Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

При подготовке студент должен изучить происхождение понятия «предпринимательство», отметить его появление в России при Петре I, дать пояснение, что под этим понималось в то время, выяснить, какие изменения претерпело это понятие в дальнейшем. Для этого следует ознакомиться с коммерческими воззрениями отечественных книжных деятелей ХVIII в. Для первой половины ХVIII в. важное значение имели взгляды В.В. Киприанова, М.В. Ломоносова, чьи предложения по реорганизации существующей системы книжного дела преследовали не только просветительские, но и коммерческие цели как базовые условия реализации культурной программы развития книгоиздания и книгораспространения.

Во второй половине ХVIII в. акцент на экономические аспекты развития книги сделали И. Вейтбрехт, Н.И. Новиков. Необходимо проанализировать теоретические положения этих выдающихся деятелей, расширяющих представление о предпринимательской деятельности в области книжного производства и книжной торговли, показать, что наступил этап осознания книги как товара, а предпринимательства как важного экономического ресурса развития книжной культуры.

Дальнейший вклад в обсуждение проблем книжного предпринимательства внесли А.Ф. Черенин и Н.Г. Мартынов, уделявшие серьезное внимание вопросам кредитования, книготорговых скидок, монопольных прав на книги и др. Студент должен проанализировать взгляды этих деятелей с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности, сделать выводы об их теоретической и практической значимости.

Завершающим этапом изучения являются работы Г.И. Поршнева, вскрывающего причины кризисных явлений на книжном рынке и Н.В. Здобнова, освещающего вопросы экономики книги. При этом необходимо руководствоваться пониманием специфики книги, базироваться на основные теоретические положения книговедения, рассматривающего книгу как способ отражения и средство формирования общественного сознания, а также пониманием книжного дела как составной части культуры общества. Анализируя взгляды теоретиков и практиков книжного дела, следует сопоставить реально существующие условия практической деятельности с теорией, сделать выводы об их соответствии, своевременности, степени претворения в жизнь.

Охарактеризовать базовые признаки предпринимательства и основные черты предпринимателя в современном понимании. Обосновать понимание предпринимательства как важного национального ресурса.

  1. Говоров, А.А. История книжной торговли // А.А. Говоров. - М.: Книга, 1982.
  2. Горшков, Ю.А. Морфология переходных процессов в экономическом развитии книгоиздательского дела России // Книга. Исследования и материалы. - 1996. - Сб. 73. - С. 40-52.
  3. Есенькин, Б.С. Предпринимательство в книжном деле: учеб. пособие / Б.С. Есенькин, А.Ф. Коган. - М.: МГУП, 2004. Электронная версия.
  4. Здобнов, Н.В. Проблемы экономики книги (в порядке постановки вопроса) // Н.В. Здобнов. - М., 1929.
  5. Куприянова, Т.Г. Острые проблемы книжного дела в публикациях Н.Г. Мартынова // Вестник МГУП. - 2010. - № 3. - С. 276-283.
  6. Новиков, Н.И. Каким образом торговля действует во благополучии государства // Новиков Н.И. Избранные сочинения. - М.; Л., 1951. С. 535.
  7. Тарловская В.Р., Шанский Д.Н. К вопросу о понятии «коммерция» в России ХVIII века // Торговля и предпринимательство в феодальной России. - М., 1994. С. 291-304.
  8. Фафурин, Г.А. «Записка» И. Вейтбрехта (1766 г.) и закрытие академической иностранной книжной лавки // Федоровские чтения. - М.: Наука, 2003. С. 358-380.
  9. Фролова, Т.И. А.Ф. Черенин и Н.Г. Мартынов: экономические взгляды на книжную торговлю // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: межвед. сб. науч. трудов. Вып. 10. - М., 1995. - С. 111-126.
  10. Хрестоматия по истории книги. Ч. 1. / сост. Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева. - М.: МГАП, 1995. Электронная версия.
  11. Хрестоматия по истории русской книги: 1564-1917 / сост. Л.А. Везирова. - М.: Наука, 1965.

1. Что означает понятие «предпринимательство».

2. Когда понятие «предпринимательство» появилось в научном обороте?

3. В чем заключается специфика книги как товара?

4. Кто первым ввел в научный оборот понятие «предпринимательство»?

5. Какие черты предпринимателя отмечаются в деятельности Киприановых?

6. Какие предпринимательские идеи заложены в проекте реорганизации академической книжной торговли М.В. Ломоносова?

7. Каковы взгляды И. Вейтбрехта на развитие книжного рынка России?

8. Каким содержанием наполняли термин «предпринимательство» ученые-экономисты второй половины ХVIII века?

9. В чем заключается различие между пониманием предпринимательства в законодательстве екатерининской эпохи?

10. Как понимал предпринимательство Н.И. Новиков?

11. Как изменились взгляды на предпринимательство в связи с введением литературного гонорара?

12. В чем суть экономического подхода к вопросу предпринимательства в трудах книжных деятелей второй половины ХIХ века?

13. Какие экономические идеи излагали теоретики книги в первой четверти ХХ столетия?

14. Современные взгляды книговедов на предпринимательство в книжном деле.

© Центр дистанционного образования МГУП