Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

Начать изучение темы следует с того, что появилось новое явление - сочетание функций государственного и частного книгоиздания. Рассмотреть вопрос об аренде государственных типографий в странах Европы и в России. Проанализировать деятельность профессиональных династий типографов, выделить их новшества и достижения. Осветить деятельность английского акционерного предприятия по выпуску и распространению книг.

Далее следует отметить вовлечение в книжное производство ученых, художников, авторов как организаторов собственных предприятий. Отметить появление монополии на репродуцирование произведений художников, на новые приемы создания и оформления изданий. Изучить вопрос проявления частной инициативы в деятельности русских издателей ХVII века. Дать характеристику новых изданий светской тематики, а также новых элементов их оформления. Провести параллели с западноевропейскими приемами в искусстве оформления книги.

Тема предполагает изучение технических новшеств, повлиявших на внешний облик книги, её иллюстрирование и оформление. Показать роль типометрии в повышении производительности типографий. Изучить появившиеся новые издательские идеи и способы их реализации в репертуаре издательско-книготорговых фирм. Далее необходимо рассмотреть вопрос об издании французской энциклопедии как новом издательском проекте. Отметить рост конкуренции в создании новых шрифтов. Появление кипсеков, роскошных изданий и внедрение новых технологий изготовления книги. Ориентация издателей на покупателей городской буржуазии и среднего сословия.

В ходе дальнейшего изучения темы студент должен придти к пониманию особенностей становления предпринимательства в русском книжном деле. Тема предполагает знание категорий государственного протекционизма и регламентации книжного дела наряду с подрядными формами организации труда. Показать значение этих форм организации труда в процессе динамичного развития книгоиздания петровского времени.

Далее необходимо ознакомиться с основополагающими законами, оказавшими существенное влияние на развитие предпринимательства в книжном деле России. Начать следует с указа о вольных типографиях, положившего начало свободной деятельности частных лиц, для чего следует обратиться к «Хрестоматии по истории книги» (часть I), подчеркнуть, что книгоиздание было приравнено к промышленному производству. Проанализировать, какое это имело значение для развития предпринимательства.

Следующим этапом изучения является анализ деятельности Н.И. Новикова. Показать его роль в развитии отечественного книжного рынка, раскрыть потенциал, заложенный в его издательских и книготорговых начинаниях.

Своеобразным направлением становится создание дворянских типографий, осветить их вклад в книгоиздание. Отметить темпы развития книгоиздания. После этого приступить к анализу ситуации на книжном рынке, сложившейся под воздействием указа о запрете частнопредпринимательской деятельности.

Важным аспектом изучения темы является роль предпринимательской деятельности иностранцев в русском книжном деле. Отметить новое явление - создание паевых товариществ, проанализировать их цели, организацию работы. Обозначить цели издательских объединений, проанализировать издательские проекты, дать оценку совместной деятельности. Отметить, что в екатерининское время книгоиздание России приближается к европейским экономическим моделям.

1.Что представляет собой техника иллюстрирования, изобретенная Томасом Бьюиком?

2. Какое изобретение принадлежит Дж. Баскервиллю?

3. Чем отличались шрифты Дж. Бодони?

4. Какие риски претерпели издатели французской энциклопедии?

5. Какие реформы произошли на печатном дворе в первой четверти ХVIII в.?

6. Почему Киприановых можно считать предпринимателями?

7. Какие основания считать типографии Радищева, Рахманинова, Струйского частными?

8. Какие новшества ввел Н.И. Новиков?

9. Как действовали созданные в конце ХVIII в. «паевые товарищества»?

10. Почему частные предприятия были переведены под протекцию государственных ведомственных заведений?

© Центр дистанционного образования МГУП