Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

Изучение темы надо начать с новшества, проявившееся в сочетании государственного и частного книгоиздания в одних руках. Привести примеры такого сочетания, как в Европе, так и в России на примере деятельности С. Крамуази и В. Бурцова-Протопопова.

Далее проанализировать деятельность профессиональных династий, выделить новшества, которые они ввели в книгоиздание и в книжную торговлю. Подчеркнуть роль торгового капитала в книгоиздании, отметить вовлечение в книжное производство ученых, художников, авторов. Также необходимо остановиться на вопросах централизации книгоиздания и усилении контроля власти над книжным рынком, ограничении привилегий и усилении роли патронажа. Монополия на репродуцирование произведений художников.

Отдельно стоят вопросы введения литературного гонорара и борьбы издателей с незаконными перепечатками. Конъюнктура книжного рынка. Спрос и цена на книги. Торговые агенты. Оптовое маклерство. Книжные аукционы. Связи с провинциальными книгопродавцами.

Далее обратиться к изучению отечественной практики книгоиздания и отметить появление первых попыток частной деятельности, подчеркнуть своеобразие предпринимательства в книжном деле России. Категории торговых людей, занимающихся продажей книг. Выделение специального книжного ряда и формирование организованного книжного торга. Книготорговый ассортимент, спрос и цены на книги. Конкуренция со стороны частных книгопродавцев государственной системе книжной торговли.

  1. Аронов В.Р. Эльзевиры // В.Р. Аронов. - М.: Книга, 1975.
  2. Говоров, А.А. Из истории книгоиздательства и книжной торговли за рубежом в ХVI-ХIХ вв. // А.А. Говоров. - М.: МПИ, 1970.
  3. Владимиров, Л.И. Всеобщая история книги // Л.И. Владимиров. - М.: Книга, 1988.
  4. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в книжном деле России //Т.Г.Куприянова. - М.: МГУП, 2007. Электронная версия.
  5. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.
  6. Луппов, С.П. Книга в России в ХVII веке // С.П. Луппов. - Л.: Наука, 1974.
  7. Поздеева, И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор - факт и фактор русской культуры: 1618-1652. - М.: Мосгорархив, 2001.
  8. Хрестоматия по истории книги. Ч. 1. / сост. Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева. - М.: МГАП, 1995. Электронная версия.
  9. Хрестоматия по истории русской книги: 1564-1917 / сост. Л.А. Везирова. - М.: Книга, 1965.

1. В чем проявлялась протекция государства в книжном деле?

2. Какова специфика частной деятельности издателей в России?

3. Что означали лицензии в книгоиздании?

4. Когда и где были созданы акционерные предприятия?

5. С какой целью создавались гильдии?

6. К каким результатам привел закон об авторском праве?

7. Какими новыми видами изданий пополнился издательский репертуар?

8. Что означает оптовое маклерство?

9. Какие новшества ввел В. Бурцов-Протопопов?

10. Какие издания выпускала типография С. Крамуази?

Тема предполагает изучение технических новшеств, повлиявших не только на внешний облик книги, её иллюстрирование и оформление, но и на ее цену и доступность среднему сословию. Отметить рост конкуренции в создании новых шрифтов. Также следует показать роль типометрии в повышении производительности типографий.

Далее следует изучить появившиеся новые издательские идеи и способы их реализации в репертуаре издательско-книготорговых фирм: это энциклопедии и роскошные издания. Ориентация издателей на покупателей городской буржуазии и среднего сословия.

Важным направлением развития предпринимательства в европейских странах стало слияние предприятий. Поэтому студент должен изучить вопрос образования издательско-книготорговых фирм и охарактеризовать их деятельность. Наряду с этим действовали типографии писателей, поэтому уделить внимание деятельности типографии Бомарше, участию Вольтера в издании французской энциклопедии, а также деятельности литературно-издательских обществ.

В ходе дальнейшего изучения студент должен придти к пониманию особенностей становления предпринимательства в книжном деле России. В первую очередь надо изучить деятельность гражданской типографии в петровское время, отметить особенности частной издательско-книготорговой деятельности. Изучить проект реформы книжной торговли М.В. Ломоносова. Далее необходимо ознакомиться с основополагающими законами, оказавшими существенное влияние на развитие предпринимательства в книжном деле России. Начать следует с указа о вольных типографиях, положившего начало свободной деятельности частных лиц, подчеркнуть, что книгоиздание было приравнено к промышленному производству. Проанализировать, какое это имело значение для развития книжного рынка. После этого приступить к характеристике ситуации на книжном рынке, сложившейся под воздействием указа о запрете на частнопредпринимательскую деятельность и показать способы преодоления последствий этого указа.

Выделить дворянское и купеческое направления в издательско-книготорговой деятельности конца ХVIII - начала ХIХ столетий, охарактеризовать деятельность представителей этих направлений. Выявить, какие цели стояли перед участниками издательско-книготорговых процессов, насколько они стремились к получению доходов. Отметить новые явления - создание паевых товариществ, проанализировать их цели, организацию работы. Привести факты обострения конкуренции, примеры инновационных подходов, как в книгоиздании, так и в книжной торговле.

Заострить внимание на способах достижения конкурентных преимуществ за счет издательского репертуара и новых форм продажи книг. Отметить потенциал паевых товариществ в издании и распространении книги.

В последующем изучении темы должны быть освещены вопросы арендных отношений, комиссионерства, товарного кредитования, книготорговых скидок. Также следует отразить влияние технико-технологических усовершенствований, впервые поставивших предпринимателей в неравные производственные условия и показать, какие находки и идеи позволили удержать им позиции на рынке.

Важным аспектом изучения темы является роль предпринимателей-иностранцев в русском книжном деле. Отметить влияние иностранцев на состояние книжного дела, преодоление патриархального уклада, сближение отечественного книгоиздания с европейским. Привести примеры передовых методов торговли книгами.

  1. Говоров, А.А. Из истории книгоиздательства и книжной торговли за рубежом в ХVI-ХIХ вв. // А.А. Говоров. - М.:МПИ, 1970.
  2. Горшков, Ю.А. Экономическая модернизация книжного дела России ХVIII - первой половины ХIХ в.: монография // Ю.А. Горшков. - М.: Пашков дом, 2009.
  3. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в издательском деле // Т.Г. Куприянова. - М.: МГГЭИ, 2013.
  4. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в книжном деле России // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2007. Электронная версия.
  5. Куприянова, Т.Г. Первая династия российских издателей // Т.Г. Куприянова. - М.: Хронос-пресс, 2001.
  6. Мартынов, И.Ф. Книготорговец и книгоиздатель ХVIII века М.К. Овчинников // Книга. Исследования и материалы. - 1972. - Сб. 24. - С. 99-114.
  7. Мартынов, И.Ф. Словесность и коммерция: Книготорговцы и книжная торговля в русской журналистике начала ХIХ в. // Книжная торговля. - 1980. - Вып. 7. С. 181-198.
  8. Нилова, О.Е. Издательско-книготорговая деятельность московских купцов в конце ХVIII - первой четверти ХIХ века // Актуальные проблемы истории русской культуры. - М., 1991. - С. 75-89.
  9. Утков, В.Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга. Исследования и материалы. - 1979. - Сб. 38. - С. 75-98.
  10. Хрестоматия по истории книги. Ч. 1. / сост. Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева. - М.: МГАП, 1995. Электронная версия.
  11. Хрестоматия по истории русской книги: 1564-1917 / сост. Л.А. Везирова. - М.: Книга, 1965.

1. Что означает техника торцовой гравюры?

2. Какое изобретение принадлежит Баскервилю?

3. Какое предприятие создал Бомарше?

4. Какие риски претерпели издатели французской энциклопедии?

5. Почему Киприанова можно считать предпринимателем?

6. Какие предложения о книжной торговле внес Ломоносов?

7. В чем суть указа о вольном книгопечатании?

8. Какие последствия для развития книжного рынка имел указ о вольном книгопечатании?

9. Чем характеризуются дворянское и купеческое направления в развитии книжного дела?

10. Как действовали паевые товарищества?

11. Почему частные издательства перевели под протекцию ведомств?

© Центр дистанционного образования МГУП