Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Эволюция книги проходила в русле развития человеческого общества. В ранних цивилизациях основным средством распространения информации была устная речь, которая со временем стала фиксироваться на различных предметах окружающего мира, приспособленные человеком для сохранения и передачи сообщений. Выделить следующие этапы развития письменности: предметный, рисуночный, идеографический. Обозначить переход к более сложным системам передачи информации - иероглифическому, буквенно-звуковому письму.

Выделить этапы в развитии систем письменности: в иероглифической-иератического и демотического, в клинописной - угаритского, крито-микенского, арамейского письма. Отметить особенности и значение каждого из них для развития книги.

Подчеркнуть роль финикийского алфавита как родоначальника алфавитов мира. Остановиться на вопросах дешифровки древних иероглифических и клинописных текстов.

При изучении этой темы необходимо заострить внимание на разновидностях материалов для письма, их особенностях, способах изготовления, ареале распространения и временных границах применения.

Выявить соответствие таких материалов для письма, как глина, камень, папирус, пергамент, бумага историческим формам книги - табличкам, свиткам, кодексам. Отметить существование книг на пальмовых листьях (Индия), на шелке (Китай, Корея, Япония), на деревянных дощечках (Греция, Рим), на бересте (Древняя Русь).

Далее необходимо ознакомиться с тем, как размножались и сохранялись книги в древности, какие книги дошли до наших дней. Охарактеризовать библиотеку царей Птолемеев как крупнейший культурный и научный центр античного мира, где уже в то время существовали каталоги, упомянуть Эфесскую библиотеку в храме Караккалы, руины которой сохранились до наших дней в Турции, Пергамскую библиотеку, основанную владыкой Пергамского царства Евменом II после того, как во II в. до н.э. в Пергаме был изобретен новый писчий материал - пергамен.

Пергамен, в силу своих особых качеств способствовал широкому распространению учености и культуры, появлению новых черт в оформлении рукописей, зарождению переплетного искусства. Из среды книжников выделяются переписчики - копиисты, размножавшие рукописи на продажу. Этот факт стоит расценивать как важную стадию становления книжной торговли. Обобщая материал главы, необходимо сделать вывод о том, что Древний мир и античность дали человечеству вместе с письменностью богатство духовной культуры и книгу, как средство закрепления, передачи информации, средство межличностного общения.

В эпоху раннего Средневековья литературное и книжное наследие античности играло огромную роль, несмотря на катастрофический размах гибели книг. В этот период особого расцвета достигла византийская и арабская книжность. Отметить жанрово-тематическое разнообразие рукописей, особенности письма и оформления.

Рассмотреть монастырские центры книгописания, деятельность которых определялась религиозным мировоззрением, надолго определившим содержание и внешний облик книги, показать роль церкви в осуществлении цензурного надзора за содержанием переписываемых манускриптов.

В XI веке с развитием торгово-экономических связей возникают университетские скриптории, а вместе с ними библиотеки, оживляется книжная торговля, формируется книжный рынок, в орбиту которого вовлекаются различные слои населения. Изучая эти вопросы, студент должен сделать выводы о проникновении элементов светскости в организацию книжного дела, о превращении искусства книгописания в ремесло, а книги в товар. Уделить внимание вопросу формирования общественных и частных библиотек.

Особо следует остановиться на Библии как замечательном памятнике Средневековья, ее составе и роли в выработке норм перевода, редактирования, комментирования, значении Никейского собора 325г. для создания единого канона Библии, повлекшего появление апокрифов как текстов, отвергнутых церковью, то есть запрещенных к широкому распространению. Студент должен знать, когда были сделаны переводы Библии на греческий и латинский язык, как они назывались, кто и когда сделал перевод Библии на славянский язык, назвать древнейшие списки Библии, дошедшие до наших дней.

Подобно христианству, другие религии мира имели собственные священные книги: иудеи - Талмуд, мусульмане - Коран. Необходимо отметить, когда была принята единая редакция священных книг, ставшая с тех пор канонической. Сделать выводы о книгах Средневековья как источниках философских идей и художественных образов последующих культурных эпох.

Основная

  1. История книги/Под ред. А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. М.: Светотон, 2001. Глава 5, глава 6.

Дополнительная

  1. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Книга и книжное дело за рубежом. Вып.1: Книга и книжное дело в капиталистических странах. Л., 1990
  2. Багновская Н.М. От свитка к кодексу (эволюция форм книги)// Бук. торговля и история книги. 1990. Вып.1. С.18-29
  3. Борухович В.Г. В мире античных свитков. - Саратов, 1976
  4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.- М., 1988
  5. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. Древний мир. Средневековье. Возрождение XVII век. - М., 1988
  6. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. - М., 1982
  7. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. - М., 1983
  8. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья: Научное наследие / Отв. ред. В.И.Рутенбург. - М.,1987
  9. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. - М., 1987
  10. Драгоценные свитки: Античные латинские поэты о книге/ Сост. Ю.А.Голубец. - М., 1989
  11. Завадская Е.В. Облик буддийской книги в Японии (XI-XII вв.)// Буддизм. История и культура. М., 1989. С.203-224
  12. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1988
  13. Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. - М., 1962
  14. Липин Л., Белов А. Глиняные книги. - Л., 1956
  15. Немировский Е.Л. Мир книги с древнейших времен до начала XX века. - М., 1986
  16. Панова И.А., Столяров А.А. Цивилизации: Исторические судьбы. - М., 2001. Электронная версия.
  17. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII-XIV вв. - М., 1971
  18. Рукописная книга в культуре народов Востока: В 2 т. - М., 1988
  19. Семеновкер Б.А. Библиографические памятники Византии. - М., 1995
  20. Эггер Э. История книги от ее появления до наших времен: Пер. с фр. - СПб., 1900

  1. Какие виды письменности Вам известны?
  2. Какое письмо явилось родоначальником алфавитов мира?
  3. Какие материалы для письма использовались в древности и какие исторические формы имела книга?
  4. Какие книги Древнего мира и античности дошли до наших времен?
  5. Какие библиотеки Древнего и античного мира вы можете назвать?
  6. Какова была тематика книг эпохи Средневековья?
  7. Каковы отличия в деятельности монастырских и университетских книгописных мастерских?
  8. Когда начинает формироваться книжный рынок и оживляется книжная торговля?
  9. Какую роль сыграла Библия в выработке норм редактирования и комментирования?
  10. Какие книги религий мира Вы знаете?

  1. Зарождение письма и развитие книжного дела в древнем Китае.
  2. Публичные библиотеки для горожан в странах Европы эпохи Возрождения. Организация фондов и их состав.
  3. Средневековые скриптории при монастырях и университетах: организация работы и характеристика рукописных книг.
  4. Библия как величайший памятник книжной культуры древности.
  5. Просветительская деятельность патриарха Фотия и историческое значение миссии славянских первоучителей Кирилла и Мефодия.

© Центр дистанционного образования МГУП