Московский государственный университет печати

Акатьева М.Д.


         

УЧЕТ И АНАЛИЗ. Часть 1. Учет в организации

Учебник


Акатьева М.Д.
УЧЕТ И АНАЛИЗ. Часть 1. Учет в организации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1.

Понятие бухгалтерского учета и его место в системе управления. Регулирование бухгалтерского учета

1.2.

Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.2.1.

Классификация основных объектов бухгалтерского учета

1.3.

Метод бухгалтерского учета

1.4.

Балансовое обобщение. Бухгалтерский баланс как метод отражения информации

1.4.1.

Типы операций и их влияние на бухгалтерский баланс

1.5.

Бухгалтерские счета и двойная запись

1.5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

1.5.2.

План счетов бухгалтерского учета

1.5.3.

Сущность двойной записи

1.5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок

1.5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

1.5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

1.5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

1.6.

Документирование как элементы метода бухгалтерского учета

1.7.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

1.8.

Оценка и калькулирование как элементы метода бухгалтерского учета

1.9.

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

1.9.1.

Методы исправления записей в учетных регистрах

1.9.2.

Формы бухгалтерского учета

1.10.

Учетная политика и основы организации бухгалтерского учета

1.10.1.

Организация бухгалтерского учета

1.11.

Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.

ГЛАВА 2. УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.

Учет уставного капитала

2.2.

Учет добавочного и резервного капитала

3.

ГЛАВА 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3.1.

Основные средства и их классификация

3.2.

Документальное оформление движения основных средств. Оценка и переоценка основных средств

3.2.1.

Оценка основных средств

3.2.2.

Переоценка основных средств

3.3.

Учет поступления основных средств

3.4.

Амортизация основных средств

3.5.

Восстановление основных средств. Затраты на ремонт основных средств

3.6.

Выбытие основных средств и их инвентаризация

3.6.1.

Инвентаризация основных средств

4.

ГЛАВА 4. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

4.1.

Понятие и особенности нематериальных активов

4.2.

Принятие нематериальных активов к учету. Оценка и переоценка нематериальных активов

4.2.1.

Изменение стоимости нематериальных активов

4.2.2.

Переоценка нематериальных активов

4.3.

Амортизация нематериальных активов

4.4.

Списание нематериальных активов

4.4.1.

Предоставление (получение) права использования нематериальных активов

5.

ГЛАВА 5. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

5.1.

Понятие и классификация материально-производственных запасов

5.1.1.

Оценка запасов при их принятии к учету

5.1.2.

Текущая оценка запасов

5.2.

Документальное оформление движения запасов

5.3.

Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов

5.3.1.

Признание расходов

5.4.

Инвентаризация запасов

6.

ГЛАВА 6. УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

6.1.

Основы организации и документальное оформление учета труда и его оплаты

6.2.

Фонд оплаты труда. Премирование работников

6.3.

Учет и расчет отпускных выплат и пособий по временной нетрудоспособности

6.3.1.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск

6.4.

Учет удержаний из заработной платы

6.5.

Учет расчетов по взносам на социальное страхование и обеспечение

6.6.

Синтетический учет расчетов по оплате труда

7.

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

7.1.

Классификация затрат на производство

7.2.

Система счетов по учету затрат на производство

7.3.

Понятие готовой продукции и способы ее оценки

7.4.

Документальное оформление и учет движения готовой продукции. Инвентаризация готовой продукции

7.5.

Учет реализации готовой продукции и расходов на продажу

7.5.1.

Учет расходов на продажу

8.

ГЛАВА 8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ

8.1.

Порядок ведения и учет кассовых операций

8.1.1.

Расчет лимита остатка кассы

8.1.2.

Особенности применения контрольно-кассовой техники

8.1.3.

Использование при наличных расчетах бланков строгой отчетности

8.1.4.

Порядок приема, учета, хранения и заполнения бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом

8.1.5.

Бухгалтерский учет кассовых операций

8.1.6.

Инвентаризация

8.2.

Учет операций по расчетным счетам

8.2.1.

Открытие счета

8.2.2.

Безналичные расчеты

8.2.3.

Расчеты чеками

8.2.4.

Выдача наличных денежных средств с расчетного счета организации

8.2.5.

Закрытие расчетного счета

8.2.6.

Учет операций по расчетным и специальным счетам

8.2.7.

Переводы в пути

8.2.8.

Инвентаризация. Рублевые счета

8.3.

Учет операций по валютным счетам

8.3.1.

Инвентаризация. Валютные счета

8.4.

Учет финансовых вложений

8.5.

Учет расчетов

9.

ГЛАВА 9. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

9.1.

Доходы и расходы организации, их классификация и учет

9.1.1.

Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности

9.1.2.

Учет прочих доходов и расходов

9.2.

Учет прибылей и убытков

10.

ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИИ

10.1.

Управленческий учет в информационной системе управления организацией

10.1.1.

Влияние организационной структуры организации на построение системы управленческого учета

10.2.

Организация системы управленческого учета экономического субъекта

10.2.1.

Классификация затрат и ее использование в управленческом учете

10.2.2.

Организация управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности

10.3.

Построение системы управленческого учета. Управленческая отчетность

10.3.1.

Этапы и процедуры постановки системы управленческого учета

10.3.2.

Эффективное управление затратами

10.4.

Организация учета производственных затрат. Себестоимость и ее калькулирование

10.5.

Системы и методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

10.6.

Основы бюджетирования в организации

10.6.1.

Общетеоретические основы процесса бюджетирования

10.6.2.

Виды бюджетов организации, их формы и содержание

10.6.3.

Характеристика основных бюджетов организации

10.6.4.

Группа финансовых бюджетов

10.7.

Диагностика системы управленческого учета и ее оптимизация

10.7.1.

Оптимизация управленческой отчетности в организации

10.7.2.

Определение структуры службы управленческого учета

10.7.3.

Учетная политика организации в управленческом учете

11.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

12.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

14.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Классификация бухгалтерских балансов по времени составления

15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации

16.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Формы унифицированных документов, используемые при оформлении операций с персоналом по оплате труда

17.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Виды тарифной оплаты труда

18.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

19.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

20.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Состав основных выплат работникам

21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Размеры пособия по временной нетрудоспособности

22.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (на примере расчета в 2013 г.)

23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Сравнение бухгалтерского (финансового) и управленческого учета

24.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Процесс формирования бюджетов организации по статьям затрат

Указатели
22   указатель иллюстраций

Учет - функция управления производством, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации о реальных фактах хозяйственной деятельности, их результатах, использованных ресурсах и т.д. Такая информация необходима органам управления всех уровней для принятия обоснованных решений.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского наблюдения, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с законодательно установленными требованиями.

Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ГК, ст. 153). Пример события - объявление дебитора (нам должны) организации банкротом.

Активы - хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательства - существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Источники финансирования деятельности - все источники, кроме обязательств, выделенные как отдельный объект бухучета (капитал).

Капитал - вложения собственников и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.

Доходы - увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств в течение отчетного периода, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, поступления от продажи основных средств; прибыли, полученные вследствие переоценки активов и др.

Расходы - уменьшение экономических выгод или возникновение обязательств в течение отчетного периода, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников (выплаты дивидендов). Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.

Прибыль - количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Убытки - потеря активов в результате нерационального хозяйствования или стихийных бедствий. Данная часть активов полностью выбывает из хозяйственного оборота.

Документирование - способ первичного отражения совершившихся фактов хозяйственной жизни, оформление каждой конкретной операции первичными документами. При помощи документирования производится сплошное отражение фактов хозяйственной деятельности в момент и на месте их совершения.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества и источников их формирования с данными бухгалтерского учета. Объектами инвентаризации являются все имущество организации (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материально-производственные запасы, денежные средства, дебиторская задолженность) и все виды финансовых обязательств (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и др.).

Оценка - способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном (стоимостном) измерителе, цель оценки состоит в определении фактической себестоимости свершившегося факта хозяйственной жизни.

Бухгалтерский счет - локальная система, в процессе формирования которой под воздействием хозяйственных операций осуществляется учет, текущий и последующий контроль за наличием и движением экономически однородного объекта.

Активные счета - счета, на которых ведется учет средств (имущества, активов) организации. Они открываются на основании статей актива баланса.

Пассивные счета - счета, на которых ведется учет источников формирования имущества (пассивов) организации. Они открываются на основании статей пассива баланса.

Двойная запись - метод отражения суммы операции (факта хозяйственной жизни) не менее чем на двух взаимосвязанных счетах: по дебету одного и кредиту другого счета.

Корреспондирующие счета - счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи.

Бухгалтерская запись (или бухгалтерская проводка) - запись факта хозяйственной жизни (операции) на счетах бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.

Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - неразрывно связан с синтетическим учетом, представляет детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Документирование - способ первичного отражения совершившихся фактов хозяйственной жизни, оформление каждой конкретной операции первичными документами. При помощи документирования производится сплошное отражение фактов хозяйственной деятельности в момент и на месте их совершения.

Первичный учетный документ - бухгалтерский документ, который является письменным свидетельством подтверждения факта совершения хозяйственных операций и права на ее совершение, а также устанавливает материальную ответственность работников за доверенные ценности. Первичный документ - это носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.

Документооборот - движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи на хранение. Документооборот первичной учетной документации регламентируется графиком.

График документооборота - документ, закрепляющий порядок прохождения документов внутри организации в специальных технологических схемах, где должны найти отражение все этапы и пункты прохождения документной информации, сроки обработки и исполнения документов.

Управленческий учет - система формирования информации, предназначенной для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей организации. Развитие управленческого учета связано с усложнением структуры организаций, диверсификацией продукции, необходимостью сохранять коммерческую тайну о затратах и прибыли в условиях конкуренции.

Центр ответственности (центр финансовой ответственности) - сегмент внутри организации (структурное подразделение), во главе которого стоит ответственное лицо (менеджер), или группа менеджеров, которые ведут деятельность, способны оказывать непосредственное воздействие на результаты и расходы этой деятельности, несут ответственность, и основная мотивация которых - это достижение результатов принимаемых ими решений в рамках возложенных на них полномочий.

Калькулирование - расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) и объема выпущенной продукции (работ, услуг) в целом - как на этапе планирования (составление плановых калькуляций и бюджетов затрат), так и по итогам выполнения отдельного заказа (составление отчетных калькуляций).

Бюджетирование - распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия через систему финансовых планов (бюджетов).

Бюджет - финансовый план экономического субъекта, выраженный в натуральных и денежных единицах.

© Центр дистанционного образования МГУП