Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

Цели и задачи

Цель изучения дисциплины «История предпринимательства в книжном деле» - формирование исторического взгляда на процесс становления института предпринимательства в мировой практике книжного дела, научное обоснование взгляда на книгу как объект предпринимательской деятельности в системе книжного дела, а также понимание специфики предпринимательства как сферы культурно-просветительской деятельности.

Частные цели - изучить исторический процесс формирования характерных особенностей предпринимательства в сфере издательского и книготоргового бизнеса, обозначить преемственность традиций и составить представление о предпринимательстве как важном интеллектуальном ресурсе человеческой цивилизации.

Основной задачей изучения дисциплины является овладение методами и навыками:

- поиска и обобщения материалов по истории предпринимательства;

- изучения факторов развития предпринимательской среды, свойственной определенным историческим периодам и эпохам;

- систематизации исторических данных и статистических сведений о книжном рынке, типах и видах издаваемых и распространяемых книг;

- оценки исторического вклада предпринимателей книжного дела в процесс динамичного развития информационного обмена в обществе;

- анализа оригинальных идей в истории предпринимательской деятельности, формирования предпринимательской концепции его ведения и эффективности ее реализации;

- анализа инноваций и определения их роли в истории книжного предпринимательства;

- обоснования взаимосвязи культуры общества от уровня развития института предпринимательства.

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • основные этапы развития предпринимательства в книжном деле;
  • характерные черты и специфические особенности предпринимателя в сфере книгоиздания и книгораспространения;
  • исторические виды и формы предпринимательской деятельности издателей и книготорговцев;
  • деятельность выдающихся предпринимателей-книжников, оставивших заметный след в истории книги;
  • памятники книжной культуры и издательские проекты предпринимателей, составляющие основу национального богатства стран мира.

2) уметь:

  • выявлять основные тенденции развития предпринимательства;
  • характеризовать состояние книжного рынка в определенные исторические периоды времени;
  • прослеживать взаимосвязь между предпринимательской идеей и ее реализацией в практике книжного дела.

3) владеть:

  • приемами изложения основных положений истории книжного предпринимательства;
  • исторической терминологией и историческими понятиями в области книжного дела;
  • навыками свободного изложения фактографического материала;
  • методикой использования данных смежных дисциплин и аккумулирования сведений из сопредельных областей знаний.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «Издательское дело», профилю «Книгораспространение»:

а) общекультурные (ОК):

- владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

- логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности (ОК-8);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9-);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

б) профессиональные (ПК):

- владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации (ПК-8);

- использовать электронные форматы передачи информации (ПК-34);

- анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела (ПК-40);

- использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности (ПК-41);

- представлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов (ПК-42).

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, выработку навыков работы с литературой, активный поиск новых знаний, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.

Самостоятельная работа над учебным материалом должна проводиться систематически, планомерно и целеустремленно с первых дней каждого учебного семестра; только при этом условии может быть обеспечена надлежащая подготовка студентов и нормальные условия для выполнения домашних заданий, контрольных работ и сдачи экзаменов.

Самостоятельная работа студентов включает:

- текущую работу над учебным материалом;

- изучение указанной в программе и рекомендованной дополнительной литературы;

- изучение программных материалов, которые предусматриваются для самостоятельного изучения;

- выполнение контрольных работ и других домашних заданий;

- подготовку к зачетам и экзаменам.

Использование времени самостоятельной работы планируется студентами по своему усмотрению в соответствии с объемом учебного материала, индивидуальными способностями и личным опытом работы.

© Центр дистанционного образования МГУП