Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

Изучить работу писцов на заказ, артельным способом, по введенным нормативам труда. Появление монополии на писчие материалы, стимулирующая роль конкуренции в создании различных элементов свитков - умбилик, футляров, титулов. Начало систематизации книжных фондов. Восприятие книги как реликвии и предмета престижного потребления.

Изучить деятельность книгописных мастерских. Ведущая роль мастерской Помпония Аттика. Разновидности почерков как способ увеличения скорости изготовления рукописей и производительности мастерских. Изучить вопрос о нелегальном копировании произведений античных авторов. Заострить внимание на проблеме борьбы авторов с проявлениями самовольного вторжения в текст произведений.

Агоры и форумы - центры книжной торговли. Коллективные формы потребления книги: диспуты, симпозиумы, чтения-рецитации.

1. Цель создания книгописных мастерских.

2. Каковы основные функции копиистов?

3. Какова роль правителей Древнего мира в сохранении культурных богатств?

4. Что означает монополия на писчие материалы?

5. Какие новшества были введены в античный свиток и кодекс?

6. Что означает нормирование труда в книгописных мастерских?

7. Где и как продавались книги в античных городах?

© Центр дистанционного образования МГУП