Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

В истории мировой цивилизации ХХ век занимает особое место как период глубоких социально-политических, экономических и культурных изменений, как эпоха научно-технического прогресса, достигшего наивысшего расцвета, сопряженного с возникновением новых наук и технологий, кибернетизацией производств и информатизацией общества. Общественно-политические события мирового масштаба, смена исторической парадигмы оказали существенное влияние на развитие книги, ее роль в обществе. В условиях, когда большинство наций и народов достигло высокого уровня образованности, потребность в книге резко увеличилась. В подтверждение этого факта следует привести данные ЮНЕСКО об объемах книгоиздания, отличающегося беспрецедентными масштабами. Вместе с тем необходимо учитывать крайнюю неравномерность экономического, социального, культурного положения народов и государств. Поэтому при изучении этой темы студент должен усвоить прогрессивные тенденции развития книжного дела, оказавшие влияние на его состояние в разных странах мира. К их числу следует отнести создание крупных монополистических объединений и транснациональных корпораций. Наиболее распространенный тип монополии включает издательский, полиграфический и книготорговый аппарат. Большинство гигантов книжного бизнеса представляют собой устойчивые предприятия с вековыми традициями. Условно их можно разделить на две группы - универсальные, то есть многоотраслевые, и издательства с узкой специализацией по какой-либо отрасли знания или по ряду смежных отраслей. Необходимо показать роль лидеров в области книгоиздания и книгораспространения на мировой арене, обозначить сферы их влияния и взаимодействия. В США к лидерам относится научно-техническое издательство "Мак-Гроу-Хилл", издательство художественной литературы "Пингвин Букс". В Германии командные высоты принадлежат концернам "Бертельсманн", "Аксель Шпрингер", "Гольцбринк". Отметить крупнейшие издательства Японии и охарактеризовать их деятельность.

Массовые индустриальные способы производства книг, а также конкурирующее влияние средств массовых коммуникаций, таких как радио, телевидение, компьютер вызвали к жизни новые типы изданий: комиксы, дайджесты, пейпербеки и покетбуки со своими отличительными чертами. Студенту предстоит ознакомиться с ними и пояснить существующую разницу, а также ответить на вопрос: что означает понятие "бестселлер", и какие книги становятся бестселлерами.

Следующим шагом в изучении темы является ознакомление с организацией книжной торговли, основной чертой которой в ХХ веке стала массовость. На мировом книжном рынке, отличающемся уровнем емкости от всех предшествующих эпох, важную роль играет система ценообразования и новые формы доведения книг до потребителя. Остановиться на мерах, принимаемых правительствами разных стран для обеспечения стабильности цен. Далее следует остановиться на активных формах продвижения книги, получивших развитие в ХХ столетии. К ним относятся книжные клубы и книготорговые цепи. Назвать крупнейшие из них и дать характеристику их деятельности. Привести примеры типов розничных книготорговых предприятий и их специфических приемов работы с книгой: использование рекламы, подготовка библиографической информации, продажа в кредит, создание центров планирования. Отдельного внимания заслуживает деятельность международных организаций профессиональных книжников, призванных осуществлять консультативную работу и пропаганду передового опыта.

Основная

  1. История книги/Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.:Светотон, 2001. Глава 10.

Дополнительная

  1. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги: Учебник: В 2 ч. - СПб., 1996-1998
  2. Грузинова Л.Б. Иностранная библиография. Электронная версия.
  3. Кацпржак Е.И. История книги. - М., 1964
  4. Каневский Б.П. Книга в идеологической экспансии американского империализма// Книга. Исследования и материалы. 1987. Сб. 55. С.139-169
  5. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей/ Пер. с англ. Б. Ленского. - М.,1993
  6. Ленский Б.В. Организация и экономика книгоиздания за рубежом/ НИЦ "Информпечать". 1995. С.19-24
  7. Москаленко В.В. Особенности современного этапа развития книгоиздания в США. - М., 1979
  8. Найденов В.Н. О принципах взаимоотношений зарубежных издателей и книготорговцев/ НПО "Всесоюзная книжная палата". - М., 1991
  9. Сухоруков К.М. Профессиональное объединение в книжном деле США// Научно-технические достижения и передовой опыт в области изд. дела, полигр. промышленности и книжной торговли. 1991. Вып. 10. С. 13-14
  10. Шомракова И.А. Книжное дело в развивающихся странах Африки: Учебное пособие/ ЛГИК. - Л., 1991
  11. Шомракова И.А. Основные издательства США: Общая характеристика. - М.,1974
  12. Штернгарц М.З. Очерки книжной торговли за рубежом. - М., 1992
  13. Шифрин А. Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать. - М., 2002

  1. Какие этапы, связанные с общественно-политическими событиями, можно выделить в развитии книжного дела ХХ века?
  2. Каковы статистические данные, характеризующие динамику книгоиздания за рубежом?
  3. В чем выразилась модернизация полиграфического производства во второй половине ХХ столетия?
  4. Какие принципы положены в основу деятельности крупных издательских фирм?
  5. Какие типы изданий появились в ХХ веке, и почему стало возможно их доминирующее положение на книжном рынке?
  6. Что означает понятие "бестселлер", и какие из них можно назвать бестселлерами ХХ века?
  7. Как характеризуется деятельность книжных клубов?
  8. Что представляют собой книготорговые цепи?
  9. Каковы активные формы продвижения книги в мировой практике книжной торговли?
  10. Какие функции выполняют международные организации книгоиздателей и книготорговцев?

  1. Развитие книжного дела в условиях зарождающихся буржуазно-капиталистических отношений и появление новых типов издательско-книготорговых объединений.
  2. Технические изобретения ХХ в. и их роль в развитии книжного дела.
  3. Крупные издательства Европы и Америки, их деятельность в ХХ в.
  4. Образование книготорговых союзов и корпоративных объединений как новый этап в развитии книжного дела.
  5. Основные направления развития книжного дела европейских стран и США в ХХ в.

© Центр дистанционного образования МГУП