Московский государственный университет печати

Джелилова И.К.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Политология»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика»


Джелилова И.К.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Политология»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Место дисциплины в структуре ООП

3.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

4.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

5.

Содержание разделов дисциплины

5.1.

Раздел 1. Предмет и метод политологии, её функции

5.2.

Раздел 2. Политические системы в современных обществах

5.3.

Раздел 3. Личность, лидеры и массы в политике

5.4.

Раздел 4. История политических учений

5.5.

Раздел 5. Общественно-политические институты

5.6.

Раздел 6. Государство в современных политических системах

5.7.

Раздел 7. Современные политические процессы

5.8.

Раздел 8. Международные политические процессы

6.

Контрольная работа

6.1.

Введение

6.2.

Тема 1. Роль и место политики в жизни общества. Политическая власть

6.3.

Тема 2. Политическая система

6.4.

Тема 3. Политические партии и другие негосударственные политические институты

6.5.

Тема 4. Личность, лидеры и массы в политике

6.6.

Тема 5. Политическая культура

6.7.

Тема 6. Политические процессы

6.8.

Тема 7. Политический менеджмент и политические технологии

6.9.

Тема 8. Место и роль средств массовой информации в политике

6.10.

Тема 9. Мировая политика и международные отношения

7.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1.

Основная литература

7.2.

Дополнительная литература

7.3.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.

Формы контроля

В процессе изучения дисциплины, студенту необходимо выполнить одну котрольную работу на любую из предложенных ниже тем. Готовые работы высылаются на проверку преподавателю на электронную почту fem@hi-edu.ru.

Требования к выполнению контрольной работы по дисциплине «Политология»:

  1. Объём не более 15 страниц (12-14 шрифт);
  2. План, рекомендованный в методических указаниях (произвольное изменение плана не допускается);
  3. Список использованной литературы и грамотно оформленные сноски.

План:

  1. Политика как сфера социальной жизни.
  2. Понятие политической власти, её сущность и функции.
  3. Реализация политической власти.

1. При подготовке к написанию первого вопроса обратите внимание на то, что в литературе существует огромное количество определений понятия «политика». Например: «Политика - это искусство жить вместе» (Платон); «Политика - это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти, но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого общества» (Р. Арон); Политика (греч. <?xml version="1.0"?>
- искусство управления государством):

- деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны;

- вопросы и события общественной, государственной жизни;

- определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т.д. (Википедия).

«Политика - это совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов» (А.И. Соловьёв, современный российский политолог). Необходимо усвоить, что политика - это прежде всего сфера целенаправленной человеческой деятельности по организации совместной жизни людей в обществе, определении их общих интересов и общих целей развития, на основе чего достигается консолидация и стабильность общественного развития.

Важно иметь в виду, что в политике реализуются интересы определённых социальных общностей, а это возможно только при помощи власти и управления. Вопрос о власти - центральный вопрос политики. Политика одновременно играет мобилизирующую и стабилизирующую роль. Посредством власти политика концентрирует ресурсы общества на решение ключевых общественных проблем, обеспечивая поступательное развитие общества. Важнейшая роль политики - достижение баланса интересов основных групп общества, их сотрудничество в достижении поставленных целей. Это обеспечивает оптимальность функционирования всего общества.

Обратите внимание на основные функции политики:

- решение проблем, затрагивающих интересы всего общества;

- достижение гражданского мира и согласия между различными социальными группами;

- выражение интересов всех групп и слоёв общества в программах, законодательстве, направлениях политики;

- социализация личности, вовлечение её в политические отношения.

Изучая политику как регулятивную сферу общества, нужно иметь в виду, что политика вместе с тем всегда является сферой конкуренции и конфликтов между различными социальными и политическими силами в борьбе за влияние и власть.

Политика - это не только объективная реальность, но и субъективная деятельность многих людей. Субъектами политики являются индивиды, социальные слои и группы, политические институты. Они выражают определённые социальные интересы, борются за то, чтобы в реальной политике они получили достойное представительство.

Обратите внимание на то, что степень влияния субъектов на принятие политических решений определяется тем, какая за ними стоит политическая сила. Чем более она организована и сплочена, чем большими ресурсами она располагает, тем сильнее её политическое влияние и больше вероятность того, что именно эти интересы будут отражены в реальной политике. Кроме того, люди, вовлечённые и вовлекаемые в политику, обладают разным политическим опытом, имеют несовпадающие интересы и ценностные ориентации. Это делает поведение людей в политике необычайно разнообразным.

Объектами политики выступают разнообразные политические проблемы, на которые направлены действия субъектов политики.

2. При работе над вторым вопросом обратите внимание на то, что власть и политику нередко отождествляют. Власть - центральное, организационное, регулятивно-контрольное начало политики. Важно различать социальную власть вообще и политическую власть в частности. Социальная власть неотъемлема от любой организованной общности людей, так как власть - это мощный управленческий ресурс, способ влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто этой властью обладает. Политическая власть - это особый вид власти, потому что она распространяет своё влияние на всё общество. Рассмотрите признаки политической власти, среди которых важными являются такие, как делегирование властных полномочий через специальный государственный аппарат, использование механизма принуждения и санкций за нарушение установленных норм и др. Основными принципами власти являются суверенитет, авторитетность, волевой и принудительный характер, всеобщность. Прокомментируйте их. Среди основных функций политической власти большинство исследователей называют такие, как регулирование социальных отношений, поддержание стабильности и сохранение социальной целостности, формирование политической системы, реализация потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции и др.

Важно иметь в виду, что понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта, особого волевого отношения субъекта к объекту. Власть сама не может производить какое-либо действие, это действие производят обе стороны этого отношения. Субъектами политической власти являются социальные группы, правящая элита, руководящие органы государства, партий, общественных движений, политические деятели, рядовые граждане страны. В зависимости от объектов, на которые направлена политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодёжную, экологическую, культурную политику. Приведите примеры того, что конкретно может являться объектом политической власти.

Любая власть в обществе опирается на определённые ресурсы, которые обеспечивают влияние на объект власти. Это экономические, социально-политические, морально-идеологические, информационно-культурные, силовые ресурсы. Рассмотрите подробно каждый из этих ресурсов. В заключение работы над этим вопросом изучите механизмы осуществления власти: господство, руководство, управление и организация, контроль.

Институционализация политической власти проявляется в появлении статусно-ролевых групп, различающихся по своему месту в системе властных отношений, в создании нормативно-правовой системы, регулирующей порядок осуществления властных полномочий, в создании механизма санкций за нарушение предписываемых правил. В результате появляются политические институты - устойчивые виды отношений и взаимодействий (например, институт парламентаризма, избирательного права и т.д.).

3. При работе над третьим вопросом обратите внимание на то, что в реализации политической власти обычно выделяют два аспекта: 1) процесс принятия политических решений и 2) процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Они взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении курса, принятии дополнительных решений. Здесь важны способность политического руководства к мобилизации необходимых ресурсов и обеспечение поддержки тех групп населения, которые могут содействовать выполнению принятых решений. Важна и способность политического руководства нейтрализовать действия сил, которые выступают против принятых решений. В связи с этим важна проблема легитимации власти.

Легитимация - это процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта. Легитимация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения. Легитимация призвана располагать к доверию, легитимная власть и политика эффективны. Современная процедура легитимации является обращением к справедливости, разумности, настроениям и представлениям общества или его части о практической полезности экономической, экологической, социальной политики властей и т.д. Легитимация - одно из самых действенных средств политической власти, основа общественного единства и успешной реализации поставленных целей. Типы летимации могут быть различными - она может быть легальной, то есть узаконенной нормами права, идеологической, традиционной. Обратите внимание на то, что легитимация может быть чувственной, эмоциональной, основанной на увлечении привлекательной идеей, личностью лидера. Такую легитимацию называют харизматической. В заключение рассмотрите и возможный процесс делегитимизации - утраты доверия, разочарования в идеалах, лидерах, когда политическая власть лишается поддержки со стороны общества. Подумайте над примерами.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое политика? Что, по вашему мнению, означает выражение: «Политика - это искусство возможного»?
  2. Каково соотношение морали и политики?
  3. Что такое политическая власть и каковы её важнейшие функции?
  4. В чём заключается смысл разделения властей и возможны ли противоречия и конфликты между различными ветвями власти?
  5. Что такое легитимация власти?

План:

  1. Понятие, структура и функции политической системы.
  2. Разновидности современных политических систем. Политические режимы.
  3. Особенности политической системы РФ.

1. Приступая к изложению первого вопроса, обратите внимание на то, что понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти. Можно дать следующее определение политической системы - это система государственных и негосударственных институтов, осуществляющих определённые политические функции. Общественные отношения в процессе осуществления политической власти определяют содержание деятельности учреждений и организаций, составляющих политическую систему. Обратите внимание на то, что политическая система выступает как целостная динамическая система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, конфессиональной, её границы подвижны и могут изменяться.

Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру политической системы является выделение в её составе таких подсистем, как институциональная (организации, учреждения), нормативная (правовые и моральные нормы, политические традиции), функциональная (формы и направления политической деятельности, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (связи и формы взаимодействия между субъектами политического процесса), идеологическая. Кроме того, вычленяются четыре главные группы элементов политической системы - политическая организация, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание и политическая культура. Рассмотрите подробно каждый из этих элементов.

В российской литературе функции политических систем принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям обычно относят: защиту существующей экономической и социальной системы, управление хозяйством, консолидацию социально-политических сил, регулирование социальных отношений, охрану правопорядка, культурно-воспитательную деятельность. К внешним: защиту суверенитета, государственных интересов, развитие сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных проблем мира.

2. При работе над вторым вопросом темы следует понимать, что типология политических систем зависит от подхода исследователя. Таких подходов существует несколько. Рассмотрите некоторые из них.

  1. Марксистский. Выдвижение на первый план классового фактора в функционировании и развитии политической системы приводит к выделению рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической систем.
  2. Известный немецкий политолог и социолог М. Вебер исходил прежде всего из типов легитимации политической системы и выделял традиционные, рациональные и харизматические системы.
  3. Американский политолог Г. Алмонд учитывает прежде всего особенности социокультурной среды и различия в политической культуре. Он выделяет англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично-индустриальную, а также политическую систему тоталитарного типа.
  4. Французский социолог Ж. Блондель разделил политические системы по содержанию и формам правления на либеральные, радикально-авторитарные, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные. Рассмотрите подробнее один из подходов.

Обратите внимание на то, что существуют серьёзные различия в способах реализации основных функций политики, в формах осуществления власти, в степени вмешательства государства в экономическую и иные сферы общества. Политический режим - это способ осуществления политической власти в обществе. К основным характеристикам политического режима обычно относят: место и роль государства в жизни общества, степень его вмешательства в другие сферы общественной жизни, структура органов государственной власти и способы её осуществления, степень свободы и правовой защищённости личности, состояние гражданского общества и др.

Наиболее распространено деление политических режимов на демократию, тоталитаризм и авторитаризм. Сравните эти режимы по таким параметрам, как: степень автономности индивида, характер отношений между государственными должностными лицами и гражданами, способ государственного управления обществом, структура органов государственно-политического управления, влияние масс на процесс принятия политических решений, на формирование политической элиты и др.

3. При подготовке к третьему вопросу следует иметь в виду, что современное состояние политической системы России часто обозначают понятиями трансформация или переход. Политическая система РФ определена Конституцией, принятой в 1993 г. именно она определяет форму государственного и политического устройства. Изучите статьи 1, 3 и 7, из которых следует, что Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления, где единственным источником власти является народ. Кроме того, РФ - это социальное государство, усилия которого направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому россиянину.

В центре политической системы находится президент (ст. 80, 81), который является главой государства; законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию (ст. 94, 95, 96); исполнительную власть осуществляет Правительство РФ во главе с Председателем Правительства (ст. 110); судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118); местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций (ст. 131). Изучите подробно эти статьи Конституции РФ.

Следует иметь в виду, что реальная политическая система часто отличается от декларированной. По словам президента РФ В.В. Путина, «только сейчас мы заканчиваем первый этап постсоветского периода и можем начать движение вперед. Нам нужна устойчивая политическая система. Нам нужны такие механизмы, которые будут гарантировать долгосрочное и устойчивое развитие России на десятилетия вперёд. Для России с её историей потрясений и революционных срывов это крайне важная задача, разумеется, на демократических принципах. Поэтому для нас так необходимы эволюционность, стабильность и последовательность любых политических преобразований, поэтому мы обязаны относиться к развитию нашей политической системы бережно и в высшей степени ответственно» (27.11.11, на съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия»). Изучите изменения в политической системе РФ с 2008 по 2014 годы.

Линии сравнения

Политические режимы

Линии
сравнения

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

1. Формы

Непосредственная и представительная демократия

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских

2. Социальная база

Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности

Опора на массовые движения люмпенизированных слоёв населения

Опора на традиционные социальные институты - бюрократию, армию, церковь

3. Гос. устройство

Правовое государство на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

«Всеобщее государство», осуществляющее тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путём жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни

4. Партийная система

Многопартийность

Одна партия

Правящая партия огосударствлена

5. Оппозиция

Действует легально

Отрицается

Её деятельность ограничена жёсткими рамками

6. Правовой принцип

Разрешено всё, что не запрещено законом

Запрещено всё, что не разрешено законом

Всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

7. Права человека

Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически

Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

8. Экономика

Смешанная экономика, доминирует частный сектор. Гос. регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер

Централизованная экономика, гос. планирование с милитаристской направленностью. Жёсткая производственная дисциплина

Обширный гос. сектор может уживаться с рыночной экономикой

9. Идеология

Политический плюрализм

Существует единственная общеобязательная идеология

Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений

10. Карательные органы

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства, осуществляют полит. сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент гос. аппарата

© Центр дистанционного образования МГУП