Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Изучение этой темы следует начинать с технических новшеств, привнесенных европейскими мастерами в процесс производства книг. Они были вызваны опережающим развитием науки, техники, практических знаний. На этой почве возникает и достигает быстрого расцвета просветительское направление, наложившее отпечаток на все сферы культурной жизни государств в XVIII в. Необходимо отметить, что сложившиеся тенденции в книгоиздании зеркально отражают процессы, происходившие в обществе, и показать изменения, которые претерпевает издательский репертуар: от аристократических изданий, выполненных в манерном и вычурном стиле рококо, до энциклопедий Дидро и Д'Аламбера.

Отметить появление новых типов изданий, таких как альманахи, брошюры, памфлеты. Показать их агитационный и обличительный характер, во многом определивший приемы создания и распространения.

Особо стоит заострить внимание на энциклопедиях как первых опытах создания систематизированного свода знаний. Указать, что национальные энциклопедии зародились во Франции и создавались в сложных условиях, но, получив признание, распространились во многих странах Европы.

Для полной характеристики книжного дела XVII в необходимо отметить, что книгоиздание приобрело мировой размах, так как успешно развивалось на американском континенте, где активное участие в книгоиздании принимали выдающиеся политические деятели Б.Франклин и Т.Джефферсон.

Характеризуя издания XVIII в., уместно акцентировать внимание на тех существенных сдвигах, которые произошли в технике изготовления. Во-первых, это типометрия, в области которой шли неустанные поиски со времен первопечатания. Необходимо дать пояснение, что типометрия - это еще один шаг к стандартизации в области книгопроизводства. Во-вторых - это стереотипия как способ его совершенствования. Также следует показать значение иных, технических нововведений. Используя иллюстративный материал, охарактеризовать основные направления в технике иллюстрационной печати.

Обратить внимание на иллюстрации Ю.Гравело, Ф.Буше, Т.Бьюика, Ж.Леблона, Н.Делоне, У.Блейка. Отметить пышность оформления изданий, многообразие элементов украшения в виде лент, венков, цветов, амуров, купидонов наряду с реалистически изображенными предметами быта и сцен из жизни. Подвести итоги и выделить предпосылки дальнейшего развития книги в Новое время.

Основная

  1. История книги / Под ред. А.А.Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.:Светотон, 2001. Глава 8.

Дополнительная

  1. Альбина Л.Л. Новое о Дидро // Французский ежегодник: 1984 год. М., 1986. С.189-202
  2. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги: Учебник: В 2 ч. - СПб., 1996-1998
  3. Гордон Л.С. Некоторые итоги изучения запрещенной книги эпохи Просвещения// Французский ежегодник: 1959год. М., 1960. С.89-120
  4. Кацпржак Е.И. История книги. - М., 1964
  5. Книгопечатание как искусство. - М., 1987
  6. Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII в. - М., 1939
  7. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. - М., 2000
  8. Немировский Е.Л. Мир книги с древнейших времен до начала XX века. - М., 1986
  9. Пятьсот лет после Гутенберга: 1468-1968: Статьи, исследования, материалы. - М., 1968
  10. Севастьянов А. Шедевры европейской иллюстрации. - М., 1997
  11. Функе Ф. Книговедение: Исторический обзор книжного дела/ Под ред. Е.Л.Немировского. - М., 1982

  1. Какие причины вызвали возросшую потребность в книге в XVIII в.?
  2. Какие книги господствовали на европейском рынке начала XVIII в.?
  3. Какие новые типы изданий появились в XVIII в.?
  4. Какие художественные произведения издавали в XVIII в.?
  5. Что подготовили и выпустили энциклопедисты Дидро и Д'Аламбер?
  6. Как развивалось демократическое направление в книгоиздании?
  7. Какова роль выдающихся деятелей Америки в книгоиздании XVIII в.?
  8. Что дало книгопечатанию и книге изобретение стереотипии?
  9. В чем сущность типометрии?
  10. Какой вклад внесли художники иллюстраций во внешний облик книги XVIII в.?

  1. Мастер Джаммбатиста Бодони и характеристика изданий, напечатанных его шрифтами.
  2. Книгоиздание в Европе в век Просвещения.
  3. Характеристика энциклопедических изданий.
  4. Книгоиздание на Северо-Американском континенте.
  5. Новшества Фурнье и Дидо.

© Центр дистанционного образования МГУП