Московский государственный университет печати

Бирюков В.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ». Часть II. Теория экономического анализа

для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Бирюков В.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ». Часть II. Теория экономического анализа
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Сведения о дисциплине

1.

Требования к знаниям и умениям

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

2.

Содержание дисциплины

2.1.

Тема 1. Теоретические основы экономического анализа

2.2.

Тема 2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа в организации

2.3.

Тема 3. Традиционные и логические способы обработки информации и анализа

2.4.

Тема 4. Метод детерминированного факторного анализа

2.5.

Тема 5. Методы стохастического факторного анализа

2.6.

Тема 6. Экономико-математические способы и методы экономического анализа

2.7.

Тема 7. Финансовые инструменты в экономическом анализе

2.8.

Тема 8. Эвристические методы экономического анализа

2.9.

Тема 9. Методика определения величины резервов в экономическом анализе

2.10.

Тема 10. Методика функционально-стоимостного анализа

2.11.

Тема 11. Методика маржинального анализа

2.12.

Тема 12. Методика стратегического экономического анализа

3.

Контрольная работа

3.1.

Вариант 1

3.2.

Вариант 2

3.3.

Вариант 3

3.4.

Вариант 4

3.5.

Вариант 5

3.6.

Вариант 6

3.7.

Вариант 7

3.8.

Вариант 8

3.9.

Вариант 9

3.10.

Вариант 10

3.11.

Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы

4.

Курсовая работа

5.

Литература

6.

Формы контроля

При изучении данной темы бакалавру необходимо уяснить, что представляет собой экономический анализ как наука; понять сущность системного и комплексного подходов к проведению экономического анализа.

Необходимо уяснить содержание экономического анализа, его предмет, объекты, цель, задачи и принципы.

Следует знать взаимосвязь экономического анализа с другими науками и классификацию его видов.

Необходимо уяснить сущность понятий «метод», «методика» и «методология» экономического анализа.

Под методом экономического анализа понимается системный комплексный подход к изучению результатов деятельности экономического субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности.

Метод экономического анализа реализуется через конкретные методики. Методика - это совокупность конкретных методов и средств, применяемых в процессе проведения экономического анализа в заранее определенной последовательности их использования для достижения поставленной цели.

Методология экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных методов, принимаемых для обработки и анализа экономической информации.

Важно знать, что в процессе экономического анализа деятельности организации используется система показателей, имеющая различные классификационные признаки.

Необходимо уметь охарактеризовать этапы развития экономического анализа:

  • период формирования науки (средние века <?xml version="1.0"?>
1917 г.);
  • послереволюционный период (1918<?xml version="1.0"?>
1923 гг.);
  • предвоенный период (1924<?xml version="1.0"?>
1940 гг.);
  • период Великой отечественной войны и послевоенного восстановления разрушенной войной экономики (1941<?xml version="1.0"?>
1953 гг.);
  • период создания системы комплексного экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта, развития отдельных видов экономического анализа (1954<?xml version="1.0"?>
1963 гг.);
  • период распространения во всех отраслях народного хозяйства СССР общественных форм экономического анализа (1964-1968 гг.);
  • период обоснования важнейших концептуальных основ теории экономического анализа и его выделения в качестве самостоятельной учебной дисциплины (1969<?xml version="1.0"?>
1983 гг.);
  • доперестроечный период развития экономического анализа (1983<?xml version="1.0"?>
1989 гг.);
  • период развития экономического анализа в условиях формирования рыночной экономики в России (1990 г. <?xml version="1.0"?>
настоящее время).

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение понятия «экономического анализа».
  2. Раскройте сущность системного и комплексного подходов к проведению экономического анализа.
  3. Назовите предмет и объекты экономического анализа.
  4. Раскройте содержание экономического анализа.
  5. Назовите цель и задачи экономического анализа.
  6. Перечислите и раскройте содержание принципов экономического анализа.
  7. Перечислите классификационные признаки видов экономического анализа.
  8. Укажите виды экономического анализа по аспектам исследования.
  9. Охарактеризуйте виды экономического анализа по методике проведения исследования.
  10. Перечислите и раскройте сущность специальных методов стратегического экономического анализа.
  11. Раскройте сущность понятия «метод», «методика» и «методология» экономического анализа.
  12. Перечислите классификационные признаки методов экономического анализа.
  13. Раскройте сущность методики проведения экономического анализа и выбора оптимального управленческого решения.
  14. Перечислите и охарактеризуйте классификационные признаки показателей экономического анализа.
  15. Укажите, в чем проявляется связь экономического анализа с другими науками.
  16. Назовите этапы развития экономического анализа как науки.
  17. Охарактеризуйте каждый из названных этапов.
  18. Раскройте направления развития экономического анализа на современном этапе.

При изучении данной темы бакалавру необходимо понять место и роль экономического анализа в управлении экономическим субъектом. Уметь организовать аналитическую работу в организации.

Необходимо уяснить сущность понятия «система экономической информации». Знать требования, предъявляемые к экономической информации и методы проверки достоверности информации, используемой для экономического анализа, а также классифицировать пользователей информации экономического анализа.

Необходимо уметь организовывать автоматизированную аналитическую обработку и анализ экономической информации в организации.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте роль экономического анализа в управлении экономическим субъектом.
  2. Перечислите принципы организации аналитической работы в организации.
  3. Назовите этапы проведения экономического анализа.
  4. Раскройте понятие экономической информации и приведите ее классификацию.
  5. Назовите требования, предъявляемые к экономической информации.
  6. Раскройте сущность методов проверки достоверности информации.
  7. Перечислите классификационные признаки пользователей экономической информации.
  8. Назовите особенности организации автоматизированной аналитической обработки и анализа экономической информации.

При изучении данной темы бакалавру необходимо знать особенности использования традиционных и логических способов обработки информации и анализа: применение группировки информации; средних и относительных величин; балансового и графического способов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите традиционные и логические способы обработки информации и анализа.
  2. Дайте характеристику абсолютных, относительных и средних величин, приведите примеры их использования в экономическом анализе.
  3. Раскройте содержание группировки информации.
  4. Охарактеризуйте содержание балансового способа и его значение для проведения экономического анализа.
  5. Перечислите и охарактеризуйте основные формы графиков, используемых в экономическом анализе.

При изучении данной темы бакалавру необходимо овладеть основами моделирования факторных систем, уяснить сущность следующих способов: цепных подстановок; абсолютных и относительных разниц; пропорционального деления и долевого участия; логарифмирования; интегрального и индексного методов, а также суммы мест и расстояний.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите и охарактеризуйте типы факторных моделей детерминированного факторного анализа.
  2. Перечислите приемы моделирования факторных систем.
  3. Назовите и охарактеризуйте типы факторного анализа.
  4. Перечислите способы, входящие в метод детерминированного факторного анализа.
  5. Раскройте сущность способа цепных подстановок.
  6. Объясните, в чем заключается сущность способа абсолютных разниц.
  7. Назовите отличия способа абсолютных разниц от способа относительных разниц.
  8. Охарактеризуйте способ пропорционального деления.
  9. Раскройте сущность способа долевого участия.
  10. Поясните, в чем заключается сущность интегрального способа определения влияния фактора на результативный показатель.
  11. Охарактеризуйте особенности способа логарифмирования, область его применения.
  12. Поясните, в чем заключается сущность индексного способа детерминированного факторного анализа.
  13. Охарактеризуйте способы суммы мест и метод расстояний.

При изучении данной темы бакалавру необходимо уяснить особенности корреляционного, регрессионного, дисперсионного, компонентного и кластерного анализа, являющихся основными методами стохастического моделирования.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите методы стохастического факторного анализа.
  2. Перечислите и охарактеризуйте этапы проведения стохастического моделирования.
  3. Раскройте содержание и задачи, решаемые с помощью корреляционного анализа.
  4. Перечислите необходимые условия корреляционного анализа.
  5. Охарактеризуйте этапы проведения корреляционного анализа.
  6. Охарактеризуйте экономические задачи, решаемые с помощью регрессионного анализа.
  7. Охарактеризуйте сущность и цели проведения дисперсионного анализа.
  8. Раскройте сущность и особенности проведения кластерного анализа.
  9. Раскройте сущность и значение кластерного анализа, охарактеризуйте процедуры кластеризации.
  10. Назовите этапы проведения кластерного анализа.
  11. Охарактеризуйте методы кластеризации.
  12. Перечислите процедуры, обеспечивающие адекватную проверку качества кластерного анализа.
  13. Назовите критерии оценки адекватности полученных результатов при использовании различных методов стохастического факторного анализа.

При изучении данной темы бакалавру необходимо понять сущность и особенности применения оптимизационных методов и неоптимизационных экономико-математических способов экономического анализа.

Если задача позволяет искать решение по заданному критерию оптимальности, то этот метод относят в группу оптимизационных методов. В случае, когда поиск решений ведется без критерия оптимальности, соответствующий способ относят к группе неоптимизационных способов.

К оптимизационным экономико-математическим методам относятся линейное, целочисленное и динамическое программирование, сетевое моделирование, системы массового обслуживания, моделирование управления запасами, теория игр.

К неоптимизационным экономико-математическим способам относятся способы элементарной математики, математической статистики, классические способы математического анализа, эконометрические способы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите главное отличие оптимизационных методов от неоптимизационных экономико-математических способов.
  2. Раскройте сущность линейного программирования.
  3. Перечислите и кратко охарактеризуйте задачи, решаемые с помощью линейного программирования.
  4. Охарактеризуйте сущность и область применения симплекс-метода.
  5. Раскройте сущность оптимального анализа и планирования транспортных задач.
  6. Назовите основные отличия метода минимального тарифа от метода «северо-западного» угла решения транспортной задачи.
  7. Раскройте особенности решения открытых транспортных задач.
  8. Раскройте сущность методов целочисленного и динамического программирования.
  9. Перечислите и кратко охарактеризуйте задачи, решаемые с помощью целочисленного и динамического программирования.
  10. Охарактеризуйте сущность сетевой модели.
  11. Перечислите правила, которые необходимо соблюдать при построении сетевых моделей.
  12. Перечислите задачи, решаемые с помощью сетевого моделирования.
  13. Раскройте основные черты и назначение систем массового обслуживания.
  14. Охарактеризуйте основные элементы системы массового обслуживания.
  15. Классифицируйте системы массового обслуживания по различным признакам.
  16. Охарактеризуйте основную модель управления запасами, модель производственных запасов и модель запасов, включающую штрафы. Назовите их принципиальные отличия.
  17. Дайте характеристику различным видам игр.

При изучении данной темы бакалавру необходимо научиться определять наращенную сумму денежных потоков на основе простых и сложных процентов.

Важно овладеть методом дисконтирования денежных потоков, который позволяет привести будущую стоимость денежных доходов к их стоимости в текущий момент времени.

Необходимо уметь проводить оценку финансовой ренты и финансовые операции с ценными бумагами.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные виды финансовых вычислений.
  2. Раскройте сущность ссудного процента.
  3. Охарактеризуйте метод компаундирования денежных потоков.
  4. Назовите отличие начисления простых и сложных процентов.
  5. Раскройте сущность и методику расчета эквивалентной ставки процента.
  6. Перечислите условия, при которых необходимо применять номинальную ставку доходности денежных потоков.
  7. Раскройте сущность метода дисконтирования.
  8. Охарактеризуйте дисконтный множитель и назовите факторы, от которых зависит его величина.
  9. Дайте определение финансовой ренты.
  10. Поясните, как определяется приведенная и будущая стоимость финансовой ренты.
  11. Перечислите показатели операций с акциями.

При изучении данной темы бакалавру необходимо освоить методы индивидуальных экспертных оценок (синектический метод и метод контрольных вопросов) и коллективных экспертных оценок («Коллективный блокнот», Дельфийский метод и метод «мозговой атаки»); методы Паттерн, инверсий и морфологический анализ; ситуационный метод, построение сценариев и применение теории катастроф.

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте эвристические методы экономического анализа.
  2. Перечислите экспертные методы, применяющиеся в экономическом анализе.
  3. Назовите и охарактеризуйте этапы процесса экспертного оценивания.
  4. Перечислите и охарактеризуйте методы индивидуальных экспертных оценок.
  5. Раскройте сущность методов: опрос, дискуссия, интервью.
  6. Охарактеризуйте метод ранговой корреляции.
  7. Раскройте сущность метода последовательного сопоставления.
  8. Охарактеризуйте метод полного факторного эксперимента.
  9. Раскройте сущность метода контрольных вопросов.
  10. Назовите и охарактеризуйте особенности морфологического анализа.
  11. Перечислите и охарактеризуйте методы коллективных экспертных оценок.
  12. Раскройте сущность синектического и ситуационного метода, метода «коллективный блокнот».
  13. Назовите особенности построения сценариев в экономическом анализе.
  14. Раскройте сущность Дельфийского метода и метода мозговой атаки.
  15. Охарактеризуйте сущность метода 635.
  16. Раскройте сущность метода Паттерн и применение теории катастроф в экономическом анализе.

При изучении данной темы бакалавру необходимо уяснить понятие, экономическую сущность и классификацию внутрипроизводственных резервов.

Следует знать принципы организации и направления поиска и подсчета резервов. Овладеть методикой определения величины резервов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте понятие и экономическую сущность резервов.
  2. Классифицируйте резервы по классификационным признакам.
  3. Назовите принципы рационализации выявления и мобилизации резервов.
  4. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы подсчета величины резервов в экономическом анализе.
  5. Назовите направления поиска и оценки резервов.

При изучении данной темы бакалавру необходимо понять сущность и задачи функционально-стоимостного анализа.

Важно знать исторические этапы и перспективы использования функционально-стоимостного анализа; принципы организации функционально-стоимостного анализа и этапы его проведения. Необходимо понимать роль функционально-стоимостного анализа в решении организационно-производственных задач.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте сущность функционально-стоимостного анализа.
  2. Перечислите задачи функционально-стоимостного анализа.
  3. Назовите и охарактеризуйте принципы организации функционально-стоимостного анализа.
  4. Дайте характеристику этапов проведения функционально-стоимостного анализа.
  5. Каковы особенности функционально-стоимостного анализа в решении организационно-производственных задач.
  6. Назовите исторические этапы и перспективы использования функционально-стоимостного анализа.

При изучении данной темы бакалавру необходимо уяснить сущность и значение маржинального анализа. Уметь анализировать функциональную связь между операционными затратами и объемом производства продукции. Необходимо освоить методы разграничения постоянных и переменных затрат. Овладеть методикой маржинального анализа прибыли от реализации продукции и рентабельности.

Важно научиться определять безубыточный объем продаж, зону безопасности экономического субъекта, пороговые значения постоянных и переменных расходов на единицу продукции и критический уровень цены реализации.

Необходимо освоить прикладные экономические задачи, решаемые с помощью маржинального анализа.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте сущность маржинального анализа.
  2. Раскройте значение маржинального анализа для обоснования управленческих решений.
  3. Дайте определение понятия «маржа покрытия».
  4. Раскройте сущность методики маржинального анализа прибыли и рентабельности по отдельным видам продукции и в целом по организации, в чем её преимущества.
  5. Дайте определение понятиям «безубыточный объем продаж» и «зона безопасности организации».
  6. Перечислите и охарактеризуйте методы, с помощью которых можно определить безубыточный объем продаж и зону безопасности организации.
  7. Перечислите факторы, влияющие на безубыточный объем продаж и зону безопасности организации.
  8. Раскройте сущность методики определения критической суммы постоянных расходов, критического уровня переменных затрат на единицу продукции, критического уровня цены при заданном значении других факторов.
  9. Перечислите и кратко охарактеризуйте прикладные экономические задачи, решаемые с помощью маржинального анализа.

При изучении данной темы бакалавру необходимо уяснить сущность и значение современного стратегического экономического анализа. Необходимо освоить методы стратегического экономического анализа: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, портфельный анализ, сценарный анализ, сравнительный анализ, анализ по модели Дюпон, риск-анализ.

Вопросы для самопроверки:

  1. Раскройте сущность и содержание стратегического экономического анализа.
  2. Назовите цель стратегического экономического анализа.
  3. Перечислите и охарактеризуйте уровни стратегического экономического анализа.
  4. Назовите специальные методы стратегического экономического анализа.
  5. Раскройте сущность SWOT-анализа.
  6. Назовите особенности PEST-анализа.
  7. Раскройте сущность SNW-анализа.
  8. Назовите особенности портфельного анализа.
  9. Раскройте сущность сценарного анализа.
  10. Назовите особенности сравнительного анализа.
  11. Раскройте сущность анализа по модели Дюпон.
  12. Назовите особенности R-анализа.
  13. Раскройте сущность риск-анализа.

© Центр дистанционного образования МГУП