Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Начало XVIII века - время превращения Московского государства в Российскую империю - характеризуется становлением системы образования, развитием научной мысли в области истории, географии, естествознания, внедрением элементов светской культуры во все сферы общественной жизни. Государство испытывает острый недостаток в практических руководствах, учебных пособиях, пропагандистских и публицистических изданиях, информационных материалах. Книгоиздание становится на службу государственных интересов и начинает развиваться в сторону "обмирщения", придания ему более светского характера.

Предпосылки реформ Петра I в области книжного дела коренятся в тех преобразованиях, которые были начаты в конце XVII в.

Студенту следует изучить опыт организации заграничной типографии в Амстердаме как первой попытки наладить выпуск книг, отвечающих требованиям времени. Назвать эти книги, отметив при этом их светское содержание и познавательно-образовательное значение. При этом необходимо обратить внимание на оформление изданий, которое в то время сочетает элементы старого и нового стилей.

Для удовлетворения назревшей потребности в светских изданиях в России создается Гравировальная палата, где печатаются гравюры и листовые издания, призванные оперативно и в доступной форме отражать текущие события, связанные со сменой привычного хода исторического развития. Необходимо отметить роль гравюры в пропаганде мероприятий, проводившихся петровским правительством, показать значение деятельности гравюрной типографии В.А. Киприанова, впервые в отечественной практике книгоиздания специализировавшейся на выпуске социально ориентированной печатной продукции, предназначенной для обучения и профессиональной деятельности.

Следующим этапом развития книжного дела в начале XVIII в. явилась реорганизация Печатного двора, где, начиная с 1708 г., выпускаются гражданские издания, большая часть которых также носила чисто утилитарный, прагматический характер. В ходе реформы на базе Печатного двора были открыты новые издательские центры в Санкт-Петербурге. Студент должен назвать эти предприятия, охарактеризовать профиль их деятельности, ведомственную подчиненность и специализацию.

Далее необходимо приступить к изучению изданий петровских типографий, выделив при этом основные тематические группы: книги военной, морской, политической, исторической, географической тематики. Показать, какие появились учебные книги, законодательные материалы, информационные издания (в первую очередь, газета "Ведомости"). Также необходимо рассмотреть первые русские учебники, лексиконы, цельногравированные издания.

Детального изучения требует вопрос о рукописной книге этого периода, которая продолжала восполнять круг чтения русского человека, а зачастую носила и оппозиционный характер. Отсюда студенту следует заключить, что различные потребности общества удовлетворялись всеми возможными в то время способами и в совокупности с религиозной книгой, продолжавшей развиваться в прежних рамках, составляли национальный книжный репертуар.

Книжная торговля в петровское время следует заведенным традициям продажи по распределительной системе, эти же методы распространялись на ведомственные издания. Свободная книжная торговля осуществлялась в оптовой и розничной форме, которую вели как государственные, так и частные книжные лавки, а также отдельные купцы.

Рассказать о деятельности Всенародной Публичной библиотеки, ее функциях и роли в развитии образования и культуры.

Продолжением петровских реформ явилось создание Академии наук и центра академического книгоиздания и книгораспространения. С именами выдающихся ученых-академиков связан новый подъем науки и просвещения в России. В ответе необходимо отразить состав академических изданий, их тематику, новые виды изданий, таких как географические карты, ботанические атласы, сборники научных трудов, рефераты, энциклопедии. Особо отметить заслуги М.В.Ломоносова в процессе становления научной книги в России.

Далее следует приступить к вопросу развития книжной торговли, в организацию которой внедрялись новые методы - такие, как аукцион, продажа по заказам через комиссионеров и заграничных агентов, ярмарочная торговля. Вместе с тем следует отметить значительное отставание книжной торговли от книгоиздания и объяснить причины плохой расходимости академических изданий. Рассказать о мерах, которые Г. Кланнер, М.Ломоносов предприняли для оживления продажи книг в столицах и губернских городах.

Подвести итоги развития книжного дела первой половины XVIII в., отметить прогрессивный характер и позитивную динамику социо-культурных процессов, протекавших в русском обществе, "спровоцированных" историческими реформами.

Основная

  1. История книги / Под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. М.: Светотон, 2001. Глава 14.

Дополнительная

  1. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. - Л., 1990
  2. Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. - С.40-52
  3. Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии. В 2-х кн. - М., 1998-1999
  4. Куприянова Т.Г. Печатный двор при Петре I. - М., 1999
  5. Куприянова Т.Г. Гражданская книга в России в первой четверти XVIII века. - М., 2001
  6. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. - Л., 1976
  7. Описание изданий гражданской печати / Сост. Т.А. Быкова, М.М. Гуревич. - М., 1955
  8. Тощев А.И. Петровские "Ведомости" как тип издания // Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1989. С.184-199 (XVIII век; Сборник 16)
  9. Тюличев Д.В. Книгоиздательская деятельность Петербургской Академии наук и М.В. Ломоносов. - Л., 1988
  10. Французская книга в России в XVIII веке: Очерки истории. - Л., 1986
  11. Хотеев П.И. Книга в России в середине XVIII в.. Частные книжные собрания. - Л., 1989
  12. Хромов О.Р. Русская лубочная книга XVII-ХIX вв. - М., 1998
  13. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. - М., 1974

  1. Каковы предпосылки реформ Петра I в области книжного дела?
  2. Какие типографии были открыты при Петре I?
  3. Какие новые виды изданий появились в XVIII веке?
  4. С какими целями создавались гравюры, и какова их роль в преобразовании общества?
  5. Когда и для чего был введен гражданский шрифт?
  6. Когда были закрыты петровские типографии и почему?
  7. Какой центр научного книгоиздания был создан в России, и какие издания он выпускал?
  8. Какие предложения по развитию книжной торговли внес Г.Кланнер и М. Ломоносов?
  9. Какие новые методы книгораспространения были внедрены Академией наук?
  10. Каковы были тиражи изданий петровского и послепетровского времени?

  1. Деятельность Амстердамской типографии Яна Тессинга и ее печатные издания.
  2. Деятельность Гравировальной мастерской и гравюры петровского времени.
  3. Деятельность Гражданской типографии и ее печатные издания.
  4. Московский Печатный двор.
  5. Петербургские типографии I четверти XVIII в.
  6. Характеристика издательского репертуара петровских типографий.
  7. Книжное дело Академии наук в начальный период ее существования.
  8. Книжная торговля петровского времени.
  9. Библиотечное дело и зарождение отечественной библиографии печатных изданий.

© Центр дистанционного образования МГУП