Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

Студент должен проследить развитие теоретических взглядов в экономической науке западных стран. Рассмотреть понятие предпринимательства в трудах отечественных книговедов.

При подготовке студент должен изучить происхождение понятия «предпринимательство», отметить его появление в России при Петре I, дать пояснение, что под этим понималось в то время, выяснить, какие изменения претерпело понятие в век Просвещения. Далее следует рассмотреть коммерческие воззрения отечественных книжных деятелей ХVIII в. Для первой половины ХVIII в. важное значение имели взгляды В.В. Киприанова, П.И. Ханина, М.В. Ломоносова, чьи предложения по реорганизации существующей системы книжного дела преследовали коммерческие цели. Во второй половине ХVIII в. акцент на экономические аспекты развития книги сделали И. Гартунг, И. Вейтбрехт, Н.И. Новиков. Проанализировать их теоретические положения, расширяющие представление о предпринимательской деятельности в области книжного производства и книжной торговли, показать, что наступил этап осознания книги как товара и предпринимательства как важного экономического ресурса развития книжной культуры.

Дальнейший вклад в обсуждение проблем книжного предпринимательства внесли А.Ф. Черенин и Н.Г. Мартынов, уделявшие серьезное внимание вопросам кредитования, книготорговых скидок, монополии на книги и др. Студент должен проанализировать их взгляды и сделать выводы об их теоретической и практической значимости с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.

Завершающим этапом выполнения изучения являются работы Г.И. Поршнева, вскрывающего причины кризисных явлений на книжном рынке и Н.В. Здобнова, освещающего вопросы экономики книги.

При этом необходимо руководствоваться пониманием специфики книги, базироваться на основные теоретические положения книговедения, рассматривающего книгу как способ отражения и средство формирования общественного сознания, а также пониманием книжного дела как составной части культуры общества и ее движущей силы. Анализируя взгляды теоретиков и практиков книжного дела, следует сопоставить реально существующие условия практической деятельности с теорией, сделать выводы об их соответствии, своевременности, степени претворения в жизнь.

    1. Беловицкая, А.А. Книговедение. Общее книговедение: учебник /А.А. Беловицкая. - М.: МГУП, 2007. - 393 с. Электронная версия.

    2. Говоров, А.А. История книжной торговли / А.А. Говоров. - М.: Книга, 1982.

    3. Горшков, Ю.А. Морфология переходных процессов в экономическом развитии книгоиздательского дела России // Книга. Исследования и материалы. - М., 1996. - Сб. 73. - С. 40-52.

    4. Есенькин, Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле: учеб. пособие / Б.С. Есенькин, А.Ф. Коган. - М. : МГУП, 2004. Электронная версия.

    5. Здобнов, Н.В. Проблемы экономики книги (в порядке постановки вопроса) / Н.В. Здобнов. - М., 1929.

    6. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

    7. Новиков, Н.И. Каким образом торговля действует во благополучии государства // Новиков Н.И. Избранные сочинения. - М.: Л.: Наука, 1951. С. 535.

    8. Тарловская, В.Р., Шанский Д.Н. К вопросу о понятии «коммерция» в России ХУШ века // Торговля и предпринимательство в феодальной России. - М., 1994. С. 291-304.

    9. Тюличев, Д.В. Книгоиздательская деятельность Петербургской Академии наук и М.В.Ломоносов / Д.В. Тюличев. - Л.: Наука, 1988.

    10. Фафурин, Г.А. «Записка» И.Вейтбрехта (1766 г.) и закрытие академической иностранной книжной лавки // Федоровские чтения. -М.: Наука, 2003. - С. 358-380.

    11. Фролова, Т.И. А.Ф. Черенин и Н.Г. Мартынов: экономические взгляды на книжную торговлю // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: межвед. сб. науч. трудов. Вып.10. - М.: МГАП, 1995. - С. 111-126.

    12. Хрестоматия по истории книги. Ч.1 / Сост. Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева. - М.: МГАП, 1995. Электронная версия.

    13. Хрестоматия по истории русской книги: 1564-1917 / Сост. Л.А. Везирова. - М.: Книга, 1965.

1. Что означает понятие «предпринимательство», и когда оно было введено в научный оборот?

2. Какие черты предпринимателя можно увидеть в деятельности Киприановых?

3. Какие предпринимательские идеи заложены в проекте реорганизации академической книжной торговли М.В. Ломоносова?

4. Каковы взгляды И. Вейтбрехта на развитие книжного рынка России?

5. В чем заключается различие между пониманием предпринимательства в законодательстве екатерининской эпохи?

6. Как понимал предпринимательство Н.И. Новиков?

7. Как изменились взгляды на предпринимательство в связи с введением литературного гонорара?

8. В чем суть экономического подхода к вопросу предпринимательства в трудах книжных деятелей второй половины ХIХ века?

9. Какие экономические идеи излагали теоретики книги в первой четверти ХХ столетия?

© Центр дистанционного образования МГУП