Московский государственный университет печати

Рекус И.Г.
Шорина О.С.


         

Основы экологии и рационального природопользования

Учебное пособие


Рекус И.Г.
Основы экологии и рационального природопользования
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение в экологию

1.1.

Общие понятия экологии

1.2.

Основные законы и проблемы экологии

1.3.

Основные виды загрязнения природной среды

2.

Основные критерии оценки качества среды

3.

Экологический мониторинг

4.

Охрана гидросферы

4.1.

Характеристика гидроресурсов и сточных вод

4.2.

Характеристика замкнутых водооборотных систем

4.3.

Виды промышленных сточных вод и методы очистки воды

4.4.

Очистка сточных вод полиграфических предприятий

5.

Охрана атмосферы

5.1.

Основные компоненты и загрязнители атмосферы

5.2.

Физико-химические методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей

5.3.

Выбросы полиграфических предприятий и их очистка

6.

Охрана литосферы

6.1.

Загрязнение литосферы твердыми отходами

6.2.

Твердые бытовые отходы и их утилизация

6.3.

Твердые промышленные отходы и их переработка

7.

Рациональное природопользование

7.1.

Основные понятия

7.2.

Понятие безотходного производства

7.3.

Основные принципы создания безотходных производств

8.

Расчет экономических показателей природоохранных мероприятий

8.1.

Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий

8.2.

Расчет ущерба, наносимого окружающей среде в результате загрязнения атмосферы

8.3.

Укрупненная оценка ущерба, наносимого окружающей среде в результате загрязнения водоемов

8.4.

Расчет ущерба, наносимого окружающей среде в результате загрязнения поверхности Земли

8.5.

Применение нормативов платы за загрязнение природной среды на территории Российской Федерации

8.6.

Расчет платы за загрязнение земель химическими веществами и несанкционированными свалками отходов

9.

Правовые основы экологии

9.1.

Основные понятия

9.2.

Формы экологического управления и контроля в Российской Федерации

9.3.

Международные экологические отношения

Литература

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Указатели
8   именной указатель
74   предметный указатель
14   указатель иллюстраций
Рис. 13. Органы государственного экологического управления РФ Рис. 14. Международные природоохранительные организации

Впервые понятие «экология» было предложено немецким биологом Геккель Э.Э. Геккелем в 1866 году и долгое время не выходило за рамки биологии. Широкой общественности слово «экология» стало известно примерно 35-40 лет назад, после того, как внимание во всем мире было привлечено к проблеме охраны окружающей среды. В 1963 году Генеральная Ассамблея ООН признала эту проблему особо важной.

Одной из важнейших частей экологии является социальная экология.

Экология социальная Социальная экология - это учение о взаимодействии общества с окружающей его средой обитания.

Составной частью в социальную экологию входит правовая экология.

Экология правовая Правовая экология - это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.

Экологическое право Экологическое право - это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Правовой способ охраны окружающей среды включает в себя:

    1) определение объектов охраны природной среды;

    2) установление запретительных, дозволительных, обязывающих и т.д. норм, регулирующих экологические отношения;

    3) определение мер и средств осуществления государственного экологического контроля;

    4) установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причиненного вреда.

Система органов государственного экологического управления России является весьма разветвленной (рис. 13Рис. 13. Органы государственного экологического управления РФ) и включает в себя органы общей компетенции (Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, которые подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

В настоящее время все большую роль в России начинают играть общественные формы экологического движения: союзы, добровольные общества, фонды, организации, партии и т.д.

Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза является одним из важнейших видов экологического контроля. Она может быть государственной, ведомственной, общественной и научной. Целью экологической экспертизы является предупреждение вредных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Государственная экологическая экспертиза является независимой и вневедомственной и ее выводы обязательны к исполнению. Выводы ведомственной экологической экспертизы имеют силу внутри соответствующего ведомства. Выводы общественной экологической экспертизы имеют силу рекомендаций. Научная экологическая экспертиза проводится в научных целях по инициативе ученых.

Экологическая ответственностьЭкологическая ответственность за причинение вреда имеет два аспекта: эколого-экономический и юридический. Эколого-экономическая ответственность выражается в общем принципе взаимодействия природы и общества: «загрязнитель - платит». Юридическая ответственность регулируется правово-административными методами вплоть до уголовной ответственности.

Экологический паспорт предприятия Экологический паспорт промышленного предприятия как нормативно-технический документ был утвержден и впервые введен в действие в январе 1990 г. В нем сформулированы экологические права и обязанности предприятий и хозяйственных объектов. Основой для разработки экологического паспорта промышленного предприятия являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газоочистных и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

В экологический паспорт предприятия включены следующие сведения и показатели:

    1) сведения об объеме и характере производства, технологии, природоохранном оборудовании, расходах сырья и выпуске продукции;

    2) информация об объемах и видах потребляемых природных ресурсов и объемах и видах веществ, загрязняющих окружающую среду;

    3) сведения о разрешении на выброс (изъятие) природного вещества, природных ресурсах, лимитах изъятия и нормативах выбросов по отдельным загрязнителям;

    4) технология очистки и обезвреживания отходов, система технического контроля за выбросами;

    5) экологическая характеристика выпускаемой продукции;

    6) сведения о размещении отходов, а также размер санитарно-защитной зоны;

    7) отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводят данные о залповых выбросах в атмосферу загрязняющих веществ, об аварийных и залповых сбросах загрязняющих веществ со сточными водами, о внеплановых и аварийных случаях сброса в почву и захоронения загрязняющих веществ. На основании данных этого раздела рассчитывают величины ущерба от загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы, а также размеры платежей за нормативные, сверхнормативные и аварийные (залповые) выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Международные экологические отношения определяются принципами и нормами международного права. Они изложены в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, а также в других документах и могут быть сформулированы следующим образом:

    1) приоритетность экологических прав человека;

    2) суверенитет государства на природные ресурсы своей территории;

    3) недопустимость экологического благополучия одного государства за счет другого;

    4) экологический контроль на всех уровнях;

    5) свободный обмен международной экологической информацией;

    6) взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;

    7) разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.

Особое место в ряду объектов экологического права занимают объекты международно-правовой охраны окружающей среды. Они подразделяются на две категории:

    а) международно-правовые объекты охраны, не входящие в юрисдикцию государств. К ним относятся космос, Мировой океан, Антарктида, воздушный бассейн и мигрирующие виды животных;

    б) международно-правовые объекты, входящие в юрисдикцию государств. К этой категории относятся объекты, включенные в число мирового природного наследия (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники старины); занесенные в Международную Красную книгу исчезающие и редкие животные и растения; международные реки, моря, озера (Балтийское море, река Дунай, Великие озера на границе США и Канады и т.д.).

Проблема защиты окружающей среды вызывает живой интерес многочисленных международных организаций, но ведущая роль в этом вопросе принадлежит ООН (рис. 14Рис. 14. Международные природоохранительные организации).

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления международной экологической политики, разрабатывает принципы взаимоотношения государств в этой области, принимает решения о проведении международных конференций ООН по проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конференций, рекомендации по охране окружающей среды, способствует развитию сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была учреждена в 1972 г. на стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды и является головной организацией по проблемам окружающей среды. ЮНЕП были сформулированы глобальные экологические проблемы.

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО), образованная в 1948 г., также вплотную занимается проблемами охраны окружающей среды. Свою деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:

    1) руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Среди программ - долгосрочная программа «Человек и биосфера», международная программа по образованию в области окружающей среды и т.д.;

    2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;

    3) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке спецалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) был учрежден в 1948 г. и является неправительственной международной организацией, представляющей более 100 стран. В его задачу входит сохранение естественных экосистем, сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, организация заповедников, резерватов и национальных парков, а также экологическое просвещение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) была учреждена в 1946 г. и занимается проблемами охраны здоровья человека и воздействия на него окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) было образовано в 1957 г. в целях обеспечения безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО) была образована в 1945 г. и занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Международная морская организация (ИМО) была создана в 1948 г. и решает проблемы в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) была учреждена в 1947 г. В ее задачу входит изучение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.

ВМО действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Наряду с ВМО в ГСМОС входят также ВОЗ, ФАО и ЮНЕСКО.

Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинг состояния атмосферы, перенос загрязняющих веществ на большие расстояния, программу здоровья человека, программу Мирового океана и программу возобновляемых ресурсов суши.

Наряду с ведущими международными организациями в мире действуют многочисленные международные организации, занимающиеся рядом специальных проблем. Например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП и занимается изучением токсичных химических веществ, включая пестициды, и их воздействием на человека и окружающую среду. В рамках ООН работает Бюро по оказанию помощи на случай стихийных бедствий (ЮНДРО).

Все вышеперечисленные международные организации объединяют свои усилия для решения глобальных экологических проблем. В целом пути решения экологических проблем можно представить следующим образом.

  1. Необходимо разработать международные законы природопользования, обязательные для соблюдения всеми странами.

  2. Необходимо проводить исследования по проблемам охраны окружающей среды для разработки новых технологий и создания природоохранной техники. В формировании централизованных денежных фондов для этих целей должны участвовать все государства, но основной вклад должны внести развитые страны.

  3. Для управления взаимодействием людей с природой необходимо разработать систему налогов и штрафов. Возможно, нужен даже налог на жизнь на Земле, т.е. на пользование природой. Такой налог мог бы стать регулятором рождаемости.

  4. Для решения глобальных экологических проблем необходимы системы международного контроля, включая юристов, арбитраж и другие службы.

В настоящее время поиск решения экологических проблем ведется как на государственном, так и на международном уровне. И всем надо помнить при этом слова Дарвин Ч.Ч. Дарвина: «Управлять природой можно только повинуясь ей».

  1. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 10. С. 457.

  2. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. - М.: Мир, 1986.

  3. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - Л.: Химия, 1985.

  4. Сухарева А.И. Охрана окружающей среды: Справочное пособие для полиграфистов. - М.: Книга, 1984.

  5. Х. Байнхауэр, Э. Шмакке. Мир в 2000 году. - М.: Прогресс, 1973.

  6. П. Ревелль, Ч. Ревелль. Среда нашего обитания. В 4-х книгах. - М.: Мир, 1995.

  7. Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К. Эколого-аналитический мониторинг суперэкотоксикантов. - М.: Химия, 1996.

  8. Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. - М.: Высшая школа, 1998.

  9. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат, 1984.

  10. Как организовать общественный экологический мониторинг/Е.А.Васильева, В.Н.Винченко, Т.В.Гусева, Е.А.Заика и др. Под ред. М.В. Хотулевой. - М.: Социально-экологический Союз, 1997.

  11. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: БЕК, 1995.

© Центр дистанционного образования МГУП