Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

Показать влияние промышленной революции в книгопечатании на развитие книгоиздания и технического прогресса на рост производительности. Охарактеризовать деятельность универсальных и специализированных издательств. Отметить образование издательских монополий. Ознакомиться со спецификой формирования издательского портфеля за счет новых типов и видов изданий. Отметить появление стандартизованных и сериальных изданий. Подчеркнуть возрастающее влияние конкуренции и борьбу за профессиональные интересы предпринимателей.

1. Какую роль сыграла литография в новом направлении предпринимательства?

2. Какова стимулирующая роль книгоиздания в связи с механизацией процессов набора и печати?

3. Какие новые издательские проекты появились в европейском книгоиздании в ХIХ в.?

4. Какие книжные серии стали издаваться в Европе в ХIХ в.?

5. В чем специфика деятельности универсальных издательств?

6. Чем отличалось издательство «Макмиллан»?

7. Охарактеризовать специфику деятельности издательства «Ашетт».

8. Почему появились, и что издавали специализированные издательства?

При изучении темы выделить издательские начинания декабристов, подчеркнуть не только просветительский, но и коммерческий характер их издательской деятельности.

Выделить дворянское и купеческое направления в издательско-книготорговой деятельности конца ХVIII - начала ХIХ столетий, охарактеризовать деятельность представителей этих направлений. Выявить, какие цели стояли перед участниками издательско-книготорговых процессов, насколько они стремились к получению доходов. Привести факты обострения конкуренции, примеры инновационных подходов, как в книгоиздании, так и в книжной торговле. Заострить внимание на способах достижения конкурентных преимуществ за счет издательского репертуара и новых форм продажи книг.

Разработка этой темы предполагает вопрос о зарождении литературного гонорара и авторского права. Отметить, что принятие цензурного устава 1828 г., узаконившего авторское право и литературный гонорар, придало импульс дальнейшему развитию предпринимательства в книгоиздании, все более явственно переходившему в разряд 'литературной промышленности'. Необходимо показать, какую роль в становлении авторского права сыграли декабристы и литераторы, в частности, А.С. Пушкин. Особым пунктом выделить его отношения с издателем А.Ф. Смирдиным. На издательско-книготорговой деятельности Смирдина следует остановиться подробнее и проанализировать причины упадка его дела, сделать вывод о своевременности предпринимаемых им усилий, оценить его вклад в развитие книжной культуры.

В последующем изложении должны быть освещены вопросы арендных отношений, комиссионерства, товарного кредитования, книготорговых скидок. Также следует отразить влияние технико-технологических усовершенствований, впервые поставивших предпринимателей в неравные производственные условия и показать, какие находки и идеи позволили удержать им позиции на рынке.

1. Какие новые издания предпринял А.Ф. Смирдин?

2. Охарактеризовать издательский проект - альманахи первой трети ХIХ в.

3. Какие новшества ввели предприниматели в книжном деле?

4. Чем характеризуются дворянское и купеческое направления в развитии книжного дела?

5. Что включало в себя понятие «издатель» в рассматриваемый период времени?

6. Чем характеризуется новый этап развития предпринимательства?

7.Какие законодательные акты оказали существенное влияние на формирование института предпринимательства?

8. Какие последствия для развития предпринимательства в книжном деле имели место после введения литературного гонорара?

9. Каковы причины разорения предпринимателей в рассматриваемый период?

Важными аспектами изучения темы являются монополизация книжного рынка, слияние издательского капитала с банковским и промышленным. Уделить внимание формам акционирования, дать характеристику видам акционерных компаний.

Начать изучение темы следует с ознакомления с понятием акционирования. Дать характеристику основных признаков акционерных компаний и обществ. Указать цели создания типографских и издательских компаний, условия, на которых они действовали, продолжительность их существования, формы сотрудничества в осуществлении изданий и приемы конкурентной борьбы.

Далее следует объяснить, почему в пореформенное время эта форма книгоиздательской деятельности стала актуальной для предпринимателей. Отметить, когда у нас в стране появилась первая акционерная компания в книгоиздании, во что вылилась ее деятельность, проанализировать сложившуюся вокруг нее ситуацию на книжном рынке, после чего приступить к анализу крупнейших издательских акционерных компаний М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, Брокгауза-Ефрона. Отдельно рассмотреть акционерные компании А.С. Суворина и И.Д. Сытина. Сделать соответствующие выводы о превращении книги в объект коммерции. Важным для этого периода стал вопрос кредитования предпринимательской деятельности.

В ходе изучения данной темы студент должен уяснить роль в формировании читательских потребностей тех издателей, которые ставили во главу угла своей деятельности просветительские задачи, умело сочетая при этом коммерческий расчет. В качестве примера можно рассмотреть деятельность одного, или двух таких издателей: П.П. Сойкина, Ф.Ф. Павленкова, бр. М. и С. Сабашниковых и др. Показать, что подобный подход зачастую оказывался настолько эффективным, что многие фирмы просуществовали не один десяток лет. Для большей убедительности необходимо дать обстоятельный анализ деятельности той или иной фирмы с выделением основных этапов и их характеристикой.

Обязательным элементом анализа является издательский репертуар, его особенности с выделением наиболее удачных изданий, которые следует охарактеризовать с точки зрения содержательной и материально-конструктивной формы. Отметить оригинальные находки, как в части авторских произведений, так и в части художественно-полиграфического оформления. Сделать вывод о вкладе каждого издателя в развитие книжной культуры, показать, что книга воспринималась как специфический объект предпринимательской деятельности. Вместе с тем, необходимо отразить роль книги как товара особого рода, призванного удовлетворять духовные запросы общества. Из этого должны вытекать логические заключения о влиянии института предпринимательства в книжном деле на интеллектуальный потенциал нации, на ее культурный уровень.

Дальнейшей целью изучения является обоснование преимуществ, которые давало социально-ориентированное книгоиздание, причин устойчивого положения рассматриваемых фирм на книжном рынке. Показать взаимосвязь интересов читателей и издателей, ориентированность последних на выпуск качественных и доступных по цене изданий. Не следует упускать из вида такой важный инструмент регулирования сложных взаимосвязей, как цена на книги, привести примеры целенаправленной политики снижения затрат и повышение уровня подготовки изданий. Обратить внимание на уровень редактирования изданий, обеспечивавшийся за счет привлечения высокообразованных профессионалов. Следует также подчеркнуть, что издания предпринимателей, рассчитанные не на сиюминутный барыш, имеют продолжительный жизненный цикл, неоднократно попадают в повторное обращение и являются частью ассортимента букинистического рынка.

В конечном итоге студент должен придти к заключению, что предпринимательская идея выпуска качественных изданий для массового потребления дает высокий экономический эффект, придает респектабельность выпускающей их фирме и имеет шанс долгосрочного присутствия на книжном рынке.

1. Когда в России была создана первая акционерная компания?

2. Какие два вида акционерных компаний были в ХIХ веке в России?

3. Как действовало акционерное объединение А.С. Суворина?

4. Каковы особенности акционерной компании Брокгауза-Ефрона?

5. Каковы были цели и условия деятельности «Общества взаимного кредита»?

6. Каковы приоритеты социально-ориентированного предпринимательства?

7. В чем причины устойчивости фирмы Ф.Ф. Павленкова на книжном рынке?

8. Какие цели ставили издатели М. и С. Сабашниковы?

9. Какие новшества ввели издатели М.О. Вольф и А.Ф. Маркс?

10. Какие этапы развития прошла фирма И.Д. Сытина?

© Центр дистанционного образования МГУП