Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Свобода печати, обретенная в результате февральской буржуазно- демократической революции, повлекла за собой оживление книгоиздания и книгораспространения, вызванное возникновением большого количества новых издательств и возобновлением деятельности закрытых ранее царским режимом. Активизировали выпуск изданий политические партии и течения, активно проводившие свою идеологическую линию. Следует отметить появление массовых пропагандистских изданий, органов периодической печати, брошюр политического содержания, агитировавших население и призывавших занять определенные идеологические позиции. Октябрьская революция 1917 г. произошла, когда Россия более трех лет участвовала в Первой мировой войне. Хозяйство страны было подорвано. Вскоре началась гражданская война, окончательно разрушившая хозяйство. Прекратилась торговля, и в стране установилась политика "военного коммунизма", когда товары не продавались, а распределялись. Все это в полной мере коснулось книжного дела. Полиграфические машины не ремонтировались. Шрифты не обновлялись. Но тяжелее всего было с бумагой: царил настоящий "бумажный голод". Все это привело к резкому снижению количества и качества выпускаемой продукции.

Перед партией большевиков встал вопрос выработки новых принципов организации печати и книжного дела. Программным документом явилась статья В.И. Ленина "Партийная организация и партийная литература", написанная им еще в 1905 г., в которой был изложен принцип партийности книгоиздания, книжной торговли и библиотечного дела. Необходимо подчеркнуть, что с этого момента книжное дело рассматривается как орудие классовой борьбы и социалистического строительства, закрепляя тем самым приоритет идеологии над экономическими законами, по которым печать развивалась ранее. Первые декреты советской власти законодательно закрепили принципы развития советской печати и книжного дела. Студенту следует знать, что к числу первых законодательных актов относятся декреты: "О печати", "О монополии на частные объявления", "Об объявлении государственной собственностью произведений классиков", "О национализации и распределении книжных запасов", "Об организации Госиздата". Цель принятых директив сводилась к свершению культурной революции, в рамках которой ставилась задача ликвидации неграмотности и формирование массового читателя нового типа, мыслящего категориями мировой революции и строительства коммунистического общества. Студент должен выявить последовательность искажения выработанной программы и отметить наиболее значительные вехи, связанные с обобществлением средств книжного дела. Этот процесс проходил в два этапа: муниципализация, т.е. передача средств печати и книжной торговли в местные органы управления и национализации, декретированная Совнаркомом РСФСР в апреле 1920 г., т.е. централизация всех изъятых в период 1918-1919 гг. книжных запасов и средств производства, принявшая форму безвозмездной экспроприации.

Далее следует остановиться на вопросе организации первых советских издательств, среди которых выделить издательство Наркомата просвещения, других наркоматов, Ленинградского и Московского советов рабочих и солдатских депутатов, книгоиздательство ВЦИК, а также создание "Центрального агентства ВЦИК по снабжению и распределению произведений печати" - "Центропечать". Отметить такой момент как милитаризация книжного дела в условиях гражданской войны и интервенции.

Следует знать, что наряду с первыми советскими издательствами действовали партийные издательства ( "Прибой", "Волна", "Коммунист"), издательства общественных организаций - комсомольских и профсоюзных, кооперативные и частные издательства ("Алконост", "Былое", "Огни", "Колос" и др.). Показать, что в издательском репертуаре тех лет преобладали издания общественно-политической и народно-хозяйственной тематики. Большая нагрузка легла на агитационно-пропагандистские издания, призванные бороться с буржуазной печатью и контрреволюцией.

Далее следует выделить этап, когда было положено начало формированию единой издательской системы в стране, связанный с организацией Госиздата, объединившего ранее существовавшие советские издательства, перечислить их и дать оценку начавшимся процессам централизации в книжном деле советской России.

В функции Госиздата входило издание литературы, цензура и контроль за деятельностью издательств в виде регистрации и выдачи разрешений на печатание, а также распределение запасов бумаги, полиграфических мощностей и материалов.

В условиях гражданской войны принятые меры позволили противостоять контрреволюции и успешно конкурировать в идеологической войне с армиями белого движения. В учебный материал, предлагаемый студенту, впервые включены вопросы издательской и агитационно-пропагандистской деятельности в Добровольческой армии А.И. Деникина, в армии генералов Юденича, Врангеля, Колчака. Студент должен усвоить, что в методах пропагандистской работы противоборствующих сторон было много общего. Следует также указать на то, что книжное дело переводилось на военные рельсы, предполагавшие жесткий контроль, доминанту идеологического содержания в ущерб разнообразию изданий, удовлетворяющих запросам читателей.

Вскрыть причины победы большевиков в идейном противостоянии, отметив при этом роль и характер выпускавшихся книг.

Рассмотрение издательского репертуара является важным аспектом изучаемой темы, поэтому следует уделить внимание трудам, выпуск которых стоял на первом месте, сериям, сыгравшим заметную роль, новым издательским начинаниям. Специально остановиться на таких типах изданий, как брошюра, плакат, агитка.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о способах и методах, которыми была решена задача обеспечения населения печатными изданиями, подробно остановиться на распределении книг через Центропечать, которая являлась государственным органом распространения и экспедирования всех выходящих в России изданий. Центропечать имела отделения во всех губерниях и уездах, использовала передвижные формы торговли (агитпоезда, агитпароходы, лавки), доставлявшие произведения печати населению и одновременно проводившие агитационную работу. Право первоочередного снабжения закреплялось за армией, партийными и советскими органами, клубами, избами-читальнями, общественными библиотеками. Также следует отметить роль Политуправления Красной Армии (ПУГ) и Центральной учетно-распределительной комиссии (ЦУРК) в снабжении литературой населения, в первую очередь через библиотеки и организации. Объяснить, почему свободная книжная торговля была заменена книгораспределением, какие задачи при этом решались, каковы итоги введенных мер и их роль в победе на фронтах империалистической интервенции и гражданской войны.

Основная

  1. История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М., 2001. Глава 19.

Дополнительная

  1. Аросев А. Как закрывали буржуазные газеты в Москве // Красная новь. 1929. № 4
  2. Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. - С.143-160
  3. Большевистская печать: Сборник материалов. М., 1960. Вып. 4 (1917 г.)
  4. Декрет о печати // Советская печать в документах. М.: Госполитиздат, 1961. С.209-210
  5. Декреты советской власти. Т. 2. М., 1948. С.235-236
  6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. - М., 1991
  7. Деятельность ЛИО Наркомпроса // Книжный мир. 1920. №1
  8. Динерштейн Е.А. Положившие первый камень: Госиздат и его руководители. - М., 1972
  9. Дроздов А. Интеллигенция на Дону // Архив русской революции, издаваемый Гессеном. Т.2. Берлин, 1922. С.45-58
  10. Издания периода революции и гражданской войны (1917-1921) в России: Каталог коллекций. Ч.1. 1917 / Сост. Н.А. Земцова. М., 1991
  11. Издательское дело в первые годы советской власти (1917-1922): Сборник документов и материалов. - М., 1972
  12. История книги в СССР. В 3т. - М., 1983-1986
  13. Книга: Энциклопедия. Электронная версия (персоналии).
  14. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература// Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.12. С.99-105
  15. Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф.дисс … канд. - М., 1995
  16. Назаров А.И. Октябрь и книга: создание советских издательств и формирование массового читателя: 1917-1923. - М.: Наука, 1982
  17. Окороков А.З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. - М., 1970
  18. Подгорнова А.И. Советское книгоиздание в 1920-е гг.: Историко-правовое исследование. - М., 1984
  19. Подмазова Т.А. К истории книгораспространения в первые годы советской власти (по материалам архива Центропечати) // Кн. торговля. Исследования и материалы. Вып. 2.1975. С.140-156
  20. Полонский В. Русский революционный плакат. - М., 1925
  21. Посадсков А.Л. Книжное дело в Сибири. 1917-1923 гг. - Новосибирск, 1979
  22. Соколов К.Н. Правление генерала Деникина // Белое дело: Избранные произведения: В 16 кн. Кубань и добровольческая армия. М., 1994. С.5-284
  23. Старостин Ю.Н. Из истории Госиздата (1017-1922) // Административно-командная система управления: Проблемы и факты. М., 1992. С.121-132
  24. Тихомирова И.В. Отдел пропаганды при Добровольческой армии генерала Деникина (историч.обзор) // Букинистическая торговля и история книги. Вып.4. 1995. С.142-147
  25. Хрестоматия по истории книги. Ч.2. Электронная версия.
  26. Эйхе Х. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. - М., 1968

  1. Какие задачи возникли перед книгоизданием и книгораспространением после победы революции 1917 г.?
  2. Какие принципы были положены в основу организации советского книжного дела?
  3. Какое значение имели декреты советской власти? Какие мероприятия они за собой повлекли?
  4. Что означает муниципализация и национализация, проводившаяся в книжном деле страны?
  5. Каковы были задачи культурной революции? С какими реформами они были связаны?
  6. Какие издательства были созданы в первые годы после революции, и на каких началах они действовали?
  7. Когда и для чего произошло объединение издательств и создание единой централизованной системы?
  8. Почему произошла замена свободной книжной торговли распределительной системой?
  9. Какие формы книгораспространения использовались в годы гражданской войны?
  10. Какие издания преобладали в издательском репертуаре, и какие издательства их выпускали?

  1. Первые декреты советской власти о печати.
  2. Издательская деятельность ЛИО Наркомпроса.
  3. Снабжение населения печатной продукцией через Центропечать.
  4. Муниципализация и национализация в книжном деле страны.
  5. Состояние полиграфической базы книгоиздания первых лет советской власти.
  6. В чем выразилась политика "военного коммунизма" в книжном деле.

© Центр дистанционного образования МГУП