Московский государственный университет печати

Акатьева М.Д.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Учет и анализ. Часть 1. Учет»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 080200.62 «Менеджмент»
профиль «Производственный менеджмент»


Акатьева М.Д.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Учет и анализ. Часть 1. Учет»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям

1.

Содержание дисциплины

1.1.

Тема 1. Учетные системы организации. Общая характеристика бухгалтерского учета. Предмет бухгалтерского учета

1.2.

Тема 2. Метод бухгалтерского учета

1.3.

Тема 3. Техника и формы бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета

1.4.

Тема 4. Учет основных средств

1.5.

Тема 5. Учет нематериальных активов

1.6.

Тема 6. Учет материально-производственных запасов

1.7.

Тема 7. Учет труда и заработной платы

1.8.

Тема 8. Учет денежных средств и расчетов

1.9.

Тема 9. Учет текущих обязательств и расчетов

1.10.

Тема 10. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг). Расходы организации и их виды. Понятие себестоимости продукции (работ, услуг)

1.11.

Тема 11. Учет готовой продукции и ее реализации

1.12.

Тема 12. Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и использования прибыли

1.13.

Тема 13. Учет капитала и расчетов с учредителями

1.14.

Тема 14. Учет кредитов и заемных средств

1.15.

Тема 15. Состав и содержание бухгалтерской отчетности

1.16.

Тема 16. Основы управленческого учета

1.17.

Тема 17. Формирование затрат в системе управленческого учета

1.18.

Тема 18. Методы управленческого учета

1.19.

Тема 19. Учет затрат по центрам ответственности

1.20.

Тема 20. Основы бюджетирования

2.

Рекомендуемая литература

3.

Контрольная работа и методические указания по ее выполнению

3.1.

Часть 1 контрольной работы

3.1.1.

Варианты задания части 1 контрольной работы

3.2.

Часть 2 контрольной работы

3.3.

Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы

4.

Формы контроля

В соответствии с учебным планом (ФГОС ВПО 3-е поколение) по дисциплине «Учет и анализ» бакалавры дистанционной формы обучения выполняют контрольную работу.

Целью контрольной работы является закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, умения пользоваться учебной литературой, грамотное изложение вопроса по существу и по стилю.

Основной формой работы обучающихся на дистанционной форме обучения является самостоятельное изучение литературы, перечень которой приводится ранее. Предлагаемый по каждой теме перечень контрольных вопросов позволяет самостоятельно оценить степень усвоения материалов дисциплины. Руководствуясь программой данного курса и методическими указаниями, обучающиеся дополняют работу с предложенной литературой своими практическими опытом и знаниями.

Домашняя работа над рекомендованными изданиями и выполнение контрольной работы должны привить студентам навыки работы со специальной литературой, научить аргументированному изложению своих знаний и убеждений в письменной форме. Изучение рекомендуемых источников должно сопровождаться составлением краткого конспекта, самоконтролем полученных знаний путем ответов на поставленные вопросы.

Контрольная работа выполняется в печатной форме и включает в себя как теоретические, так и практические аспекты в рамках изучаемой дисциплины. Задания для контрольной работы составлены в нескольких вариантах и разделены на 2 части.

Перед выбором темы контрольной работы студент должен проработать материал всего курса.

После изучения теоретического материала обучающиеся приступают к выполнению практического здания контрольной работы по вариантам с обязательным изложением указанных вопросов по своей теме.

Структура работы определяется в каждом конкретном случае, но она должна включать введение, основную часть, заключение и библиографический список.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы.

Основная часть контрольной работы в развернутой форме раскрывает тему. Она может быть представлена несколькими параграфами, содержать теорию вопроса.

Заключительная часть отводится обобщениям, к которым подводит студента проделанная работа.

Библиографический список литературы содержит перечень всех проработанных в процессе подготовки к написанию работы источников. В тексте работы должны быть ссылки на источники информации.

Контрольная работа является свидетельством того, как студент усвоил материал и какова степень его самостоятельности и индивидуальных возможностей.

Оценка «незачет» ставится за работу, не отвечающую основным требованиям, т.е. не раскрывающую важнейших показателей, содержащую устаревшую статистическую информацию или без статистической информации.

Контрольная работа состоит из теоретических вопросов и задач по учету (часть 1) и анализу (часть 2).

Задание обучающийся определяет в соответствии с начальной буквой своей фамилии: номер варианта теоретических вопросов по учету дан в табл. 1, вариант задачи по учету - в табл. 2.

В конце работы обучающийся должен указать перечень использованной в контрольной работе литературы.

Таблица 1

Определение номера варианта для выполнения теоретических заданий по бухгалтерскому учету (задания 1, 2, 3)

Untitled Document

Номер варианта

Начальная буква фамилии обучающегося

1

А Л

2

Б М

3

В Н

4

Г О Я

5

Д П

6

Е Р Щ

7

Ж С Х

8

З Т Ц

9

И У Ч Э

10

К Ф Ш Ю

Таблица 2

Определение номера варианта для выполнения задачи по бухгалтерскому учету (задание 4)

Untitled Document

Вариант задачи

Начальная буква фамилии

1

А Б В Г Д Е Ж З И

2

К Л М Н О П Р С Т У

3

Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Вариант 1

    1. Учетные системы. Понятие, основные характеристики, назначение.

    2. Нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    3. Учет основных средств.

    4. Задача.

Вариант 2

    1. Особенности бухгалтерского учета, его принципы, роль и назначение.

    2. Инвентаризация, ее виды. Порядок проведения и отражения результатов инвентаризации.

    3. Учет нематериальных активов.

    4. Задача.

Вариант 3

    1. Учетные измерители и их применение в различных видах хозяйственного учета.

    2. Бухгалтерские счета, их классификация. План счетов бухгалтерского учета, принципы его построения.

    3. Учет материально-производственных запасов.

    4. Задача.

Вариант 4

    1. Предмет бухгалтерского учета, его задачи. Объекты бухгалтерского учета.

    2. Двойная запись на счетах, ее контрольное значение. Бухгалтерский баланс, его структура и связь со счетами.

    3. Учет труда и заработной платы.

    4. Задача.

Вариант 5

    1. Имущество организации, его отражение в бухгалтерском балансе.

    2. Понятие учетных регистров, их роль в бухгалтерском учете. Классификация учетных регистров.

    3. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг). Основы организации управленческого учета.

    4. Задача.

Вариант 6

    1. Источники формирования имущества, их отражение в бухгалтерском балансе.

    2. Организация бухгалтерского учета на предприятиях.

    3. Учет готовой продукции и ее реализации.

    4. Задача.

Вариант 7

    1. Состав и содержание бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и представления.

    2. Права и обязанности главного бухгалтера.

    3. Учет денежных средств, расчетов и текущих обязательств.

    4. Задача.

Вариант 8

    1. Метод бухгалтерского учета и его элементы.

    2. Типовые изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций.

    3. Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и использования прибыли.

    4. Задача.

Вариант 9

    1. Бухгалтерские документы, их классификация и правовое значение. Реквизиты бухгалтерских документов, порядок исправления ошибок. Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов.

    2. Оценка и калькулирование.

    3. Учет финансовых вложений. Учет уставного капитала и расчетов с учредителями.

    4. Задача.

Вариант 10

    1. Формы бухгалтерского учета: понятие, виды, их преимущества и недостатки.

    2. Структура бухгалтерии, ее связь с другими подразделениями предприятия. График документооборота.

    3. Учет затрат по кредитам и займам в организации.

    4. Задача.

Задача

1. Произвести классификацию имущества организации и источников его формирования, приведенных в табл. 3.

2. Определить, на каких счетах отражаются указанные объекты.

3. По данным табл. 3, заполнить бухгалтерский баланс на 1 января 201_ г. (31 декабря 201_ г.) по форме, приведенной в табл. 4.

Таблица 3

Наличие объектов имущества и источников его формирования на 1 января 201_г.

Untitled Document

№ п/п

Наименование объектов имущества и источников его формирования

Сумма, в тыс. д.е.

1

Основные средства (первоначальная стоимость)

30 002

2

Наличные деньги в кассе

25

3

Уставный капитал

2 000

4

Краткосрочные кредиты банка

2 500

5

Производственные запасы (материалы)

2 260

6

Задолженность подотчетных лиц

15

7

Расчетные счета

2 372

8

Задолженность поставщикам

893

9

Незавершенное производство

194

10

Запасное оборудование на складе

1 240

11

Задолженность покупателей

3 280

12

Резерв по сомнительным долгам

320

13

Долгосрочные кредиты банка

6 000

14

Задолженность работникам по начисленной зарплате

1 180

15

Задолженность пенсионному фонду

330

16

Задолженность органам социального страхования

47

17

Задолженность фонду обязательного медицинского страхования

42

18

Задолженность бюджету по НДФЛ

153

19

Задолженность бюджету по НДС

823

20

Готовая продукция

540

21

Нематериальные активы (фактическая первоначальная стоимость)

344

22

Амортизация нематериальных активов

68

23

Долгосрочные финансовые вложения

943

24

Нераспределенная прибыль

22 002

25

Краткосрочные финансовые вложения

385

26

Валютные счета

1 130

27

Задолженность подрядчикам

1 240

28

Резервный капитал

600

29

Амортизация основных средств

1 002

30

Добавочный капитал

2 685

31

Доходы будущих периодов

845

Таблица 4

<?xml version="1.0"?>

4. На основании ниже приведенных операций (табл. 5), заполнить журнал регистрации операций по форме, приведенной в табл. 6.

Таблица 5

Операции за январь 201_ г.

Untitled Document

№ п/п

Краткое содержание операции

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

Начислена амортизация основных средств

120

100

170

2

Начислена амортизация нематериальных активов

5

4

6

3

Поступила на расчетный счет задолженность покупателей

3280

2900

3000

4

С расчетного счета оплачены счета поставщиков

893

650

893

5

Частично погашен краткосрочный кредит банка

500

300

600

6

Введено в эксплуатацию оборудование, находившееся на складе

580

1240

1050

7

Оплачено приобретенное исключительное право на товарный знак

10

20

30

8

Реализовано оборудование по остаточной стоимости:
первоначальная стоимость
начисленная амортизация

?

159
53

?

200
100

?

340
210

9

Оприходованы материалы, полученные от поставщика, в том числе НДС

168

156

192

10

Списаны на нужды основного производства материалы

445

367

621

11

На расчетный счет поступили денежные средства за реализованную продукцию, в том числе НДС

6000

5160

6240

12

По чеку получено в банке на заработную плату и хозяйственные нужды

1190

1180

1187

13

Выплачена заработная плата за предыдущий месяц

1180

1180

1180

14
14.1
14.2
14.3
14.4
14.5

Перечислено с расчетного счета:
в Пенсионный фонд
в фонд социального страхования
в фонд медицинского страхования
НДФЛ
НДС


330
47
42
153
823


330
47
42
153
823


330
47
42
153
823

15

Согласно авансовых счетов отнесена на производство задолженность подотчетных лиц

15

10

5

16

По расходному ордеру выдано в подотчет на хозяйственные нужды

10

-

7

17

Начислена заработная плата за текущий месяц

1500

1380

1470

18

Удержан из заработной платы НДФЛ

195

179

191

19

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды:
в Пенсионный фонд
в фонд социального страхования
в фонд медицинского страхования

 

420
60
54

 

386
55
50

 

412
59
53

20

Оприходована на склад готовая продукция по себестоимости

?

?

?

21

Списываются затраты на производство готовой продукции, реализованной в отчетном месяце

?

?

?

22

Определяется финансовый результат от реализации продукции

?

?

?

Примечания:

    1) Для отражения производственных затрат следует использовать счет 20 «Основное производство».

    2) За фактическую себестоимость готовой продукции следует принять дебетовый оборот счета 20 «Основное производство».

Таблица 6

Журнал регистрации операций

Untitled Document

№ п/п

Краткое содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

 

 

 

 

 

5. На основании данных бухгалтерского баланса на 1 января 201_ г. (31 декабря 201_ г.):

    5.1. Открыть счета и записать в них начальные остатки по объектам бухгалтерского учета.

    5.2. Отразить на счетах операции за январь 201_ г.

    5.3. Подсчитать дебетовые и кредитовые обороты и вывести конечные остатки.

6. На основании закрытых счетов:

    6.1. Заполнить оборотную ведомость (см. табл. 7).

    6.2. Заполнить бухгалтерский баланс на 1 февраля 201_ г. (в табл. 4).

Таблица 7

Оборотная ведомость

Untitled Document

№ п/п

Наименование и шифр счета

Остаток на начало месяца

Обороты за отчетный месяц

Остаток на конец месяца

 

 

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

С использованием данных сформированного в части 1 работы бухгалтерского баланса и приведенных далее данных отчета о финансовых результатах обучающийся должен раскрыть методологию и практические аспекты отдельных вопросов анализа данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Выполнение данной части контрольной работы сопровождается соответствующими расчетами, краткими пояснениями и формулами (алгоритмами).

Вопросы части 2 контрольной работы составлены в вариантах от 1 до 7, номер варианта определяется по начальной букве фамилии обучающегося в соответствии с табл. 8., номера рассматриваемых вопросов - по табл. 9.

Таблица 8

Определение номера варианта для выполнения заданий по анализу

Untitled Document

Варианты

Начальная буква фамилии обучающегося

1

А

З

П

Ц

2

Б

И

Р

Ч

3

В

К

С

Ш

4

Г

Л

Т

Щ

5

Д

М

У

Э

6

Е

Н

Ф

Ю

7

Ж

О

Х

Я

Вопросы для части 2 контрольной работы

    1. Особенности формирования и отражения в бухгалтерском балансе данных о внеоборотных активах, взаимоувязка с данными регистров бухгалтерского учета, примеры.

    2. Особенности формирования и отражения в бухгалтерском балансе данных о финансовых вложениях организации, взаимоувязка с данными регистров бухгалтерского учета, примеры.

    3. Особенности формирования и отражения в бухгалтерском балансе данных о дебиторской и кредиторской задолженности, взаимоувязка с данными регистров бухгалтерского учета, примеры.

    4. Особенности формирования и отражения в бухгалтерском балансе данных третьего раздела данной формы отчетности, взаимоувязка с данными регистров бухгалтерского учета, примеры.

    5. Особенности формирования отчетных данных о финансовых результатах по обычным видам деятельности организации, взаимоувязка со счетами бухгалтерского учета и показателями бухгалтерской отчетности, примеры.

    6. Особенности формирования отчетных данных о прибыли (убытке) до налогообложения, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности (указывая коды строк!), алгоритм действий, пример.

    7. Пояснения к бухгалтерской отчетности: назначение, структура, предъявляемые к ним требования. Примеры оформления пояснений по статьям «Основные средства» и «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса из части 1 контрольной работы.

Таблица 9

Номера выполняемых вопросов по выбранному варианту

Untitled Document

Номер варианта

Выполняемые вопросы части 2 контрольной работы

1

2, 4, 6

2

1, 4, 5

3

3, 6, 7

4

2, 5, 7

5

1, 3, 5

6

2, 3, 6

7

1, 6, 7

<?xml version="1.0"?>

    1. Контрольная работа должна находиться в папке со скоросшивателем. Листы работы не должны быть вставлены в файлы, так как это затрудняет проверку.

    2. Текст контрольной работы представляется на стандартных листах формата А4 на компьютере шрифтом гарнитуры Times New Roman кеглем 14 пунктов через 1,5 интервала. Объем контрольной работы составляет 15 -20 страниц.

    3. Текст контрольной работы следует печатать с соблюдением следующего размера полей:

      • левое - 30 мм;

      • правое - 10 мм;

      • верхнее - 20 мм;

      • нижнее - 20 мм.

    4. Величина абзацного отступа - 1,25 сантиметра. Выравнивание текста в пределах абзаца - по ширине. При наборе текста допускается использование функции автоматической расстановки переносов.

    5. Нумерация страниц контрольной работы производится арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки и начинается с титульного листа, но на самом титульном листе номер страницы не проставляется.

    6. Заголовки структурных элементов контрольной работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются жирным шрифтом прописными буквами и записываются с абзацного отступа с новой страницы. Разделы нумеруются арабскими цифрами (точка после номера раздела не ставится), а их наименование печатается жирным шрифтом прописными буквами с абзацного отступа. Выравнивание заголовков разделов работы следует делать по левому краю. Номера подразделов включают номер раздела и порядковый номер соответствующего подраздела в рамках раздела, разделенные точкой. После номера подраздела перед его заголовком точку не ставят. Заголовки подразделов печатаются строчными буквами, выделяются жирным шрифтом и записываются с абзацного отступа. Выравнивание заголовков подразделов контрольной работы производится по левому краю.

    7. Иллюстрации в контрольной работе (графики, схемы, диаграммы, чертежи, рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации в работе именуются рисунками. На все имеющиеся в контрольной работе рисунки по тексту работы обязательно должны быть даны ссылки. Рисунки должны иметь сквозную нумерацию в пределах раздела арабскими цифрами. При этом номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Рисунки обязательно должны иметь наименования. Номер рисунка отделяется от его наименования с помощью тире. Номер и наименование помещаются после рисунка и центрируются. Точка в конце наименования рисунка не ставится.

    8. Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы в контрольной работе следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. Точка в конце таблицы не ставится. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», её номер и название указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и указывают номер таблицы. При переносе таблицы на другую страницу заголовок (шапку) таблицы помещают только над её первой частью.

    9. Формулы в контрольной работе выделяются из текста отдельной строкой. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой она дана в формуле. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела контрольной работы. Номер формулы в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, и указывается в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Для корректного набора формул в работе рекомендуется пользоваться специальным редактором формул Microsoft Equation, входящим в стандартную поставку программного пакета Microsoft Office.

    10. При написании контрольной работы бакалавр обязан делать ссылки на используемые им литературные источники и нормативно-правовой материал. Ссылки на содержащиеся в библиографическом списке источники оформляются непосредственно по тексту контрольной работы в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке и страниц, на которых содержится цитируемый материал.

    11. Работа должна содержать:

      • титульный лист;

      • содержание;

      • введение;

      • основная часть;

      • заключение;

      • библиографический список;

      • приложения (если есть).

    12. Работа подписывается бакалавром (на титульном листе) напротив своих инициалов перед сдачей её преподавателю.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к оформлению контрольной работы, преподаватель возвращает бакалавру работу на доработку. Если замечания, сделанные преподавателем, не устранены, то преподаватель имеет право не допустить обучающего до защиты контрольной работы, сдачи экзамена по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения».

После успешной защиты контрольной работы бакалавры дистанционной формы обучения допускаются к сдаче экзамена по дисциплине.

© Центр дистанционного образования МГУП