Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «История предпринимательства в издательском деле» являются формирование объективно-исторического представления о закономерностях развития института предпринимательства в мировой и отечественной издательско-книготорговой практике, а также формирование понимания диалектики процессов в книжном деле, преемственности традиций и инноваций в современном книжном бизнесе.

Задачи дисциплины:

    - рассмотреть исторические закономерности становления предпринимательства в области издания и распространения печатной продукции;

    - обосновать принципы периодизации в историческом процессе формирования института предпринимательства;

    - раскрыть этапы формирования института предпринимательства в истории развития рынка печатных средств информации;

    - изучить опыт предпринимательской деятельности выдающихся издателей и крупнейших фирм;

    - дать оценку инновационных проектов издателей прошлых эпох;

    - обосновать взаимосвязь между уровнем развития института предпринимательства и культуры общества.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

    • основные этапы развития предпринимательства в книгоиздании;

    • характерные черты предпринимателя и специфические особенности предпринимателя, работающего с книгой;

    • виды и исторические формы предпринимательской деятельности;

    • деятельность выдающихся предпринимателей-книжников;

    • памятники книжной культуры и издательские проекты предпринимателей, составляющие основу национального богатства стран мира.

2) уметь:

    • выявлять основные тенденции развития предпринимательства;

    • характеризовать состояние книжного рынка в определенные исторические периоды;

    • определять особенности взаимовлияния предпринимателей на развитие книги в разных странах;

    • рассматривать предпринимательскую деятельность в сочетании с конечным ее продуктом - книгой.

3) владеть:

    • навыками изложения основных положений книговедения применительно к истории предпринимательства

    • практикой употребления исторической терминологии и исторических понятий, характерных для определенных периодов времени;

    • методами свободного изложения фактографического материала;

    • приемами использования данных смежных дисциплин и аккумулирования сведений из сопредельных областей знаний.

Место дисциплины в структуре ООП

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Б.3.В.ОД.3.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

а) общекультурные (ОК):

    - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

    - логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

    - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

    - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности (ОК-8);

    - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9-);

    - понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

    - владеть основными методами, способами и средствами получения , хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

б) профессиональные (ПК):

    - владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации (ПК-8);

    - использовать электронные форматы передачи информации (ПК-34);

    - анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела (ПК-40);

    - использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности (ПК-41);

    - представлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов (ПК-42).

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, выработку навыков работы с литературой, активный поиск новых знаний, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.

Самостоятельная работа над учебным материалом должна проводиться систематически, планомерно и целеустремленно с первых дней каждого учебного семестра; только при этом условии может быть обеспечена надлежащая подготовка студентов и нормальные условия для выполнения домашних заданий, контрольных работ и сдачи экзаменов.

Самостоятельная работа студентов включает:

    - текущую работу над учебным материалом;

    - изучение указанной в программе и рекомендованной дополнительной литературы;

    - изучение программных материалов, которые предусматриваются для самостоятельного изучения;

    - выполнение контрольных работ и других домашних заданий;

    - подготовку к зачетам и экзаменам.

Использование времени самостоятельной работы планируется студентами по своему усмотрению в соответствии с объемом учебного материала, индивидуальными способностями и личным опытом работы.

© Центр дистанционного образования МГУП