Московский государственный университет печати

Белоусова Н.М.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Маркетинг»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 080100 «Экономика»


Белоусова Н.М.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Маркетинг»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение в дисциплину

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

Содержание тем дисциплины

4.1.

Тема 1. Развитие маркетинга и его место в управлении организацией

4.2.

Тема 2. Маркетинговая среда

4.3.

Тема 3. Маркетинговые исследования

4.4.

Тема 4. Система маркетинговой информации

4.5.

Тема 5. Маркетинговые исследования внешней среды

4.6.

Тема 6. Маркетинговые исследования внутренней среды

4.7.

Тема 7. Маркетинговые исследования конкурентной среды

4.8.

Тема 8. Маркетинговые стратегии

4.9.

Тема 9. Концепция продукта и товарная политика организации

4.10.

Тема 10. Ценообразование и ценовая политика организации

4.11.

Тема 11. Распределение и сбытовая деятельность организации

4.12.

Тема 12. Реклама и РR в маркетинге

4.13.

Тема 13. Управление маркетингом

4.14.

Тема 14. Международный маркетинг

5.

Рекомендуемая литература

6.

Контрольная работа

7.

Тематика контрольных работ

8.

Формы контроля

Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга. Маркетинг как концепция управления предприятием. Производственная концепция маркетинга. Товарная концепция маркетинга. Сбытовая концепция маркетинга. Потребительская концепция маркетинга. Социально-этическая концепция маркетинга. Понятие маркетинговой системы. Эффективность маркетинговой системы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что вы знаете о маркетинге? С чем ассоциируется термин у вас?
  2. Дайте определение маркетинга.
  3. Что такое нужда или потребность? Приведите примеры нужды и потребности. Покажите, как одна и та же нужда может стать разной потребностью для разных людей.
  4. Какие концепции маркетинга Вы знаете?
  5. Раскройте сущность и содержание производственной концепции маркетинга.
  6. Опишите товарную концепцию маркетинга.
  7. Что такое сбытовая концепция маркетинга?
  8. Что включает в себя потребительская концепция маркетинга?
  9. В чем состоит сущность и содержание социально-этической концепции маркетинга?

Понятие внешней и внутренней среды организации. Внешняя маркетинговая макросреда. Основные элементы маркетинговой макросреды. Социальные факторы. Технологические и природные факторы. Экономические факторы. Политические факторы. Внешняя маркетинговая микросреда. Характеристика основных элементов маркетинговой микросреды. Потребители. Поставщики. Конкуренты. Посредники. Контактные аудитории. Внутренняя среда. Факторы внутренней среды.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что включает в себя внешняя среда организации?
  2. Что включает в себя внутренняя среда организации?
  3. Перечислите основные факторы макросреды.
  4. Назовите социальные факторы, влияющие на деятельность организации.
  5. Что включают в себя политические факторы внешней среды?
  6. Назовите основные экономические факторы.
  7. Перечислите и охарактеризуйте основных субъектов микросреды.
  8. Как субъекты микросреды организации влияют на ее деятельность?
  9. Какие факторы внутренней среды Вам известны?

Понятие и роль маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований. Этапы процесса исследований в маркетинге. Определение проблемы. Формулировка исследовательского вопроса. Подготовка задания исследования. Разработка дизайна исследования. Планирование и финансирование маркетингового исследования. Проведение и завершение маркетингового исследования. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое маркетинговое исследование?
  2. Какова роль маркетинговых исследований в деятельности организации?
  3. Какие методы маркетинговых исследований вы знаете?
  4. Перечислите основные критерии классификации маркетинговых исследований.
  5. Назовите этапы проведения маркетинговых исследований.
  6. Что такое бенчмаркинг?

Роль и значение информации в проведении маркетинговых исследований. Понятие вторичной информации. Источники, преимущества и недостатки вторичной информации. Понятие первичной информации. Источники, преимущества и недостатки первичной информации. Качественные методы сбора информации. Количественные методы сбора информации. Экономико-математические методы в маркетинге.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое маркетинговая информация?
  2. Какие виды маркетинговой информации Вам известны?
  3. Что такое вторичная информация, каковы ее преимущества и недостатки?
  4. Назовите основные источники получения вторичной информации.
  5. Что такое первичная информация?
  6. Каковы источники получения первичной информации?
  7. Опишите качественные и количественные методы сбора информации.

Методики исследования макросреды организации. Методика STEP/PEST-анализа.

Изучение фирменной структуры рынка. Изучение мотиваций потребителя. Сегментация рынка и ее основные критерии. Выбор целевого рынка. Маркетинговый инструментарий. Понятие маркетинга-микс. Емкость рынка. Методики определения емкости рынка. Доля рынка. Позиционирование.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое PEST-анализ и как он используется в деятельности организации?
  2. Что такое маркетинг-микс и какие составляющие он в себя включает?
  3. Что такое емкость рынка. Как именно она может быть рассчитана?
  4. Что такое доля рынка?
  5. Перечислите основные критерии сегментации рынка.
  6. Какой сегмент считается перспективным в практике маркетинга?
  7. Что такое позиционирование товара?
  8. Что такое целевой рынок организации?

Цели и задачи изучения внутренней среды организации. Направления исследования внутренней среды. Методики исследования внутренней среды. Исследование материально-технической базы. Исследование трудовых ресурсов. Психологический климат в коллективе. Изучение финансового состояния организации. Изучение объемов продаж и системы снабжения. Оценка состояния планирования и управления. Методика SWOT-анализа. Четырехпольная таблица SWOT-анализа. Методика балльного SWOT-анализа.

  1. Назовите основные цели и задачи изучения внутренней среды организации.
  2. Какие методики можно применять для исследования внутренней среды?
  3. Назовите и раскройте основные направления исследования внутренней среды организации.
  4. Что такое SWOT-анализ?
  5. Что можно отнести к сильным сторонам организации?
  6. Что можно отнести к слабым сторонам организации?
  7. Что такое рыночные возможности и угрозы?

Виды рыночной конкуренции и типы рынков. Конкурентная среда. Принципы конкурентного анализа. Методики изучения конкурентной среды. Пять конкурентных сил М. Портера.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите основные типы рынков.
  2. Что такое рынок совершенной конкуренции?
  3. Раскройте особенности рынка монополистической конкуренции.
  4. Что такое олигополия и монополия?
  5. Назовите основные виды рыночной конкуренции.
  6. Какие методы могут использоваться для изучения конкурентной среды?
  7. Какие конкурентные силы выделяет М. Портер?

Понятие и цели стратегического маркетингового планирования. Этапы разработки маркетинговой стратегии. Матрица Ансоффа «продукт<?xml version="1.0"?>
рынок». Модель Портера. Модель БКГ. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса. Матрица МакКинси.

Вопросы для самопроверки:

  1. Каковы требования к целям? Как сочетаются цели организации в целом и цели ее маркетинговой деятельности?
  2. Что такое маркетинговая стратегия?
  3. Какие виды маркетинговых стратегий Вы знаете?
  4. Назовите факторы, определяющие выбор маркетинговой стратегии.
  5. Перечислите основные этапы разработки маркетинговой стратегии.
  6. Какие основные модели могут использоваться для разработки маркетинговой стратегии?
  7. Какие стратегии входят в матрицу Ансоффа «продукт<?xml version="1.0"?>
рынок».
  8. Что такое модель Портера?
  9. Раскройте основные составляющие модели БКГ и матрицы МакКинси.

Понятие продукта и товара. Классификация товаров. Мультиатрибутивная модель товара. Содержание товарной политики предприятия. Формирование ассортимента и управление им. Жизненный цикл товара. Конкурентоспособность товаров. Маркировка и упаковка товара. Товарный знак и бренд. Разработка новой продукции.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое товар в маркетинговой деятельности?
  2. Какие виды товаров Вы знаете?
  3. Что такое жизненный цикл товара?
  4. Каковы основные стадии разработки нового товара?
  5. Что такое конкурентоспособность? Какие показатели используются для оценки конкурентоспособности товара?
  6. Что такое товарный ассортимент?
  7. Что такое товарная политика, в чем основные цели ее формирования?

Ценообразование в качестве одного из основных направлений в маркетинге. Факторы ценообразования. Структура цены. Виды цен. Содержание ценовой политики предприятия. Принципы разработки ценовой политики. Методы ценообразования.

Сбытовая политика.

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте функции цены в рыночной экономике.
  2. Как определить ценовую эластичность спроса?
  3. Что такое точка безубыточности?
  4. Что такое ценовая политика?
  5. Перечислите основные методы ценообразования.
  6. Что такое стратегия ценообразования?

Понятие и задачи сбыта. Каналы товародвижения. Выбор каналов товародвижения. Содержание сбытовой политики организации. Система сбыта. Традиционная система сбыта. Вертикальная и горизонтальная системы сбыта. Типы посредников в каналах распределения. Принципы выбора посредников. Формы оптовой и розничной торговли. Стимулирование сбыта.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое сбытовая политика организации?
  2. Что такое канал сбыта?
  3. Назовите основные характеристики каналов сбыта.
  4. Какие методы сбыта Вы знаете?
  5. Какие сбытовые стратегии Вам известны?
  6. В каких случаях целесообразно организовать собственную торговую сеть?
  7. Какие обстоятельства способствуют передаче предприятием-производителем функций сбыта торговым посредникам?
  8. Какие факторы влияют на выбор канала сбыта?
  9. Какие виды посредников Вам известны? Какие обстоятельства следует учитывать при выборе торгового посредника?
  10. Что такое оптовая торговля?
  11. Какие функции и виды розничной торговли Вы знаете?

Понятие рекламы. Цели и задачи рекламы. Виды рекламы. Целевая аудитория и выбор стратегии коммуникаций. Планирование рекламной деятельности организации. Создание рекламного продукта. Средства распространения рекламы. Рекламный бюджет. Эффективность рекламы и методы ее оценки. Развитие связей с общественностью (паблик рилейшнз - PR). Основные направления PR. Имидж организации.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные функции коммуникационной политики организации.
  2. Что такое коммуникационная политика?
  3. Какие формы и методы продвижения товара Вы знаете?
  4. Что такое «реклама»?
  5. Какую функцию в продвижении товара выполняют личные продажи?
  6. Перечислите основные мероприятия по стимулированию сбыта.
  7. Какие элементы PR организация может использовать в своей деятельности и в чем их влияние на формирование имиджа организации?
  8. Какие виды коммуникаций чаще используются в издательской деятельности и почему?
  9. Какие виды коммуникаций чаще используются полиграфическими организациями? В чем отличие коммуникационной политики издательства и полиграфической организации?
  10. Каковы контактные аудитории издательства и полиграфической организации?

Маркетинговое планирование. Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга. Контроль в маркетинге. Объекты контроля. Внутренняя и внешняя ревизия маркетинговой деятельности.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие виды организации маркетинговой деятельности вы знаете?
  2. Что такое маркетинговый контроль?
  3. Что такое бюджет маркетинга?
  4. Какие методы расчета маркетингового бюджеты Вы знаете?
  5. Что такое план маркетинга?

Понятие международного маркетинга. Виды международного маркетинга. Субъекты международного маркетинга. Исследования и выбор рынков в международном маркетинге. Стратегии выхода на международный рынок. Особенности товарной и ценовой политики, каналов распределения и коммуникаций в системе международного маркетинга.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие организации получают статус международной организации?
  2. Назовите существующие модели проникновения на зарубежные рынки?
  3. Чем отличается прямой экспорт от непрямого экспорта?
  4. Перечислите формы международного сотрудничества.
  5. Формы инвестирования в зарубежный бизнес.
  6. Особенности исследования и выбора рынков в международном маркетинге.
  7. Маркетинг-микс в международном маркетинге.

© Центр дистанционного образования МГУП