Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Гражданская война еще не завершилась окончательно (ее отголоски продолжали звучать на Дальнем Востоке), а перед партией и правительством со всей остротой встал вопрос о дальнейших путях развития экономики в целях восстановления народного хозяйства. Знакомство с темой необходимо начинать с общей характеристики книжного дела, пребывающего в состоянии разрухи, острого дефицита полиграфических мощностей, запасов бумаги, квалифицированных кадров. Восстановление хозяйства печати осуществлялось на основе плана новой экономической политики, принятого в марте 1921 года на Х съезде РКП(б). Первым документом, декретировавшим нэп в книжном деле, был декрет Совнаркома "О платности произведений печати", принятый 28 ноября 1921 года и декрет "О частном издательстве" от 12 декабря 1921 года. Необходимо показать, что нэп предусматривал восстановление товарно-денежных отношений, строился на принципах хозяйственной самостоятельности. Все произведения печати должны были отпускаться за плату, а цена устанавливаться сообразно производственным затратам. Система Центропечати была ликвидирована, а вместо нее в феврале 1922 года в составе Госиздата был образован Торговый сектор (Торгсектор), приступивший к развитию и укреплению книготорговой сети.

Основная задача культурной революции сводилась к ликвидации неграмотности, что означало не только обеспечение населения массовой книгой, но и формирование нового читателя. Ведущую роль в выполнении этой задачи играл Госиздат, увеличивший свою мощь за счет поглощения издательств "Красная новь", "Новая Москва", "Долой неграмотность" и др. Госиздат участвовал своим капиталом в деятельности кооперативных издательств, выступавших в роли его контрагентов.

Частный сектор, на который возлагалась функция содействия государству в решении этой задачи, также находился под контролем Госиздата, Наркомпроса и управлений исполнительных комитетов, регулирующих с помощью административных рычагов взаимоотношения между участниками книжного рынка. В этой связи студенту предстоит выделить этапы новой экономической политики, когда первоначально частные и кооперативные издательства играли существенную роль, а затем, когда эта роль начала снижаться.

Оживление частно-кооперативной издательской деятельности послужило одной из основных причин усиления цензуры. В 1922 году было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), которому от Госиздата была передана цензура. Главлит имел свои отделения во всех областях, и без его разрешения не могло выйти в свет ни одно произведение печати. От предварительной цензуры Главлита освобождались только партийная печать, издания Госиздата и Главлитпросвета, научные труды Академии наук. Борьба с распространением запрещенных изданий, с подпольными изданиями и их распространением, надзор за типографиями, изъятие запрещенных книг возлагались на органы Народного комиссариата внутренних дел (НКВД).

Отметить, что одновременно с частным сектором развивали издательскую деятельность партийные, кооперативные и общественные организации, научные общества и учреждения, решавшие задачу обеспечения населения книгами.

Получили широкое распространение книги издательств "Красная новь" (популярная, агитационная, антирелигиозная литература), "Земля и фабрика" (ЗИФ) - отечественная художественная литература, "Всемирная литература" (зарубежная художественная литература), "Новая деревня" (сельскохозяйственная литература), Госмедиздат, Центроиздат (книги на языках народов СССР) и др.

Продолжали работать некоторые дореволюционные частные издательства: братьев Гранат, братьев Сабашниковых, "Посредник". Появились новые: "Сеятель" (книги по самообразованию), "Радуга" (детская литература), издательство Г.Ф.Мириманова (детская и юношеская литература), издательства творческих союзов и литературных объединений.

Необходимо проследить механизм вытеснения частно-кооперативного сектора и, по мере завоевания Госиздатом командных высот, его окончательного искоренения.

В середине 1920-х годов начинают появляться первые признаки грядущего кризиса. С одной стороны сказывалась острая нехватка бумаги, с другой - наблюдалось замедление темпов книгораспространения. Ослабление идеологического прессинга привело к резкому снижению спроса на книги общественно-политического и пропагандистского содержания, составлявшие ядро издательской продукции большинства издательств того времени.

Не менее важное значение при изучении этой темы имеют вопросы организации книжной торговли. В период нэпа основные усилия были направлены на развитие книжных магазинов низовой книготорговой сети и внедрение таких методов работы с книгой, как выездная торговля, книжные базары, праздники книги, ярмарочная торговля, первоочередное обслуживание школ, библиотек, агитпунктов, изб - читален и рабочих клубов. Большое значение придавалось потребительской кооперации, через которую книга проникала в деревню.

Показать роль Торгсектора Госиздата, взявшего на себя функции продвижения книги в широкие массы, и специально созданного для этой цели Отдела продвижения книги, в котором была налажена библиографическая и рекламно - пропагандистская работа.

Хозрасчетные отношения предполагали децентрализацию книжной торговли, предусматривавшую выделение региональных объединений книжной торговли. Здесь же следует упомянуть о развитии книготорговой сети в союзных республиках.

Студент должен ознакомиться с важнейшими документами, определившими ход дальнейшего развития книжного дела - это Постановление ЦК ВКП(б) "Об улучшении партруководства печатью" (1927), направленное на укрепление отрасли партийными кадрами и усиление роли парткомов в управлении деятельностью издательств. Постановление ЦК ВКП(б) "Об обслуживании книгой массового читателя" (1928) явилось продолжением политики партии в деле коммунистического просвещения масс с помощью печати. Необходимо выделить комплекс мер, предусмотренных этими постановлениями, и показать, как они были реализованы на практике.

Далее следует обратиться к характеристике изданий, состав которых претерпел тематико-типологические изменения. Отметить, что повысился удельный вес технической и сельскохозяйственной литературы, учебной книги для производственного обучения, налажен массовый выпуск произведений основоположников марксизма - ленинизма. Наряду с этим наблюдается расширение изданий научной литературы, выпуск собраний сочинений советских ученых, научных монографий и трудов институтов и отделений Академии наук СССР. Особого внимания заслуживает учебная литература и книги на национальных языках. Их выпуск обеспечивался государственной поддержкой в виде субсидий и налоговых льгот. В рамках выполнения задачи формирования массового читателя на повестку дня был выдвинут вопрос охвата популярными изданиями рабочих и деревенской бедноты. Для этих слоев населения создавались серии, объединенные тематикой и характером исполнения.

Студент должен сделать выводы о насыщенности книжного репертуара произведениями художественной и детской литературы, назвать издательства, занимающиеся их выпуском, ведущих авторов - представителей различных литературных течений, художников - оформителей, чьими усилиями оживлялась советская книга.

Студент должен усвоить, что комплекс мер обеспечил благоприятные условия для роста сети книжных магазинов, увеличения ассортимента книг. Вместе с тем, следует констатировать, что нэп был временным отступлением от намеченного курса, и в конце 1920-х годов вновь был взят курс на централизацию книжного дела.

Основная

  1. История книги/ Под ред. А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. Глава 20.

Дополнительная

  1. Андреева О.В. Экспорт антикварной книги из СССР в годы первых пятилеток // Бук. торговля и история книги: Межвед. сб. науч. тр. 1998. Вып.7. С.69-99
  2. Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. - С.160-178
  3. Блюм А.В. Частные и кооперативные издательства 20-х гг. под контролем Главлита (по архивным документам 1922-1929 гг.) //Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб.66. С.175-192
  4. Бреслер В.М., Матышев А.А. Книгоиздательство "Аквилон" и художник Б.М. Кустодиев. - М., 1989
  5. Витязев П. Частные издательства советской России. - Пг., 1921
  6. Глейзер М.М. Издательство "Алконост". Краткий историко-книговедческий очерк: Изд.-библиогр. каталог. - Л., 1990
  7. Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930)//Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.,1991. С.83-102
  8. Динерштейн Е.А. Положившие первый камень: Госиздат и его руководители. - М.,1972
  9. Издательское дело в СССР (1921-1935): Сб. док. и материалов. - М.,1978
  10. История книги в СССР: двадцатые годы (Сост. В.И.Харламов). - М.,1988
  11. История книги в СССР: В 3 т. - М.,1983-1987
  12. Ипполитов С.С., Катаева А.Г. Не могу оторваться от России…Русские книгоиздатели в Германии в 1920-х гг. - М.,2000
  13. Книга: Энциклопедия. - М., 1989. Электронная версия (персоналии).
  14. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. - М.,1989
  15. Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства. - М.,1952
  16. Пайчадзе С.А. Книга и книжное дело Дальнего Востока // Книга. Исследования и материалы. 1982. Сб.44. С.140-158
  17. Посадсков А.Л. История книги в Сибири в годы строительства социализма (1917-1941 гг.) // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. Новосибирск, 1978. С.119-135
  18. Россия нэповская: политика, экономика, культура: Тез. Всесоюз. науч. конф. Новосибирск,1991
  19. Советская печать в документах. - М.,1961
  20. Тугов М.Ю. Издательская деятельность общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1921-1935). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Моск. гос. ин-т культуры. - М.,1992
  21. Фельдман Д.М. Салон-предприятие: Писательское объединение и кооперативное издательство "Никитинские субботники" в контексте литературного процесса 1920-1930-х годов. - М.,1998
  22. Шевцов А.В. Непериодические издания "Союза 17-го октября" // Книга. Исследования и материалы. 1995. Сб. 71. С.130-142
  23. Шомракова И.А. Торгсектор РСФСР и проблемы организации книжной торговли (1921-1930)//Книга. Исследования и материалы. 1987. Сб.55. С.81-94

  1. Как сказалась новая экономическая политика на книгоиздательском деле страны?
  2. Какова роль Госиздата в 1920-е годы?
  3. Какие функции выполнял Торгсектор Госиздата?
  4. Какова роль частных издательств в период нэпа?
  5. Какие кооперативные, партийные и ведомственные издательства действовали в этот период?
  6. Какие произведения общественно - политической тематики выпускались?
  7. Какие функции выполнял Главлит?
  8. Какие трудности возникли в книжном деле страны в середине 1920-х годов?
  9. Что означали решения партии и правительства в области обеспечения книгами массового читателя?
  10. Какие новые методы книжной торговли появились в это время?
  11. Как решалась задача обеспечения книгами сельского читателя?

© Центр дистанционного образования МГУП