Московский государственный университет печати

Белоусова Н.М.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Основы бизнес-планирования»

для направления 261700 - Технология полиграфического и упаковочного производства


Белоусова Н.М.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Основы бизнес-планирования»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение в дисциплину

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

Содержание тем дисциплины

4.1.

Тема 1. Бизнес-планирование как инструмент управления бизнесом

4.2.

Тема 2. Резюме - визитная карточка бизнес-плана

4.3.

Тема 3. Анализ рынка, оценка конкурентов

4.4.

Тема 4. План маркетинга

4.5.

Тема 5. Производственный план

4.6.

Тема 6. Организационный план

4.7.

Тема 7. План риска

4.8.

Тема 8. Финансовый план

4.9.

Тема 9. Информационные технологии в бизнес-планировании

5.

Рекомендуемая литература

6.

Контрольная работа

7.

Тематика контрольных работ

8.

Формы контроля

В данной теме студенту необходимо рассмотреть сущность и принципы планирования бизнеса, виды планирования. Следует уделить внимание основным методам, используемым в бизнес-планировании. Изучить систему показателей, нормы и нормативы, используемые в бизнес-планировании и методы их обоснования. Также надо разобрать вопрос информационного обеспечения бизнес-планирования. Предпринимательская деятельность как объект бизнес-планирования.

Следует также уделить внимание вопросам, связанным с бизнес-планом: целям его разработки, функциям, структуре типового бизнес-плана, основным формам бизнес-планов, используемых в России и процедуре их разработки. Затем рассмотреть роль бизнес-проектов в процессе разработки бизнес-планов организации, классификацию бизнес-проектов и их жизненный цикл.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое система планирования бизнеса?
  2. Перечислите основные принципы планирования.
  3. Назовите основные виды планирования?
  4. Какие показатели, нормы и нормативы могут использоваться при планировании бизнеса?
  5. Что такое бизнес-план?
  6. Назовите основные цели разработки бизнес-плана.
  7. Перечислите функции бизнес-плана.
  8. Какие разделы включает в себя бизнес-план.
  9. Раскройте содержание понятия «бизнес-планирования».
  10. Каковы основные этапы разработки бизнес-плана?
  11. Что такое бизнес-проект?
  12. Назовите основные виды бизнес-проектов.
  13. Перечислите основных участников бизнес-проектов.

В рамках данной темы студенту необходимо рассмотреть назначение и содержание резюме и основные требования к его изложению. Важно обратить внимание на функции резюме как инструмента представления информации, содержащейся в бизнес-плане. Затем следует уделить внимание прочим вводным частям бизнес-плана, к которым относятся: титульный лист, содержание, исполнительное резюме, аннотация.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что может входить во вводные разделы бизнес-плана?
  2. Перечислите информацию, которая размещается на титульном листе бизнес-плана.
  3. Назовите основные цели составления резюме.
  4. Каковы основные функции резюме?
  5. Что может быть включено в резюме?
  6. В чем заключается значение резюме для инвестора?
  7. Как может быть использовано резюме бизнес-плана?
  8. В каких случаях целесообразно составлять исполнительное резюме?

В рамках данной темы студент должен рассмотреть вопросы, связанные с исследованием потенциальных возможностей продажи конкретных видов товаров на определенном сегменте рынка, так как это является основой разработки бизнес-плана. Далее необходимо уделить внимание методикам изучения сильных и слабых сторон конкурентов, рассмотреть методы оценки потенциальной емкости рынка и потенциальной суммы продаж, затронуть вопросы, связанные с классификацией товарных рынков. Крайне важно подробно рассмотреть вопросы, связанные с сегментированием рынка, прогнозированием тенденций его развития, определением рыночной ниши товаров, производимых организацией. Следует изучить возможности использования матрицы «Бостон консалтинг групп» для анализа конкурентоспособности товара.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое анализ рынка? Для чего проводится анализ рынка?
  2. Перечислите источники информации о состоянии и перспективах развития рынка продукции (работ, услуг).
  3. Какие подразделы входят в раздел бизнес-плана «Анализ рынка, оценка конкурентов»?
  4. Назовите этапы разработки плана «Анализ рынка, оценка конкурентов».
  5. Что такое емкость рынка и какие методы могут быть использованы для ее определения?
  6. Что такое доля рынка?
  7. Что такое сегментирование рынка?
  8. Какие показатели используются для оценки конкурентной ситуации на рынке?

В рамках данной темы нужно обратить внимание на цели и содержание плана маркетинга как одного из основных разделов бизнес-плана организации, а также на использование маркетинговых исследований для составления плана маркетинга и прогноза объема продаж. Далее следует рассмотреть план продаж и методы его составления. Также важно уделить внимание маркетинговой стратегии и методам ее формирования.

После этого следует рассмотреть комплекс маркетинговых мероприятий, который находит свое отражение в составе бизнес-плана, к которому может относиться:

  • Товарная и сбытовая политики организации.
  • Ценовая политика организации, методы и этапы ее формирования.
  • Коммуникационная политика и ее отображение в составе бизнес-плана. Сущность, цели, функции и виды рекламы, ее роль в продвижении товара. Методы стимулирования продаж. Послепродажное обслуживание товаров. Общественное мнение об организации и товарах.

В завершение изучения данной темы нужно уделить время бюджету маркетинга и основным методам его определения, а также маркетинговому контролю.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова цель составления плана маркетинга?
  2. Роль и исходные данные для разработки плана маркетинга как составной части бизнес-плана полиграфического предприятия.
  3. Структура плана маркетинга.
  4. Каковы методы составления прогноза продаж?
  5. Для чего составляется план продаж организации, какие показатели на его основании можно рассчитать?
  6. Что такое стратегия маркетинга? Какова цель формулировки стратегии маркетинга в плане маркетинга?
  7. Какие характеристики товара должны найти свое отражение в бизнес-плане организации?
  8. Этапы ценообразования в составе плана маркетинга организации.
  9. Назовите основные методы ценообразования.
  10. Что такое реклама и в чем основные особенности рекламной деятельности полиграфической организации?
  11. Какие методы определения маркетингового бюджета Вы знаете?
  12. Назовите основные направления маркетингового контроля.

План производства и продаж - один из важнейших разделов бизнес-плана, поскольку именно в этом разделе подробно описывается, как именно организация сможет обеспечить выпуск запланированных объемов товаров. Именно план производства позволяет оценить реалистичность составления бизнес-плана.

В рамках данной темы студенту необходимо рассмотреть цель, задачи и исходные данные для разработки производственного плана, уделить внимание вопросам, связанным с производственным процессом и его обеспечением. Следует изучить основные производственные операции и их виды.

Одним из ключевых вопросов производственного плана является определение потребности в оборудовании и расчет производственной мощности.

Далее студенту следует изучить основные методы оценки инвестиционных затрат. Также уделить внимание производственным затратам и их определению и расчету общепроизводственных затрат. Следует разобраться в определении операционных конкурентных преимуществ организации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова цель составления производственного плана?
  2. Назовите основные задачи составления производственного плана.
  3. Перечислите важнейшие показатели производственного плана.
  4. Что такое производственные процессы?
  5. Назовите основные виды производственных операций.
  6. Что такое производственная мощность предприятия и единицы оборудования и как ее можно рассчитать?
  7. Какие виды затрат на производство рассчитываются в производственном плане?
  8. Что такое производственные затраты и как они рассчитываются в рамках производственного плана?
  9. Как определяются общепроизводственные затраты?
  10. Назовите основные операционные конкурентные преимущества организации.

Организационный план - значимая часть бизнес-плана. Он показывает, как будет организована работа по реализации бизнес-проекта, кто именно будет отвечать за реализацию.

В рамках данного раздела студенту нужно рассмотреть такие вопросы, как цели составления организационного плана, отражение в бизнес-плане организационной структуры управления организацией, сведений о ключевых менеджерах и владельцах организации, кадровая политика и развитие персонала. Важно уделить внимание особенностям составление графика работ по проекту и описанию его в бизнес-плане. Далее следует уделить внимание методам календарного планирования и их использованию при составлении бизнес-плана.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова цель составления организационного плана?
  2. Что включает в себя подраздел «Организационная структура управления»?
  3. Какие этапы разработки организационной структуры управления организацией вы знаете?
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные типы организационных структур.
  5. Какая информация о ключевых менеджерах и владельцах организации должна найти свое отражение в бизнес-плане? В чем цель предоставления этой информации?
  6. Что входит в подраздел «Кадровая политика и развитие персонала организации»?
  7. Какие методы могут использоваться для составления календарного плана работ по реализации проекта?

Подраздел «План риска» посвящен анализу рисков проекта. Нужно рассмотреть понятие риска, факторы его определяющие, стадии определения, классификацию видов риска. Далее следует изучить методы определения уровня риска предпринимательской деятельности и вопросы разработки комплекса мер по предотвращению риска и снижению потерь при возникновении его негативных последствий.

Нужно уделить внимание специфическим факторам риска предпринимательства в издательско-полиграфической сфере деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова цель составления плана риска?
  2. Что такое риск?
  3. Перечислите основные виды рисков.
  4. Какие виды риска характерны для полиграфии и почему?
  5. Какие виды риска характерны для издательской деятельности?
  6. Перечислите стадии определения риска.
  7. Какими методами можно оценить уровень риска?
  8. Раскройте методы экспертной оценки уровня риска.
  9. Какие методы могут использоваться для снижения уровня риска проекта?

Финансовый план - заключительный раздел бизнес-плана. В рамках данного раздела следует рассмотреть основные требования, предъявляемые к разработке финансового плана, цели, задачи и содержание финансового плана, основные его показатели и методы их расчета. Следует обратить внимание на документы, которые разрабатываются в рамках финансового плана:

  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных средств;
  • прогнозный баланс.

Важным аспектом составления финансового плана является изучение основных методов анализа бизнес-плана: анализ безубыточности, анализ чувствительности, статические и динамические методы оценки эффективности проекта.

Также в рамках этого раздела студентам необходимо разобраться также в понятии финансовой стратегии организации. Для инвестирования в рамках бизнес-проекта можно использовать собственные и заемные средства. Для изучения данного раздела студентам нужно знать основные источники и порядок получения инвестиций.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова цель составления финансового плана?
  2. Какие показатели из других разделов бизнес-плана (план маркетинг, производственный план и т.д.) необходимы для расчетов?
  3. Что такое план прибылей и убытков?
  4. Для чего в рамках финансового плана составляется план денежных потоков?
  5. Какие методы расчета плана денежных потоков вы знаете?
  6. Что является целевым показателем плана денежных потоков?
  7. Что такое прогнозный баланс?
  8. Как, используя план прибылей и убытков, план денежных потоков и прогнозный баланс, можно определить потребность в инвестициях по проекту?
  9. Для чего служит построение графика безубыточности?
  10. В чем состоит сущность финансовой стратегии и какова ее роль в разработке финансового плана?

Данная тема посвящена актуальному вопросу использования информационных технологий в бизнес-планировании. Студент должен рассмотреть основные программные продукты, которые могут быть использованы для составления бизнес-плана или его отдельных частей. Важно разобраться в чем состоят преимущества автоматизации расчета показателей бизнес-плана. Следует подробно изучить функции программных продуктов, пределы их применения и недостатки.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные программные продукты, которые могут использоваться для составления бизнес-плана.
  2. Каковы преимущества автоматизации расчета показателей бизнес-плана?
  3. Назовите основные функции программных продуктов, используемых в процессе бизнес-планирования?
  4. В чем недостатки программных продуктов, используемых в процессе бизнес-планирования?

© Центр дистанционного образования МГУП