Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

В задачи изучения этой темы входит рассмотрение предпосылок формирования процессов информационного обмена. Для этого изучить использование природных материалов в целях закрепления и передачи информации. Отметить недостатки первичных форм информационного обмена: ограниченность во времени и пространстве, сложности в понимании другими племенными сообществами. Изучить работу писцов на заказ, артельным способом по нормативам. Оценить стимулирующую роль конкуренции в создании свитков.

Далее следует обосновать роль верховной власти в организации размножения рукописей и создании библиотек. Отметить начало систематизации свитков, оценить, насколько общественно-полезной была деятельность жрецов по приумножению и сохранению информационного богатства. Подчеркнуть роль банков в производстве рукописей, отметить, насколько повлияло расширение торговых связей государств Древнего мира на распространение рукописных богатств. Подчеркнуть, что появление египетской монополии на производство папирусов и поставки свитков в разные страны вызвало к жизни конкуренцию в производстве писчих материалов.

  1. Владимиров, Л.И. Всеобщая история книги // Л.И. Владимиров. - М.: Книга, 1988.
  2. Дандамаев, М.А. Вавилонские писцы // М.А. Дандамаев. - М.: Наука, 1983.
  3. Коростовцев, М.А. Писцы древнего Египта // М.А. Коростовцев. - СПб.: Летний сад, 2001.
  4. Куприянова, Т.Г. Зарубежная история предпринимательства в книжном деле (с древних времен до начала ХХ века): учеб. пособие // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2005. Электронная версия. Для того чтобы получить доступ к электронной библиотеке МГУП, необходимо зарегистрироваться http://elib.mgup.ru/registration.php
  5. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.
  6. Чегодаев, М.А. Папирусная графика Древнего Египта // М.А. Чегодаев. - М.: Едиториэл УРСС, 2004.

1. Когда впервые стал использоваться наемный труд в производстве свитков?

2. Какие функции выполняли первые банки?

3. В чем заключалась разница между писцом-чиновником и писцом-предпринимателем?

4. Где археологи обнаружили первые книжные лавки?

5. Как была организована работа книгописных школ?

6. Где возникла первая монополия?

7. Что означает монополия на писчие материалы?

При изучении данной темы студент должен отметить появление приемов нормирования труда в книгописных мастерских античности, а также заострить внимание на проявлении первых признаков доходности в книжном производстве. Далее следует рассмотреть вопрос о ведущей роли мастерской Помпония Аттика, показать роль специализации в копировании свитков. Заострить внимание на проблеме борьбы авторов с проявлениями самовольного вторжения в тексты произведений, отметить способы борьбы авторов с этим явлением. Необходимо обосновать инновационный характер смены исторической формы книги во времена античности.

Раскрыть вопрос об организации книжной торговли в Древней Греции и Риме. Агоры и форумы как центры книжной торговли. Отметить вопрос о формировании профессии книготорговца. В изучении этого вопроса заострить внимание на общих и особенных чертах развития книжной торговли в Греции и Риме. Отметить увеличение спроса на книги и появление общественных форм потребления книги. Исходя из этого, не упустить из виду вопрос о появлении первых руководств и наставлений о приобретении и пользовании книгами.

  1. Библиотека в саду. - М.: Книга, 1985.
  2. Борухович, В.Г. В мире античных свитков // В.Г. Борухович. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976.
  3. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима // Л. Винничук. - М.: Высшая школа, 1988.
  4. Владимиров, Л.И. Всеобщая история книги // Л.И. Владимиров. - М.: Книга, 1988.
  5. Куприянова, Т.Г. Зарубежная история предпринимательства в книжном деле (с древних времен до начала ХХ века): учеб. пособие // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2005. Электронная версия. Для того чтобы получить доступ к электронной библиотеке МГУП, необходимо зарегистрироваться http://elib.mgup.ru/registration.php
  6. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

1. Как размножались тексты в античные времена?

2. Какие новшества были введены в античный свиток?

3. Какие новшества были введены в оформление античного кодекса?

4. Кто из античных авторов содержал собственные книгописные школы?

5. Когда возникла торговля книгами в Древней Греции?

6. Когда возникла книжная торговля в Древнем Риме?

7. Каковы основные функции копиистов?

8. С какой целью в книгописных школах было введено нормирование труда?

9. Каковы способы повышения производительности труда переписчиков?

© Центр дистанционного образования МГУП