Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгоиздательское дело"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в книгоиздании

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.3.

Библиографический список

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.3.

Библиографический список

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.3.

Тема 3. Предпринимательские инновации в книгоиздании ХVI века

4.4.

Библиографический список

4.5.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе издательского дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.3.

Библиографический список

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в издательском деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в издательском деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книгоиздании

7.2.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.3.

Библиографический список

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Теоретические взгляды отечественных деятелей книги на развитие предпринимательства

8.2.

Тема 2. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.3.

Тема 3. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания

9.

Формы контроля

В соответствии с учебным планом Института издательского дела и журналистики Московского государственного университета печати студенты изучают дисциплину "История предпринимательства в издательском деле", занимающую важное место в программе профессиональной подготовки специалистов книжного дела. Структура дисциплины предусматривает изучение процессов формирования института предпринимательства в книгоиздании зарубежных стран и России. Содержание дисциплины обусловлено пониманием книги как объекта предпринимательской деятельности, выступающей в качестве овеществленного интеллектуального ресурса общества и как объекта межличностной коммуникации, опосредованной товарно-денежными отношениями.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

    • основные этапы развития предпринимательства в издательском деле;

    • характерные черты и специфические особенности личности издателя-предпринимателя;

    • исторические виды и формы предпринимательской деятельности в книгоиздании;

    • деятельность выдающихся предпринимателей;

    • памятники книжной культуры и издательские проекты предпринимателей, составляющие основу национального богатства стран мира;

владеть:

    • теоретическими положениями в книговедческом понимании предпринимательства;

    • приемами изложения основных положений книговедения применительно к изучаемой проблеме истории книжного предпринимательства;

    • исторической терминологией и свободно оперировать историческими понятиями, характерными для определенных периодов развития предпринимательства;

    • навыками свободного изложения фактографического материала;

    • методикой использования данных смежных дисциплин и аккумулирования сведений из сопредельных областей знаний;

уметь:

    • выявлять основные тенденции развития предпринимательства ;

    • характеризовать состояние книжного рынка в определенные исторические периоды времени;

    • прослеживать взаимосвязь между предпринимательской идеей и способами ее реализации;

    • определять взаимовлияние предпринимателей на развитие книги в разных странах;

    • рассматривать предпринимательскую деятельность в сочетании с конечным ее продуктом - книгой.

Тематика контрольных работ отражает закономерности процесса воспроизводства интеллектуального потенциала общества в единстве содержательной, знаковой и материально-конструктивной формы книги. Цель - формирование исторического взгляда на развитие предпринимательства в издательском деле, выявление системных связей и факторов влияния на его модификацию.

При выполнении контрольной работы студент должен ознакомиться с программой курса, соответствующими разделами учебной литературы, а затем приступить к проработке научных публикаций, статистических данных, документальных материалов. Объем изучаемого материала определяется рабочей программой. Студенту предстоит выполнить контрольную работу по одной из предложенных тем. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы:

От 'А' до 'Е' выполняют тему 4

От 'Ж' до 'Л' выполняют тему 2

От 'М' до 'С' выполняют тему 3

От 'Т' до 'Я' выполняют тему 1

Студенту предстоит выполнить контрольную работу по одной из предложенных тем. Допускается разработка индивидуальной темы, которая может быть заявлена студентом и утверждена по предварительному согласованию на кафедре.

Контрольная работа начинается с плана, согласно которому материал располагается в систематизированном и логически обусловленном порядке, позволяющим полноценно раскрыть тему.

Порядок подготовки контрольной работы допускает цитирование, оформленное в соответствии с правилами библиографического описания и указанием источника заимствований, включая материалы, помещенные в интернете. В конце работы приводится полный список использованной литературы по теме, в котором каждая библиографическая запись также должна быть оформлена в соответствии с правилами библиографического описания.

При подготовке контрольной работы студент должен изучить происхождение понятия «предпринимательство», отметить его появление в России при Петре I, дать пояснение, что под этим понималось в то время, выяснить, какие изменения претерпело понятие в век Просвещения.

Далее следует рассмотреть коммерческие воззрения отечественных книжных деятелей ХVIII в. Для первой половины ХVIII в. важное значение имели взгляды В.В. Киприанова, М.В. Ломоносова, чьи предложения по реорганизации существующей системы книжного дела преследовали коммерческие цели. Во второй половине ХVIII в. акцент на экономические аспекты развития книги сделали И. Гартунг, И. Вейтбрехт, Н.И. Новиков. Проанализировать их теоретические положения, расширяющие представление о предпринимательской деятельности в области книжного производства и книжной торговли. Показать, что наступил этап осознания книги как товара и предпринимательства как важного экономического ресурса развития книжной культуры.

Дальнейший вклад ХIХ веке в обсуждение проблем книжного предпринимательства внесли А.Ф. Черенин и Н.Г. Мартынов, уделявшие серьезное внимание вопросам кредитования, книготорговых скидок, монополии на книги и др. Студент должен проанализировать их взгляды и сделать выводы об их теоретической и практической значимости.

Завершающим этапом выполнения контрольного задания являются работы Г.И. Поршнева, вскрывающего причины кризисных явлений на книжном рынке и Н.В. Здобнова, освещающего вопросы экономики книги.

При этом необходимо руководствоваться пониманием специфики книги, базироваться на основные теоретические положения книговедения, рассматривающего книгу как способ отражения и средство формирования общественного сознания, а также пониманием книжного дела как составной части культуры общества и ее движущей силы. Анализируя взгляды теоретиков и практиков книжного дела, следует сопоставить реально существующие условия практической деятельности с теорией, сделать выводы об их соответствии, своевременности, степени претворения в жизнь.

Библиографический список

Вопросы для самопроверки

1. Что означает понятие «предпринимательство», и когда оно появилось в научном обороте?

2. Какие черты предпринимателя можно увидеть в деятельности Киприановых?

3. Какие предпринимательские идеи заложены в проекте реорганизации академической книжной торговли М.В. Ломоносова?

4. Каковы взгляды И. Вейтбрехта на развитие книжного рынка России?

5. В чем заключается различие между пониманием предпринимательства в законодательстве екатерининской эпохи?

6. Как понимал предпринимательство Н.И. Новиков?

7. Как изменились взгляды на предпринимательство в связи с введением литературного гонорара?

8. В чем суть экономического подхода к вопросу предпринимательства в трудах книжных деятелей второй половины ХIХ века?

9. Какие экономические идеи излагали теоретики книги в первой четверти ХХ столетия?

Контрольная работа имеет целью ознакомление с основополагающими законами, оказавшими существенное влияние на развитие предпринимательства в книжном деле России. Начать следует с указа о вольных типографиях, положившего основание свободной деятельности частных лиц, проанализировать содержание указа, подчеркнуть, что книгоиздание было приравнено к промышленному производству, отметить влияние, оказанное на развитие книжного рынка. Далее следует привести данные статистики, которые можно почерпнуть из рекомендуемой к теме литературы, а также привлекая дополнительные материалы из других источников и отметить рост объемов книгоиздания. После этого приступить к анализу ситуации на книжном рынке, сложившейся под воздействием указа о запрете на частнопредпринимательскую деятельность и показать способы преодоления запрета путем перенесения типографских заведений в провинцию, или путем перевода частных предприятий под протекцию государственных ведомственных заведений.

Выделить дворянское и купеческое направления в издательско-книготорговой деятельности конца ХVIII - начала ХIХ столетий, охарактеризовать деятельность представителей этих направлений. Выявить, какие цели стояли перед участниками издательско-книготорговых процессов, насколько они стремились к получению доходов. Привести факты обострения конкуренции, примеры вводимых новшеств, как в книгоиздании, так и в книжной торговле на примере деятельности Н.И. Новикова. Заострить внимание на способах достижения конкурентных преимуществ за счет издательского репертуара и новых форм продажи книг, раскрыть потенциал, заложенный в его издательских и книготорговых начинаниях.

Разработка этой темы предполагает вопрос о зарождении литературного гонорара и авторского права. Отметить, что принятие цензурного устава 1828 г., узаконившего авторское право и литературный гонорар, придало импульс дальнейшему развитию предпринимательства в книгоиздании, все более явственно переходившему в разряд «литературной промышленности». Необходимо показать, какую роль в становлении авторского права сыграли декабристы и литераторы, в частности, А.С. Пушкин. Особым пунктом выделить отношения поэта с издателем А.Ф. Смирдиным. На издательско-книготорговой деятельности Смирдина следует остановиться подробнее и проанализировать причины упадка его дела, сделать вывод о своевременности предпринимаемых им усилий, оценить его вклад в развитие книжной культуры.

В последующем изложении должны быть освещены вопросы арендных отношений, комиссионерства, товарного кредитования, книготорговых скидок. Также следует отразить влияние технико-технологических усовершенствований, впервые поставивших предпринимателей в неравные производственные условия и показать, какие находки и идеи позволили удержать им позиции на рынке.

Библиографический список

    1. Гессен, С. Книгоиздатель Александр Пушкин / С. Гессен. - М., 1987.

    2. Клейменова, Р.Н. Книжная Москва первой половины ХIХ века / Р.Н. Клейменова. - М., 1991.

    3. Кондакова, Т.И. Московский типограф и издатель А.Г. Решетников //Федоровские чтения. 1980. - М., 1984. - С. 180-182.

    4. Куфаев, М.Н. История русской книги в ХIХ веке / М.Н. КУфаев. - М., 2003.

    5. Мартынов, И.Ф. Книготорговец и книгоиздатель ХVIII века М.К. Овчинников // Книга. Исследования и материалы. - 1972. - Сб. 24. - С. 99-114.

    6. Мартынов, И.Ф. Книга в русской провинции 1760-1790-х гг.: Зарождение провинциальной книжной торговли // Книга в России до середины ХIХ века. - Л., 1978. - С. 109-125.

    7. Мартынов, И.Ф. Словесность и коммерция: Книготорговцы и книжная торговля в русской журналистике начала ХIХ в. // Книжная торговля. 1980. - Вып. 7. - С. 181-198.

    8. Нилова, О.Е. Издательско-книготорговая деятельность московских купцов в конце ХVIII - первой четверти ХIХ века // Актуальные проблемы истории русской культуры. - М., 1991. - С. 75-89.

    9. Рейтблат, А.И. Литературный гонорар в России ХIХ - начала ХХ вв. // Книжное дело во второй половине ХIХ - начале ХХ в.: сб. науч. тр. - Вып. 3. - Л., 1988.

    10. Смирнов-Сокольский, Н. Книжная лавка А.Ф. Смирдина / Н. Смирнов-Сокольский. - М., 1957.

    11. Утков, В.Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга. Исследования и материалы. - 1979. - Сб. 38. - С. 75-98.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть указа о вольном книгопечатании?

2. Какие последствия для развития книжного рынка имел указ о вольном книгопечатании?

3. Какие новшества ввели предприниматели в книжном деле?

4. Чем характеризуются дворянское и купеческое направления в развитии книжного дела?

5. Что включало в себя понятие «издатель» в рассматриваемый период времени?

6. Когда в развитии книжного рынка в рассматриваемый период наступил новый этап?

7. В чем заключается особенность развития предпринимательства в книжном деле первой четверти ХIХ века?

8. Какие законодательные акты оказали существенное влияние на формирование института предпринимательства во второй четверти ХIХ века?

9. Какие последствия для развития предпринимательства в книжном деле имели место после введения литературного гонорара?

10. Каковы причины разорения предпринимателей в рассматриваемый период?

В ходе выполнения контрольной работы по данной теме студент должен уяснить роль издателей-просветителей в формировании читательских потребностей, умело сочетающих при этом коммерческий расчет. В качестве примера можно рассмотреть деятельность одного, или двух таких издателей, как П.П. Сойкин, Ф.Ф. Павленков, бр. М. и С. Сабашниковы и др. Показать, что подобный подход зачастую оказывался настолько эффективным, что многие фирмы просуществовали не один десяток лет. Для большей убедительности необходимо дать обстоятельный анализ деятельности той или иной фирмы с выделением основных этапов и их характеристикой.

Обязательным элементом анализа является издательский репертуар, его особенности с выделением наиболее удачных изданий, которые следует охарактеризовать с точки зрения содержательной и материально-конструктивной формы. Отметить оригинальные находки, как в части авторских произведений, так и в части художественно-полиграфического оформления. Выделить основные тематические группы изданий, привести примеры различных типов изданий. Сделать вывод о вкладе каждого изучаемого издателя в процесс формирования общественного сознания, показать, что книга воспринималась как специфический объект предпринимательской деятельности. Вместе с тем, необходимо отразить роль книги как товара особого рода, призванного удовлетворять духовные запросы общества. Из этого должны вытекать логические заключения о влиянии института предпринимательства в книжном деле на интеллектуальный потенциал нации, на ее культурный уровень.

Дальнейшей целью контрольной работы является обоснование причин устойчивого положения рассматриваемых фирм на книжном рынке. Показать взаимосвязь интересов читателей и издателей, ориентированность на выпуск качественных и доступных по цене изданий. Не следует упускать из вида такой важный инструмент регулирования сложных взаимосвязей, как цена на книги, привести примеры целенаправленной политики снижения затрат и повышение уровня подготовки изданий. Обратить внимание на уровень редактирования изданий, обеспечивавшийся за счет привлечения высокообразованных профессионалов. Следует также подчеркнуть, что издания предпринимателей, рассчитанные не на сиюминутный барыш, имеют продолжительный жизненный цикл, неоднократно попадают в повторное обращение и являются частью ассортимента букинистического рынка.

В конечном итоге студент должен придти к заключению, что предпринимательская идея выпуска качественных изданий для массового потребления дает высокий экономический эффект, придает респектабельность выпускающей их фирме и имеет шанс долгосрочного присутствия на книжном рынке.

Библиографический список

Вопросы для самопроверки

1. Как следует понимать социально-ориентированное предпринимательство?

2. Какие цели преобладают у издателей этого направления?

3. Какие социально-культурные задачи решает издатель книг для народа?

4. Что подразумевалось под определением качественного и доступного издания?

5. Как можно охарактеризовать издательский репертуар, ориентированный на широкие массы читателей?

6. Какие тематические разделы имели приоритетное значение у издателей этого направления?

7. В чем причины устойчивости фирмы Ф.Ф. Павленкова на книжном рынке?

8. Каковы способы снижения себестоимости изданий во второй половине ХIХ в.?

9. В чем причины банкротства А.Ф. Смирдина?

10. Какие издательские начинания И.Д. Сытина можно считать социально- ориентированными?

Начать выполнение контрольной работы следует с понятия об акционировании средств производства в целом и в сфере книжного производства, в частности. Далее дать характеристику основных признаков акционерных компаний и обществ. Затем необходимо обратиться к истокам этого явления, указать цели создания типографских и издательских компаний, условия, на которых они действовали, продолжительность их существования, формы сотрудничества в осуществлении изданий и приемы конкурентной борьбы.

Далее, по мере возможности, проследить деятельность европейских издательских объединений вплоть до конца ХVIII в., когда в России также возникают первые книгоиздательские товарищества. Далее приступить к характеристике издательской деятельности товариществ, созданных Н.И. Новиковым, И.А. Крыловым, некоторыми провинциальными книжными деятелями. Обозначить цели издательских объединений, проанализировать издательские проекты, дать оценку совместной деятельности. Отметить, что в екатерининское время книгоиздание России приближается к европейским экономическим моделям, что следует проанализировать в контрольной работе. Разрыв в развитии процесса акционирования вплоть до середины ХIХ в., когда наблюдается его возрождение, следует обосновать.

Далее следует объяснить, почему в пореформенное время эта форма книгоиздательской деятельности вновь стала актуальной для предпринимателей. Также необходимо обосновать положение о преобладании русской буржуазии на книжном рынке пореформенной России, вытеснившей купечество. Отметить, когда у нас в стране появилась первая акционерная компания в книгоиздании, во что вылилась ее деятельность, проанализировать сложившуюся вокруг нее ситуацию на книжном рынке, после чего приступить к анализу крупнейших издательских акционерных компаний М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, Брокгауза-Ефрона. Отдельно рассмотреть акционерные компании А.С. Суворина и И.Д. Сытина. Следует уделить внимание такому вопросу, как необходимость акционирования капитала в книжном деле и сделать соответствующие выводы о смене исторической парадигмы развития отечественной книги, об ее окончательном превращении в объект коммерции.

В заключение желательно высказаться относительно позитивных и негативных сторон процесса акционирования в книжном деле страны.

Библиографический список

Вопросы для самопроверки

1. Что такое акционерная компания?

2. Какие существуют разновидности акционерных компаний?

3. Когда и как создавались первые объединения типографов и издателей?

4. Каковы условия развития акционерных компаний в книжном деле России?

5. Какие товарищества в книжном деле России ХVIII века вам известны?

6. В чем причина кратковременности существования первых акционерных компаний в отечественном книжном деле?

7. Какие разновидности акционерных компаний в отечественном книжном деле вы знаете?

8. Каковы причины создания акционерных компаний в книжном деле страны в конце ХIХ века?

9. Как действовало акционерное объединение А.С. Суворина?

10. Каковы особенности акционерной компании Брокгауза-Ефрона?

11. Какая акционерная компания была самая крупная в отечественной практике книгоиздания?

12. Какие позитивные моменты имело создание акционерных компаний в российском книгоиздании?

© Центр дистанционного образования МГУП