Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

В ходе изучения данной темы следует подчеркнуть общие тенденции развития предпринимательства на Западе и в России. Показать, что предприниматели сочетали в своей деятельности просветительские задачи и коммерческие. Для большей убедительности необходимо дать обстоятельный анализ деятельности той или иной фирмы с выделением основных этапов и их характеристикой. Важным аспектом изучения темы является промышленный переворот в книгопечатании и внедрение механизированных процессов в производство печатной продукции. Показать, что формирование полиграфической отрасли сказалось на росте производительности труда, на организации работы издательств. Особо выделить изобретение литографии. Отметить, что в результате происходит преодоление одинаковых технологических условий развития издательского предпринимательства и образование монополий. Отметить тенденцию расширения сферы деятельности издателей путем создания издательско-книготорговых фирм.

Ознакомиться со спецификой формирования издательского портфеля за счет новых видов изданий. Охарактеризовать стандартизованные и сериальные издания ведущих европейских фирм ХIХ века - Макмиллан, Ашетт, Фламмарион и других (по выбору студента).

При изучении методов рыночной книжной торговли отметить роль книготоргового посредничества и новых способов продвижения книги и пропаганды массового чтения. Отметить роль литературных клубов, сделать акцент на новых способах продвижения книги на железнодорожных станциях, в универсальных магазинах, в киосках розничной торговли. Обратить внимание на приемы снижения цен на книги. Изучить проблему расширения емкости книжного рынка за счет новых групп потребителей.

  1. Баренбаум, И.Е., Шомракова, И.А. Книга и книжное дело за рубежом. Вып. 1. Книга и книжное дело в капиталистических странах. - Л., 1990.
  2. Говоров, А.А. Из истории книгоиздательства и книжной торговли за рубежом в ХVI-ХIХ вв. // А.А. Говоров. - М.: МПИ, 1970.
  3. Куприянова, Т.Г. Зарубежная история предпринимательства в книжном деле (с древних времен до начала ХХ века): учеб. пособие // Т.Г. Куприянова. - М.: Изд-во МГУП, 2005. Электронная версия. Для того чтобы получить доступ к электронной библиотеке МГУП, необходимо зарегистрироваться http://elib.mgup.ru/registration.php
  4. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.
  5. Функе, Фриц. Книговедение. Исторический обзор книжного дела. Пер. с нем. / под ред. Е.Л. Немировского. - М.: Высшая школа, 1982.

1. Какую роль сыграла литография в новом направлении предпринимательства?

2. Какова стимулирующая роль книгоиздания в связи с механизацией процессов набора и печати?

3. Какие книжные серии стали издаваться в Европе в ХIХ в.?

4. В чем специфика деятельности универсальных издательств?

5. Почему появились, и что издавали специализированные издательства?

6. Какие серии издавали в ХIХ веке в Европе?

7. На чем специализировалось издательство Ларусс?

8. Какова специализация фирмы Брокгауза в Германии?

9. Как была организована внемагазинная книжная торговля?

10. Как охарактеризовать продажу книг в киосках на железной дороге?

11. В чем заслуга европейских издателей ХIХ века?

Разработка этой темы предполагает вопрос о зарождении литературного гонорара и авторского права. Отметить, что принятие цензурного устава 1828 г., узаконившего авторское право и литературный гонорар, придало импульс дальнейшему развитию предпринимательства в книгоиздании, все более явственно переходившему, по словам классика, в разряд «литературной промышленности». Необходимо показать, какую роль в становлении авторского права сыграли декабристы и литераторы, в частности, А.С. Пушкин. Особым пунктом выделить его отношения с издателем А.Ф. Смирдиным. На издательско-книготорговой деятельности Смирдина следует остановиться подробнее и проанализировать эру расцвета фирмы Смирдина и причины упадка его дела, сделать вывод о своевременности предпринимаемых им усилий, оценить его вклад в развитие книжной культуры.

В последующем изложении должны быть освещены вопросы книжной торговли в этот период, подчеркнуть значение передовых методов работы с книгой и с покупателями. Рассмотреть вопрос товарного кредитования среди книготорговцев, книготорговые скидки, комиссионерства, отметить конкуренцию с иностранными книжными магазинами.

  1. Горшков, Ю.А. Экономическая модернизация книжного дела в России ХVIII - первой половины ХIХ в. / Ю.А. Горшков. - М.: Пашков дом, 2009.
  2. Гречихин, А.А. Книга в России. Особенности возникновения и развития // А.А. Гречихин, Р. Рахманалиев. - М.: Прогресс, 2008.
  3. Клейменова, Р.Н. Книжная Москва первой половины ХIХ века // Р.Н. Клейменова. - М.: Наука, 1991.
  4. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в книжном деле России // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2007. Электронная версия.
  5. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития // Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.
  6. Куфаев, М.Н. История русской книги в ХIХ веке // М.Н. Куфаев. - М., 2003.
  7. Рейтблат А.И. Литературный гонорар в России ХIХ - начала ХХ вв. // Книжное дело во второй половине ХIХ - начале ХХ в.: сб. науч. тр. - Вып. 3. - Л., 1988.
  8. Хрестоматия по истории книги. Ч. 1. / сост. Т.Г. Куприянова, О.В. Андреева. - М.: МГАП, 1995. Электронная версия.
  9. Хрестоматия по истории русской книги: 1564-1917 / сост. Л.А. Везирова. - М.: Книга, 1965.

1. Охарактеризовать издательский проект - альманахи первой трети ХIХ в.

2. Какие новые издания предпринял А.Ф. Смирдин?

3. Какие новшества ввели предприниматели в книжном деле?

4. Какие законодательные акты оказали существенное влияние на формирование института предпринимательства?

5. Какие последствия для развития предпринимательства в книжном деле имели место после введения литературного гонорара?

6. Какую роль сыграл А.С. Пушкин в профессионализации труда писателей?

7. Каковы причины разорения предпринимателей в рассматриваемый период?

8. Назовите семейные издательства и книготорговые предприятия.

9. Назовите новые издания первой половины ХIХ века.

10. Назовите издателей газет и журналов первой половины ХIХ века?

При изучении данной темы необходимо помнить о преобладании буржуазии на книжном рынке пореформенной России, потеснившей аристократов. Указать цели создания семейных предприятий, отметить иные формы сотрудничества между предпринимателями.

Далее осветить вопрос об освоении новых сегментов российского книжного рынка: выпуск иллюстрированных изданий, детской литературы, энциклопедий. Отметить инновации, внедренные предпринимателями. К ним относятся организация выпуска серийных изданий, бесплатных приложений к периодическим изданиям. Дать характеристику этих проектов.

Следующим этапом изучения темы является специализация в книжном деле как форма предпринимательства. Студент должен знать специализированные издательства военной, картографической, медицинской, сельскохозяйственной, музыкальной литературы и их роль в сегментировании книжного рынка пореформенного времени.

При изучении темы подробно остановиться на проблеме монополизация книжного рынка. Показать процесс создания объединений картельного типа, слияния издательского капитала с банковским и промышленным капиталом. Студент должен знать, что такое акционирование в книжном деле и формы акционирования. В развитие этого вопроса осветить деятельность крупных акционерных компаний М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, Брокгауза-Ефрона, А.С. Суворина, И.Д. Сытина (предпринимателя можно взять по выбору студента). Желательно высказаться относительно позитивных и негативных сторон процесса акционирования в отечественном книжном деле.

Необходимо знать, что остро стояла проблема кредитования предпринимательской деятельности в книгоиздании и книжной торговле. Пояснить, что означала концепция создания «Общества взаимного кредита деятелей печатного дела», кто ее автор, какие получились результаты, объяснить причины неудач.

Дальнейшей целью изучения является анализ преимуществ социально-ориентированного книгоиздания. Привести примеры целенаправленной политики снижения затрат и повышения качества подготовки изданий. Выделить основные тематические группы изданий, отметить оригинальные находки издателей. Следует также подчеркнуть, что некоммерческие издания предпринимателей имеют продолжительный жизненный цикл, неоднократно попадают в повторное обращение и являются частью ассортимента букинистического рынка.

В конечном итоге студент должен придти к заключению, что предпринимательская идея выпуска качественных изданий для массового потребления дает высокий экономический эффект, придает респектабельность выпускающей их фирме и обретает шанс долгосрочного присутствия на книжном рынке.

В развитие темы студент должен изучить инновации в области книжной торговли, методы, постепенно вытеснившие патриархальные формы книжной торговли. Ассортимент книжных лавок и методы работы с покупателем. Специализированная книжная торговля иностранцев. Показать роль иностранных книготорговцев, оказавших влияние на совершенствование отечественной книжной торговли. Отметить деятельность по продаже книг комиссионерами и по организации кабинетов для чтения.

  1. Боханов, А.Н. Русские газеты и крупный капитал (Газетно-издательское дело в конце ХIХ - начале ХХ вв.: исторический очерк) // Вопросы истории. - 1977. - № 3. - С. 113-120.
  2. Динерштейн, Е.А. Акционерные компании в издательском деле пореформенной России // Книга. Исследования и материалы. - 1991. - Сб. 63. - С. 86-113.
  3. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в издательском деле / Т.Г. Куприянова. - М.: МГГЭИ, 2013.
  4. Летенков, Э.В. «Литературная промышленность» России конца ХIХ - начала ХХ века / Э.В. Летенков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  5. Малыхин, Н.Г. Издательская деятельность П.П. Сойкина (Из истории издания просветительской и марксистской литературы) // Книга. Исследования и материалы. - 1967. - Сб. 14. - С. 160-174.
  6. Малыхин, Н.Г., Панина А.Л. Издательство М. и С. Сабашниковых // Книга. Исследования и материалы. - 1972. - Сб. 23. - С. 124-142.
  7. Миронов, А.Г. И.С.Тургенев и книгоиздательство братьев Салаевых в Москве // Книга. Исследования и материалы. - 1962. - Сб. 5. - С. 323-356.
  8. Рубакин, Н.А. Из истории борьбы за права книги. Флорентий Федорович Павленков / Публ. и коммент. И.А. Сницаренко // Книга. Исследования и материалы. - 1964. - Сб. 9. - С. 207-241.
  9. Румянцева, Т.Н. Деятельность издательства «Брокгауз и Ефрон» в Петербурге с 1889 по 1917 год // Из истории русско-советского международного книжного общения (ХIХ-ХХ вв.). - Л., 1987. - С. 25-36.

1. Как следует понимать социально-ориентированное предпринимательство?

2. Какие цели ставил издатель М.О. Вольф?

3. Какие социально-культурные задачи решал издатель книг для народа?

4. Что подразумевалось под определением качественного и доступного издания?

5. Какие цели ставил и как их реализовал издатель А.Ф. Маркс?

6. Какие тематические разделы имели приоритетное значение у издателей коммерческого направления?

7. В чем причины устойчивости фирмы Павленкова на книжном рынке?

8. Каковы способы снижения себестоимости изданий во второй половине ХIХ в.?

10. Какие издательские начинания И.Д. Сытина можно считать социально-ориентированными?

11. Как действовало акционерное объединение А.С. Суворина?

12. Каковы особенности работы акционерной компании Брокгауза-Ефрона?

© Центр дистанционного образования МГУП