Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

В этой теме важно уяснить, что печать ксилографий - новый вид профессиональной деятельности ремесленников, а также то, что ксилографические доски стали новым видом товара на книжном рынке. Рассмотреть историю возникновения ксилографии, ее распространение в Европе. Дать характеристику ксилографической продукции, тематику, сюжеты, художественный уровень исполнения, значение для развития книгопечатания и книжной культуры. Рассказать о ведущих ксилографических мастерских и о деятельности выдающихся мастеров: художников, рисовальщиков и резчиков досок. Усвоить понятие «ксилографический блокбух», отметить, что он стал первым типом массового издания. Изучить способы снижения себестоимости ксилографий. Отметить значение ксилографий для появления нового способа потребления книги путем чтения по картинкам.

Изучить, в чем суть инновационного открытия Иоганна Гутенберга. Отметить составляющие компоненты изобретения наборного способа печати. Привести доказательства коммерческого характера первых изданий Гутенберга. Объяснить причины банкротства первопечатника.

Необходимо указать, что с изобретением печати наборным способом возникла первая монополия на типографский способ производства книги. Также следует отметить, что изобретение печатных процессов породило множество инновационных находок первопечатников, таких как рационализация типографских процессов набора, печати, иллюстрирования. Дать определение «инкунабул» и «палеотип». Следует охарактеризовать форматы, пропорции, шрифты, переплеты как новшества в первых печатных книгах. Отметить утилитарное значение типографской марки и титульного листа.

Далее изучить вопрос появления типографских и издательских компаний. Рассказать об организации их деятельности, о привлечении кредитов и ссуд, выдаче привилегий и получении монопольного права на тираж. Указать на некоммерческий характер деятельности типографии Альда Мануция. Заострить внимание на его нововведения в создании и оформлении инкунабулов. Отметить возросшую конкуренцию, возрастание финансового риска, изучить причины первого кризиса перепроизводства в книгоиздании, способы его преодоления. Отметить появление оптовой торговли.

Изучение темы необходимо начать с предпосылок общественно-политического характера, с анализа идей Реформации. Далее изучить деятельность печатной мануфактуры в ХVI в., объяснить причины возникновения семейных предприятий типографов и издателей. Следует выделить специализированные типографии. Изучить вопрос создания издательско-книготорговых предприятий и их филиалов.

Далее необходимо заострить внимание на проблеме централизации книгоиздания и усилении контроля власти над книжным рынком. Цензура и борьба против ее ограничений. Акцентировать внимание на европейской практике приобретения прав на рукопись и печати на заказ, отметить роль привилегий и монопольных прав.

Признаки специализации издательского репертуара. Коммерческие приемы удешевления изданий. Финансовые и иные риски в издании книг запрещенных авторов. Переиздания, как фактор спроса на книжном рынке. Определить роль гильдий в развитии книгопечатания и защите интересов печатников.

    1. Куприянова, Т.Г. История книжного дела в Европе: учеб. пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2010. Электронная версия.

    2. Лазурский, В.В. Альд и альдины / В.В. Лазурский. - М.: Книга, 1977.

    3. Молдавская, М.А. Борьба французских печатников против предпринимателей в 70-х годах ХVI в. // Украинский исторический журнал. - 1971. - № 7. - С. 100-108.

    4. Немировский, Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания: технические аспекты / Е.Л. Немировский. - М.: Наука, 2000.

    5. Нессельштраус, Ц.Г. Немецкая первопечатная книга / Ц.Г. Нессельштраус. - СПб.: Aхioma / РХГИ, 2000.

    6. Севастьянов, А.Н. Шедевры европейской иллюстрации / А.Н. Севастьянов.- М.: Терра, 1997.

    7. Функе, Фриц. Книговедение / под ред. Е.Л. Немировского. - М.: Высшая школа, 1982.

    8. Ястребицкая, А.Л. Книжное дело - новая отрасль городского ремесленного производства // Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М., 1995. С. 321-340.

1. Что такое ксилография, какие разновидности ксилографических оттисков появились в Европе?

2. Какие приемы использовались для снижения себестоимости ксилографий?

3. Как и где впервые возникла идея набора?

4. В чем сущность инновационного подхода в европейском способе печати книг набором?

5. Как охарактеризовать деятельность франко-немецкой компании?

6. Какие новшества ввел Альд Мануций?

7. Каковы функции гильдии печатников?

8. Что означает регламентация книжной отрасли в ХVI веке?

9. На какие риски шли издатели запрещенной литературы?

© Центр дистанционного образования МГУП