Московский государственный университет печати

Лукин В.Б.


         

Ценообразование

Учебное пособие


Лукин В.Б.
Ценообразование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Цена в системе хозяйственного механизма

1.1.

Сущность хозяйственного механизма

1.2.

Место и роль цен в хозяйственном механизме

1.3.

Функции цены

1.4.

Общая характеристика системы цен

1.5.

Виды цен

2.

Основы трудовой теории стоимости

2.1.

Товарное производство

2.2.

Товар и его свойства

2.3.

Меновая стоимость товара

2.4.

Сущность цены

2.5.

Закон стоимости

2.6.

Общественно необходимые затраты труда

2.7.

Состав, структура, уровень и масштаб цен

2.8.

Концепции ценообразования

3.

Теория потребительского поведения и спроса

3.1.

Количественный подход к анализу полезности и спроса

3.2.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса

3.3.

Кривые и карта безразличия

3.4.

Предельная норма замещения

3.5.

Типы кривых безразличия

3.6.

Бюджетная линия

3.7.

Изменение цен и дохода потребителя

4.

Производство и затраты

4.1.

Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора

4.2.

Производственная функция

4.3.

Концепция затрат

4.4.

Производственная функция и функция затрат

4.5.

Сущность, значение и виды себестоимости продукции

4.6.

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции

4.7.

Постоянные, переменные, средние и предельные затраты

5.

Методология ценообразования

5.1.

Основные методологические принципы ценообразования

5.2.

Методические рекомендации по формированию и применению цен

5.3.

Методы расчета цен

5.4.

Отражение затрат в цене

5.5.

Планирование в ценах чистого дохода

5.6.

Определение цен для целей налогообложения

6.

Ценообразование в книгоиздании

6.1.

Особенности издательской продукции и издательской деятельности

6.2.

Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции

6.3.

Калькулирование затрат на полиграфическом предприятии

6.4.

Особенности налогообложения в издательской деятельности

6.5.

Основные факторы, определяющие величину себестоимости издательской продукции

6.6.

Методы расчета цен на издательскую продукцию

6.7.

Методы расчета оптовых цен на полиграфические работы

Список литературы

Указатели
44  именной указатель
128  предметный указатель
49  указатель иллюстраций

6.
Ценообразование в книгоиздании

6.1.
Особенности издательской продукции и издательской деятельности

Формирование цен на книгу представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, в который вовлечено значительное количество участников. Определяющей ступенью в этом процессе является издательство, от его цены отталкиваются другие участники каналов сбыта продукции.

Издательская продукция и процесс ее создания имеют свои специфические особенности, оказывающие существенное влияние на применяемые в книгоиздании цены и методику их расчета.

Книга - одно из величайших творений человечества, она играет важную роль в развитии общества, в передаче знаний и информации, в развитии науки и культуры, она была и остается одним из основных средств влияния на человека. Как источник знаний каждого отдельного человека и как великая общественная сила книга позволяет осуществлять свободное общение между читателем и автором, а читателю предоставляет возможность свободного выбора в восприятии новых идей и знаний. Это одно из самых простых и дешевых средств передачи мысли, в силу чего книга является и самым распространенным инструментом получения знаний, средством самовыражения.

Особыми чертами издательской продукции являются ее идеологический характер и неповторимость. Издательская продукция удовлетворяет специфические духовные потребности человека: в получении знаний, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора. Основной характеристикой издательской продукции является её нематериальная ценность. Книги как духовные ценности не обладают свойством воспроизводимости, так как являются уникальным результатом творчества их создателей и отличаются исключительностью и неповторимостью. Вместе с тем книга имеет материальную форму, является товаром и обладает стоимостью.

Издательская продукция отличается от продукции других отраслей тем, что каждая новая книга - это новый продукт, который выдвигает перед издателем все требования производства нового продукта. Ассортимент издательской продукции безграничен, так как каждое издание может быть уникальным по своему содержанию и художественно-техническому оформлению.

Особенности издательской продукции предопределяют особенности издательской деятельности: деятельность работников издательства протекает в сфере нематериального производства, носит творческий, идеологический характер, однако в результате этой деятельности создаются материальные ценности, товары - книги, журналы, газеты и пр. Издательская продукция представляет собой результат взаимодействия автора, издательства и полиграфического предприятия. Процесс материализации продукции происходит не в издательстве, а на полиграфическом предприятии в строгом соответствии с издательской технической спецификацией, определяющей параметры и технологическую характеристику изготовляемой продукция. Изготовленный тираж полностью принадлежит издательству, которое реализует его и расплачивается с автором и полиграфическим предприятием.

Другой особенностью издательской деятельности является тесная взаимосвязь идеологических и экономических аспектов. Как и другие виды производственной деятельности, издательская деятельность направлена на получение прибыли, но в то же время ее целью является просвещение, передача знаний, культурное развитие народных масс, развитие науки. Поэтому важнейшая задача организации издательской деятельности - нахождение оптимального сочетания экономической и идеологической деятельности.

Специфические черты издательской деятельности проявляются в организации производственной структуры и производственного процесса, в характере труда редакционно-издательских работников, во взаимоотношениях издательства с авторами и полиграфическими предприятиями, поставщиками бумаги, картона и переплетных материалов, с книготорговыми предприятиями.

На современном этапе развития хозяйственного механизма предприятия могут существовать в различных организационно-правовых формах. Эти формы, особенности их деятельности, права и ответственность, а также общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятия устанавливаются действующим законодательством.

В соответствии со ст. 212 ч. 1 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (собственности общественных организаций, иностранных государств, международных организаций, юридических лиц и граждан иностранных государств, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, в собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан).

Издательства и полиграфические предприятия могут иметь любую указанную законом организационно-правовую форму. Для осуществления издательской деятельности необходимо иметь лицензию. Издательскую деятельность на основе приобретенной лицензии могут осуществлять любые предприятия и организации, специально не создаваемые для издательской деятельности.

В Российской Федерации могут быть издательства и полиграфические предприятия следующих организационно-правовых форм: государственные; муниципальные; индивидуальные (семейные) частные редакции газет, редакции журналов, книжные издательства; полные товарищества с правами и лицензиями на издательскую деятельность, смешанные товарищества с правами и лицензиями на издательскую деятельность; товарищества с ограниченной ответственностью с правами и лицензиями на издательскую деятельность; акционерные общества с правами и лицензиями на издательскую деятельность; союзы, ассоциации, концерны, региональные и другие объединения издательств, а также объединения издательств с полиграфическими и (или) торговыми предприятиями и бумажными комбинатами, филиалы и представительства издательств; издательства, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом; редакционно-издательские отделы и издательско-производственные центры различных предприятий и организаций.

Развитие производительных сил приводит к углублению общественного разделения труда, которое в свою очередь вызывает увеличение и усложнение связей между участниками производства на всех уровнях, а также изменение форм организации производства. Формами общественной организации производства являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование труда. Все эти формы, способы их проявления и реализации органически взаимосвязаны между собой.

В издательской деятельности концентрация развивается в двух основных формах - заводской и организационно-хозяйственной. Заводская концентрация выражается в увеличении размеров предприятий; организационно-хозяйственная концентрация - в создании различных объединений предприятий.

Специализация полиграфических предприятий и издательств осуществляется на разной основе. Специализация полиграфических предприятий имеет три основные формы: предметная - сосредоточение на предприятии производства однородной по назначению законченной продукции (книжной, журнальной, газетной и пр.); подетальная - сосредоточение на предприятии производства отдельных частей или деталей продукции; технологическая - сосредоточение на предприятии определенных стадий технологического процесса изготовления продукции (печатное производство, брошюровочно-переплетное и отделочное). В издательской деятельности осуществляется предметная специализация издательств. Специализированные издательства можно классифицировать по следующим признакам: по видам издаваемой продукции; по видам литературы и по читательскому назначению изданий.

По видам издаваемой продукции издательства делятся на книжные, книжно-журнальные, газетно-журнальные, нотные (музыкальные), изобразительного искусства. Многие издательства выпускают несколько видов продукции: книги, журналы, газеты и пр. Однако в общем объеме выпуска продукции таких издательств преобладает какой-то один ее вид, он и определяет специализацию издательства.

По видам издаваемой литературы издательства подразделяются на три основные группы: выпускающие общественно-политическую литературу, художественную и научно-техническую.

Специализация издательств по читательскому назначению издаваемой литературы связана с обслуживанием определенных читательских групп по возрастному признаку. К издательствам, специализированным по читательскому назначению издаваемой литературы, можно отнести, например, издательства «Детская литература», «Малыш», «Молодая гвардия», «Финансы и статистика» и др.

Наряду со специализированными или типизированными издательствами существуют и универсальные издательства, выпускающие литературу разных видов, целевого и читательского назначения и разные типы изданий. Многие издающие организации стремятся к расширению объектов своей деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции, т.е. к диверсификации производства. Из специализированных они становятся универсальными, выпускающими разнообразные виды литературы и типы изданий; обзаводятся собственной полиграфической базой, открывают книжные магазины; начинают выпускать наряду с издательской продукцией разные аудио- и видеозвуковые средства информации.

Кооперирование осуществляется между издательствами и полиграфическими предприятиями.

Комбинирование представляет собой сосредоточение на одном предприятии взаимосвязанных разноотраслевых производств или сфер деятельности. В зависимости от характера объединения отдельных стадий переработки предметов труда комбинирование в современной промышленности выступает в трех формах: последовательной переработки сырья, использования отходов производства, комплексной переработки сырья. В издательской деятельности получила развитие своя форма комбинирования - объединение сфер деятельности путем создания издательско-полиграфических объединений.

Изготовление издательской продукции на полиграфических предприятиях - это сложный технологический процесс, основанный на широком использовании химических, механических, физико-химических, фотографических и других процессов. Особенностями полиграфического изготовления издательской продукции являются многовариантность технологического процесса и применение многообразных технических средств.

Цены в книгоиздании обслуживают следующую систему взаимоотношений: издательств с поставщиками бумаги, картона и переплетных материалов; издательств с полиграфическими предприятиями; полиграфических предприятий с поставщиками полиграфического оборудования и полиграфических материалов (красок, клея, ниток, проволоки, фольги и др.); издательств с поставщиками издательской техники; издательств с торгующими организациями; торгующих организаций с покупателями издательской продукции и пр.

В соответствии с принятой в книгоиздании системой учета расходы на бумагу, картон и переплетные материалы учитываются в составе общеиздательской себестоимости. Сумма этих расходов определяется на основе действующих оптовых цен и накладных расходов. Оптовые цены на бумагу устанавливаются на 1000 м2 , они дифференцируются в зависимости от назначения бумаги (типографская, офсетная, мелованная и т.д.), ее номера, марки, плотности, гладкости (машинной гладкости или каландрированная), вида (листовая или рулонная). Оптовые цены на картон устанавливаются на 1 тонну и дифференцируются в зависимости от вида картона, марки и толщины (в мм). Оптовые цены на переплетные ткани устанавливаются на 1 погонный метр и зависят от вида ткани.

Особое место в системе цен в издательской деятельности принадлежит оптовым ценам на полиграфические работы (полиграфическое изготовление издательской продукции), оптовым ценам издательства на издательскую продукцию (отпускным ценам издательства) и розничным ценам (номиналам) на издательскую продукцию.

Оптовые цены на полиграфические работы, так же как и розничные цены (номиналы) на издательскую продукцию, значительно отличаются по способу установления от других, применяемых в книгоиздании цен. Их специфика предопределяется характером издательской продукции и процесса ее создания, системой взаимоотношений участников производственного процесса, спецификой полиграфического изготовления издательской продукции, действующей системой планирования и учета затрат в издательствах и на полиграфических предприятиях и многими другими факторами.

6.2.
Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции

Себестоимость издательской продукции - это выраженная в денежной форме совокупность затрат на производство и реализацию готовой продукции. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и внепроизводственные (коммерческие) расходы - полную издательскую себестоимость.

Основой для расчета затрат на производство издательской продукции является «Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности», утвержденная Приказом Мининформпечати России от 28 декабря 1993 г. № 259 (с последующими дополнениями).

Планирование, учет и анализ затрат на выпуск и реализацию издательской продукции осуществляются раздельно на издательскую продукцию без переплетных крышек и на переплетные крышки.

По издательской продукции без переплетных крышек выделяют следующие статьи затрат:

  1. расходы на авторский гонорар за написание литературных и других произведений (с отчислениями на социальные нужды);

  2. расходы на авторский гонорар за художественно-графические работы (с отчислениями на социальные нужды);

  3. расходы на полиграфическое исполнение;

  4. расходы на бумагу для текста, вклеек, вкладок, накидок, форзацев, обложки и суперобложки;

  5. редакционные расходы (обработка и оформление оригиналов, создание оригиналов-макетов);

  6. общеиздательские расходы;

  7. потери oт брака (только в отчетных калькуляциях);

  8. коммерческие расходы.

Для планирования и учета затрат по переплетным крышкам применяются следующие статьи:

  1. расходы на бумагу для наклейки на переплетные крышки;

  2. расходы на картон;

  3. расходы на переплетные материалы (ледерин, коленкор и т.п.);

  4. расходы на полиграфическое исполнение;

  5. потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

В издательской деятельности к условно-постоянным (объемным) расходам относятся: расходы на авторский гонорар за текст и за графические работы (в случае выплаты гонорара за один авторский лист), редакционные расходы (расходы на обработку и оформление издательских оригиналов), общеиздательские расходы, расходы на набор и изготовление фотоформ для офсетной печати. Наряду с условно-постоянными расходами, полностью не зависящими от тиража, есть такие расходы, которые остаются неизменными и не зависят от тиража лишь в пределах некоторых норм тиража. С превышением этих норм тиража абсолютная величина расходов возрастает, но не прямо пропорционально росту тиража. К таким расходам относятся, например, расходы на изготовление печатных форм, имеющих определенную норму тиражеустойчивости.

К условно-переменным (тиражным) расходам относятся: расходы на авторский гонорар (в случае выплаты гонорара в процентном отношении от реализованного тиража), расходы на печать тиража, брошюровочно-переплетные работы, бумагу, картон и переплетные материалы.

К простым статьям относятся расходы на авторский гонорар, на полиграфические работы, на материалы. К сложным статьям относятся редакционные, общеиздательские, прочие производственные и внепроизводственные расходы.

В статью «Авторский гонорар за литературные произведения» включают: гонорар автору или группе авторов; с отчислениями на социальные нужды гонорар переводчикам; составителям сборника литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения составителем прав авторов: гонорар составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (например, официальных документов, произведений народного творчества, произведений, в отношении которых сроки авторского права истекли); иностранным авторам, праводержателям или правопреемникам; гонорар авторам аппарата книги.

В статью «Авторский гонорар за художественно-графические работы» включают: авторский гонорар (с отчислениями на социальные нужды) художникам за оформление и иллюстрирование изданий, авторский гонорар графикам за графические работы, гонорар фотографам, ретушерам и т.п.

Затраты статьи «Расходы на полиграфическое исполнение» делятся на объемные и тиражные. В объемные включают: расходы на набор, матрицирование, изготовление клише, штампов, оригинальных форм, форм для нотных оригиналов, расходы на другие процессы, связанные с изготовлением печатных форм для всех частей издания - текста, вклеек, вкладок, накидок, форзацев, обложек, суперобложек, переплетных крышек. В тиражные включают затраты на печать всех частей издания, на брошюровочно-переплетные и отделочные процессы, упаковку и изготовление футляров. В себестоимость блока включают затраты на изготовление печатных форм и печать текста, вклеек, вкладок, накидок, приклеек, форзацев, обложек, суперобложек, изготовление блока и футляров. В себестоимость переплетных крышек включают затраты на изготовление печатных форм и печать бумажных наклеек на переплетные крышки, изготовление и отделку переплетных крышек.

В статьи «Расходы на бумагу для текста, форзацев, обложки и суперобложки», «Расходы на бумагу для наклеек на переплетные крышки», «Расходы на картон», «Расходы на переплетные материалы» включают соответственно расходы на бумагу, картон, переплетные материалы. На себестоимость блока относят расходы на бумагу для текста, вклеек, вкладок, накидок, приклеек, форзацев, обложки, суперобложки, а также расходы на бумагу и картон для изготовления футляров. На себестоимость переплетных крышек относят расходы на бумагу для наклейки на составные и цельнобумажные переплетные крышки, расходы на картон и переплетные материалы.

Поступившие в издательство авторские текстовые и иллюстрационные оригиналы проходят отдельные стадии редакционно-издательского процесса, где с ними работают как штатные, так и внештатные работники. На проведение работ по обработке и оформлению авторских оригиналов расходуются определенные средства, которые издательство должно возместить для возобновления производственного процесса.

В статью «Редакционные расходы» (обработка и оформление оригиналов, подготовка оригиналов-макетов) включают: расходы на оплату труда редакционно-производственного персонала как состоящего, так и не состоящего в штате издательства с отчислениями на социальные нужды; расходы на ремонт оборудования, износ основных средств, затраты на бумагу и другие материалы по подготовке издательских оригиналов; затраты на содержание отдела (участка) подготовки оригиналов-макетов; отчисления в резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств и др.

К общеиздательским относятся расходы, которые несет издательство по содержанию административно-управленческого персонала, а также все административно-хозяйственные расходы, которые не могут быть отнесены на определенную единицу продукции.

Статья «Общеиздательские расходы» состоит из двух частей: расходы на управление издательством и общеиздательские расходы. К расходам на управление издательством относят: расходы на оплату труда аппарата управления издательством, отчисления на социальные нужды, расходы на командировки работников аппарата управления, прочие расходы, канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, расходы на содержание и обслуживание технических средств управления, расходы на содержание зданий и помещений редакций и отделов, другие расходы.

В состав второй части общеиздательских расходов включают: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды прочего общеиздательского персонала; расходы на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; расходы на служебные командировки работников, не относящихся к аппарату управления; канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы работников, не относящихся к аппарату управления; расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и инвентаря общеиздательского характера; расходы на охрану труда; амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и отчисления в ремонтный фонд основных фондов общеиздательского характера; фактические расходы по всем видам ремонта основных фондов общеиздательского характера; расходы на подготовку кадров; платежи по страхованию основных средств и другого имущества общеиздательского характера; прочие расходы.

В статью «Потери от брака» включают затраты на исправление изданий по вине издательства (выдирки, вклейки, опечатки и т.п.), за исключением сумм, возмещенных в установленном порядке.

В статью «Коммерческие расходы» включают расходы, связанные с рекламой и реализацией готовой продукции: расходы на упаковку, хранение, погрузку и транспортировку продукции, экспедирование и пересылку периодических изданий; расходы на все виды рекламы продукции издательства, расходы по проведению выставок и ярмарок, плановую себестоимость обязательных бесплатных экземпляров, прочие расходы по реализации продукции.

В зависимости от конкретных условий, характера, организации, технологии и назначения учет затрат и калькулирование себестоимости издательской продукции могут осуществляться нормативным, попередельным или позаказным методом.

Сущность нормативного метода заключается в применении при расчете себестоимости норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Нормативный метод применяется, как правило, при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей.

Попередельный метод используется в массовом производстве однородной по исходному сырью и характеру обработки продукции, которая в процессе изготовления проходит несколько технологических стадий. Сущность попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости заключается в том, что затраты, учтенные на первой стадии, включаются в себестоимость второй.

Позаказный метод применяется в мелкосерийном и единичном производстве. Объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения.

Важнейшим требованием при составлении калькуляций является максимально возможное отнесение затрат на себестоимость отдельных изданий прямым способом и сокращение удельного веса затрат, распределяемых косвенным способом.

При расчете себестоимости издательской продукции возникает ряд проблем, решение которых оказывает существенное влияние не только на методические вопросы калькулирования и учета затрат, но и на определение путей их оптимизации и сокращения. Одной из таких проблем является выбор калькуляционной единицы, т.е. единицы для планирования, учета и анализа затрат.

В издательской деятельности в качестве калькулируемых единиц принимаются:

  1. по объемным затратам:

    • на книги и брошюры, изоиздания (кроме открыток), ноты - 1 издательский лист;

    • на журналы - 1 издательский лист, а при установленном авторском гонораре на номер - 1 номер;

    • на открытки - название;

  2. по тиражным затратам:

    • на книги и брошюры, изоиздания (кроме открыток), ноты - 1000 издательских листов-оттисков;

    • на журналы - 1000 издательских листов-оттисков;

    • на открытки - 1000 экземпляров;

    • на переплетные крышки - 1 экземпляр.

По журналам калькулируемой единицей для объемных и тиражных затрат может приниматься один номер.

6.3.
Калькулирование затрат на полиграфическом предприятии

В основе планирования и калькулирования затрат на полиграфическом предприятии лежит «Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на полиграфических предприятиях», утвержденная приказом Мининформпечати России от 4 марта 1993 г. № 31. Положения инструкции носят рекомендательный характер.

Объединение расходов в калькуляционные статьи для формирования договорных цен на полиграфические работы производится с учетом их производственно-технического назначения и места возникновения. В полиграфической промышленности применяются следующие калькуляционные статьи:

  1. расходы на материалы;

  2. расходы на возвратные отходы (вычитаются);

  3. расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

  4. расходы на оплату труда производственных рабочих;

  5. отчисления на социальные нужды;

  6. общепроизводственные расходы;

  7. общехозяйственные расходы;

  8. потери от брака (только в отчетных калькуляциях);

  9. коммерческие расходы.

При расчете себестоимости затраты на бумагу, картон, переплетные материалы не учитывают, за исключением затрат на использованные в процессе изготовления издательской продукции собственную бумагу, картон и переплетные материалы, учтенные полиграфическим предприятием в отпускных ценах на изготовление издательской продукции. При изготовлении товаров народного потребления затраты на бумагу, картон и переплетные материалы включают в затраты на производство.

В качестве калькуляционной единицы в полиграфической промышленности принимается калькулируемая группа, соответствующая видам готовых изделий, принятым в планировании и учете готовой продукции в натуральном выражении. Калькулируемыми группами в полиграфической промышленности являются:

  1. книжно-журнальная и изобразительно-этикеточная продукция (книги, брошюры, журналы, продолжающиеся издания, бюллетени, буклеты, ежегодники, календари-справочники, альманахи, нотные издания, вкладки, вклейки, накидки, обложки, суперобложки, форзацы, изобразительные альбомы, репродукции картин, гравюры, эстампы, открытки, пригласительные билеты, конверты для грампластинок, марки, плакаты, наглядные пособия, афиши, лозунги, объявления, настенные иллюстрированные календари, печатные этикетки, обертки, упаковка и другие издания, имеющие самостоятельное потребительское значение);

  2. картографическая продукция;

  3. газеты;

  4. бланочная продукция: бланки форм учетной документации, в том числе с нумерацией, включая абонементы и транспортные билеты, отчетной и плановой документации;

  5. прочая печатная продукция (лотерейные билеты и ценные бумаги, паспорта, воинские билеты, трудовые книжки, удостоверения личности, членские билеты обществ, союзов, дипломы, зрелищные билеты и другая продукция, не вошедшая в группы предыдущих видов готовой продукции);

  6. непродовольственные товары народного потребления, в том числе бумажно-беловые товары: тетради, альбомы и папки для рисования и черчения, папки для дипломных работ;

  7. игрушки, елочные украшения, сувениры.

6.4.
Особенности налогообложения в издательской деятельности

Издательская продукция, как уже отмечалось, имеет специфический характер. Она предназначена для накопления и передачи информации, образования, развития науки, культуры и т.п. Поэтому Правительством РФ уделяется особое внимание вопросам регулирования издательской деятельности.

ЛьготыПорядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, проведения приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, регулируется Федеральным законом от 1.12.95 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (в редакции от 22.10.98 г.). Поддержка деятельности средств массовой информации и книгоиздания со стороны Правительства РФ заключается в предоставлении им льгот по отдельным видам налогов. Право пользования налоговыми льготами ограничено 31 декабря 2001 г.

Льготы установлены по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и по таможенным тарифам.

Льгота по налогу на добавленную стоимость устанавливается и Налоговым кодексом РФ. В соответствии с подпунктом 17 п.3 ст.149 второй части Налогового кодекса РФ освобождаются от налога на добавленную стоимость реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Указанной льготой могут воспользоваться только те издательства, полиграфические и другие предприятия, которые ведут раздельный учет затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость и облагаемых налогом в общеустановленном порядке. Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг) производственного назначения, возмещаются из бюджета (принимаются к зачету).

Льгота предоставляется и по налогу на прибыль. От налогообложения освобождается прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами и полиграфическими предприятиями от производства, а также организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, зачисляемая в федеральный бюджет.

Аналогичную льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, могут предоставить и местные органы исполнительной власти.

Льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль не распространяются на продукцию (издания) рекламного и эротического характера. В соответствии с Законом № 191-ФЗ рекламный характер носят периодические издания (книжная продукция), в которых удельный вес рекламы превышает 40% отдельного номера издания или единицы книжной продукции (по площади). Если хотя бы в одном экземпляре (номере) издания (продукции) доля рекламы составит более 40% площади, данная продукция должна облагаться налогом за весь налогооблагаемый отчетный период.

Льготы по указанным налогам распространяются только на продукцию, попадающую под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г. № 301 (в редакции от 24.05.2000 г.):

  • 95 3000 - книги и брошюры;

  • 95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;

  • 95 4110 - альбомы по искусству;

  • 95 4130 - альбомы, атласы;

  • 95 6000 - нотные издания;

  • 95 7310 - календари отрывные ежедневные;

  • 95 9000 - издания для слепых;

  • 95 1000 - газеты;

  • 95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени).

Средствам массовой информации предоставляются таможенные льготы.

В соответствии с действующим законодательством от таможенных пошлин освобождаются: периодические печатные издания и книжная продукция, связанные с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями (издательствами) на таможенную территорию Российской Федерации; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Таким образом, в оптовые цены издательств, оптовые цены на полиграфическое изготовление издательской продукции и в розничные цены издательской продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, налог на добавленную стоимость не включается.

При реализации книжно-журнальной продукции за наличный расчет возможно применение льгот по налогу с продаж. Законом РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в редакции от 08.07.99 г.) установлен перечень товаров (работ, услуг), которые не облагаются налогом с продаж. Однако в этом перечне нет книжно-журнальной продукции.

Вместе с тем названный закон предоставляет право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительный перечень товаров первой необходимости, которые не облагаются налогом с продаж. Большинство субъектов Российской Федерации предоставленной возможностью воспользовались и расширили список товаров, не облагаемых налогом с продаж. В этот дополнительный список была включена и книжно-журнальная продукция.

Так, например, п. 4 ст. 2 Закона г. Москвы от 17.03.99 г. № 14 «О налоге с продаж» (в редакции от 14.07.2000 г.) утвержден дополнительный перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж. В него включены периодические издания, книжно-журнальная продукция, а также услуги по ее распространению, за исключением книжно-журнальной продукции рекламного и эротического характера.

Инструкция УМНС России по г. Москве от 23.06.99 г. № 1 «О порядке исчисления и уплаты налога с продаж» (в редакции от 12.07.2000 г.) устанавливает следующий перечень льготируемых периодических печатных изданий и книжной продукции: газеты, журналы, альманахи, бюллетени или иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год. Коды таких товаров: 95 1000 –95 3990, 95 9100 - 95 9200.

Льготируемой продукцией, согласно письму УМНС России по г. Москве от 08.02.1999 г. № 02-11//2707, являются:

издания подкласса 3 «Книги и брошюры» и подкласса 9 «Издания для слепых» (коды ОКП 95 3000 - 95 3990 и 95 9100), печатная продукция подкласса 1 «Газеты» и 2 «Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени)» (коды ОКП 95 1000 - 95 2990 и 95 9200) класса 95 «Продукция полиграфической промышленности».

Таким образом, если расчеты за книжно-журнальную продукцию, коды которой соответствуют вышеперечисленным, производятся наличными денежными средствами, то они не облагаются налогом с продаж.

Продукция, включенная в подклассы «Изоиздания» (код 95 4000), «Картографическая продукция» (коды 95 5000), «Нотные издания» (коды 95 6000), «Этикетки, бланки, формуляры и продукция печатная прочая» (коды 95 7000) и «Издания для слепых», за исключением книг и журналов (коды 95 300-95 6000), подлежит обложению налогом с продаж в общеустановленном порядке.

6.5.
Основные факторы, определяющие величину себестоимости издательской продукции

Экономический результат выпуска конкретного издания определяют в основном четыре тесно связанных между собой показателя: оформление, объем, тираж и розничная цена (номинал). Каждый из этих показателей в свою очередь зависит от множества факторов: содержания издания, его целевого и читательского назначения, вида издания и др.

Оформление издания оказывает влияние не только на величину и структуру затрат, но и на объем издания. Влияние оформления на величину и структуру затрат находится в прямой зависимости от следующих факторов: вида, количества, размеров, способа печатания иллюстраций и их размещения в издании, вида применяемых материалов (бумаги, картона, переплетных материалов), формата издания и варианта оформления, кегля и гарнитуры шрифта, наличия в издании шмуцтитулов, колонтитулов, оформления обложки или сторонок и корешка переплетной крышки и пр. Характер, количество, размеры иллюстраций оказывают прямое влияние на величину затрат на авторский гонорар, изготовление печатных форм, процесс печатания. Иллюстрации, размещаемые на комплектующих изделиях (вклейках, приклейках, вкладках, накидках), имея свои преимущества, значительно увеличивают затраты, так как для них необходимы бумага повышенного качества и дополнительные технологические процессы.

Способ печатания изданий и отдельных их частей также влияет на величину затрат, так как применяется разное оборудование. Затраты на формные и печатные процессы увеличиваются с увеличением красочности изданий. Себестоимость повышается при наличии в издании ленточки-закладки, суперобложки, закраски обрезов, футляра, при припрессовке пленки или лакировании переплетной крышки (обложки), при наличии других дополнительных элементов оформления.

В каждом конкретном случае художественный и технический редакторы должны решить вопрос о том, насколько использование того или иного приема и элемента оформления необходимо для издания, можно ли от него отказаться или заменить другим, более простым и требующим меньших затрат. При этом не должно снижаться качество издания, а отказываться от каких-либо элементов оформления издания только ради снижения затрат нецелесообразно.

Объем издания оказывает существенное влияние на все статьи затрат. Объем издания зависит не только от объема текста и иллюстраций, но и от формата издания и варианта оформления (формата полосы набора), от кегля и гарнитуры шрифта, плотности набора, наличия дополнительных элементов в тексте (контртитул, шмуцтитул, колонтитул), приемов верстки и пр. Выбор кегля шрифта определяется типом издания, его содержанием и читательским назначением, форматом полосы набора. Чем меньше кегль шрифта, тем больше емкость печатного листа и меньше объем издания в печатных и бумажных листах, а следовательно, меньше затраты на бумагу, на печатание издания и на брошюровочно-переплетные работы.

Формат издания определяется тремя основными факторами: характером издания (целевым назначением и читательским адресом); условием пользования изданием; объемом издания. Наилучшим форматом с точки зрения как оформления, так и экономии материалов будет тот, который позволит добиться наиболее удачного сочетания этих факторов таким образом, чтобы формат соответствовал содержанию издания, условиям его использования и объему.

Влияние тиража на себестоимость издания связано с наличием в составе себестоимости объемных и тиражных расходов и с их разной динамикой при изменении тиража. Зависимость себестоимости одного экземпляра от тиража выражается следующей формулой:

где C1 - себестоимость одного экземпляра, руб.; Зп - сумма условно-постоянных и дегрессивных расходов в себестоимости всего тиража, руб.; Т - тираж издания, экз.; Зпер1 - сумма условно-переменных расходов в себестоимости одного экземпляра, руб.

Таким образом, наибольшее снижение себестоимости происходит при относительно высоком уровне условно-постоянных расходов и при переходе от малого тиража к большому, что обусловливается резким снижением доли условно-постоянных расходов. По мере роста тиража эффект уменьшается, так как при больших тиражах доля условно-постоянных расходов становится все меньшей и удельный вес ее в себестоимости одного экземпляра издания снижается. В то же время удельный вес условно-переменных расходов возрастает и при больших тиражах становится доминирующим.

Используя приведенную формулу, можно определить безубыточный тираж издания по его себестоимости и оптовой цене при заданном тираже. Безубыточным будет такой тираж, при котором себестоимость одного экземпляра будет меньше оптовой (отпускной) цены одного экземпляра (Цо1 ) или равна ей:

Цо1 >C1 .

Подставив в это неравенство значение себестоимости, получим формулу для расчета безубыточного тиража:

Если оптовая (отпускная) цена издания меньше сумм расходов на печатание, брошюровочно-переплетные процессы, бумагу, картон и переплетные материалы, то издание будет убыточным при любом тираже. Однако следует иметь в виду, что данное положение верно только при неизменной для любого тиража оптовой (отпускной) цене одного издания, т.е. в случае невозможности ее повышения.

6.6.
Методы расчета цен на издательскую продукцию

В практике издательской деятельности при разработке общей ценовой политики издательства и расчете цен на конкретное издание применяется многоэтапный подход.

Уровнень цен определяется в зависимости от целей и задач издательства, решаемых как в краткосрочном периоде, так и в перспективе. Перспективной целью издательства является получение максимальной прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выбраны такие цели, как защита своих позиций, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым изданием, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов и пр. В зависимости от решаемых задач издательство может стремиться к сохранению установленного уровня цен или к его изменению и осуществлять эти изменения разными методами.

Выбор ценовой политики определяется также типом рынка (типом конкуренции на рынке), масштабом деятельности издательства, его финансовым положением, положением на рынке и др.

Формирование цены включает в себя шесть этапов:

  1. постановка целей и задач ценообразования;

  2. определение спроса;

  3. оценка издержек производства;

  4. анализ цен и продукции издателей-конкурентов;

  5. выбор метода ценообразования;

  6. установление окончательной цены.

Задачами и целями ценообразования могут быть:

обеспечение выживаемости издательства (в случае жесткой конкуренции на рынке издатель в интересах своего выживания может устанавливать цены на уровне, лишь незначительно превышающем издержки производства);

получение максимальной текущей прибыли (предполагает установление такой цены, которая обеспечивает максимальную прибыль);

завоевание лидерства на рынке по показателям доли рынка или по показателям качества продукции (в случае высокого спроса на продукцию).

Спрос - важнейший показатель, влияющий на величину цены. Основными факторами, влияющими на спрос, являются: качество продукции; розничная цена; доходы потребителей; читательские вкусы и предпочтения; общее число потребителей, входящих в целевую группу; наличие аналогичной продукции на рынке; инфляционные ожидания.

Издержки производства служат исходной базой для определения нижней границы цены. Верхняя граница цены определяется ценой спроса, т.е. платежеспособностью покупателя. Таким образом, цена на конкретное издание определяется в некотором интервале, имеющем нижнюю и верхнюю границы.

Анализ цен и изданий конкурентов - важнейший этап определения цены на новое издание. Если новое издание аналогично по своим параметрам подобным изданиям основных конкурентов, то его цена должна быть близка к цене конкурентов; если параметры нового издания хуже, то издатель не может установить такую же, как у конкурентов, цену. Большую, чем у конкурентов, цену можно установить тогда, когда новое издание имеет лучшее качество либо иные достоинства по сравнению с изданиями конкурентов.

Все разнообразие применяемых методов ценообразования можно свести к трем наиболее распространенным:

  • затратному;

  • ориентации на спрос;

  • обеспечения целевой прибыли.

Эти основные методы на практике дополняются производными от них.

В затратном методе основой цены служат издержки, к которым прибавляется планируемая прибыль. Этот метод используют для определения цены предложения, для выработки стратегии и тактики деятельности издательства. Существуют следующие методы расчета цен в зависимости от конкретных условий.

Метод калькуляции на базе полных затрат предполагает учет в цене всех прямых и косвенных издержек производства товара и его реализации: все статьи прямых затрат берутся за базу, к ним прибавляется определенная сумма, включающая накладные расходы и величину прибыли. Норма прибыли может рассчитываться исходя из средней по отрасли нормы прибыли, скоординированной на норму ссудного процента, среднюю скорость оборота капитала и степень конкуренции в отрасли, или внутренней нормы прибыли.

Метод калькуляции на базе средних затрат применяется в том случае, когда конъюнктура рынка или объем производства меняется незначительно. Цены не привязывают к уровню полных затрат, а устанавливают на базе средних затрат. Данный метод целесообразен тогда, когда фирма ставит своей целью выработку долговременной стабильной ценовой политики.

Метод предельных затрат применяют при расширяющемся производстве и увеличении сферы сбыта. Уровень предельных затрат может быть выше или ниже средних, что зависит от характера и масштабов увеличения спроса, периода его изменения, возможностей удовлетворения при существующих объемах производства.

В рыночной ситуации, когда для удовлетворения возросшего спроса не обязательно увеличивать объемы производства, величина предельных затрат будет ниже средних, потому что предельные затраты складываются из переменных расходов, а средние включают в себя и постоянные расходы. Если же повышение спроса устойчиво, а его удовлетворение требует изменения всех элементов издержек производства (постоянных и переменных), величина предельных затрат будет выше уровня средних.

Данный метод в издательской деятельности используется крайне редко, поскольку он связан с расширением производства, т.е. наличием собственной полиграфической базы, строительством производственных объектов и т.п.

Нормативно-параметрический метод или метод нормальных (стандартных) издержек производства основан на применении норм и нормативов трудовых и материальных затрат, а также нормативов накладных расходов.

Определение цен с помощью методов, ориентированных на спрос, предполагает учет запросов читателей конкретного рыночного сегмента. Издательство устанавливает цены в зависимости от уровня спроса на тот или иной вид издания таким образом, чтобы цена увеличивалась в тот момент, когда спрос относительно высок, и наоборот. При этом затраты на производство издания в обоих случаях остаются неизменными. Следовательно, изменяя цену в зависимости от спроса в ту или иную сторону, можно получить планируемую прибыль.

Метод установления цены на основе обеспечения целевой прибыли используется для решения поставленной издательством цели - завоевания рынка, подавления конкурента, получения максимальной прибыли и т.д. Сущность его заключается в том, что издательство планирует получать определенную прибыль, а затем уже ведет расчет, при какой цене, при каких объемах производства и через сколько времени эта прибыль может быть получена. Издержки производства служат здесь исходным, но не определяющим фактором при определении цены.

Установление цены на издательскую продукцию на основе уровня текущих цен на рынке предполагает ориентацию на конкурентов, для чего издательство должно постоянно отслеживать цены конкурентов и реагировать на их изменения. Назначаемая издательством цена на свою продукцию может быть выше или ниже, чем у конкурентов. Цены изменяют, когда их меняет рыночный лидер, а не когда меняются спрос или собственные издержки. Этот метод применяется в тех случаях, когда эластичность спроса трудно определить.

Метод тендерного ценообразования («запечатанного конверта») применяется, если несколько издательств конкурируют друг с другом за контракт, объявленный, например, федеральной правительственной программой книгоиздания или каким-либо гуманитарным фондом. При определении тендерной цены исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на данное издание. Цель издательства состоит в том, чтобы добиться контракта, поэтому оно стремится установить свою цену, которая была бы ниже, чем у конкурентов на данный контракт. Если издательство не в состоянии предвидеть действия конкурентов в отношении цены, то оно исходит из величины издержек производства. Тендерная цена может быть ниже издержек, с тем чтобы обеспечить загрузку издательского потенциала, но это происходит крайне редко.

Метод удельной цены предполагает такую последовательность действий. Выбирается базовое издание, по которому определяется главный ценообразующий параметр издания. Путем деления расчетной цены базового издания на величину ее главного параметра находится удельная цена (цена единицы главного параметра). Цена на новое аналогичное издание определяется путем умножения удельной цены на величину главного параметра нового издания. Применение данного метода требует учета множества факторов (оформление издания, уровень полиграфического исполнения и др.), игнорирование которых может привести к ошибкам в установлении уровня цены. Поэтому для книжных изданий он может применяться лишь как ориентировочный, т.е. для оперативного расчета возможной цены.

Метод равновесной цены применяется для оперативного расчета цен на конкурентном рынке, когда спрос и предложение совпадают. Цена в таком случае носит название равновесной и определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.

Окончательная цена устанавливается после комплексного рассмотрения данных, полученных на всех рассмотренных выше этапах ценообразования. Эти данные, основанные на исследованиях и расчетах, позволяют сузить диапазон возможных вариантов цены и назначить цену, которая, с одной стороны, должна соответствовать задачам ценовой политики издательства, а с другой - не противоречить сложившимся рыночным условиям.

Выбор метода расчета цены зависит от объема производства, степени охвата (доли) рынка, устойчивости рыночной конъюнктуры, характера самой цены (временная, относительно постоянная), вида продукции, степени взаимозаменяемости продукции по отношению к другим товарам.

Поскольку издательская деятельность характеризуется специфическими условиями формирования цены, представленные выше методы не всегда позволяют с высокой степенью точности определить рыночную цену издания. Чем более устойчивое положение на рынке занимает издательство, чем больше у него опыта, тем ближе расчетная цена к рыночной.

Для принятия решения о выпуске конкретного издания можно рекомендовать такую последовательность действий:

  1. определить себестоимость издания, руководствуясь «Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности» (утверждена приказом Мининформпечати РФ от 28.12.93 г. N 259);

  2. решить вопрос о возможной или необходимой рентабельности издания;

  3. определить условия реализации издания (самостоятельно, через посредника);

  4. по экспертной оценке спроса и предложения аналогичных изданий определить цену возможной реализации.

При наличии средств для покрытия необходимых затрат на производство и реализацию издания, а также обеспечения необходимой собственно издательской рентабельности принимается решение о выпуске издания.

Вместе с тем в издательской деятельности, наряду с выпуском высокорентабельных изданий, могут издаваться низкорентабельные или даже убыточные издания. Книгоиздательская деятельность в целом является рентабельной. В настоящее время она развивается в основном за счет собственных средств и кредитов банков. Однако есть нерентабельная литература. Так, например, научные и научно-технические издания при больших затратах и малых тиражах чаще всего оказываются убыточными. Продавать узкоспециализированную литературу по высоким ценам нельзя - те, кто в ней действительно нуждаются, не всегда могут позволить себе дорогую книгу. В таких случаях данные рекомендации применяются не полностью.

При разработке ценовой политики издательства необходимо учитывать особенности предложения и спроса, психологию покупателей, возможность применения диверсификации и дифференциации цен.

6.7.
Методы расчета оптовых цен на полиграфические работы

Расчет цен на полиграфические работы основывается на общепринятых принципах и требованиях, предъявляемых к ценам на современном этапе развития экономики. Вместе с тем необходимо учитывать специфические условия и особенности производства издательской продукции.

Оптовые цены на полиграфические работы можно рассчитать следующими методами:

  • методом проектирования оптимального технологического процесса;

  • методом расчета показателя часовой стоимости эксплуатации оборудования (ЧСЭО) и показателя часовой стоимости эксплуатации рабочего места (ЧСЭРМ);

  • методом определения доли расходов на полиграфические работы в оптовой цене издательства.

Сущность метода проектирования оптимального технологического процесса заключается в определении затрат на основе данных, полученных при разработке производственного процесса изготовления издания.

Разработка оптовых цен на полиграфические работы при применении этого метода осуществляется по следующим этапам:

  • определение перечня издательской продукции, которая может быть изготовлена по имеющейся на полиграфическом предприятии технологии и на имеющемся оборудовании;

  • проектирование оптимального технологического процесса изготовления издательской продукции (по разработанному перечню);

  • определение учетной единицы для расчета нормативов затрат (в соответствии с Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости полиграфической продукции);

  • определение трудоемкости и расчет основной заработной платы производственных рабочих, учитываемой по заказам;

  • расчет затрат на основные материалы (в соответствии с приложением 7 Инструкции);

  • определение величины косвенных расходов;

  • расчет полной себестоимости;

  • определение прибыли;

  • определение величины оптовой (отпускной) цены.

Проектирование технологического процесса заключается в определении состава и последовательности выполнения основных технологических операций изготовления издания в соответствии с показателями его технической характеристики и технологической сложности. Операции должны выполняться в рациональных условиях с учетом последних достижений в области организации труда и производства.

Проектируемый технологический процесс должен удовлетворять следующим критериям: обеспечивать высокое качество полиграфического исполнения, минимальные сроки и экономичность (минимальные затраты живого труда и материалов).

Определение трудоемкости, основной заработной платы производственных рабочих, учитываемой по заказам, и затрат на основные материалы производится по каждой операции запроектированного технологического процесса исходя из технической и технологической характеристики издания, действующих норм, нормативов и цен на материалы. Сумма трудоемкости, заработной платы и затрат на основные материалы по каждой операции составит соответствующие значения для всего запроектированного процесса изготовления издания.

Проектирование технологического процесса, расчет трудоемкости и основной заработной платы производственных рабочих, учитываемой по заказам, целесообразно осуществлять в «Нормативных технологических картах заказа».

Расчет себестоимости при разработке осуществляется по действующей в полиграфической промышленности инструкции. При расчете себестоимости изготовления издания осуществляется дифференцированный подход к определению отдельных ее частей. Прямые затраты (затраты на основную заработную плату производственных рабочих, учитываемую по заказам, и затраты на основные материалы) определяются прямым счетом в зависимости от технических параметров и технологической сложности издания. Косвенные расходы распределяются в соответствии с принятым на полиграфическом предприятии порядком (с помощью расчетных коэффициентов, которые отражают соотношения между соответствующими статьями косвенных и прямых расходов).

В полиграфической промышленности при определении цен чаще всего используют показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к полной себестоимости изготовления издания.

Рентабельность, исчисляемая как отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, в полиграфической промышленности (как и в любом многономенклатурном производстве) определяется, как правило, в среднем по предприятию.

Норматив рентабельности должен обеспечить полиграфическому предприятию прибыль, необходимую и достаточную для нормальной деятельности. Критерием величины норматива рентабельности могут быть: ставка рефинансирования, установленная Центральным банком; внутренняя норма рентабельности, приемлемая для полиграфического предприятия; уровень рентабельности по аналогичным заказам.

Сущность метода расчета показателя часовой стоимости эксплуатации оборудования (ЧСЭО) и показателя часовой стоимости эксплуатации рабочего места (ЧСЭРМ) заключается в определении нормативов затрат, связанных с эксплуатацией оборудования или рабочего места на ручных операциях, в расчете на один час работы.

Расчет показателей ЧСЭО осуществляется по основному работающему оборудованию. К основному оборудованию относится оборудование, соответствующее следующим требованиям:

  • оборудование, на котором производятся основные технологические операции;

  • оборудование, на котором планируется выпуск продукции и которое используется в постоянных, характерных для данного предприятия схемах технологического процесса.

Показатель ЧСЭО должен отражать затраты, связанные с эксплуатацией не только данной единицы основного оборудования, но и затраты, связанные с эксплуатацией вспомогательного оборудования, установок, оргоснастки, инвентаря, без которых невозможна работа данной машины.

К основным ручным операциям, по которым рассчитывается показатель ЧСЭРМ, относят те, при выполнении которых предмет обработки меняет свои внешние или внутренние свойства. При расчете показателя ЧСЭРМ следует учитывать затраты на содержание и эксплуатацию вспомогательного оборудования, оргоснастки и инвентаря, необходимых для выполнения данной ручной операции.

Методика расчета показателей ЧСЭО и ЧСЭРМ базируется на принятых в полиграфической промышленности правилах калькулирования затрат.

В составе затрат, включаемых в показатели ЧСЭО и ЧСЭРМ, учитывают:

  1. Расходы основного производства:

    • расходы на основные материалы;

    • расходы на оплату труда производственных рабочих;

    • отчисления на социальные нужды с расходов на оплату труда производственных рабочих.

  2. Расходы на эксплуатацию и содержание машин и оборудования:

    • амортизационные отчисления на полное восстановление по основному и вспомогательному оборудованию;

    • отчисления в ремонтный фонд по основному и вспомогательному оборудованию;

    • расходы на вспомогательные материалы;

    • расходы на электроэнергию;

    • расходы на оплату труда вспомогательных рабочих;

    • отчисления на социальные нужды с расходов на оплату труда вспомогательных рабочих;

    • износ инвентаря;

    • прочие расходы.

  3. Расходы на услуги вспомогательных цехов.

  4. Общепроизводственные расходы.

  5. Общехозяйственные расходы.

Сумма расходов в расчете на 1 час представляет собой полную себестоимость изготовления изданий на оборудовании (показатель ЧСЭО) или на ручной операции (показатель ЧСЭРМ). Точность расчетов показателей зависит от полноты учета всех вышеперечисленных расходов.

Метод определения доли расходов на полиграфические работы в оптовой цене издательства предполагает оценку участия полиграфического предприятия в процессе создания издательской продукции. Данный метод целесообразно применять в издательско-полиграфических комплексах.

© Центр дистанционного образования МГУП