Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

Изучение темы следует начинать с определения, что такое «скрипторий», показать существование трех разновидностей скрипториев: монастырских, университетских, городских. Охарактеризовать каждый из этих видов скрипториев, показать различия в их деятельности. Отметить преобладание ручного труда как специфическая особенность этого этапа развития предпринимательства. Следующим пунктом изучения темы является специализация как новый фактор развития рукописного способа производства книги: зарождение и развитие переплетного мастерства, виды ранних переплетов. Показать, что в этот период шли процессы выработки норм и стандартов оформления рукописных книг - компоновки страниц, рубрик, инициалов, мотивов орнаментов. Изучить вопрос замены пергамена, палимпсестов новым писчим материалом - бумагой, показать, что это привело к стандартизации книжного кодекса и унификации форматов.

Далее отметить, что ремесленный способ производства книг повлек за собой ограничение конкуренции и запрет на рекламу. Объяснить причины появления этих мер. Указать, что ускорение подготовки рукописей привело к кооперации труда и созданию артелей. Рассказать про организацию артельного способа производства рукописей.

Начать изучение темы надо с характеристики деятельности городских ремесленных мастерских по переписке книг. Отметить новые явления в организации их деятельности, дать характеристику в общих чертах тематику рукописных книг. Важным моментом является изучение особенностей оформления рукописных кодексов: почерки, иллюстрации, сюжетные композиции, форматы и др.

При изучении темы необходимо отметить расширение емкости средневекового книжного рынка и далее охарактеризовать появление новых групп потребителей. Показать, что организация переписки на продажу привела к искажению канонических текстов, снижению качества подготовки рукописей. Охарактеризовать вкусы заказчиков и отметить деление кодексов на роскошные и обиходные.

1. Что такое скрипторий, и каковы его цели и функции?

2. Какие новшества были внедрены в организацию работы переписчиков в монастырских скрипториях?

3. Чем отличалась работа университетских скрипториев?

4. Какова роль городских скрипториев в распространении светских произведений?

5. Какие новшества появились в иллюстрировании рукописей?

6. Какие мастерские славились качеством оформления рукописей?

7. Каковы приемы стандартизации книжного кодекса?

8. Какие, и в связи с чем появились новые профессии?

© Центр дистанционного образования МГУП