Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Дисциплина "История книги" преподается в целях приобретения студентом знаний об исторической роли книги в системе книжного дела, связанного с созданием, производством и распространением книги. Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается место и значение книги в развитии общечеловеческой цивилизации, ее взаимосвязь с духовной и материальной культурой.

Методические указания позволяют усвоить учебный материал, не тратя лишнего времени на поиски нужной информации в электронных изданиях. Текст снабжен ссылками-переходами к нужному разделу учебника, а также комментариями по дополнительным источникам.

В некоторых случаях методические указания содержат дополнительный учебный материал по темам, который может заинтересовать учащихся и помочь при проверке полученных знаний.

Изучив учебный материал, студент должен составить полное представление о развитии основных направлений отечественного и зарубежного книжного дела, о происхождении и основных формах книги с древнейших времен до наших дней.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • историческую роль книги и книжного дела в системе мировой материально-духовной культуры;
  • периодизацию истории зарубежного и отечественного книжного дела и важнейшие этапы его развития;
  • историю крупнейших зарубежных и отечественных издательств и книготорговых фирм;
  • биографии выдающихся деятелей книжного дела;
  • наиболее известные рукописные и печатные книги.

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в историческом процессе развития книжного дела;
  • самостоятельно работать с исследованиями и историко-книжными источниками по истории книги и книжного дела;
  • конспектировать и реферировать изучаемый материал;
  • готовить доклады и сообщения для практических занятий.

Структурно издание построено следующим образом: после краткого изложения основных положений темы даются подробные методические указания по разделу. Список литературы по теме содержит обязательную и дополнительную литературу; источники, обязательные к прочтению, доступны в электронном виде. Степень усвоения каждой темы учащийся может проверить с помощью вопросов самоконтроля и тестовых заданий, расположенных в конце каждой темы. В конце издания дан общий список рекомендуемой литературы с отсылками-переходами на электронные издания, находящиеся в сети интернет. Ресурсы интернет, расположенные на других сайтах, могут быть временами недоступны. В таких случаях следует пользоваться источниками, к которым доступ свободен.

© Центр дистанционного образования МГУП