Московский государственный университет печати

Лукин В.Б.


         

Ценообразование

Учебное пособие


Лукин В.Б.
Ценообразование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Цена в системе хозяйственного механизма

1.1.

Сущность хозяйственного механизма

1.2.

Место и роль цен в хозяйственном механизме

1.3.

Функции цены

1.4.

Общая характеристика системы цен

1.5.

Виды цен

2.

Основы трудовой теории стоимости

2.1.

Товарное производство

2.2.

Товар и его свойства

2.3.

Меновая стоимость товара

2.4.

Сущность цены

2.5.

Закон стоимости

2.6.

Общественно необходимые затраты труда

2.7.

Состав, структура, уровень и масштаб цен

2.8.

Концепции ценообразования

3.

Теория потребительского поведения и спроса

3.1.

Количественный подход к анализу полезности и спроса

3.2.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса

3.3.

Кривые и карта безразличия

3.4.

Предельная норма замещения

3.5.

Типы кривых безразличия

3.6.

Бюджетная линия

3.7.

Изменение цен и дохода потребителя

4.

Производство и затраты

4.1.

Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора

4.2.

Производственная функция

4.3.

Концепция затрат

4.4.

Производственная функция и функция затрат

4.5.

Сущность, значение и виды себестоимости продукции

4.6.

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции

4.7.

Постоянные, переменные, средние и предельные затраты

5.

Методология ценообразования

5.1.

Основные методологические принципы ценообразования

5.2.

Методические рекомендации по формированию и применению цен

5.3.

Методы расчета цен

5.4.

Отражение затрат в цене

5.5.

Планирование в ценах чистого дохода

5.6.

Определение цен для целей налогообложения

6.

Ценообразование в книгоиздании

6.1.

Особенности издательской продукции и издательской деятельности

6.2.

Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции

6.3.

Калькулирование затрат на полиграфическом предприятии

6.4.

Особенности налогообложения в издательской деятельности

6.5.

Основные факторы, определяющие величину себестоимости издательской продукции

6.6.

Методы расчета цен на издательскую продукцию

6.7.

Методы расчета оптовых цен на полиграфические работы

Список литературы

Указатели
44  именной указатель
128  предметный указатель
49  указатель иллюстраций

Введение

Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.

С внедрением в экономику рыночных отношений роль и значение цены в экономических процессах кардинально изменились. Устанавливаемые собственниками товаров цены проходят проверку на рынке, где под воздействием рыночных факторов определяется их окончательный уровень. Возникают принципиально новые подходы к методам ценообразования. Решающую роль в формировании цен начинают играть спрос и предложение, полезность и качество товаров. Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.

Эффективность применения цен, как и других экономических инструментов управления, во многом зависит от того, насколько правильно определены место и роль цен в системе хозяйственного механизма, экономическая сущность цены, способ проявления ее функций при решении конкретных экономических задач, принципы и методы расчета цен.

Ценообразование является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. Определение политики цен и умелое использование цен в практической работе предприятий с целью решения стоящих перед предприятием задач требуют от работников экономических служб знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования.

Наука о ценообразовании имеет свою методологию, представляющую собой совокупность общих принципов ценообразования, методов разработки цен, методов формирования системы цен и их регулирования. Научность методологии определяется степенью познания экономических законов. Достаточно четкая методология ценообразования позволяет разрабатывать и применять на практике конкретные методы расчета уровней и соотношений цен, т.е. служит научным обоснованием методик расчета цен на конкретные товары.

Применяемые на практике методы расчета цен на конкретные товары имеют особенности, обусловленные особенностями товаров, способов их производства и прочими факторами. Однако отдельные различия в методах расчета конкретных цен существуют только в рамках единой методологии, что обеспечивает создание и функционирование в масштабах всего хозяйственного механизма единой системы цен.

Предметом теории ценообразования является изучение экономической сущности цены, ее функций и роли в хозяйственном механизме, закономерностей и факторов формирования и движения цен, предпосылки их использования в управлении социально-экономическими процессами общества, принципов и методов использования этих закономерностей при прогнозировании и обосновании уровней конкретных видов цен. Ценообразование опирается на экономическую теорию, на отдельные функциональные подразделы экономической науки, использует статистические и экономико-математические методы, достижения социологии и других общественных наук.

Теория ценообразования в экономике рыночного типа нашла отражение в ставших классическими работах Смит А.А. Смита, Рикардо Д.Д. Рикардо, Милль Дж.Дж. Милля, Маркс К.К. Маркса и Энгельс Ф.Ф. Энгельса, в работах представителей неоклассической школы - Маршалл А.А. Маршалла, Джевонс У.У. Джевонса, Вальрас Л.Л. Вальраса, Эджуорт Ф.Ф. Эджуорта, Хикс Дж.Дж. Хикса, Робинсон Дж.Дж. Робинсона, Самуэльсон П.П. Самуэльсона, Стиглер Дж.Дж. Стиглера и др. Вместе с тем достаточно полная теоретическая база ценообразования характеризуется значительным разбросом основополагающих принципов ценообразования.

В теории цены существует два основных направления:

  • затратное, в основе которого лежит трудовая теория стоимости;

  • маржинальное, базирующееся на понятии полезности.

В основе затратного направления в ценообразовании лежит трудовая теория стоимости, разработанная А.Смитом, Д.Рикардо, К.Марксом, Дж.Миллем. Сторонники трудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что имеют общую основу. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара, а только трудовые затраты, воплощенные в товаре, т.е. стоимость. Необходимое условие обмена - различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров как качественно разнородные являются количественно несоизмеримыми.

В основе маржинального направления лежит теория предельной полезности (или ценности), которая в свою очередь включает два направления: количественное (кардиналистское), базирующееся на определении величины полезности, и порядковое (ординалистское), базирующееся на возможности ранжирования товаров потребителем по их предпочтительности.

Представители теории предельной полезности (Джевонс У.У. Джевонс, Бем-Баверк Е.Е. Бем-Баверк, Менгер К.К. Менгер, Визер Ф.Ф. Визер, Вальрас Л.Л. Вальрас, Парето В.В. Парето и др.) противопоставляют стоимости как объективному воплощению труда в товарах полезность и субъективную ценность, выражающие отношение человека к вещи.

Противники трудовой теории стоимости утверждают, что теория предельной полезности (ценности) товара лучше объясняет механизм рыночного хозяйства.

На основе теории предельной полезности действительно можно объяснить механизм функционирования рынка, но это не значит, что трудовая теория стоимости носит ненаучный характер. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности имеют одинаковое право на существование.

Новое направление в теории ценообразования было разработано английским экономистом Маршалл А.А. Маршаллом в 90-х годах прошлого столетия, который в своих работах соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства. Он предложил наиболее удачное решение вопроса о том, какому фактору - полезности или издержкам - следует отдать предпочтение при определении цены.

В книге «Принципы экономической науки», изданной в 1890 г., он писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует подумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным и оправдать его можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием совершаемого процесса»Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 2. С. 31-32..

Как видим, Маршалл А.А. Маршалл полагал, что оба указанных фактора (полезность и издержки производства), и притом в равной мере, определяют стоимость (цену) блага.

Однако следует отметить, что об этом на 46 лет раньше высказывался Энгельс Ф.Ф. Энгельс: «О сущности реальной стоимости шел долгий спор между англичанами, считавшими издержки производства выражением реальной стоимости, и французом Сэй Ж.Б.Сэем, утверждавшим, что эта стоимость измеряется полезностью вещи. Спор тянулся с начала этого века и затих, не получив разрешения… Попытаемся внести ясность в эту путаницу. Стоимость вещи включает в себя оба фактора, насильственно и, как мы видели, безуспешно разъединяемые спорящими сторонами. Стоимость есть отношение издержек производства к полезности».Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 552-553. Здесь и далее сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся по второму изданию.

Однако именно с работами А. Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены (только на основе труда или только на основе полезности). В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения (издержки производства товаров).

Цена находится под воздействием множества факторов, она взаимосвязана с другими экономическими категориями, что обусловливает наличие множества проблем в ценообразовании.

В данном учебном пособии рассматриваются следующие темы дисциплины: цена в системе хозяйственного механизма, функции цен, система цен, товарное производство и свойства товара, сущность цены в трудовой теории стоимости и в теории потребительского поведения, ценообразующие факторы, производство и затраты, методология ценообразования, методы расчета цен и отражения в ценах отдельных частей стоимости, цены и ценообразование в книгоиздании.

Основная цель учебного пособия заключается в том, чтобы раскрыть сущность следующих категорий: хозяйственный механизм, товарное производство, товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, цена, общественно необходимые затраты труда, полезность, спрос, предложение, затраты, себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость. Эти категории имеют решающее значение в теории ценообразования.

© Центр дистанционного образования МГУП