему) (ПК-26);

- способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38).

Организации, осуществляющие коммерческую деятельность, должны обладать определенным капиталом - определенной величиной финансовых ресурсов, представляющей собой совокупность материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений и исключительных прав, необходимых для осуществления деятельности.

Собственный капитал организации как юридического лица, или обособленного хозяйствующего субъекта, в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации на правах собственности. Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, покупателю, банку или другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. Остановимся подробнее на особенностях учета первого из видов собственного капитала организации - уставного капитала.

Собственный капитал состоит, как правило, из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного года. Первым по времени появления в качестве объектов учета в организациях появляется уставный капитал, порядок формирования которого зависит от организационно-правовой формы, в которой создается организация.

Именно потому, что сумма вкладов учредителей фиксируется в Уставе организации, она и получила название уставного капитала. Иными словами, уставный капитал - это общая сумма начального (стартового) капитала, сформированная за счет вкладов (паев) учредителей и записанная в Уставе организации.

Как правило, первой проводкой отражают факт государственной регистрации нового экономического субъекта и формирования его уставного капитала из вкладов учредителей:

Дт сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

Кт сч. 80 «Уставный капитал» - на общую сумму уставного капитала, зафиксированного в Уставе.

В этой проводке, с одной стороны, отражено появление нового юридического лица со своим уставным капиталом (К-т сч. 80); с другой стороны, этой проводкой отражается появление у вновь созданной организации дебиторской задолженности в сумме вкладов учредителей (Д-т сч. 75-1). Учредители в данный момент переходят в новый статус - статус дебиторов по отношению к ими же созданной организации, так как они обязались внести соответствующие имущественные вклады во вновь созданную организацию. В рамках счета 75-1 обязательно должны быть открыты аналитические счета на каждого учредителя для того, чтобы проконтролировать своевременность и полноту внесения ими обусловленных уставом вкладов.

Балансовый счет 80 «Уставный капитал» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала. Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации. Записи по счету 80 проводятся при формировании уставного капитала, а также в случаях его изменений, но лишь после внесения соответствующих коррективов в учредительные документы организации.

Отражение в учете процедуры внесения вкладов в разной форме.

  1. Вклад в уставный капитал может быть внесен в виде основных средств. Основанием для отражения этой операции в учете вновь созданной организации будет составленный и подписанный сторонами акт о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1) и утвержденный руководителем принимающей организации. В акте о приеме-передаче помимо всех предусмотренных самой формой документа реквизитов обязательно указывают, что именно передается, в каком количестве и по какой стоимости. По действующему законодательству передаваемое имущество оценивается по рыночной стоимости, но не может быть ниже остаточной по балансу передающей стороны.

    Передача основных средств в уставный капитал в соответствии с п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ должна сопровождаться восстановлением передающей стороной НДС, принятого ранее к вычету, в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости передаваемых основных средств без учета их переоценки, если таковая проводилась.

    Если утвержденная участниками оценка основных средств превышает 200 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время 100 руб.), то она должна быть подтверждена независимым оценщиком (аудитором).

    После получения первичных документов (акта о приеме-передаче, акта оценки, технической документации и т.п.) в бухгалтерии организации отражается принятие объекта основных средств к учету:

    Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»

    Кт сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» - принят от учредителя объект основных средств, внесенный в качестве вклада в уставный капитал.

    Одновременно, если не требуется никаких дополнительных затрат по доведению объекта до состояния пригодности к вводу в эксплуатацию, в учете организации делается следующая запись:

    Дт сч. 01 «Основные средства»

    Кт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» - полученный объект основных средств введен в эксплуатацию.

  2. При получении в качестве вклада в уставный капитал какого-либо объекта нематериальных активов может быть составлен договор на передачу права пользования соответствующим объектом с указанием срока передачи и согласованной сторонами стоимости. После утверждения данного договора руководителем принимающей организации в бухгалтерии будет составлена следующая проводка:

    Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов»

    Кт сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

    и одновременно следующая проводка:

    Дт сч. 04 «Нематериальные активы»

    Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов» - принят от учредителя объект нематериальных активов, внесенный в качестве вклада в уставный капитал. Такой порядок отражения в учете поступления нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

  3. Передача учредителем оборудования, требующего монтажа, а также материально-производственных запасов отражается в учете на основании акта приемки материальных ценностей либо приходной накладной, составленной на складе принимающей организации и подписанной представителями обеих сторон, что отражается в учете следующей записью:

    Дт сч. 07 «Оборудование к установке»

    Дт сч. 10 «Материалы», соответствующие субсчета

    Дт сч. 20 «Основное производство»

    Дт сч. 40 «Готовая продукция»

    Дт сч. 41 «Товары»

    Кт сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

    Вместе с имущественными вкладами в уставный капитал с 1 января 2006 года передается также и сумма НДС, исчисляемая от стоимости этого имущества, что следует отразить так:

    Дт сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям», соответствующие субсчета,

    Кт сч. 83 «Добавочный капитал».

    Сумма НДС отражается на основании документов, сопровождающих передачу имущества, в которых должна быть выделена сумма НДС. Счета-фактуры при этом не составляются. После принятия имущества к учету НДС, переданный учредителями, принимается к вычету:

    Дт счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС»

    Кт счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», соответствующие субсчета.

  4. Поступление вклада в уставный капитал в форме денежной наличности оформляется заполнением приходного кассового ордера с выдачей квитанции к нему вносителю денежных средств:

    Д-т сч. 50 «Касса»

    К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

  5. Вклад в уставный капитал может быть внесен денежными средствами в безналичной форме. Это событие отражается в учете на основании выписок банка из расчетного счета организации с приложенными к ним платежными поручениями, подтверждающими факт зачисления денежных средств на расчетный счет получателя - вновь созданной организации:

    Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

    К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

  6. Если в составе учредителей организации есть иностранное юридическое или физическое лицо (так называемые нерезиденты), то вклад может быть внесен в иностранной валюте, что должно быть подтверждено выпиской из валютного счета, открытого организацией в уполномоченном банке (имеющем лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных операций):

    Д-т сч. 52 «Валютные счета»

    К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

    При получении вклада в виде иностранной валюты в бухгалтерском учете организации часто возникает еще один объект учета - курсовая разница по операциям в валюте. Дело в том, что правила учета операций с иностранной валютой требуют параллельного ведения учета этих операций и в российской валюте, т.е. с пересчетом в рубли по курсу Центрального банка РФ на день совершения операции либо на последний день отчетного периода. В данном случае курсовая разница появляется из-за разрыва во времени между днем отражения в учете появления задолженности учредителя (днем регистрации организации) и днем фактического поступления средств в иностранной валюте. Возникающая в данной ситуации положительная курсовая разница будет формировать добавочный капитал в соответствующей сумме:

    Д-т сч. 52 «Валютные счета»

    К-т сч. 83 «Добавочный капитал», субсчет «Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте».

    В дальнейшем изменение курса доллара США по отношению к рублю также будет вызывать образование курсовой разницы. Однако ни уставный, ни добавочный капитал при этом меняться уже не будут. Возникающая при последующих переоценках остатков на валютных счетах курсовая разница будет учитываться в качестве прочих доходов или расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Решение об изменении величины уставного капитала принимается высшим органом управления организацией. За решением должна последовать государственная перерегистрация Устава и других учредительных документов. Увеличение размеров уставного капитала может происходить за счет дополнительной эмиссии акций, увеличения номинальной стоимости прежнего количества акций, путем присоединения к уставному капиталу части полученной обществом прибыли, суммы добавочного капитала и т.д. Увеличение уставного капитала будет отражено в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» с дебетованием соответствующих счетов 75-1, 83, 84. Уменьшение уставного капитала будет отражаться обратными проводками.

Выкупленные у акционеров акции до принятия решения об их дальнейшей судьбе учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)»:

Дт сч. 81 «Собственные акции (доли)»

Кт сч. 50 «Касса»

Кт сч. 51 «Расчетные счета»

Кт сч. 55 «Специальные счета в банках» - отражена сумма фактических расходов по выкупу обществом акций у своих акционеров.

Аннулированные акции списываются в уменьшение уставного капитала:

Дт сч. 80 «Уставный капитал»

Кт сч. 81 «Собственные акции (доли)» и далее в учете организации фиксируется проводка:

Дт сч. 81 «Собственные акции (доли)»

Кт сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» - на сумму превышения номинальной стоимости акций над фактическими расходами по выкупу.

Вторичное размещение акций на рынке будет отражаться как поступление денежных средств:

Дт сч. 50 «Касса»

Кт сч. 51 «Расчетные счета»

Кт сч. 55 «Специальные счета в банках»

Кт сч. 81 «Собственные акции (доли)».

В результате некоторых операций величина собственного капитала организации может изменяться, не затрагивая размеров уставного капитала. Такие операции приведут к появлению и использованию добавочного капитала и прибыли.

В самом общем случае добавочный капитал - сумма прироста стоимости имущества организации по не зависящим от деятельности организации причинам, в силу сложившихся рыночных условий хозяйствования организации.

Одно из обстоятельств, приводящих к образованию добавочного капитала было указано ранее - изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю, что влияет на рублевую оценку вклада в уставный капитал иностранного учредителя в иностранной валюте. Рублевая оценка вклада будет разной на момент регистрации задолженности и в момент ее погашения, если между этими событиями пройдет некоторое время. В случае роста по отношению к рублю курса иностранной валюты, в которой вносится вклад, возникает положительная курсовая разница, которая и признается добавочным капиталом:

Дт счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «По вкладам в уставный капитал»

Кт счета 83 «Добавочный капитал».

При понижении по отношению к рублю курса иностранной валюты, в которой вносится вклад, возникает отрицательная курсовая разница:

Дт счета 83 «Добавочный капитал»

Кт счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «По вкладам в уставный капитал» - на сумму отрицательной курсовой разницы по вкладу в уставный капитал в иностранной валюте в пределах добавочного капитала, образованного в связи с появлением положительной курсовой разницы;

Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

Кт счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «По вкладам в уставный капитал» - на сумму превышения отрицательной курсовой разницы над образованным ранее добавочным капиталом в части положительной курсовой разницы.

В дальнейшем сумма поступивших на счет организации валютных средств подлежит пересчету по курсу Центрального Банка на дату совершения операции или на отчетную дату, в соответствии с требованиями ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденного приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н. В результате пересчета также будет выявляться курсовая разница, однако к добавочному капиталу она уже не будет иметь отношения, это будут, в зависимости от знака курсовой разницы, либо прочие доходы, либо прочие расходы, учет которых ведется на соответствующем субсчете к счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Еще одна составляющая добавочного капитала - эмиссионный доход - превышение продажной цены акций, размещаемых на рынке, над их номинальной ценой. Проводки по появлению добавочного капитала в этом случае будут отражаться на счетах:

Дт счета 75 «Расчеты с учредителями»

Кт счета 83 «Добавочный капитал».

Кроме того, увеличение стоимости основных средств или нематериальных активов в результате переоценки также приведет к появлению добавочного капитала:

Дт счета 01 «Основные средства» или

Дт счета 04 «Нематериальные активы»

Кт счета 83 «Добавочный капитал» - на сумму дооценки стоимости основных средств или нематериальных активов.

На столько же, на сколько повысилась стоимость имущества (в той же пропорции) должна быть увеличена сумма амортизации этого имущества, начисленная к моменту проведения переоценки:

Дт счета 83 «Добавочный капитал»

Кт счета 02 «Амортизация основных средств» или

Кт счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

В результате этих проводок, если правильно исчислена их сумма, в той же пропорции должна повыситься и остаточная стоимость основных средств или нематериальных активов, которые были переоценены.

Появление добавочного капитала может быть вызвано также получением организацией средств целевого финансирования, предназначенных для инвестирования в основные средства:

Дт счета 51 «Расчетные счета»

Кт счета 86 «Целевое финансирование».

После осуществления инвестиций в учете организации, получившей средства целевого финансирования, составляется проводка:

Дт счета 86 «Целевое финансирование»

Кт счета 83 «Добавочный капитал».

Уменьшение или использование добавочного капитала, кроме операции по корректировке амортизации по дооцениваемым основным средствам или нематериальным активам, может осуществляться еще по некоторым причинам:

  • при снижении стоимости (уценке) амортизируемого имущества в пределах проводившейся ранее дооценки составляется проводка

    Дт счета 83 «Добавочный капитал»

    Кт счета 01 «Основные средства» или

    Кт счета 04 «Нематериальные активы»;

  • в случае дооценки, пропорционально должна быть уменьшена и амортизация по уцениваемому объекту основных средств

    Дт счета 02 «Амортизация основных средств» или

    Дт счета 05 «Амортизация нематериальных активов»

    Кт счета 83 «Добавочный капитал».

При присоединении средств добавочного капитала к уставному капиталу:

Дт счета 83 «Добавочный капитал»

Кт счета 80 «Уставный капитал».

Распределение сумм добавочного капитала между учредителями:

Дт счета 83 «Добавочный капитал»

Кт счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «По выплате доходов».

При выбытии объекта основных средств или нематериальных активов, подвергавшихся дооценке, сумма добавочного капитала направляется на увеличение нераспределенной прибыли:

Дт счета 83 «Добавочный капитал»

Кт счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Акционерные общества обязаны формировать резервный капитал (резервный фонд), который вместе с уставным капиталом и добавочным капиталом образует собственный капитал общества.

Фактический размер отчислений от чистой прибыли, если он будет больше установленного Законом минимума, должен быть предусмотрен Уставом общества:

Дт счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кт счета 82 «Резервный капитал».

Предприятия других организационно-правовых форм (общества с ограниченной ответственностью, товарищества) могут создавать резервный капитал (или фонд) в соответствии со своими учредительными документами или учетной политикой. Источником его образования для таких предприятий также является чистая (нераспределенная) прибыль, или прибыль, оставшаяся по окончании года в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль и других платежей. Размер отчислений в резервный фонд определяется учредителями (собственниками) предприятия и указывается в учредительных документах или в учетной политике предприятия.

Резервный капитал может быть направлен по решению собрания учредителей на покрытие убытков отчетного года или прошлых лет:

Дт счета 82 «Резервный капитал»

Кт счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,

или на выплату дивидендов (доходов) учредителям:

Дт счета 82 «Резервный капитал»

Кт счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «По выплате доходов».

© Центр дистанционного образования МГУП