Московский государственный университет печати

Панова Н.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление издательской деятельностью»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки "080200.62 Менеджмент", профиль "Производственный менеджмент"


Панова Н.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление издательской деятельностью»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание дисциплины

1.

Тема 1. Издательское дело в РФ

1.1.

Основные принципы работы издательств. Современное состояние и перспективы развития издательского дела в РФ. Рынок издательской продукции

1.2.

Организационно-правовые основы издательской деятельности

1.3.

Библиографический список

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Система управления издательской деятельностью

2.1.

Трансформация издательской деятельности на современном этапе экономического развития

2.2.

Организация системы управления издательской деятельностью

2.3.

Принципы и методы управления издательством

2.4.

Организационная структура издательства

2.5.

Библиографический список

2.6.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Редакционно-издательский процесс. Управление редакционно-издательским процессом

3.1.

Библиографический список

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Взаимоотношения издательств с авторами. Авторское право в издательской деятельности

4.1.

Библиографический список

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Издательское планирование

5.1.

Содержание и организация планирования издательской деятельности

5.2.

Управление персоналом в системе издательского планирования

5.3.

Планирование расходов на бумагу и переплетные материалы. Расходы на полиграфические работы

5.4.

Планирование издательской себестоимости

5.5.

Библиографический список

5.6.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Система управления затратами и ценами. Реализация издательской продукции

6.1.

Себестоимость издательской продукции и управление затратами

6.2.

Прибыль и рентабельность в издательской деятельности

6.3.

Налогообложение и ценообразование на издательскую продукцию

6.4.

Реализация издательской продукции

6.5.

Библиографический список

6.6.

Вопросы для самопроверки

7.

Контрольная работа

8.

Приложение

9.

Формы контроля

Настоящие методические указания к учебной дисциплине устанавливают минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяют содержание и виды учебных занятий и отчетности. Методические указания предназначены для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Управление издательской деятельностью» с применением ДОТ.

Методические указания разработаны в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 г. № 544;

- Основной образовательной программой высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, по профилю подготовки Производственный менеджмент;

- Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент.

Методические рекомендации по изучению дисциплины предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, методические рекомендации по самостоятельной работе, рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине, контрольный тест, вопросы для подготовки к зачету) и пояснения по их выполнению, а также список литературных и других источников информации, необходимых при изучении дисциплины.

Основной формой работы студента, обучающегося по дистанционной форме является самостоятельное изучение литературы, перечень которой приводится в конце каждой темы, интернет-ресурсы. Руководствуясь программой курса и настоящими методологическими указаниями, студенты дополняют работу с литературой своим производственным опытом и т.д.

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Управление издательской деятельностью» является освоение комплекса теоретических знаний о системе управления и рациональной организации издательской деятельности, включая управление редакционно-издательским процессом и эффективным использованием кадрового потенциала; о внешней и внутренней среде издательств и экономической устойчивости предпринимательских структур; продукции издательств; системе организации, принципах управления и методах планирования и прогнозирования издательской деятельности; о ресурсном обеспечении, экономических затратах и результатах; динамике и основных тенденциях развития издательского рынка; технике расчёта основных качественных и количественных параметров его функционирования и формирование на основе теоретических положений практических навыков работы с указанными экономическими объектами в реальных условиях отечественного рынка. Также в ходе изучения дисциплины затрагиваются вопросы управления развитием издательств в современных условиях.

Основными задачами преподавания дисциплины являются освоение комплекса знаний о рациональной организации управления издательской деятельностью с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных, финансовых и кадровых ресурсов, обеспечения рентабельности деятельности издательства, его конкурентоспособности и стабильного положения на рынке; о методах управления издательской деятельностью; о системе планирования в издательствах; об ассортименте материалов, использующихся в издательской деятельности, их использовании и источниках их обеспечения; о системе и методах контроля в редакционно-издательском процессе.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • основные понятия издательской деятельности;
  • закономерности и тенденции развития рынка издательской продукции;
  • основные этапы исторического развития издательского дела России;
  • основные нормативные и правовые документы;
  • принципы организации издательской деятельности;
  • характеристики и основные факторы внешней и внутренней среды организации;
  • роль, функции, цели и задачи управления издательской деятельностью;
  • сущность, виды и методы построения организационных структур, а также принципы и методы организации управления издательством;
  • методы и систему ресурсного обеспечения издательства, основные средства и нематериальные активы, оборотные средства, персонал организации, финансовое обеспечение и принципы финансирования издательского бизнеса;
  • методы мониторинга издательского рынка и использование их результатов в системе управления издательством;
  • методы маркетинговых исследований рынка, использующихся в организации редакционно-издательского процесса;
  • методы управления, основные стадии и этапы редакционно-издательского процесса;
  • принципы управления затратами и ценами в издательской деятельности;
  • сущность методов ценообразования и налогообложения издательской продукции;
  • группировку и классификацию затрат, расходов и понятие себестоимости издательской продукции;
  • понятие и структуру доходов издательства, формирование, распределение и использование прибыли;
  • сущность и понятия экономической эффективности и рентабельности деятельности издательства, принципы управления эффективностью издательского бизнеса;
  • систему управления развитием издательства: инвестиционная и инновационная деятельность;
  • основные информационные технологии и системы управления издательством;
  • роль и место управления персоналом в системе управления издательской деятельностью;
  • систему планирования на предприятии, производственную программу, принципы разработки планов издательской деятельности;
  • основные качественные и количественные методы прогнозирования издательской деятельности;
  • принципы и основные стратегии управления издательством в условиях нестабильной внешней среды;
  • методы и систему контроля в редакционно-издательском процессе.

2) уметь:

  • аргументировано излагать свои мысли;
  • применять понятийно-категориальный аппарат;
  • рассчитывать и оценивать основные показатели деятельности издательств;
  • работать с нормативными документами, определяющими работу издательств;
  • планировать деятельность издательства в соответствии с потребностями рынка;
  • овладеть методикой экономических расчетов в издательской деятельности;
  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду издательства, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на систему управления и деятельность издательства;
  • анализировать и разрабатывать организационную структуру управления издательством;
  • использовать информацию, полученную в ходе мониторинга и маркетинговых исследований издательского рынка;
  • рассчитывать и анализировать себестоимость, калькуляцию издательской продукции, а также факторы, влияющие на себестоимость;
  • прогнозировать и определять потребность издательства в основных специалистах;
  • планировать операционную, инвестиционную и финансовую деятельность издательства;
  • рассчитывать и планировать потребность в бумаге и переплетных материалах;
  • рассчитывать оптовую и отпускную цену на издательскую продукцию, использовать различные методы ценообразования при расчете отпускной цены;
  • применять методы контроля в системе управления издательской деятельностью;
  • использовать современные средства коммуникации и информационные технологии для организации системы управления издательством.

3) иметь навыки:

  • владения методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивация и контроль);
  • использования современных технологий координации деятельности редакционного персонала;
  • использования методик экономических расчетов в издательстве;
  • владения методами анализа маркетинговой, финансовой и др. отчетностью, используемой в системе управления издательством;
  • применения современного инструментария управления кадровыми ресурсами издательства;
  • использования методов управления ценообразованием на издательскую продукцию;
  • использования методов контроля качества продукции: авторского оригинала, редакционно-издательского процесса и полиграфического исполнения.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции

ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-9 умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-20 способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

ПК-10 способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

ПК-11 способность использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала;

ПК-12 способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании;

ПК-14 владеть современными технологиями управления персоналом;

ПК-15 готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;

ПК-17 готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям;

ПК-18 владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;

ПК-19 способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций;

ПК-23 знать современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;

ПК-40 способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;

ПК-41 способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета.

Общие рекомендации по изучению дисциплины «Управление издательской деятельностью»

Основной формой работы студента, обучающегося дистанционно является самостоятельное изучение литературы, перечень которой приводится после каждой темы дисциплины данных методических указаний. Для усвоения материала дисциплины необходимо в обязательном порядке изучать кроме учебной специальную литературу, используя современные экономические публикации в периодической печати, Интернет-источники.

При необходимости студент может обратиться на кафедру «Экономика и менеджмент медиабизнеса» за консультацией в письменной или устной форме.

К формам контроля знаний студентов относятся следующие:

4-й курс: контрольная работа, тестовые задания, практические расчетные задания, итоговый контроль в форме зачета.

Изучение дисциплины «Управление издательской деятельностью» направлено на исследование и анализ деятельности российских издательств в современных условиях, которые нацелены на достижение коммерческого успеха на основе эффективного использования своего потенциала с ориентацией на потребителя в условиях конкурентной среды. Использование информационных технологий в издательском деле трансформировало организацию редакционно-издательского процесса и создало возможность получения современного издательского оригинал-макета, сокращения сроков выпуска изданий и предоставило возможность представления информации в различном виде.

Рассматривается назначение издательской продукции, которая служит средством передачи информации различного рода, знаний, орудием просвещения, повышения культурного уровня народа.

Книга, как одно из самых доступных средств передачи мысли, является и самым распространенным инструментом получения знаний, средством самовыражения. Особыми чертами издательской продукции являются ее идеологический характер и неповторимость. Издательская продукция, как одно из важнейших средств влияния на человека, удовлетворяет специфические, духовные потребности общества: в знаниях, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора, в получении информации. Основную характеристику издательской продукции, как уникального результата творческой деятельности их создателей, составляет ее нематериальная ценность. Вместе с тем книга имеет материальную форму и является товаром, обладает стоимостью.

Уникальность издательской продукции выражается в содержании и художественно-техническом оформлении каждого издания. Другой особенностью издательского дела является тесная взаимосвязь творческих и экономических аспектов. Как и другие виды производственной деятельности, деятельность издательства направлена на получение прибыли, но в то же время ее целью являются просвещение, передача знаний, культурное и научное развитие, удовлетворение потребностей читателей.

Специфические черты деятельности издательства проявляются в организации производственной структуры и производственного процесса, в характере труда редакционно-издательских работников, во взаимоотношениях с автором, полиграфическими организациями, поставщиками материалов, с книготорговыми организациями. Можно выделить несколько факторов, влияющих на направления развития издательского дела, в которых выражаются и его главные особенности: внедрение информационных технологий, дигитализация и конвергенция, ориентация на качество, использование современных методов управления редакционно-издательским процессом.

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Управление издательской деятельностью» на основе анализа и обобщения накопленного за последние годы опыта работы издательств в Российской Федерации.

В методических рекомендациях рассматриваются следующие темы дисциплины: характеристика современного издательского рынка; организация и регулирование издательской деятельности; редакционно-издательский процесс; взаимоотношения издательств с авторами; планирование в издательстве; управление затратами; ценообразование в издательской деятельности.

Цель изучения дисциплины «Управление издательской деятельности» заключается в том, чтобы дать студентам теоретические и практические знания в области управления издательской деятельностью.

Для достижения вышеуказанной цели перед студентом ставятся задачи самостоятельного изучения и освоения теоретической и практической части дисциплины, подготовки письменной контрольной работы, а также представление на зачете необходимого объема и качественного уровня специальных знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В методических рекомендациях материал структурирован таким образом, чтобы студент имел возможность проверить себя с помощью контрольных вопросов, которые даны в каждой теме. Также дается список необходимых источников информации для изучения каждой темы дисциплины.

Освоение учебного курса завершает выполнение контрольной работы в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями, содержащимися в учебно-методическом комплексе. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплине.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Управление издательской деятельностью» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания, Интернет-источники, законодательные и нормативные документы, труды зарубежных авторов.

Студент, не выполнивший к установленному сроку письменной контрольной работы, к зачету по дисциплине не допускается.

Контрольная работа выступает как зачетная работа, степень и качество выполнения которой влияет на итоговую оценку по учебному курсу. Грамотное раскрытие темы при написании контрольной работы должно показать степень усвоения студентом основных теоретических вопросов учебного курса, его понимание их содержания, взаимосвязей, практической значимости. Решения конкретных задач в контрольной работе должны базироваться на типовых методиках, свидетельствовать об умениях и навыках студентов в их применении.

Тематика контрольных работ, конкретные требования к их содержанию, объему, оформлению утверждены кафедрой и приводятся в данных методических рекомендациях.

В качестве одной из форм самостоятельной работы студента по учебному курсу «Управление издательской деятельностью» является углубленное изучение и конспектирование отдельных тем курса, самостоятельный поиск и систематизация информации, использование общенаучных методов анализа и синтеза.

Одним из видов самостоятельной работы студента может быть изучение материалов и деловых ситуаций из зарубежной и российской практики, изучение отраслевых отчетов, данных маркетинговых исследований рынка.

В результате освоения данной дисциплины у студента должен сформироваться категорийно-понятийный аппарат, который он сможет использовать в профессиональной деятельности в качестве инструментария для непосредственного организационно-экономического анализа реальных производственных проблем.

Изучение дисциплины предполагает со стороны студентов систематическую работу с профильными периодическими изданиями, статьями из журналов, с целью более глубокого понимания современных тенденций развития издательской деятельности и издательского рынка, изучения практических вопросов управления издательской деятельностью, существующих проблем и тенденций, а также накопления и анализа фактического, статистического и фактологического материала.

© Центр дистанционного образования МГУП