Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

При изучении этой темы надо изучить следующие вопросы: цели и стратегия предпринимательства в книгоиздании, процессы концентрации и централизации, создание транснациональных корпораций. Отметить усиление влияния законов книжного рынка на предпринимательскую деятельность. Показать господство рыночной идеологии и коммерциализации труда в книжном бизнесе западных стран. Предпринимательский доход и методы борьбы за сверхприбыли в книжном бизнесе. Издательская стратегия фирм. Фактор специализации. Сокращение доли независимых издательств. Продажа прав на издание. Тиражная политика. Книжные клубы и книготорговые цепи.

Проанализировать объем и структуру книгоиздания в различных странах мира. Изучить новые технологии печати: настольные издательские системы, печать по требованию. Отметить формирование рынка массовых изданий. Издания карманного формата и в мягких обложках. Выпуск комиксов и дайджестов. Организация выпуска серий карманных изданий. Понятие бестселлера. Развитие рынка электронных изданий.

Зарождение предпринимательства в сфере книжного дела в электронном формате. Интернет-портал - современное направление продвижения средств информации.

    1. Издательства в процессе перемен: сборник статей. - М.: Логос; МГУП, 1999.

    2. Зимина, Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти / Л.В. Зимина. - М.: Наука, 2004.

    3. Книгоиздательский бизнес: сборник статей / пер. с англ. Б.В. Ленского. - М.: Бук Чембер Интернешнл, 1993.

    4. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

    5. Москаленко, В.В. Книгоиздание США: организация, экономика, распространение / В.В. Москаленко. - М.: Книга, 1976.

    6. Санников, Ю.В. Издание книг в мягкой обложке за рубежом / Ю.В. Санников. - М.: Книга, 1981.

    7. Сотникова, О.П. Интернет-издание от «а» до «я»: учеб. пособие / О.П. Сотникова. - М.: Аспект Пресс, 2014.

    8. Хорцев, В.И. Издательское дело Франции на современном этапе / В.И. Хорцев. - М.: Книга, 1977.

    9. Цыбульский, Р. Книжная торговля в современном обществе / Р. Цыбульский. - М.: Книга, 1982.

1.Какие тенденции характерны для книгоиздания ХХ в.?

2. Что означает процесс концентрации в книгоиздании?

3. Какие монополии появились в европейском книгоиздании ХХ в.?

4. В чем выразилась конкуренция между издателями Великобритании и США?

5. Чем характеризуется книгоиздание Франции?

6. Какова динамика объемов книгоиздания в ХХ в.?

7. Какие новые издательские проекты появились во второй половине ХХ в.?

8. Книжный клуб - как новая форма продвижения книги.

9. Как организована работа книготорговых цепей?

10. Какое влияние на книжное дело оказала компьютерная революция?

© Центр дистанционного образования МГУП