Московский государственный университет печати

Т.Г. Куприянова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело", специализация "Книгораспространение"


Т.Г. Куприянова
Методическое руководство по изучению дисциплины «История предпринимательства в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Раздел 1. Теоретические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле

1.1.

Тема 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности в системе книжного дела

1.2.

Библиографический список

1.3.

Вопросы для самопроверки

2.

Раздел 2. Исторические предпосылки формирования института предпринимательства

2.1.

Тема 1. Ранняя стадия развития института предпринимательства

2.2.

Библиографический список

2.3.

Вопросы для самопроверки

2.4.

Тема 2. Книжный рынок античности

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Раздел 3. Предпринимательство в условиях ручного производства

3.1.

Тема 1. Скриптории - центры книжного производства

3.2.

Библиографический список

3.3.

Вопросы для самопроверки

3.4.

Тема 2. Ремесленный характер деятельности городских скрипториев

3.5.

Библиографический список

3.6.

Вопросы для самопроверки

4.

Раздел 4. Предпринимательство в условиях механического производства

4.1.

Тема 1. Ксилографические мастерские

4.2.

Библиографический список

4.3.

Вопросы для самопроверки

4.4.

Тема 2. Печатная мануфактура

4.5.

Библиографический список

4.6.

Вопросы для самопроверки

4.7.

Тема 3. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

4.8.

Библиографический список

4.9.

Вопросы для самопроверки

5.

Раздел 5. Предпринимательство в системе книжного дела ХVII-ХVIII веков

5.1.

Тема 1. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

5.4.

Тема 2. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Раздел 6. Индустриализация книжной отрасли и развитие института предпринимательства в ХIХ веке

6.1.

Тема 1. Индустрия книжного производства в Западной Европе в ХIХ веке

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки

6.4.

Тема 2. Формирование института предпринимательства в книжном деле России в первой половине ХIХ века

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

6.7.

Тема 3. Предпринимательство в книжном деле России пореформенного периода

6.8.

Библиографический список

6.9.

Вопросы для самопроверки

7.

Раздел 7. Предпринимательство в ХХ веке

7.1.

Тема 1. Виды и формы предпринимательства в книжном деле ХХ века

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

7.4.

Тема 2. Инновационные проекты в издательском деле ХХ века

7.5.

Библиографический список

7.6.

Вопросы для самопроверки

8.

Контрольная работа

8.1.

Тема 1. Предпринимательство в условиях механического производства книги

8.2.

Тема 2. Инновационные проекты в книжном деле ХХ века

8.3.

Тема 3. Законодательная база российского предпринимательства в издательском деле

8.4.

Тема 4. Развитие акционерных форм книгоиздания в России в ХIХ веке

8.5.

Тема 5. Социально-ориентированное предпринимательство в издательском деле ХIХ века

9.

Формы контроля

В соответствии с учебным планом Института издательского дела и журналистики Московского государственного университета печати студенты изучают дисциплину «История предпринимательства в книжном деле», занимающую важное место в программе профессиональной подготовки бакалавров. Структура дисциплины предусматривает изучение процессов формирования института предпринимательства в книжном деле. Содержание дисциплины предполагает изучение основных этапов развития предпринимательства в издательстве и книжной торговле, выявление специфики предпринимательства, базирующейся на инновационном подходе к ведению бизнеса в области производства и распространения книги.

В ходе обучения студент должен овладеть необходимой исторической терминологией, методикой распознавания исторических фактов, их анализа и обобщения, навыками логического изложения материала.

Цель контрольной работы - формирование исторического взгляда на развитие предпринимательства в книжном деле, выявление системных связей и факторов влияния на его модификацию.

Задачи контрольной работы:

- выявлять основные тенденции развития предпринимательства;

- характеризовать состояние книжного рынка в определенные исторические периоды времени;

- прослеживать взаимосвязь между предпринимательской идеей и способами ее реализации;

- определять взаимовлияние предпринимателей на развитие книги в разных странах;

- рассматривать предпринимательскую деятельность в сочетании с конечным ее продуктом - книгой.

Тематика контрольных работ отражает основные этапы и ключевые процессы развития книжного дела на основе новшеств в области книгоиздания и книжной торговли.

При выполнении контрольной работы студент должен ознакомиться с программой курса, соответствующими разделами учебной литературы, а затем приступить к проработке научных публикаций, статистических данных, документальных материалов. Объем изучаемого материала определяется рабочей программой. Студенту предстоит выполнить контрольную работу по одной из предложенных тем. Допускается разработка индивидуальной темы, которая может быть заявлена студентом и утверждена по предварительному согласованию на кафедре. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы:

От «А» до «Г» выполняют тему 4

От «Д» до «З» выполняют тему 2

От «И» до «М» выполняют тему 3

От «Н» до «Т» выполняют тему 1

От «У» до «Я» выполняют тему 5

Контрольная работа начинается с плана, согласно которому материал располагается в систематизированном и логически обусловленном порядке, позволяющем полноценно раскрыть тему.

Порядок подготовки контрольной работы допускает цитирование, оформленное в соответствии с правилами библиографического описания и указанием источника заимствований, включая материалы, помещенные в интернете. В конце работы приводится полный список использованной литературы по теме, в котором каждая библиографическая запись также должна быть оформлена в соответствии с правилами библиографического описания.

В этой контрольной работе важно осветить вопрос изобретения книгопечатания с точки зрения инновационного способа производства книги. Надо показать, что изобрел Гутенберг, описать составные части изобретения, как отливался шрифт. Показать, что изобретение книгопечатания изменило не только процесс изготовления книги, но и ее внешний облик. Далее важно подчеркнуть, что печатная книга в оформлении копировала рукописи. Пояснить, как и почему Гутенберг утратил монополию на изобретение.

Далее описать, как развивалось книгопечатание в европейских странах. Для этого выбрать одну страну и подробно рассказать об организации книгопечатания. Обязательным в работе является вопрос о создании первых типографических компаниях в Венеции. Необходимо осветить вопрос о возросшей конкуренции и признаках перепроизводства.

В развитие вопроса надо рассмотреть деятельность Антона Кобергера и его иллюстрированные издания с участием Альбрехта Дюрера. В заключение сделать выводы о значении книгопечатания в динамичном развитии книги.

Библиографический список

Основная литература:

  1. Говоров, А.А. Из истории книгоиздательства и книжной торговли за рубежом в ХVI -ХIХ вв. / А.А. Говоров. - М.: МПИ, 1970.
  2. Куприянова, Т.Г. Зарубежная история предпринимательства в книжном деле (с древних времен до начала ХХ века): учеб. пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2005. Электронная версия. Для того чтобы получить доступ к электронной библиотеке МГУП, необходимо зарегистрироваться http://elib.mgup.ru/registration.php
  3. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Владимиров, Л.И. Всеобщая история книги / Л.И. Владимиров. - М.: Книга, 1988.
  2. Добиаш-Рождественская, О.А. История письма в Средние века // О.А. Добиаш-Рождественская. - М.: Книга, 1987.
  3. Киселева, Л.И. Западноевропейская книга ХIV-ХV вв. / Л.И. Киселева. - Л.: Наука, 1985.
  4. Немировский, Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга / Е.Л. Немировский. - М.: Наука, 2002.
  5. Нессельштраус, Ц.Г. Немецкая первопечатная книга / Ц.Г. Нессельштраус. - СПб.: Aхioma / РХГИ, 2000.
  6. Функе, Фриц. Книговедение. Исторический обзор книжного дела. Пер. с нем. / под ред. Е.Л. Немировского. - М.: Высшая школа, 1982.
  7. Ястребицкая, А.Л. Книжное дело - новая отрасль городского ремесленного производства // Cредневековая культура и город в новой исторической науке. - М.: Интерпракс, 1995. - С. 321-340.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы предпосылки становления печатной мануфактуры?

2. Как изменилась технология производства книги с изобретением книгопечатания?

3. Какова причина утраты немецкой монополии на книгопечатание?

4. Каким образом формировались договорные отношения между печатниками?

5. Как создавались типографические компании в первопечатный период?

6. Какова была конкуренции между печатниками?

7. В чем заключалось отличие в деятельности издательского дома Альда Мануция?

8. Какие новшества ввел Альд Мануций?

9. Каковы причины первого кризиса перепроизводства книг?

При выполнении контрольной работы отметить формирование рынка массовых изданий. В этих целях рассказать об изданиях карманного формата в мягких обложках, о выпуске комиксов и дайджестов. Дать определение и раскрыть понятие бестселлера. Особо остановиться на истории развития электронных изданий, показать разнообразие современных изданий и сайтов, обозначить перспективы их развития.

Далее следует изучить вопрос о зарождении предпринимательства в сфере книжной торговли в электронном формате. Отметить интернет-канал, как новое направление продвижения книги. Современные процессы диверсификации ассортимента медиа-продуктов в интернет-торговле. Источники формирования информационного и ассортиментного банка данных. Создание каталогов брендов книжных товаров. Перспективы развития книжной торговли в электронном формате.

Библиографический список

Основная литература:

  1. Говоров, А.А. Из истории книгоиздательства и книжной торговли за рубежом в ХVI-ХIХ вв. / А.А. Говоров. - М.: МПИ, 1970.
  2. Куприянова, Т.Г. Зарубежная история предпринимательства в книжном деле (с древних времен до начала ХХ века): учеб. пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2005. Электронная версия. Для того чтобы получить доступ к электронной библиотеке МГУП, необходимо зарегистрироваться http://elib.mgup.ru/registration.php
  3. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Издательства в процессе перемен: сборник статей. - М.: Логос, 1999.
  2. Зимина, Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти / Л.В. Зимина. - М.: Наука, 2004.
  3. Книгоиздательский бизнес: сборник статей / пер. с англ. Б.В. Ленского. - М.: Бук Чембер интернешнл, 1993.
  4. Санников, Ю.В. Издание книг в мягкой обложке за рубежом / Ю.В. Санников. - М.: Книга, 1981.
  5. Сотникова, О.П. Интернет-издание от «а» до «я»: учеб. пособие / О.П. Сотникова. - М.: Аспект-пресс, 2014.
  6. Цыбульский, Р. Книжная торговля в современном обществе / Р. Цыбульский. - М.: Книга, 1982.

Вопросы для самопроверки

1. Какова динамика объемов книгоиздания в ХХ в.?

2. Чем обусловлено появление массовых изданий в ХХ столетии?

3. Каким конкурентным преимуществом обладают компьютерные технологии в книгоиздании?

4. Дать характеристику серийных изданий фирмы «Пингвин».

5. Чем обусловлен успех серий изданий карманного формата в мягкой обложке?

6. Какова специфика издательского репертуара Франции?

7. Какие новые издательские проекты появились во второй половине ХХ в.?

8. Что такое комиксы, дайджесты, бестселлеры?

9. Книжный клуб - как новая форма продвижения книги.

10. Как организована работа книготорговых цепей?

11. Какое влияние на книжное дело оказала компьютерная революция?

Контрольная работа имеет целью ознакомление с законами, принятыми Екатериной II, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательства в книжном деле России. Начать следует с указа о вольных типографиях, положившего основание свободной деятельности частных лиц, проанализировать содержание указа, подчеркнуть, что книгоиздание было приравнено к промышленному производству, отметить влияние, оказанное на развитие книжного рынка. Далее следует привести данные статистики, которые можно почерпнуть из рекомендуемой к теме литературы, а также привлекая дополнительные материалы из других источников и отметить рост объемов книгоиздания. После этого приступить к анализу ситуации на книжном рынке, сложившейся под воздействием указа о запрете на частнопредпринимательскую деятельность и показать способы преодоления запрета путем перенесения типографских заведений в провинцию, или путем перевода частных предприятий под протекцию государственных ведомственных заведений.

Выделить дворянское и купеческое направления в издательско-книготорговой деятельности конца ХVIII - начала ХIХ столетий, охарактеризовать деятельность представителей этих направлений. Выявить, какие цели стояли перед участниками издательско-книготорговых процессов, насколько они стремились к получению доходов. Привести факты обострения конкуренции, примеры вводимых новшеств, как в книгоиздании, так и в книжной торговле на примере деятельности Н.И. Новикова. Заострить внимание на способах достижения конкурентных преимуществ за счет издательского репертуара и новых форм продажи книг, раскрыть потенциал, заложенный в его издательских и книготорговых начинаниях.

Разработка этой темы предполагает вопрос о зарождении литературного гонорара и авторского права. Отметить, что принятие цензурного устава 1828 г., узаконившего авторское право и литературный гонорар, придало импульс дальнейшему развитию предпринимательства в книгоиздании, все более явственно переходившему в разряд «литературной промышленности». Необходимо показать, какую роль в становлении авторского права сыграли декабристы и литераторы, в частности, А.С. Пушкин. Особым пунктом выделить отношения поэта с издателем А.Ф. Смирдиным. На издательско-книготорговой деятельности Смирдина следует остановиться подробнее и проанализировать причины упадка его дела, сделать вывод о своевременности предпринимаемых им усилий, оценить его вклад в развитие книжной культуры.

В последующем изложении должны быть освещены вопросы арендных отношений, комиссионерства, товарного кредитования, книготорговых скидок. Также следует отразить влияние технико-технологических усовершенствований, впервые поставивших предпринимателей в неравные производственные условия и показать, какие находки и идеи позволили удержать им позиции на рынке.

Библиографический список

Основная литература:

  1. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в книжном деле России: учебное пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2007. Электронная версия.
  2. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Гессен, С.Я. Книгоиздатель Александр Пушкин / С. Гессен. - М.: Захаров, 2008.
  2. Клейменова, Р.Н. Книжная Москва первой половины ХIХ века / Р.Н. Клейменова. - М.: Наука, 1991.
  3. Кондакова, Т.И. Московский типограф и издатель А.Г. Решетников // Федоровские чтения. 1980. - М., 1984. - С. 180-182.
  4. Куфаев, М.Н. История русской книги в ХIХ веке / М.Н. Куфаев. - М.: Пашков дом, 2004.
  5. Мартынов, И.Ф. Книготорговец и книгоиздатель ХVIII века М.К. Овчинников // Книга. Исследования и материалы. - 1972. - Сб. 24. - С. 99-114.
  6. Мартынов, И.Ф. Книга в русской провинции 1760-1790-х гг.: Зарождение провинциальной книжной торговли // Книга в России до середины ХIХ века. - Л., 1978. - С. 109-125.
  7. Мартынов, И.Ф. Словесность и коммерция: Книготорговцы и книжная торговля в русской журналистике начала ХIХ в. // Книжная торговля. 1980. - Вып. 7. - С. 181-198.
  8. Нилова, О.Е. Издательско-книготорговая деятельность московских купцов в конце ХVIII - первой четверти ХIХ века // Актуальные проблемы истории русской культуры. - М., 1991. - С. 75-89.
  9. Рейтблат, А.И. Литературный гонорар в России ХIХ - начала ХХ вв. // Книжное дело во второй половине ХIХ - начале ХХ в.: сб. науч. тр. - Вып. 3. - Л., 1988.
  10. Смирнов-Сокольский, Н. Книжная лавка А.Ф. Смирдина / Н. Смирнов-Сокольский. - М.: Изд-во ВКП, 1957.
  11. Утков, В.Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга. Исследования и материалы. - 1979. - Сб. 38. - С. 75-98.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть указа о вольном книгопечатании?

2. Какие последствия для развития книжного рынка имел указ о вольном книгопечатании?

3. Какие новшества ввели предприниматели в книжном деле?

4. Чем характеризуются дворянское и купеческое направления в развитии книжного дела?

5. Что включало в себя понятие «издатель» в рассматриваемый период времени?

6. Когда в развитии книжного рынка в рассматриваемый период наступил новый этап?

7. В чем заключается особенность развития предпринимательства в книжном деле первой четверти ХIХ века?

8. Какие законодательные акты оказали существенное влияние на формирование института предпринимательства во второй четверти ХIХ века?

9. Какие последствия для развития предпринимательства в книжном деле имели место после введения литературного гонорара?

10. Каковы причины разорения предпринимателей в рассматриваемый период?

Начать выполнение контрольной работы следует с понятия об акционировании средств производства в целом и в сфере книжного производства, в частности. Далее дать характеристику основных признаков акционерных компаний и обществ. Затем необходимо обратиться к истокам этого явления, указать цели создания типографских и издательских компаний, условия, на которых они действовали, продолжительность их существования, формы сотрудничества в осуществлении изданий и приемы конкурентной борьбы.

Далее, по мере возможности, проследить деятельность европейских издательских объединений вплоть до конца ХVIII в., когда в России также возникают первые книгоиздательские товарищества. Далее приступить к характеристике издательской деятельности товариществ, созданных Н.И. Новиковым, И.А. Крыловым, некоторыми провинциальными книжными деятелями. Обозначить цели издательских объединений, проанализировать издательские проекты, дать оценку совместной деятельности. Отметить, что в екатерининское время книгоиздание России приближается к европейским экономическим моделям, что следует проанализировать в контрольной работе. Разрыв в развитии процесса акционирования вплоть до середины ХIХ в., когда наблюдается его возрождение, следует обосновать.

Далее следует объяснить, почему в пореформенное время эта форма книгоиздательской деятельности вновь стала актуальной для предпринимателей. Также необходимо обосновать положение о преобладании русской буржуазии на книжном рынке пореформенной России, вытеснившей купечество. Отметить, когда у нас в стране появилась первая акционерная компания в книгоиздании, во что вылилась ее деятельность, проанализировать сложившуюся вокруг нее ситуацию на книжном рынке, после чего приступить к анализу крупнейших издательских акционерных компаний М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, Брокгауза-Ефрона. Отдельно рассмотреть акционерные компании А.С. Суворина и И.Д. Сытина. Следует уделить внимание такому вопросу, как необходимость акционирования капитала в книжном деле и сделать соответствующие выводы о смене исторической парадигмы развития отечественной книги, об ее окончательном превращении в объект коммерции.

В заключение желательно высказаться относительно позитивных и негативных сторон процесса акционирования в книжном деле страны.

Библиографический список

Основная литература:

  1. Куприянова, Т.Г. Зарубежная история предпринимательства в книжном деле (с древних времен до начала ХХ века): учеб. пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2005. Электронная версия. Для того чтобы получить доступ к электронной библиотеке МГУП, необходимо зарегистрироваться http://elib.mgup.ru/registration.php
  2. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в книжном деле России: учебное пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2007. Электронная версия.
  3. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Баренбаум, И.Е. Книга и книжное дело за рубежом. - Вып. 1. Книга и книжное дело в капиталистических странах / И.Е. Баренбаум, И.А. Шомракова. - Л.,1990.
  2. Белов, С.В. Издательство Брокгауза-Ефрона // Книга. Исследования и материалы. - 2006. - Сб. 84.
  3. Боханов, А.Н. Русские газеты и крупный капитал (Газетно-издательское дело в конце ХХ - начале ХХ вв. Исторический очерк) // Вопросы истории. - 1977. - № 3. - С. 113-120.
  4. Говоров, А.А. Из истории книгоиздания и книжной торговли в Западной Европе и Северной Америке в ХVI-ХIХ веках. - М.: МПИ, 1970.
  5. Голубева, О.Д. И.А. Крылов. - СПб.: РНБ, 1997 (Деятели Российской национальной библиотеки).
  6. Горшков, Ю.А. К вопросу о монополизации книжного дела в России (постановка проблемы) // Книжное дело в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века: cб. науч. тр. - Вып. 4. - Л., 1989.
  7. Горшков, Ю.А. Экономическая модернизация книжного дела в России ХVIII - первой половины ХIХ в. / Ю.А. Горшков. - М.: Пашков дом, 2009.
  8. Динерштейн, Е.А. Акционерные компании в издательском деле пореформенной России // Книга. Исследования и материалы. - 1991. - Сб. 63. - С. 86-113.
  9. Западов, А.В. Новиков / А.В. Западов. - М.: Молодая гвардия, 1968. (ЖЗЛ).
  10. Книга в России. 1861-1881. - Т. 1-3 / под ред. И.И. Фроловой. - М.: Книга, 1988-1991.
  11. Книга в России. 1881-1895 / под ред. И.И. Фроловой. - СПб.: РНБ, 1997.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое акционерная компания?

2. Какие существуют разновидности акционерных компаний?

3. Когда и как создавались первые объединения типографов и издателей?

4. Каковы условия развития акционерных компаний в книжном деле России?

5. Какие товарищества в книжном деле России ХVIII века вам известны?

6. В чем причина кратковременности существования первых акционерных компаний в отечественном книжном деле?

7. Какие разновидности акционерных компаний в отечественном книжном деле вы знаете?

8. Каковы причины создания акционерных компаний в книжном деле страны в конце ХIХ века?

9. Как действовало акционерное объединение А.С. Суворина?

10. Каковы особенности акционерной компании Брокгауза-Ефрона?

11. Какая акционерная компания была самая крупная в отечественной практике книгоиздания?

12. Какие позитивные моменты имело создание акционерных компаний в российском книгоиздании.

В ходе выполнения контрольной работы по данной теме студент должен уяснить роль издателей-просветителей в формировании читательских потребностей, умело сочетающих при этом коммерческий расчет. В качестве примера можно рассмотреть деятельность одного, или двух таких издателей, как П.П. Сойкин, Ф.Ф. Павленков, бр. М. и С. Сабашниковы и др. Показать, что подобный подход зачастую оказывался настолько эффективным, что многие фирмы просуществовали не один десяток лет. Для большей убедительности необходимо дать обстоятельный анализ деятельности той или иной фирмы с выделением основных этапов и их характеристикой.

Обязательным элементом анализа является издательский репертуар, его особенности с выделением наиболее удачных изданий, которые следует охарактеризовать с точки зрения содержательной и материально-конструктивной формы. Отметить оригинальные находки, как в части авторских произведений, так и в части художественно-полиграфического оформления. Выделить основные тематические группы изданий, привести примеры различных типов изданий. Сделать вывод о вкладе каждого изучаемого издателя в процесс формирования общественного сознания, показать, что книга воспринималась как специфический объект предпринимательской деятельности. Вместе с тем, необходимо отразить роль книги как товара особого рода, призванного удовлетворять духовные запросы общества. Из этого должны вытекать логические заключения о влиянии института предпринимательства в книжном деле на интеллектуальный потенциал нации, на ее культурный уровень.

Дальнейшей целью контрольной работы является обоснование причин устойчивого положения рассматриваемых фирм на книжном рынке. Показать взаимосвязь интересов читателей и издателей, ориентированность на выпуск качественных и доступных по цене изданий. Не следует упускать из вида такой важный инструмент регулирования сложных взаимосвязей, как цена на книги, привести примеры целенаправленной политики снижения затрат и повышение уровня подготовки изданий. Обратить внимание на уровень редактирования изданий, обеспечивавшийся за счет привлечения высокообразованных профессионалов. Следует также подчеркнуть, что издания предпринимателей, рассчитанные не на сиюминутный барыш, имеют продолжительный жизненный цикл, неоднократно попадают в повторное обращение и являются частью ассортимента букинистического рынка.

В конечном итоге студент должен придти к заключению, что предпринимательская идея выпуска качественных изданий для массового потребления дает высокий экономический эффект, придает респектабельность выпускающей их фирме и имеет шанс долгосрочного присутствия на книжном рынке.

Библиографический список

Основная литература:

  1. Куприянова, Т.Г. История предпринимательства в книжном деле России: учебное пособие / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2007. Электронная версия.
  2. Куприянова, Т.Г. Предпринимательство в книжном деле: историография, история, тенденции развития: монография / Т.Г. Куприянова. - М.: МГУП, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Адмиральский, А. Рыцарь книги. Очерки жизни и деятельности П.П. Сойкина / А. Адмиральский, С. Белов. - Л.: Лениздат, 1970.
  2. Динерштейн, Е.А. Во имя благого дела (Л.Н. Толстой, И.Д. Сытин и «Посредник») // Книга. Исследования и материалы. - 1978. - Сб. 37. - С. 70-97.
  3. Из переписки М.В. и С.В. Сабашниковых с авторами / Публ. С.В. Белова // Книга. Исследования и материалы. - 1979. - Сб. 38. - С. 133-151.
  4. История книги: учебник для вузов / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М., 2001. Электронная версия.
  5. Книга в России: 1861-1881. Т. 1-3 / под ред. И.И. Фроловой. - М., 1988-1991.
  6. Книга в России: 1881-1895 / под ред. И.И. Фроловой. - СПб., 1997.
  7. Люблинский, С.Б. Подвижники книги: Е.Н. Водовозова, Л.Ф. Пантелеев, А.М. Калмыкова, О.Н. Попова. М.И. Водовозова / C.Б. Люблинский. - М., 1988.
  8. Малыхин, Н.Г. Издательская деятельность П.П. Сойкина (Из истории издания просветительской и марксистской литературы) // Книга. Исследования и материалы. - 1967. - Сб. 14. - С. 160-174.
  9. Малыхин, Н.Г., Панина, А.Л. Издательство М. и С. Сабашниковых // Книга. Исследования и материалы. - 1972. - Сб. 23. - С. 124-142.
  10. Миронов, А.Г. И.С. Тургенев и книгоиздательство братьев Салаевых в Москве // Книга. Исследования и материалы. - 1962. - Сб. 5. - С. 323-356.
  11. Рубакин, Н.А. Из истории борьбы за права книги. Флорентий Федорович Павленков / публ. и коммент. И.А. Сницаренко. - М., 1964. - Сб. 9. - С. 207-241.
  12. Сабашников М.В. Воспоминания / М.В. Сабашников. - М., 1983.
  13. Смирнов-Сокольский, Н. Книжная лавка А.Ф. Смирдина / Н. Смирнов-Сокольский. - М., 1957.

Вопросы для самопроверки

1. Как следует понимать социально-ориентированное предпринимательство?

2. Какие цели преобладают у издателей этого направления?

3. Какие социально-культурные задачи решает издатель книг для народа?

4. Что подразумевалось под определением качественного и доступного издания?

5. Как можно охарактеризовать издательский репертуар, ориентированный на широкие массы читателей?

6. Какие тематические разделы имели приоритетное значение у издателей этого направления?

7. В чем причины устойчивости фирмы Ф.Ф. Павленкова на книжном рынке?

8. Каковы способы снижения себестоимости изданий во втор. половине ХIХ в.?

9. В чем причины банкротства А.Ф. Смирдина?

10. Какие издательские начинания И.Д. Сытина можно считать социально-ориентированными?

© Центр дистанционного образования МГУП