Московский государственный университет печати

Т.Г.Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Т.Г.Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины "История книги"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1: Методологические основы изучения истории книжного дела

1.1.

Литература к теме

1.2.

Вопросы для самопроверки

1.3.

Варианты заданий

2.

Тема 2: Книжное дело в Древнем мире и в средние века

2.1.

Литература к теме

2.2.

Вопросы для самоконтроля

2.3.

Варианты заданий

3.

Тема 3: Книжное дело в первые века книгопечатания (XV-XVII вв.)

3.1.

Литература к теме

3.2.

Вопросы для самоконтроля

3.3.

Варианты заданий

4.

Тема 4: Книжное дело в эпоху просвещения (XVIII в.)

4.1.

Литература к теме

4.2.

Вопросы для самоконтроля

4.3.

Варианты заданий

5.

Тема 5: Книжное дело в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке

5.1.

Литература к теме

5.2.

Вопросы для самоконтроля

5.3.

Варианты заданий

6.

Тема 6: Книжное дело за рубежом в ХХ веке

6.1.

Литература к теме

6.2.

Вопросы для самоконтроля

6.3.

Варианты заданий

7.

Тема 7: Книжное дело в Древней Руси

7.1.

Литература к теме

7.2.

Вопросы для самоконтроля

7.3.

Варианты заданий

8.

Тема 8: Возникновение книгопечатания в Московском государстве в XVI веке

8.1.

Литература к теме

8.2.

Вопросы для самоконтроля

8.3.

Варианты заданий

9.

Тема 9: Книга и книжное дело в России XVII веке

9.1.

Литература к теме

9.2.

Вопросы для самоконтроля

9.3.

Варианты заданий

10.

Тема 10: Книжное дело в России в первой половине XVIII в.

10.1.

Литература к теме

10.2.

Вопросы для самоконтроля

10.3.

Варианты заданий

11.

Тема 11: Книжное дело во второй половине XVIII века

11.1.

Литература к теме

11.2.

Вопросы для самоконтроля

11.3.

Варианты заданий

12.

Тема 12: Книжное дело в России в первой половине XIX века

12.1.

Литература к теме

12.2.

Вопросы для самоконтроля

12.3.

Варианты заданий

13.

Тема 13: Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв.

13.1.

Литература к теме

13.2.

Вопросы для самоконтроля

13.3.

Варианты заданий

14.

Тема 14: Книжное дело в первые годы советской власти (1917-1921)

14.1.

Литература к теме

14.2.

Вопросы для самоконтроля

14.3.

Варианты заданий

15.

Тема 15: Книжное дело в России в годы нэпа

15.1.

Литература к теме

15.2.

Вопросы для самоконтроля

16.

Тема 16: Книжное дело в СССР в 1930-1940-х гг.

16.1.

Литература к теме

16.2.

Вопросы для самопроверки

16.3.

Варианты заданий

17.

Тема 17: Отечественное книжное дело во второй половине ХХ века

17.1.

Литература к теме

17.2.

Вопросы для самопроверки

17.3.

Варианты заданий

18.

Контрольная работа

18.1.

Тема 1. Методологические основы изучения истории книжного дела

18.1.1.

Литература

18.1.2.

Вопросы для самопроверки

18.1.3.

Варианты контрольной работы

18.2.

Тема 2. История книжного дела зарубежных стран

18.2.1.

Литература

18.2.2.

Вопросы для самопроверки

18.2.3.

Варианты контрольных работ

18.3.

Тема 3. Книжное дело в XVIII в.

18.3.1.

Литература

18.3.2.

Вопросы для самопроверки

18.3.3.

Варианты контрольных работ

18.4.

Тема 4. Книжное дело в России в XIX - начале XX в.

18.4.1.

Литература

18.4.2.

Вопросы для самопроверки

18.4.3.

Варианты контрольных работ

18.5.

Тема 5. Советское книжное дело (включая период перестройки)

18.5.1.

Литература

18.5.2.

Вопросы для самопроверки

18.5.3.

Варианты контрольных работ

19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20.

Формы контроля

Указатели
19   указатель иллюстраций

Главной задачей послевоенного периода является восстановление народного хозяйства. Значительный урон был нанесен издательствам, полиграфическим предприятиям, книготорговой сети. В целях укрепления материально - технической базы отрасли началась работа по перестройке административной структуры и модернизации предприятий. Восстановление разрушенного хозяйства печати сопровождалось поиском оптимальных форм управления и руководства книгоизданием. При этом необходимо учитывать идеологический фактор, продолжавший довлеть над книжной отраслью, развивающейся на плановой основе.

В восстановительный период усиливается тяготение к централизации и дальнейшему огосударствлению, выразившемуся в организационной перестройке управления отраслью и преобразовании в 1946 г. ОГИЗа в союзный орган управления, а в 1949 г. в создании Главного управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли (Главнополиграфиздат), объединившего 200 издательств и более 4,5 тыс. полиграфических предприятий. На местах - в союзных республиках, краях и областях были созданы Управления, объединившие полиграфию, издательства и книжную торговлю в единую административную систему книжного дела в СССР.

В 1953 г. в связи с переходом Главполиграфиздата в ведение Министерства культуры, полиграфическая промышленность была разведена с издательским делом и книжной торговлей и передана в распоряжение Союзполиграфпрома. Следует отметить, что реорганизация управленческой структуры проводилась в целях удовлетворения возросших потребностей в книге.

Далее необходимо обратиться к постановлениям партии и правительства, в соответствии с которыми проводились мероприятия в отрасли, назвать эти постановления и охарактеризовать тенденции развития книжного дела до начала 1960-х годов: увеличение тиражей, улучшение качества оформления и полиграфического исполнения изданий, сокращение выпуска бесплатной литературы. В этот период стояла задача увеличения выпуска художественной, научной, энциклопедической, учебной книги, пополнения фондов библиотек, улучшения книжной торговли. Студент должен знать, что проводилась политика снижения цен, государственной поддержки книжной торговли, укрепления хозяйственных отношений издательств с оптовыми книготорговыми организациями, осуществляющими закупку книжной продукции. В 1958 г. было организовано Всесоюзное государственное объединение книжной торговли "Союзкнига", создаются универсальные книжные магазины как в городе, так и в сельской местности, специализированные предприятия по тематике и по методам обслуживания. Показать роль книжных магазинов - опорных пунктов в изучении спроса населения.

Далее студент должен обосновать необходимость принятия мер по улучшению состояния книжного дела и назвать постановления ЦК КПСС в области книжного дела, обозначить наметившиеся застойные явления в его развитии, диспропорции в обеспеченности населения книгами и меры по их преодолению. Необходимо также акцентировать внимание на развитии книжной торговли в сельской местности.

Основными тенденциями развития книжного дела, которые не должны ускользнуть от внимания обучающегося, являются: укрупнение книгоиздания на базе объединения издательств и издающих организаций, введение сводного тематического планирования, создание единого всесоюзного книжного рынка, введение системы заказооборота.

Характеризуя состав выпускавшихся книг, необходимо отметить их количественный рост как по числу названий, так и по тиражам.

Переходя к изучению основных направлений развития книжного дела в 1990-х гг., необходимо отметить, что на протяжении 1980-х гг. сохранялась устойчивая тенденция несоответствия издаваемой печатной продукции покупательскому спросу. Кризис государственного книжного дела обусловил переход к рыночным формам отношений между субъектами хозяйственной системы нового типа.

Студенту необходимо показать, чем отличаются новые формы хозяйствования, как поэтапно внедрялись эти методы, какие законодательные акты закрепляли действие механизма рыночных отношений, позволивших наиболее полно удовлетворить духовные запросы населения.

Студент должен изучить структурную перестройку в выпуске книг, приоритеты массовых изданий перед узкоспециальными, изменение состава публикуемых авторов, тематики изданий, их тиражей.

Большинство издательств являются универсальными и выпускают книги любой тематики. В основе их деятельности лежат экономические показатели, получение прибыли. Выпускается только то, что можно быстро продать.

В настоящее время в стране ежегодно издается свыше 60 тыс. названий книг тиражом 400 млн. экземпляров. По объему книгоиздания Россия входит в первую десятку самых издающих стран мира, заметно уступая в то же время таким лидерам, как Англия, США, Германия.

Основное место в выпуске литературы и в ассортименте книготорговых предприятий занимает художественная литература. Четко определились жанровые предпочтения покупателей. Это - детективы, фантастика, любовно-сентиментальные романы.

Второе - третье места занимают детская, художественная и учебная литература, а также социально - экономическая литература. Затем - специальная литература, издания по искусству. Вместе с тем, ощущается острый недостаток научной, учебной литературы для высших и средних специальных учебных заведений, практической и специальной справочной литературы и других социально значимых изданий.

В области книжной торговли ликвидирована государственная книжная торговля. Все книготорговые предприятия перешли в муниципальную или частную собственность. Разрушена существовавшая ранее очень стройная система оптового звена. Это привело к значительному обеднению ассортимента в большинстве регионов страны. Многие издательства самостоятельно занимаются распространением своих изданий по всей территории России.

Студент должен знать действие региональной системы книжной торговли, розничной книготорговой сети. Показать систему взаимодействия участников рынка в новых экономических условиях и сделать выводы о ее положительных и отрицательных моментах. Уделить внимание вопросу информационного обеспечения функционирования этой системы и путей ее совершенствования, перспективы развития книги в системе средств информации и культуры.

В последнее время положение дел в книжной торговле начинает исправляться. Налаживаются региональные связи. Широко внедряется современная компьютерная техника, начинают создаваться информационные сети.

Основная

  1. История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М.: Светотон, 2001. Глава 22, глава 23.

Дополнительная

  1. Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984. - С.199-235
  2. Бутенко И.А. Социодинамика читательских интересов (60-е-конец 80-х годов) // Книга. Исследования и материалы. 1992. Сб. 64. С.28-37
  3. Горшков Ю.А. Распад и возрождение российского книгоиздания // Кн. дело. 1993. № 1
  4. Горшков Ю.А. Циклические закономерности стабилизационной политики в книжном деле России // Изд. Дело. 1994. № 3
  5. Ельников М.П. Перестройка книгоиздания // Книга. Исследования и материалы. 1990. Сб. 62. С.16-26
  6. Книга: Энциклопедия. - М.,1999. Электронная версия (персоналии).
  7. Книгоиздание: направления перестройки. - М., 1998
  8. Кондратьев С.А. Становление негосударственного книгоиздания в России (1987-1993) // Книга. Исследования и материалы. 1997. Сб. 74. С.61-80
  9. Ленский Б.В. Книга в меняющемся мире // Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб. 66. С.5-16
  10. Моргенштерн И.Г. Доступность книги в условиях дефицита // Книга. Исследования и материалы. 1989. Сб. 59. С.5-22
  11. Немировский Е.Л. О некоторых путях совершенствования советского книгоиздания // Книга. Исслед. и материалы. 1989. Сб. 59. С.5-22
  12. Рейтблат А. Стратегия и тактика на книжном рынке // Кн. дело. 1994. № 2
  13. Сикорский Н.М., Немировский Е.Л. Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела // Книга. Исследования и материалы. М., 1975
  14. Соловьев А.И. Плюрализм современной книжной культуры: Анализ читательских интересов // Книга. Исслед. и матер. М., 1990
  15. Сухоруков К.М. Библиотеки и издатели ищут сотрудничества // Кн. бизнес. 1995. № 32-33

  1. Какие проводились мероприятия по восстановлению полиграфической промышленности, книгоиздания и книжной торговли в послевоенный период?
  2. Как укреплялась организационная структура государственного книгоиздания и книжной торговли в послевоенное время?
  3. В чем выражалась тенденция диспропорционального соотношения между спросом и предложением?
  4. Какие преимущества давала командно - административная система управления книжным делом?
  5. Какие меры были предприняты по организации книжной торговли в сельской местности?
  6. Какие издательско-книготорговые системы существовали в СССР в 1970-1980-е гг.?
  7. Как было организовано изучение потребностей населения в книгах и налажен заказооборот в 1960-1980-е гг.?
  8. Какие формы и методы использовались в книжной торговле, и какие результаты они дали?
  9. В чем заключается сущность рыночных отношений в книжном деле, и каковы предпосылки их возникновения?
  10. Как изменилась структура книжной продукции, обращающейся на рынке в 1990-е гг.?
  11. Какое влияние оказывают современные информационные технологии на развитие книжного дела России?

  1. Издательско-книготорговая система Академии наук и опыт ее деятельности во второй половине ХХ в.
  2. Издательско-книготорговая система "Военкнига" и опыт ее деятельности во второй половине ХХ в.
  3. Международные книжные выставки-ярмарки советского периода развития книжного дела.
  4. Современные редакционно-издательские процессы в российских издательствах.
  5. Информационные технологии в современном книжном деле.

© Центр дистанционного образования МГУП