Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

На протяжении 1920-х годов в кругах экономистов велась полемика относительно того, каким путем будет развиваться страна. Начало было положено программным заявлением В.И.Ленина, что социализм есть "строй цивилизованных кооператоров", однако, кризис 1925-1926 гг. заставил склониться чашу весов в сторону концепции планового хозяйства. В пользу плана выступала также цель создания идейно монолитного общества, способного единым фронтом противостоять враждебному окружению.

Наряду с этим, следует указать, что к 1930-му году задачи нэпа в книжном деле были в основном выполнены - государственное издательство окрепло и, взятое под опеку партии, получило импульс к дальнейшему развитию на плановой основе.

Исчезли буржуазные формы и методы работы, сошли на нет частные издательства. В 1929 г. на Всесоюзном совещании работников книжной торговли была признана руководящая роль партии, а сама книжная торговля приобрела статус важнейшего проводника политики партии. Руководство осуществлялось через сектора печати парткомов, ЛИТы, комитеты по делам печати.

Основная задача студента - показать, как выстраивалась жестко централизованная система организации и управления отраслью печати, какие функции ей присваивались, методы их реализации и меры по поддержанию функционирования этой системы.

Организационная перестройка издательского дела началась в годы пятилетки печати. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О работе Госиздата и объединении издательского дела", провозгласившее курс на дальнейшую типизацию издательств, централизацию руководства и создание единой системы издательств и книжной торговли. В развитии этой политики осуществлялась программа укрепления материально-технической базы полиграфических предприятий. В 1930 г. создано объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ), куда вошло 13 типизированных издательств. Управление книжной торговлей было возложено на Книгоцентр ОГИЗа (КОГИЗ).

Характеризуя издательскую систему, студент должен опираться на постановление ЦК ВКП(б) "Об издательской работе" (1931), текст которого приведен в Хрестоматии:Ч.2. ОГИЗ РСФСР, как центральное издательство, было нацелено на обеспечение широких масс трудящихся книгой для коллективного, а не индивидуального потребления. Подчеркнуть увеличение удельного веса литературы, пропагандирующей марксистско-ленинскую теорию и литературы технического содержания, выпуск которой обеспечивало издательство партийной литературы (Партиздат) и издательство технической литературы (Гостехиздат).

В конце 1930-х годов Партиздат вновь входит в состав ОГИЗа и становится ядром Государственного издательства политической литературы - Госполитиздата.

В 1931г. Гостехиздат, в связи с реорганизацией Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), в ведении которого он находился с 1931 г., также претерпел изменения: отдельные его редакции превратились в самостоятельные издательства, объединившиеся в ОНТИ (объединение научно-технических издательств). Для выпуска школьных учебников было создано издательство - Учпедгиз. Здесь же нужно подробно изложить вопрос об организации национального книгоиздания на Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Грузии и др.

Студенту следует знать, что основой деятельности издательств становится тематическое планирование, которое повлекло за собой усиление массовой работы редакций среди читателей и авторскими кадрами. Проводились конференции, читки рукописей, коллективное рецензирование, изучение запросов читателей. Изучение редакцией читательских интересов велось совместно с работниками книжной торговли и бибколлекторов.

Продолжение изучения темы надо вести в русле характеристики тематической и типо-видовой структуры издательского репертуара, включавшего произведения сформировавшихся к этому времени писателей соцреалистического направления. Заострить внимание на выпуске детской и юношеской книги, серийных изданий, книг на языках народов СССР, периодической печати, плакатов, репродукций, открыток. Отметить усиление цензуры и расширение полномочий Главлита.

1930-е годы - начало строительства социалистической книжной торговли, основанной на принципах партийности и подотчетности. Студент должен рассматривать советскую книжную торговлю в единой системе массовой культурно - политической работы. Уделить внимание аппарату книгораспространения.

В начале 30-х гг. стояла задача приведения книжной торговли в соответствие с общим направлением развития издательского дела, всего народного хозяйства, в русле которой была реорганизована система управления книжной торговлей. В аппарате ОГИЗа был образован Центр книго-журнального распространения (Книгоцентр), который реализовал продукцию всех издательств, входивших в ОГИЗ. Однако он не справился с поставленными задачами, в нем преобладали формальные, административные методы работы, и он был реорганизован в Книготорговое объединение государственных издательств (КОГИЗ), просуществовавший до 1949 г. КОГИЗ имел свои отделения во всех краях и областях. Он координировал всю книжную торговлю страны независимо от ее ведомственной подчиненности и ассортиментного профиля.

Во исполнение решений партии и правительства по построению единой книгопроводящей сети в целях ускорения реализации книг были созданы такие книготорговые организации, как: Книгосбыт ОНТИ, Всекоопкнига Центросоюза, Академкнига, Союзпечать Наркомсвязи, Международная книга. Остановиться на директивно - инструктирующем характере деятельности органов управления книжной торговлей, роли республиканских, краевых (областных) и районных отделений КОГИЗа, расширения полномочий в деле тематического планирования, ценовой политики, определения качества печати и оформления, подготовки и повышения квалификации кадров. Особо отметить, что ассортиментная работа замыкалась на тиражировании изданий, что благотворно сказывалось на оценке профессионального труда книготоргового работника.

Выделить вопрос о развитии книготорговой сети, планомерности ее размещения, специализации, оживления букинистической ее ветви. Студенту следует также знать, что в связи с установками на культпросветстроительство и приоритетным обеспечением коллективных потребностей внедрялись своеобразные методы книжной торговли, массовые формы книгораспространения и пропаганды книги.

В заключение студент должен сделать вывод о том, что созданная в 1930-е годы система обеспечила выполнение задач, поставленных перед отраслью, и создала условия для быстрой перестройки в годы Великой Отечественной войны.

Необходимо помнить, что централизация сыграла положительную роль в обеспечении армии и населения книгой в период, когда общество более всего нуждалось в живом печатном слове. Война показала жизнеспособность государственного издательства и книжной торговли. В книжном деле военного периода следует выделить два этапа - эвакуационный и восстановительный. Студент должен охарактеризовать эти этапы, последовательно выделяя черты, присущие каждому из них. Отметить изменение тематики выпускавшихся изданий, снижение качества оформления, вызванные трудностями военного времени. Отметить роль патриотической литературы, политического и военного плаката. Огромное мобилизующее действие на советских людей оказала периодическая печать. В действующей армии существовали походные типографии, работали подпольные партизанские типографии.

Снабжение населения книгами при значительном сокращении книжных магазинов осуществлялось через киоски и библиотеки. Использовались книжные передвижки. На фронт и в тыл врага литература доставлялась воздушным транспортом. Далее следует показать, как оживлялось книгоиздание и книжная торговля на освобожденных территориях.

Завершить изучение темы надо выводами о значении этого этапа книжного дела для последующего развития книги в СССР.

Основная

  1. История книги/ Под ред. А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. Глава 21.

Дополнительная

  1. Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. - С.178-199
  2. Букинисты Ленинграда // Огонек. 1944. № 48-49
  3. Веритэ И.Г., Литвин А.Б. Печать СССР в первой пятилетке. - М.: Л.,1933
  4. Владиславлев И.В. Первый съезд развернутого наступления на буржуазное книговедение // Книжный фронт. 1932. № 4-5
  5. Говоров А.А. Создание централизованного управления и планирования советской книжной торговли (1922-1941) // Кн. торговля: Опыт, проблемы, исследования. 1983. Вып. 11. С.9-16
  6. Гольдин А.И. К истории развития массовых форм книгораспространения (конец 20-х-начало 30-х гг.)// Кн. торговля. 1974. Сб. 1. С.11-13
  7. Дмитриева Н. Сельская книжная торговля в 30-е гг.// Кн. торговля. 1967. №2. С.6-8
  8. Иванова Л.В. Издание художественной литературы в годы Великой Отечественной войны //Книга. Исследования и материалы. 1987. Сб. 55. С. 94-114
  9. История книги: Хрестоматия. Часть 2
  10. Книга: Энциклопедия. - М.,1999. Электронная версия (персоналии).
  11. Комков Г.Д. Книга в годы Великой Отечественной войны // Книга. Исследования и материалы. 1967. Сб.15. С.105-118
  12. Комков Г.Д. Советское книгоиздательство в годы Великой Отечественной войны // Книга. Исследования и материалы. 1963. Сб.8. С. 66-81
  13. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. 2-е изд., доп. - М., 1987
  14. Крылова М.Д., Марголин Е.М. Развитие взглядов на типы книжных магазинов // Кн. торговля: Опыт, пробл., исслед. 1983. Вып.11
  15. Назаров А.И. Книга в советском обществе: Очерки истории книгоиздательского дела в СССР. - М., 1964
  16. Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства. - М., 1952
  17. Основные положения и инструкции по книготорговому делу. - М., 1939
  18. Печать СССР за 40 лет. 1917-1957. - М., 1957
  19. Погодин С. В тяжелые годы войны (Воспоминания старого книжника) // Кн. торговля. 1967. № 5
  20. Посадсков А.Л. Книжное дело Сибири в условиях формирования советского общественного строя (1917 - июнь 1941 г.): Автореф. дисс. д-ра ист. наук. - М., 1993
  21. Резников Б. Военная книжная торговля // Кн. торговля. 1967. № 7
  22. Фогелевич Л.Г. Основные директивы и законодательство о печати. 6-е изд. - М., 1937

  1. Какие задачи возникли перед советскими издательствами и книжной торговлей в годы первых пятилеток?
  2. Почему было реорганизовано книгоиздание в 1930-х гг.?
  3. Каковы причины реорганизации книжной торговли?
  4. Какой характер приобрело книжное дело 1930-х годов?
  5. Какова роль партийных органов в организации и управлении советского книжного дела?
  6. Как развивалась книготорговая сеть в центре и на местах?
  7. Какие формы книгораспространения сложились в 1930-е годы?
  8. Какая литература преобладала в книгоиздательском репертуаре?
  9. Какие задачи были поставлены перед книгоизданием в годы Великой Отечественной войны?
  10. Как осуществлялась перестройка книжной торговли на военный лад?

  1. Строительство единой централизованной системы книгоиздания в СССР в 1930-е годы.
  2. Типизация издательства и характеристика издательского репертуара.
  3. КОГИЗ - центр координации управления книгопроводящей сети СССР в 1930-е годы.
  4. Особенности оформления и внешнего облика советской книги.
  5. Книжное дело в годы Великой Отечественной войны.

© Центр дистанционного образования МГУП