Московский государственный университет печати

Лукин В.Б.


         

Ценообразование

Учебное пособие


Лукин В.Б.
Ценообразование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Цена в системе хозяйственного механизма

1.1.

Сущность хозяйственного механизма

1.2.

Место и роль цен в хозяйственном механизме

1.3.

Функции цены

1.4.

Общая характеристика системы цен

1.5.

Виды цен

2.

Основы трудовой теории стоимости

2.1.

Товарное производство

2.2.

Товар и его свойства

2.3.

Меновая стоимость товара

2.4.

Сущность цены

2.5.

Закон стоимости

2.6.

Общественно необходимые затраты труда

2.7.

Состав, структура, уровень и масштаб цен

2.8.

Концепции ценообразования

3.

Теория потребительского поведения и спроса

3.1.

Количественный подход к анализу полезности и спроса

3.2.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса

3.3.

Кривые и карта безразличия

3.4.

Предельная норма замещения

3.5.

Типы кривых безразличия

3.6.

Бюджетная линия

3.7.

Изменение цен и дохода потребителя

4.

Производство и затраты

4.1.

Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора

4.2.

Производственная функция

4.3.

Концепция затрат

4.4.

Производственная функция и функция затрат

4.5.

Сущность, значение и виды себестоимости продукции

4.6.

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции

4.7.

Постоянные, переменные, средние и предельные затраты

5.

Методология ценообразования

5.1.

Основные методологические принципы ценообразования

5.2.

Методические рекомендации по формированию и применению цен

5.3.

Методы расчета цен

5.4.

Отражение затрат в цене

5.5.

Планирование в ценах чистого дохода

5.6.

Определение цен для целей налогообложения

6.

Ценообразование в книгоиздании

6.1.

Особенности издательской продукции и издательской деятельности

6.2.

Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции

6.3.

Калькулирование затрат на полиграфическом предприятии

6.4.

Особенности налогообложения в издательской деятельности

6.5.

Основные факторы, определяющие величину себестоимости издательской продукции

6.6.

Методы расчета цен на издательскую продукцию

6.7.

Методы расчета оптовых цен на полиграфические работы

Список литературы

Указатели
44  именной указатель
128  предметный указатель
49  указатель иллюстраций

5.
Методология ценообразования

5.1.
Основные методологические принципы ценообразования

Методология ценообразования - это совокупность принципов ценообразования, методов обоснования уровня, структуры, соотношений и динамики цен, а также методов формирования системы цен в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

Важнейшей частью методологии ценообразования является совокупность принципов установления цен, соблюдение которых обеспечивает создание единой системы цен, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям.

Важнейшим принципом ценообразования является принцип учета экономических границ применения новых товаров.

Успешное решение проблемы установления приемлемых для продавца и покупателя цен в существенной степени зависит от того, как в ценах учитываются их противоречивые интересы. Специфика противоречия между производителями (продавцами) и потребителями состоит в следующем. Производителя нового товара интересует эффект в сравнении с суммой произведенных затрат, а потребителя - дополнительный эффект, который обеспечивался бы в цене на новый товар в сравнении с ценой вытесняемых товаров. Производители заинтересованы в сохранении и повышении уровня рентабельности своего производства, а следовательно, и в высоком уровне цены. Потребителя интересует прежде всего полезность товара. Затраты на производство товара интересуют потребителя лишь в той мере, в какой они окажут влияние на цену товара и на его экономическое положение.

Поскольку в цене на каждый товар содержится доля, превышающая издержки производства и воплощающая доход (прибыль), в увеличении массы которого заинтересовано каждое предприятие, и производитель и потребитель стремятся к получению наиболее выгодных условий увеличения массы дохода (прибыли). При ограниченности производственных ресурсов, а значит, и возможности получения совокупного дохода (прибыли) между производителями и потребителями неизбежно возникают противоречия по поводу распределения получаемого дохода (прибыли).

Расчет цен на новые товары необходимо проводить с учетом объективно существующих экономических границ их применения. Методологической основой определения экономических границ применения новых товаров являются установленные Маркс К.К. Марксом абсолютные экономические границы применения машин (в теории стоимости) и основные положения теории потребительского поведения.

Общий экономический критерий применения машин как средства повышения производительности общественного труда, по определению К. Маркса, состоит в том, что «...труд, которого стоит их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением»Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 404..

В противном случае общая величина затрат труда, необходимая для производства продукции, не уменьшится, а следовательно, производительность труда не возрастет. Таким образом, в основе определения экономических границ применения новых товаров лежит экономия затрат общественного труда.

Так, например, абсолютная граница применения новых машин взамен ручного труда определяется следующим условием:

(С + V + m ) < (Δ V'+ Δ m'),

где (С + V + m) - стоимость новой машины; (Δ V' + Δ m') - экономия затрат живого труда при применении новой машины.

С развитием материального производства доля затрат живого труда в совокупных затратах труда на производство продукции постепенно сокращается, а доля прошлого растет. Поэтому экономия прошлого труда принимает все возрастающее значение. Абсолютная экономическая граница применения новой техники взамен устаревшей в современном производстве определяется экономией не только затрат живого труда, но и экономией совокупных затрат труда - как живого, так и овеществленного, т.е. условием

(С + V + m) < (Δ С' + Δ V' + Δ m'),

где (Δ С' + Δ V' + Δ m') - экономия совокупных затрат труда при применении новой техники.

В условиях разных форм собственности экономические интересы отдельного собственника могут отличаться от экономических интересов общества. Внедряя новый товар, например новую технику, собственник учитывает экономию не совокупных затрат труда, а только оплачиваемой ему части затрат труда, он непосредственно заинтересован в увеличении рентабельности своего производства. Поэтому экономическая граница применения новых товаров взамен старых относительно экономически обособленным предприятием может отличаться от общественной экономической границы ее применения.

Индивидуальной границей внедрения новой техники производственного назначения служит такая величина дополнительной прибыли от вложенных в нее средств, которая обеспечит в дальнейшем (при реализации произведенных с помощью новой техники товаров) уровень рентабельности не ниже достигнутого на предприятии.

Поскольку уровень рентабельности на разных предприятиях различен, несовпадение общественных и индивидуальных экономических границ применения новых товаров колеблется в широких пределах: для предприятий с низким уровнем рентабельности границы шире общественных, для предприятий с высоким уровнем рентабельности - уже.

В современных условиях эффективность новых товаров (инвестиционных проектов), а следовательно, и границы их применения определяются на основе таких показателей, как срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, прибыль, индекс доходности.

Исходя из установленных Маркс К.К. Марксом абсолютных границ применения машин в новых товарах необходимо сочетать более высокие потребительские параметры с экономической эффективностью - экономией совокупных затрат труда. При этом темпы роста цен должны быть ниже темпов роста полезного результата (потребительной стоимости) нового товара, т.е. должно обеспечиваться снижение удельной цены в расчете на единицу получаемого полезного результата (потребительной стоимости).

Тенденция к опережающему росту полезности новой продукции по сравнению с ростом цены носит общий характер, но в отдельных случаях могут иметь место отклонения от нее (в периоды существенных изменений в технике и технологии, при создании машин на принципиально новой научной основе, при значительном несовпадении рыночного спроса и предложения и др.).

Математически общую формулу предельной цены новых товаров, предусматривающую некоторую степень удешевления по сравнению со старыми, взаимозаменяемыми, можно представить в следующем виде:

ЦнБ ×Кз ×В,

где ЦБ - цена старого товара; Кз - коэффициент заменяемости старого товара на новый по потребительским (или технико-экономическим) параметрам; В - коэффициент удешевления нового товара.

Другим принципом ценообразования является последовательное отражение в ценах общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию продукции, ее потребительских свойств. Цены, базирующиеся на общественно необходимых затратах труда, являются основой эффективного использования стоимостных показателей, позволяют устанавливать оптимальные народнохозяйственные пропорции, отражают реальные соотношения затрат труда, обеспечивают эквивалентный обмен товаров. Осуществление этого принципа - одна из сложнейших проблем ценообразования. Особенно сложна эта проблема в добывающих отраслях и сельском хозяйстве, где наблюдается большая амплитуда колебаний уровня издержек в связи с особенностями природных условий производства. Осуществление этого принципа достигается главным образом с помощью дифференциации цен, или путем установления цен на базе издержек производства предприятий с худшими природными условиями.

Необходимым условием укрепления денежной и финансовой систем, а также нормального функционирования системы общественного производства является обеспечение оптимального сочетания стабильности и гибкости цен. Под стабильностью системы цен понимают устойчивость общего уровня цен. Однако стабильность системы цен не исключает подвижности, изменений отдельных звеньев системы вслед за изменением условий производства и реализации продукции, соотношений спроса и предложения. Гибкость цен обеспечивается целой системой форм и методов: применением различных видов цен, системы надбавок (скидок) к ценам

Принцип обоснованного соотношения между ценами на различные, особенно аналогичные и взаимозаменяемые виды продукции, на новые и старые виды продукции, используется для установления необходимых пропорций производства и потребления отдельных видов продукции. Действие этого принципа основано на том, что все виды цен действуют не изолированно, а во взаимосвязи. Только при установлении экономически обоснованных соотношений все цены, вместе взятые, могут составлять единую систему, отвечающую потребностям общества.

Важным принципом является учет степени новизны новых товаров. По характеру удовлетворения общественных потребностей новые товары могут быть подразделены на следующие группы:

  • принципиально новые товары, не имеющие аналогов среди выпускаемых;

  • товары, предназначенные для замены ранее выпускавшихся аналогичных товаров;

  • товары, предназначенные для потребления одновременно со старыми (являющиеся развитием определенного параметрического ряда старых товаров и отличающиеся от них потребительскими параметрами).

Следующий принцип - учет жизненного цикла товаров. Расчет и корректировка цен на новые товары должны осуществляться на всех этапах их жизненного цикла - от этапа разработки товара до этапа упадка (морального старения) товара.

5.2.
Методические рекомендации по формированию и применению цен

Цены и тарифы в рыночных условиях на преобладающее количество товаров устанавливаются изготовителями самостоятельно с учетом спроса и предложения. Однако и в рыночных условиях необходимо соблюдение общих принципов и правил установления цен, т.е. соблюдение единой методики ценообразования. Цель методики - оказание помощи предприятиям, организациям и другим юридическим лицам при формировании и применении цен. Такая методика приведена в следующих документах: «Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги» (утверждены Министерством экономики Российской Федерации 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982); «Временные рекомендации по формированию ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами Российской Федерации» (утверждены Министерством экономики Российской Федерации в 1996 г.).

Методические рекомендации могут применяться всеми хозяйствующими субъектами, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, изготовляющими и реализующими на территории Российской Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

Методические рекомендации предусматривают порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной продукции (товаров). Методические рекомендации могут также применяться и при определении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (с учетом специфики отрасли и действующего законодательства).

В соответствии с Методическими рекомендациями цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).

В цены включаются: себестоимость продукции (работ, услуг) прибыль, налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (налог на добавленную стоимость; по товарам народного потребления, облагаемым акцизом, - акциз; налог с продаж).

Цены определяются на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления или франко-транспортные средства на складе предприятия-поставщика. По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции (товаров, услуг).

Себестоимость, учитываемая в составе цен, рассчитывается в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661), а также отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и другими отраслевыми указаниями по вопросам затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия и организации, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия и организации оптовой торговли и другие юридические лица, осуществляющие в соответствии с утвержденным уставом организации функции по закупке, хранению и продаже продукции (товаров), реализуют продукцию по свободным ценам, устанавливаемым по согласованию с потребителями исходя из спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, качества и потребительских свойств продукции (товаров). В цене учитываются цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), затраты указанных предприятий (организаций) по закупке, хранению, транспортировке, фасовке, комплектации, подсортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, могут устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, устанавливать методы их применения (к цене предприятия-изготовителя или к цене закупки) внутри данного региона.

Если при получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, были уплачены таможенные пошлины, сборы (платежи) и формирование цен производится путем добавления регулируемых снабженческо-сбытовых надбавок к ценам закупки, то указанные таможенные платежи включаются в состав надбавок. Если товары из стран СНГ реализуются снабженческо-сбытовыми и другими посредническими предприятиями и организациями по свободным ценам, то таможенные платежи учитываются в затратах этих организаций.

Розничные цены и тарифы на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению розничными торговыми предприятиями, определяются этими предприятиями самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки), с учетом налога на добавленную стоимость (а по под-акцизным товарам - с учетом акциза) и торговой надбавки. Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщиков (в зависимости от вида франко, предусмотренного в отпускной цене предприятия-изготовителя или в цене закупки продукции, и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров, прибыль, налог на добавленную стоимость.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукцию предприятий общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Протокол согласования цен

Оптовые цены и тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителем предприятия-изготовителя и потребителем. В протоколе согласования цен указываются:

  • наименование и краткая характеристика продукции (товара);

  • артикул, марка, тип;

  • техническая документация, кем, когда она утверждена;

  • единица измерения;

  • оптовая (отпускная) цена (тариф) предприятия-изготовителя;

  • отпускная цена посреднической организации (предприятия).

Возможно также фиксирование цен в договорах на поставку продукции (товара), в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (телефонограмма, телефакс и т.д.).

Обозначение розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги, в выписках из прейскурантов, в меню), выставляемых в указанных предприятиях. Предприятия-изготовители по договоренности с торговыми предприятиями и другими покупателями могут указывать на товарных и упаковочных ярлыках, в технических паспортах реквизиты: «свободная отпускная цена», «розничная цена». Обозначение свободных розничных цен непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в техниче-ских паспортах и т.д. осуществляется предприятиями-изготовителями только по договоренности с предприятиями торговли.

Предприятия (организации) торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров населению по свободным розничным ценам, фиксируют эти цены и применяемые торговые и снабженческо-сбытовые надбавки в реестрах свободных розничных цен по установленной форме.

Свободные отпускные цены (тарифы) на продукцию (работы, услуги) указываются в установленном порядке поставщиками в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).

Установленные свободные оптовые (отпускные) цены (тарифы) могут быть изменены предприятием-изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителем в случаях изменения конъюнктуры рынка, повышения (снижения) цен на сырье, материалы, действия других факторов, оказавших влияние на изменение затрат при производстве и реализации продукции (работ, услуг).

Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению, в зависимости от конъюнктуры рынка за счет изменения размера торговых надбавок. При применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен продавцом производится в пределах этих размеров.

Новые цены вновь регистрируются в реестрах.

5.3.
Методы расчета цен

Существующая система методов обоснования уровней и соотношений цен создавалась в течение длительного времени, что объясняется сложностью решения множества вопросов, возникающих при установлении конкретных цен. Уровень цен должен в полной мере отражать затраты на производство, обращение и реализацию товаров. Однако столь же несомненной является и необходимость отражения в ценах потребительских свойств (полезности) товаров. Кроме того, в уровнях и соотношениях цен должно находить отражение и действие различных рыночных ценообразующих факторов (соотношение спроса и предложения).

Применяемые в современной практике ценообразования методы расчета цен можно подразделить на следующие основные группы:

  • методы, ориентированные на затраты (затратные методы);

  • методы, ориентированные на спрос;

  • методы, ориентированные на конкуренцию;

  • методы, учитывающие затраты, спрос и конкуренцию.

С помощью этих методов определяются цены на новые товары, пересматриваются цены на выпускаемые товары, обосновываются размеры надбавок (скидок) к ценам. Одновременное существование и применение нескольких методов связано с многообразием выпускаемых товаров и условий их изготовления, что не позволяет использовать только один метод расчета цен.

К затратным методам относятся метод затрат и агрегатный. Схематично затратный метод представлен на рис. 33Рис. 33. Схема затратного метода ценообразования.

Метод затрат предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены: себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, торгово-сбытовой надбавки (скидки), налога с продаж. Цены при применении этого метода определяют по формуле

Ц = С + П + НДС + Тн + НСП,

где Ц - цена изделия; С - себестоимость производства изделия; П - прибыль; НДС - налог на добавленную стоимость; Тн - торгово-сбытовая надбавка (скидка); НСП - налог с продаж.

Себестоимость, включаемая в цену, может быть полной, возмещающей все затраты на производство, или неполной, учитывающей только затраты на производство данного товара (предельные затраты).

Разновидностями метода затрат являются следующие методы: «затраты плюс прибыль», «затраты плюс накидки», «затраты плюс целевая прибыль», метод обеспечения безубыточности (затраты при критическом объеме производства).

Цены, установленные по методу «затраты плюс целевая прибыль», обеспечивают получение «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах продаж. Расчет цены этим методом осуществляют по следующим этапам:

  1. оценка производственной мощности предприятия в рассматриваемый период времени и определение возможного объема производства продукции;

  2. калькуляция затрат на производство установленного объема продукции;

  3. определение «целевой» нормы прибыли;

  4. добавление к себестоимости установленного объема продукции «целевой» прибыли (от реализации всего объема продукции);

  5. расчет оптовой (отпускной) цены единицы продукции путем деления объема выпуска продукции в стоимостном выражении (по цене «себестоимость плюс целевая прибыль») на объем выпуска продукции в натуральном выражении.

Недостатком данного метода является то, что в нем используются оценочные величины возможного объема продаж и не учитывается тот факт, что цена сама по себе может быть главным фактором, определяющим объем продаж. Метод более всего подходит для применения на рынке с неэластичным спросом на товар.

Если предприятие ставит перед собой задачу достижения безубыточности производства какой-либо продукции в течение определенного периода времени, то цену на эту продукцию можно рассчитать на основе принципа безубыточности.

Наиболее часто метод затрат применяется при определении цен на принципиально новую продукцию. Это объясняется не только простотой самого метода, но и тем, что при определении цен на такую продукцию практически невозможно использовать какие-либо иные методы из-за несопоставимости этой продукции ни по параметрам, ни по эффективности, ни по затратам на производство с выпускаемой продукцией.

Метод затрат применяется также для определения оптовых цен на продукцию, изготовляемую в порядке разовых заказов, на опытные образцы продукции, на продукцию, предназначенную для удовлетворения собственных нужд предприятия.

К преимуществам метода затрат относятся легкость определения издержек (через систему бухгалтерского учета) и возможность установления единой цены, если необходимо снизить ценовую конкуренцию.

Основным недостатком метода затрат является слабая увязка цен с потребительскими свойствами, качеством, эффективностью использования продукции и спросом на нее. Соотношения цен, рассчитанных методом затрат, отражают в основном различия в издержках производства товаров.

Метод затрат целесообразно применять для расчета нижнего предела цены.

Агрегатный метод расчета ценыАгрегатный метод состоит в том, что цена товара определяется суммированием цен составляющих его конструктивных элементов:

где Цн - цена нового товара; Цi - цена i-го конструктивного элемента товара; n - число конструктивных элементов товара.

Как правило, агрегатный метод используется в модифицированной форме - к базовой цене устанавливаются надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) отдельных конструктивных элементов товара:

где ЦБ - базовая цена; Цi - цена (надбавка, скидка) i-го элемента.

Такой модифицированный агрегатный метод применяется при установлении цен на товары, которые имеют общую базовую основу (общий элемент, блок, агрегат) и различаются между собой наличием или отсутствием дополнительных элементов, определяющих дополнительные потребительские параметры. В качестве базовой цены принимается цена основного элемента, характеризующего важнейшие потребительские параметры продукции, общие для всех изделий данной группы. Цены дополнительных элементов и являются надбавками (скидками за отсутствие элемента по сравнению с базой). Базовая цена и цены дополнительных элементов в свою очередь могут определяться методом затрат.

Область применения агрегатного метода относительно невелика, поскольку для определения цены на готовую продукцию необходимо иметь цены на отдельные конструктивные элементы, что на практике бывает редко. Другими недостатками агрегатного метода являются: ошибки в ценах на отдельные конструктивные элементы, полностью воспроизводимые в цене готового изделия; отсутствие стимулирующего воздействия на повышение потребительских параметров изделия и экономию затрат на его производство.

Затратные методы определения цен позволяют достаточно точно отразить в ценах уровень затрат на производство и реализацию товаров, но не дают возможности в полной мере учесть разницу в потребительских свойствах взаимозаменяемых или иных товаров. Это объясняется тем, что затраты на производство и реализацию далеко не во всех случаях корреспондируются с потребительскими свойствами и качеством товаров.

Метод расчета цен с ориентацией на спросМетод расчета цен с ориентацией на спрос предполагает определять цену товара исходя из спроса на него. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса: высокая цена устанавливается при большом спросе, низкая - при снижении спроса. При этом затраты на производство товара в обоих случаях могут быть одинаковыми. Затраты при использовании данного метода рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью.

В основе метода расчета цен с ориентацией на спрос лежит полезность товара. Этот метод позволяет предприятию (фирме) реализовать стратегию «высоких цен» (цен снятия сливок) на принципиально новый товар с целью получения сверхприбыли путем продажи товара тем покупателям, для которых этот товар имеет большую ценность. Для некоторых фирм стратегия «высоких цен» направлена на то, чтобы взять от рынка все, что он может дать, а затем уйти с него.

Метод расчета цен с ориентацией на спрос может успешно применяться при выпуске взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателям сравнивать товары и делать соответствующий выбор.

Установление цен на товар с учетом спроса на него теоретически представляется относительно несложной задачей, однако практическая реализация этого метода сопряжена с рядом трудностей. Определить реальный (возможный) спрос на товар на длительную перспективу часто весьма сложно.

Наиболее распространенными методами установления цен с ориентацией на конкуренцию являются метод текущей цены, метод «запечатанного конверта», метод глупого следования за конкурентом или метод ориентации на лидера.

Метод текущей цены (метод расчета цен)Метод текущей цены используется на рынках однородных товаров. Влияние конкуренции на величину цены на товар зависит от типа рынка. Цены на рынке чистой конкуренцией формируются в результате совместных действий хорошо информированных покупателей и продавцов. Отдельная фирма на таком рынке не может повлиять на уровень цены: установив более высокую цену на свой товар, она может потерять покупателей, и в то же время нет смысла устанавливать более низкую цену, так как весь товар фирма может продать по установившейся на рынке цене.

На олигополистическом рынке уровень цены определяется целями, которые ставят перед собой ведущие компании, или негласными соглашениями между всеми участниками рынка.

Метод «запечатанного конверта» (метод расчета цен)Метод «запечатанного конверта» (тендерного ценообразования) применяется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за какой-либо контракт.

Определение цен, ориентированное на нахождение равновесия между затратами и состоянием рынка (спросом и конкуренцией), представляет собой сочетание рассмотренных ранее трех методов определения цен. Этот метод включает следующие основные этапы:

  1. определение возможного объема производства (продаж), затрат и прибыли на предполагаемый объем производства, определение цены единицы товара;

  2. определение функции (графика) спроса, анализа различных комбинаций «цена - объем продаж» и выбор такой, которая обеспечит максимальную прибыль;

  3. выявление преимуществ и недостатков товара в сравнении с товарами-конкурентами;

  4. проработка новых комбинаций «цена - объем продаж» с учетом конкурентных факторов, выявленных на третьем этапе; выбор такого объема производства и цены, который обеспечит максимум прибыли и позволит вписаться в существующую рыночную систему цен.

Необходимость применения метода расчета цен с учетом затрат и состояния рынка обусловлена тем, что для потребителей товаров важны не только цена, но и параметры (полезность) товара. В зависимости от получаемой полезности потребитель решает проблему выбора конкретного товара. Именно для этого и необходимы специальные методы определения цен.

На предприятиях часто возникает необходимость в производстве такой новой продукции, которая не заменяет ранее освоенную старую, а дополняет или расширяет уже существующий ряд старой продукции, который называют параметрическим рядом. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров.

Анализ производства такой продукции показывает, что расход материальных и трудовых ресурсов, как правило, связан с параметрами продукции. Применение экономико-математических методов для анализа позволяет установить зависимость между уровнем затрат и величиной потребительских параметров изделий и распространить установленную зависимость на соотношения цен между изделиями, составляющими параметрический ряд.

Такие методы ценообразования получили название нормативно- параметрических. Нормативно-параметрические методы позволяют увязать уровень цен не только с издержками производства, но и с потребительскими свойствами продукции, более объективно определять соотношения цен на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию, а также достаточно надежно рассчитывать цены на новые товары внутри имеющегося ряда однородных изделий.

К нормативно-параметрическим методам ценообразования относятся: балловый метод, метод удельных показателей, метод регрессионного анализа.

Балловый метод расчета ценБалловый метод основан на использовании базисных цен и экспертных оценок значимости сопоставимых технико-экономических и потребительских параметров товаров, входящих в конкретную группу или подгруппу товаров и предназначенных для удовлетворения одинаковых потребностей. Расчет цен балловым методом осуществляется в три основных этапа.

На первом этапе определяется группа товаров, имеющих однородный технологический процесс изготовления или обладающих идентичностью конструктивного исполнения, а также сопоставимостью по технико-экономическим и потребительским параметрам. Среди них выбирается базовый товар (товар-эталон). Затем выбираются технико-экономические и потребительские параметры товаров, определяются путем экспертной оценки число баллов по каждому параметру и общая сумма баллов по товару в целом.

На втором этапе определяется стоимостная оценка (цена) одного балла Ц1 :

где ЦБ - цена базового товара; - сумма баллов базового товара.

На третьем этапе устанавливается цена на новый товар данной группы. Если все показатели (параметры) товаров являются равнозначными по удельному весу, комплексный уровень качества каждого товара данного ряда определяется путем простого сложения баллов, а цена - последующим умножением цены одного балла на сумму баллов:

где Бi - баллы, в которые оценена единица каждого i-го параметра; n - количество оцениваемых параметров.

Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, устанавливают коэффициенты весомости (значимости) параметров. Оценки выставляются по каждому параметру, затем выводится среднеарифметическое значение по каждому параметру, которое умножается на соответствующий коэффициент весомости (значимости). Полученные баллы суммируются. Цена нового товара определяется по формуле

где Qi - удельный вес i-го параметра нового товара.

К недостаткам баллового метода относятся экспертный выбор базы сопоставления (набор параметров) и оценка уровня качества товаров (уровней параметров), что дает возможность проявлениям субъективизма. Данный метод используется в основном тогда, когда необходимо использовать принцип сравнимости с базовым товаром и нет возможности воспользоваться каким-либо другим более объективным методом. Для более объективного обоснования параметров товаров предпринимаются попытки использовать математический аппарат, например метод ранговой корреляции и др.

Метод удельных показателей (метод расчета цен)Метод удельных показателей применяется для определения цен на несложные товары, входящие в небольшие группы, которые характеризуются наличием одного основного параметра. Сущность его заключается в определении цены единицы основного технико-экономического параметра (Цу ) базового товара-эталона данного параметрического ряда и на его основе - цены нового товара:

Цн = Цу ×Пн ,

где Пн - значение основного технико-экономического параметра нового товара (в тех же единицах измерения, что и для базового товара-эталона).

Важнейшим условием эффективного применения метода удельных показателей является соблюдение требования относительного удешевления нового товара, т.е. снижения цены на единицу главного (основного) параметра нового товара по сравнению с товаром-эталоном. Недостатком данного метода является учет только одного параметра товара. Основная же масса товаров характеризуется комплексом потребительских параметров. Поэтому расчет цены по одному параметру недостаточен для экономической оценки большинства товаров.

Метод регрессионного анализа (метод расчета цен)Метод регрессионного анализа является наиболее распространенным из параметрических методов. Его сущность заключается в определении зависимости цены от технико-экономических параметров, отражающих основные потребительские свойства товаров:

Ц = f (X1 , X2 , ...., Xn ),

где X1 , X2 , ..., Xn - технико-экономические параметры товара.

Выбор и обоснование формы связи между изменением цены и изменением параметров производятся с учетом характера зависимости между ними.

В практике ценообразования для расчета используются следующие функции: линейная, линейно-степенная, степенная, обратный логарифм, показательная, гиперболическая. Порядок и методика проведения регрессионного анализа, нахождение неизвестных параметров уравнений и экономическая оценка полученных результатов осуществляются в соответствии с требованиями математической статистики.

Перспективность метода регрессионного анализа заключается в том, что он позволяет моделировать изменение цены товаров в зависимости от изменения их параметров, устанавливать аналитическую форму связи и использовать рассчитанную формулу для определения цены на новый товар без данных о затратах на его производство. Зная формулу ценностного ряда и имея данные о количественных характеристиках нового товара, можно легко рассчитать цену на него, что имеет большое значение для правильной экономической оценки проектов.

Недостатком данного метода является то, что он не ограничивает параметры их общественно необходимой величиной даже тогда, когда это требуется: если установлено, что с изменением какого-либо параметра определенным образом изменяется цена товара, то эта закономерность будет проявляться и за теми пределами изменения данного параметра, за которыми они не нужны.

Как уже отмечалось, затратные методы ценообразования увязывают цены с величиной издержек производства и реализации товаров. Параметрические методы дают возможность обосновывать соотношения цен на взаимозаменяемые и аналогичные товары с учетом их потребительских свойств. Однако цены не должны определяться с ориентацией только на затраты или только на потребительную стоимость. Цена является мерой стоимости товара, но при этом она не безразлична к его потребительной стоимости.

Стоимость и потребительная стоимость всегда представляют неразрывное единство двух сторон товара: если производителя интересует прежде всего величина стоимости, которую он получает при реализации товара, то потребителя - приобретаемая им потребительная стоимость. Поэтому возникает необходимость сочетания или одновременного использования затратных методов и методов учета потребительских свойств при определении цен.

5.4.
Отражение затрат в цене

Для обеспечения простого воспроизводства предприятию необходимо вернуть перенесенную на товар стоимость потребленных в процессе производства средств производства и стоимость, созданную необходимым трудом (для воспроизводства трудовых ресурсов). Эти обособившиеся части стоимости товара составляют издержки производства, которые служат минимальной границей цены. Без возмещения через цены издержек производства становится невозможным простое воспроизводство на предприятии, приходится прибегать к различного рода дотациям.

Расчет себестоимостиРасчет себестоимости при формировании цен осуществляется в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утверждено постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. № 552) и отраслевыми инструкциями. Для этого используется форма калькуляции затрат.

При расчете себестоимости важное значение имеет определение сферы ее формирования. Методологическая основа решения этого вопроса зависит от того, каковы общественно необходимые затраты труда на производство продукции. По одним видам продукции эти затраты формируются как единые, по другим - в форме локальных затрат. Характер формирования затрат отражается при установлении различных по масштабам (территории) действия цен: единых, зональных, поясных, местных.

Для расчета себестоимости в практике ценообразования применяются следующие методы: проектирование типового предприятия или оптимального технологического процесса; прямое нормативное калькулирование; калькулирование по аналогии.

Метод проектирования типового предприятия применяется при расчете цен на новые товары, которые не могут быть произведены на действующем предприятии по применяемой технологии. Для производства таких товаров необходимо строительство нового предприятия (реконструкция старого или замена действующего оборудования новым). В этом случае разрабатывается проект нового предприятия (производства), который должен предусматривать применение новейшей техники и технологии, передовых методов организации производства и труда. Такой проект является основой для расчета затрат и цены нового товара.

Метод проектирования оптимального технологического процесса предполагает определение затрат на основе данных, полученных при разработке прогрессивного производственного процесса. Для этого выбирается оптимальная технологиче-ская схема изготовления продукции при условии применения наиболее производительного оборудования и лучшей организации производства. Критериями оптимальности являются: минимум затрат всех факторов производства (материальных, времени) и достижение необходимых потребительских параметров товара. Величина затрат на производство товара рассчитывается путем суммирования затрат по каждой запроектированной операции технологического процесса.

Применение данных методов позволяет рассчитывать затраты не только по отдельным товарам, но и по технологическим операциям.

Метод прямого нормативного калькулирования предполагает расчет затрат по экономическим элементам на основании технических параметров товаров и имеющихся нормативов затрат. Разновидностью этого метода является метод агрегирования затрат, или агрегатный метод, который отличается применением укрупненных нормативов затрат, объединенных в группы. Метод агрегирования затрат имеет две основные формы: агрегирование статей калькуляции и агрегирование затрат по отдельным элементам (узлам, деталям) товара. Агрегирование отдельных статей калькуляции наиболее распространено в отраслях тяжелой и легкой промышленности, а агрегирование затрат по отдельным узлам (деталям) - в машиностроении, когда сопоставляемые машины (новые и старые) состоят из разных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, деталей), себестоимость которых известна.

Метод калькулирования по аналогии предполагает определение себестоимости нового товара или любого товара группы аналогичных товаров следующим образом: путем расчета себестоимости только одного изделия-эталона и применения полученного результата для всех других изделий данной группы; путем расчета средней себестоимости всей группы изделий; путем расчета себестоимости нового изделия на основе данных о себестоимости изделия-эталона (базисного изделия).

В случае отсутствия данных, количественно характеризующих потребительские свойства или качество новых товаров, себестоимость новых товаров можно рассчитать путем определения изменений затрат при производстве новых товаров по сравнению со старыми или аналогичными.

Важное значение при исчислении себестоимости имеет правильное определение калькуляционной единицы, т.е. единицы измерения продукции в натуральном выражении, по которой должна исчисляться себестоимость. Выбор калькуляционной единицы предопределяется показателями потребительских свойств продукции и действующей системой планирования и бухгалтерского учета. Калькуляционная единица, как правило, должна соответствовать единице измерения продукции, на которую устанавливается цена.

5.5.
Планирование в ценах чистого дохода

Кроме себестоимости в состав цены включается чистый доход, объективной основой которого служит стоимость прибавочного продукта.

Чистый доход, реализуемый в ценах, имеет следующие формы: прибыль, налог на добавленную стоимость (другие установленные налоги), фиксированные (рентные) платежи. Формирование нормативов чистого дохода, его деление на указанные формы во многом предопределяются развитием хозяйственного механизма, принципами и методами распределения чистого дохода, особенностями системы цен.

Основными формами чистого дохода, включаемыми в цены, являются прибыль и налог на добавленную стоимость.

Прибыль - одна из сложнейших экономических категорий. Именно поэтому существовали и существуют различные точки зрения как на сущность прибыли, так и на ее роль в хозяйственном механизме. Прибыль характерна для всех способов товарного производства: она была в рабовладельческой и феодальной формациях в виде ростовщической и торговой прибыли, стала основной целью производства в буржуазном обществе в виде капиталистической прибыли и сохранялась при социализме в виде прибыли социалистических предприятий. Прибыль является общеэкономической категорией любого товарного производства. В условиях рыночной экономики прибыль служит не только показателем эффективности деятельности предприятий, но и целью хозяйственной деятельности.

Механизм образования прибыли был всесторонне исследован Маркс К.К. Марксом на основе теории трудовой стоимости Смит А.А. Смита, который пришел к выводу, что прибыль является вычетом из продукта труда, что это неоплаченный труд рабочих. А. Смит утверждал, что стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, сама распадается на две части, из которых одна идет на оплату труда рабочих, а другая представляет прибыль предпринимателя. Помимо марксистской теории прибыли существуют и другие: теория производительности капитала; теории «воздержания», «ожидания», «риска»; теории, трактующие прибыль как трудовой доход; теории монопольной прибыли.

Теория производительности капитала бала развита французским экономистом Сэй Ж.Б.Сэем, который считал, что капитал, отождествляемый им со средствами производства, обладает самостоятельной производительностью, совершенно независимой от производительности труда, и что результатом этой производительности капитала является получаемая предпринимателями прибыль.

В теориях «воздержания», «ожидания», «риска» утверждается, что прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателя за его «воздержание», «отсрочку» потребления, «риск». «Воздержание» выражается в том, что предприниматель отказывается от немедленного потребления имеющихся у него средств или борется со своим желанием израсходовать имеющийся капитал, либо подвергается переживаниям, «рискуя», «ожидая» эффекта от вложенного в производство капитала.

В первой половине XIX в. возникла трактовка прибыли как трудового дохода, вознаграждения за предпринимательскую деятельность.

Во второй половине XIX в. английский экономист Маршалл А.А.Маршалл сводит предпринимательскую прибыль к плате за надзор и управление производством, считая ее разновидностью заработной платы, или трудовым доходом.

По своему экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, оставляемого в собственность хозяйствующему субъекту в результате первичного распределения чистого дохода общества.

Прибыль в абсолютном выражении не может служить показателем, полностью отражающим эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывают влияние множество разнообразных факторов. Поэтому возникает необходимость в относительных показателях, которые могли бы дать более объективную картину эффективности производственной деятельности. Такими показателями являются показатели рентабельности. В отличие от прибыли, которая является количественным показателем, рентабельность - это качественный показатель. Рентабельность позволяет сопоставить размер полученной прибыли с затратами производственных ресурсов на производство продукции.

РентабельностьПри расчете цен величину включаемой в них прибыли чаще всего определяют с помощью показателей рентабельности. В ценообразовании используется следующая система показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность вложений в имущество (в производственные фонды), рентабельность капитала.

Рентабельность (Р) отдельных видов продукции (и единицы продукции) определяют делением суммы прибыли, которую предприятие сможет или желает получить от реализации этой продукции (П), на себестоимость (С) продукции (полную или неполную, например за вычетом прямых материальных затрат).

Формула оптовой цены предприятия для нового изделия (Ц) при таком методе определения прибыли имеет вид

Данный метод определения прибыли в составе цены наиболее простой, так как всегда имеется исходная информация о производственных фондах и себестоимости. Недостаток состоит в том, что он заинтересовывает производителей в более материалоемкой продукции.

Рентабельность производства или производственных фондов (Рф ) определяют отношением валовой прибыли (Пв ) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (Ф ):

Рентабельность вложений в предприятие в наиболее общем виде определяется по стоимости всего имущества, имевшегося в распоряжении предприятия.

Выбор конкретного показателя рентабельности зависит от особенностей производства товара, применяемого метода расчета затрат, структуры затрат (соотношения между трудоемкостью, фондоемкостью и материалоемкостью), конъюнктуры рынка, ценовой политики предприятия и др.

В качестве ориентира при установлении величины показателя рентабельности могут быть использованы: средняя депозитная или кредитная ставка процента; индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом уровня инфляции и уровня риска; альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций; норма доходности по текущей хозяйственной деятельности; ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком, и т.п.

По экономическому содержанию налог на добавленную стоимость есть часть централизованного чистого дохода государства, который с помощью цен изымается в госбюджет. Его основой, так же как и прибыли, является вновь созданная стоимость. Вместе с тем прибыль и налог с оборота существенно отличаются друг от друга по форме отражения этого и принципам планирования в ценах.

Прибыль выступает как чистый доход предприятия, она представляет собой всеобщую форму чистого дохода и, как правило, включает цены на все виды продукции. Налог на добавленную стоимость выполняет перераспределительную функцию. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров. Степень перераспределения определяет социальную роль налога на добавленную стоимость, а также его значение для величины цены конкретного товара.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ объектом налогообложения при расчете налога на добавленную стоимость признаются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

  2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе амортизационные отчисления;

  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Кодексом установлен также перечень операций, не подлежащих налогообложению.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Налог на добавленную стоимость устанавливается в процентах к свободным отпускным ценам, тарифам (без включения в них этого налога); к государственным регулируемым оптовым ценам, тарифам (без включения в них этого налога); к государственным регулируемым розничным ценам (включающим в себя этот налог). По товарам, облагаемым акцизами, при исчислении налога на добавленную стоимость в цену товара включается и акциз.

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам: 0%, 10%, 20%. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Например, при реализации товара по оптовой цене предприятия-изготовителя величина включаемого в цены налога на добавленную стоимость определяется путем умножения налоговой ставки на оптовую цену:

НДС = (С+П)×Н,

где НДС - сумма налога на добавленную стоимость, руб.; С - себестоимость продукции, руб.; П - прибыль, руб.; Н - ставки налога, %.

В цене отдельных товаров имеется акциз. Им облагаются, как правило, товары, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к изменению цен, либо специфические товары (алкогольные, табачные). Объектом обложения акцизом являются обороты по реализации на территории Российской Федерации подакцизных товаров. Налоговым кодексом установлен перечень операций, являющихся объектом налогообложения, и операций, освобождаемых от налогообложения.

Налоговая база при реализации (передаче) налогоплательщиком произведенных подакцизных товаров, по которым установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, определяется как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж.

По подакцизным товарам, по которым установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

Сумма налога по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма налога по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В 1999 г. во многих регионах Российской Федерации был введен налог с продаж. К плательщикам данного налога относится большинство организаций, осуществляющих торговлю, выполняющих работы (оказывающих услуги) за наличные денежные средства.

При осуществлении расчетов за товар (работу, услугу) как в наличной, так и в безналичной форме налог с продаж взимается только с той части стоимости товара (работы, услуги), которая оплачивается за наличный расчет.

Конкретный порядок исчисления и уплаты налога, ставку налога, перечень товаров, не облагаемых налогом, устанавливают органы власти субъектов Российской Федерации. От уплаты налога освобождены только субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения. Ставка налога не может превышать 5% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).

Налог с продаж включается в отпускную цену товара и подлежит получению с покупателя. Если сумма налога с продаж с покупателя не получена, она уплачивается за счет собственных средств организации.

Величина налога с продаж, включаемая в цену, определяется путем умножения установленной ставки налога на выручку от реализации товара (работы, услуги).

Окончательная цена реализации (Цр ) определяется следующим образом:

Цр = ЦпЦп + Цп ×Н ,

где Цп - установленная продавцом цена товара (с учетом включаемых в цены налогов), руб.

5.6.
Определение цен для целей налогообложения

В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Этой же статьей предусмотрено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе контролировать правильность применения цен сторонами в следующих случаях:

  1. если сделка совершена между двумя взаимозависимыми лицами;

  2. если сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;

  3. при совершении внешнеторговых сделок;

  4. при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Статья 40 НК РФ предусматривает три метода определения рыночной цены для целей налогообложения.

  • использование рыночных цен на идентичные (а при их отсутствии - на однородные) товары;

  • метод цены последующей реализации;

  • затратный.

Применение метода рыночных цен на идентичные (однородные) товары предполагает сопоставление цены сделки с рыночными ценами.

В соответствии с НК РФ Рыночная ценарыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономиче-ских (коммерческих) условиях.

Для признания цены товара (работы, услуги) рыночной, т.е. пригодной для сравнения в целях налогообложения с ценой, примененной в сделке, должны быть выполнены следующие условия:

  • покупатель (продавец) должен иметь возможность без дополнительных затрат купить (продать) на ближайшей к нему территории товар (работы, услуги) по цене, предлагаемой для сравнения;

  • для сравнения должна предлагаться цена на идентичные (однородные) товары;

  • для сравнения должна использоваться цена сделок в сопоставимых экономических условиях.

Рыночная цена должна определяться в условиях, сопоставимых с условиями проверяемой сделки, при этом могут использоваться только официальные источники информации.

Если невозможно определить рыночную цену идентичного (однородного) товара, налоговые органы применяют метод цены последующей реализации. При использовании данного метода сначала устанавливается цена, по которой товары были в дальнейшем перепроданы. Рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как разница между установленной ценой последующей продажи и затратами, понесенными покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибылью. Сведения о цене последующей реализации, затратах, понесенных покупателем при перепродаже товара, норме прибыли должны быть получены из официальных источников информации.

При использовании затратного метода рыночная цена товара, реализуемого продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

© Центр дистанционного образования МГУП