Московский государственный университет печати

Злобина А.А.


         

Финансы

Учебное пособие


Злобина А.А.
Финансы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Понятие о финансах. Финансовая политика государства

2.

Финансы предприятий, учреждений, организаций

3.

Финансовое планирование

4.

Банкротство

5.

Сущность, значение страхования. Состояние страхового продукта

6.

Медицинское страхование

7.

Понятие внебюджетных фондов, их значение

8.

Налоговый механизм государства

9.

Государственный кредит

10.

Фондовый рынок

11.

Состояние паевых инвестиционных фондов России

12.

Роль финансов в развитии экономических отношений

13.

Факторинг

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Использованная литература

Указатели
7  именной указатель
288  предметный указатель

1.
Понятие о финансах. Финансовая политика государства

Под Финансыфинансами понимается система образования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного производства.

Финансовые отношения пронизывают всю хозяйственную деятельность.

Финансовые ресурсыФинансовые ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления, являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процессаФинансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.

Постоянный рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией - замедлением, а затем и падением темпов роста. Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике нашей страны, отрицательно сказавшихся на динамике валового национального продукта и произведенного национального дохода, объеме промышленной продукции, других важнейших показателях социально-экономического развития.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства. Для формирования финансовых ресурсов можно использовать заемные и привлеченные средства.

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются:

  • прибыль

  • различные виды налогов

  • страховые платежи

  • амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсыФинансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования являются Бюджетные фондыбюджетные и Внебюджетные фондывнебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

Большой вклад в понимание сущности Финансовая политикафинансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

Профессор Лавров В.В.В.В.Лавров, раскрывая суть Финансовая политикафинансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.Лавров В.В. Финансы и кредит СССР. М.: Финансы. 1977. С. 4-8.

Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политикаФинансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист Левчук И.В.И.В.Левчук, подчеркивая большую роль Финансовая политикафинансовой политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.Левчук И.В. Денежное обращение и кредит в СССР. М.: Финансы и статистика. 1986. С. 16.

Интересна трактовка Финансовая политикафинансовой политики, данная Павлов В.С.В.С.Павловым.Павлов В.С. Оздоровление финансов - задача общая //Финансы СССР. 1990. № 4. С. 4-7.

Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает Шереметьев М.К.М.К.Шереметьев в своей работе «Финансы СССР».Шереметьев М.К. Финансы СССР. М.: Финансы. 1977. С. 35, 36.

Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

Действительно, такие определения Финансовая политикафинансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

    1) Повышение объема и эффективности использования Финансовые ресурсыфинансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

    2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на Военно-промышленный комплекс (ВПК)ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

    3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения Финансовая политикафинансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить Финансовая политикафинансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Кейнс Джон МейнардДжона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30-40-е годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-м годам акцент сместился, и основной ее задачей ставится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-х годов, включая также современную финансовую политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед Финансовая политикафинансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

  • Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

  • Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

  • Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Существуют два типа Финансовая политикафинансовой политики:

    а) Дискреционная финансовая политикадискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

    б) Недискреционная финансовая политиканедискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Основными орудиями Дискреционная финансовая политикадискреционной финансовой политики являются:

  • общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

  • Социальные программысоциальные программы;

  • правительственные закупки;

  • Государственные инвестициигосударственные инвестиции;

  • изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

  • управление налоговым гнетом.

Можно выделить два главных элемента, составляющих финансовую политику:

  • политика в области государственных расходов;

  • Финансовая политикафинансовая политика.

Наша страна переживает сегодня очень непростой период. Россия рассталась с Командно-административная системакомандно-административной системой и взяла курс на создание социально ориентированной рыночной экономики, задействуя в этом процессе частный интерес. При этом до середины 1998 г. реализация рыночных реформ происходила в условиях поступательного преодоления системного кризиса, оживления производства и торгового оборота в отдельных секторах экономики. К положительным явлениям можно отнести постепенную адаптацию предприятий к рыночным условиям, внедрение конкурсности в системах государственных и муниципальных заказов, начало политики реструктуризации естественных монополий.

Однако кризис 1998 г. внес существенные изменения в социально-экономическое положение России, обнажил слабые места в рыночной политики, ее непоследовательность, необходимость более решительного перехода к структурным преобразованиям реального сектора экономики, ликвидации изъянов в законодательстве. Как следствие, началось сокращение экспорта и импорта, спад производства, увеличились объем неплатежей, задолженность по заработной плате и пенсиям, произошла девальвация рубля.

Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.

Речь идет в первую очередь об изменении базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.

Эти идеи вносят значительные коррективы в деятельность по поддержке предпринимательства, а также непосредственно с этим государственную антимонопольную политику и регулирование сферы деятельности естественных монополий.

Для обеспечения подъема экономики страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов собственников. Предпринимательство способствует созданию прогрессивной культуры экономики и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство помогает преодолеть издержки реформ, снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

Общий вклад Малое предпринимательствомалого предпринимательства в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта в России пока существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50% населения, насчитывается 53-55 млн. малых предприятий. В Российской Федерации в этом секторе функционирует лишь 890 тыс. предприятий, на которых занято только 7 млн. работников. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12% внутреннего валового продукта, тогда как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60%. Представляется, что для обеспечения поступательного развития рыночных реформ необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн. человек, доведя число действующих малых предприятий до 1-3 миллионов. Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую социально-экономическую стабильность в стране.

Вместе с тем внешняя среда для малого предпринимательства остается крайне неблагоприятной. Современные условия ведения бизнеса в России характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок. К ним в первую очередь относятся: низкая платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу.Финансы, 1999. С. 12.

В этой связи возникает объективная необходимость более детального анализа отраслевой структуры малого предпринимательства. В частности, деятельность предприятий малого бизнеса в силу высокой адаптации к изменяющимся условиям рынка наиболее оправдана в таких отраслях экономики, как легкая, пищевая, лесная промышленность, строительство, мелкооптовая и розничная торговля, инновационная деятельность.

Реструктуризация отраслей и реформирование предприятий, развитие кооперационных связей крупного производства с малыми предприятиями целесообразно в наукоемких отраслях - автомобилестроении, авиастроении, оборонной промышленности, металлургии.

В Управление финансамиуправлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют следующие группы объектов: Финансы предприятийфинансы предприятий (учреждений, организаций), страховые отношения, государственные финансы, им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

ПланированиеПланирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе их планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

КонтрольКонтроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления.

Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с предыдущими, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного их использования.

Принято различать стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление финансамиСтратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления. Оперативное управление финансамиОперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы.

Научный подход к управлению финансами как при их статистическом, так и при оперативном управлении определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене.

При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др., учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и на перспективу, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Управление финансами в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам.

Правильная организация управления финансами имеет первостепенное значение для их использования. В значительной мере эффект оперативного управления финансами зависит от того, как организована работа субъектов управления - финансовых органов, налоговых инспекций, страховых структур и многочисленного аппарата финансовых подразделений в отраслях народного хозяйства.

© Центр дистанционного образования МГУП