Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

Изучить динамику объемов книгоиздания в первой половине ХХ в., отметить влияние Первой мировой войны, по данным статистики (приведена в монографии Т.Г. Куприяновой) определить лидеров.

В изучении данной темы акцентировать внимание на стратегических задачах и тенденциях развития предпринимательской деятельности во второй половине ХХ века. К ним относятся концентрация и централизация, монополизация книжного рынка. Отметить преобладание вывоза капитала над вывозом готовой печатной продукции. Показать, какое влияние оказали прогрессивные технологии предпринимательской деятельности на развитие книжного дела в странах бывшей колониальной системы. Отметить сокращение доли независимых издательств и негативные последствия этого явления. (Здесь можно провести параллели с современным отечественным книжным делом). Дальнейшей целью изучения является характеристика форм кооперации и особенностей создания производственных комплексов, включающих издательство, полиграфию и книжную торговлю, создание транснациональных корпораций. Отметить обострение конкурентной борьбы в издательской стратегии фирм, курс на массовое книгоиздание. Уделить внимание изучению вопроса конкуренции между отдельными странами за рынки сбыта и новые способы их завоевания.

Отдельного изучения заслуживает вопрос об инновационном бизнесе, связанном с электронными технологиями, показать преимущества и недостатки компьютерных технологий, оказавших влияние на смену исторической парадигмы в области книжного дела.

Далее приступить к изучению новых форм организации книжной торговли и формирования мирового книжного рынка. Борьба за внешние рынки.

Далее следует изучить способы ускорения оборота капитала в книготорговых предприятиях (самообслуживание, свободный доступ, торговля через автоматы, внемагазинная торговля). Отметить новые каналы сбыта печатной продукции (книготорговые цепи, клубы, подписка, почта, передвижная торговля, прямые продажи и т.д.). Показать роль единого оптового предприятия и сокращение звеньев товародвижения. Книготорговые услуги по продвижению книг к потребителю. В вопросах ценообразования обратить внимание на свободное и регулируемое ценообразование, практику фиксированных цен и систему книготорговых скидок. В заключение показать господство рыночной идеологии и коммерциализации труда в книжном бизнесе западных стран.

  1. Баренбаум, И.Е., Шомракова, И.А. Книга и книжное дело за рубежом. Вып. 1. Книга и книжное дело в капиталистических странах. - Л., 1990.
  2. Горшков, Ю.А. К вопросу о монополизации книжного дела в России (постановка проблемы) // Книжное дело в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века.: cб. науч. тр. - Вып. 4. - Л., 1989.
  3. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.
  4. Книгоиздательский бизнес: сборник статей / пер. с англ. Б.В. Ленского. - М.: Бук Чембер интернешнл, 1993.
  5. Мартынов, Н.Г. Монополия - главный и сильнейший враг развития торговли и промышленности и в особенности распространения книг // Книжная биржа. 1905. - № 8. - С. 10.
  6. Шомракова, И.А. Основные издательства США (Общая характеристика) // Издательское дело. Обзорная информация. - 1974. - Вып. 2.
  7. Штернгарц, М.З. Очерки книжной торговли за рубежом. - М.: Искусство, 1962.

1. Какие общие тенденции характерны для книгоиздания ХХ в.?

2. В чем проявляется высокий уровень концентрации в книгоиздании?

3. Что означает процесс концентрации в книгоиздании?

4. Какие монополии появились в европейском книгоиздании ХХ в.?

5. По каким направлениям проявляется конкуренция?

6. В чем выразилась конкуренция между издателями Великобритании и США?

7. В чем проявилось формирование мирового книжного рынка?

8. Что означает понятие «книготорговая цепь»?

9. В чем специфика продажи через книжные клубы?

10. Охарактеризовать деятельность отечественного книжного клуба «Монплезир».

11. Какие зарубежные книжные клубы вы знаете?

12. Какие зарубежные книготорговые цепи вы знаете?

Проанализировать структуру книгоиздания в различных странах мира. Изучить новые технологии печати: настольные издательские системы, печать по требованию. Отметить формирование рынка массовых изданий карманного формата и в мягких обложках. Выпуск комиксов и дайджестов. Организация выпуска серий карманных изданий. Дать определение и раскрыть понятие бестселлера. Раскрыть понятие электронного издания и показать перспективы развития электронных изданий.

Далее следует изучить вопрос о зарождении предпринимательства в сфере книжного дела в электронном формате. Отметить интернет-портал как новое направление продвижения средств информации. Следует уяснить основы разработки проекта интернет-магазина, его модули, механизмы, графический и web-дизайн, поддержка сайта, фирменный стиль и логотип. Отметить фирмы - посредники по продаже проектов и продвижения по сети. Далее приступить к рассмотрению принципов формирования ассортимента, методы сбора, хранения, систематизации базы данных в интернет-магазинах. Каналы доступа: интернет-кафе, почтовые отделения связи, мобильные устройства.

Электронный ресурс книготорговой точки. Значение форумов в изучении спроса и предложения. Современные процессы диверсификации ассортимента медиа-продуктов в интернет-торговле. Источники формирования информационного и ассортиментного банка данных. Создание каталогов брендов книжных товаров. Перспективы развития книжной торговли в электронном формате.

  1. Издательства в процессе перемен: сборник статей. - М.: Логос, 1999.
  2. Зимина, Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти / Л.В. Зимина. - М.: Наука, 2004.
  3. Книгоиздательский бизнес: сборник статей / пер. с англ. Б.В. Ленского. - М.: Бук Чембер интернешнл, 1993.
  4. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.
  5. Москаленко, В.В. Книгоиздание США: организация, экономика, распространение / В.В. Москаленко. - М.: Книга, 1976.
  6. Санников, Ю.В. Издание книг в мягкой обложке за рубежом / Ю.В. Санников. - М.: Книга, 1981.
  7. Сотникова, О.П. Интернет-издание от «а» до «я»: учеб. пособие / О.П. Сотникова. - М.: Аспект-пресс, 2014.
  8. Хорцев, В.И. Издательское дело Франции на современном этапе / В.И. Хорцев. - М.: Книга, 1977.
  9. Цыбульский, Р. Книжная торговля в современном обществе / Р. Цыбульский. - М.: Книга, 1982.

1. Какова динамика объемов книгоиздания в ХХ в.?

2. Чем обусловлено появление массовых изданий в ХХ столетии?

3. Каким конкурентным преимуществом обладают компьютерные технологии в книгоиздании?

4. Дать характеристику серийных изданий фирмы «Пингвин».

5. Чем обусловлен успех серий изданий карманного формата в мягкой обложке?

6. Какова специфика издательского репертуара Франции?

7. Какие новые издательские проекты появились во второй половине ХХ в.?

8. Что такое комиксы, дайджесты, бестселлеры?

9. Книжный клуб - как новая форма продвижения книги.

10. Как организована работа книготорговых цепей?

11. Какое влияние на книжное дело оказала компьютерная революция?

© Центр дистанционного образования МГУП