Московский государственный университет печати

Злобина А.А.


         

Финансы

Учебное пособие


Злобина А.А.
Финансы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Понятие о финансах. Финансовая политика государства

2.

Финансы предприятий, учреждений, организаций

3.

Финансовое планирование

4.

Банкротство

5.

Сущность, значение страхования. Состояние страхового продукта

6.

Медицинское страхование

7.

Понятие внебюджетных фондов, их значение

8.

Налоговый механизм государства

9.

Государственный кредит

10.

Фондовый рынок

11.

Состояние паевых инвестиционных фондов России

12.

Роль финансов в развитии экономических отношений

13.

Факторинг

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Использованная литература

Указатели
7  именной указатель
288  предметный указатель

2.
Финансы предприятий, учреждений, организаций

Финансы объединений, предприятий и отраслей представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контроля за производством, распределением, использованием национального продукта. Функционирование финансово-кредитной системы непосредственно зависит от меры использования товарно-денежных отношений в управлении и организации хозяйственных отношений.

По материальному содержанию Финансыфинансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предприятий.

Финансовые ресурсы предприятийФинансовые ресурсы предприятий - это преимущественно прибыль и амортизационные отчисления, доходы от ценных бумаг, паевые взносы, средства спонсоров. Следует понимать, что финансовая наука изучает не ресурсы, как таковые, а финансовые отношения, возникающие на основе их образования, распределения, использования и направлена на совершенствование финансовых отношений.

Финансовые отношенияФинансовые отношения возникают:

  • между предприятиями и организациями в процессе формирования и распределения валового дохода, при оплате поставок, реализации готовой продукции;

  • при выпуске и распространении акций предприятия, взаимном кредитовании, долевом участии;

  • между предприятиями и отдельными работниками в процессе использования дохода;

  • между юридическими, физическими лицами и банковской системой;

  • между предприятиями и иностранными партнерами при использовании валютного фонда.

В настоящее время, с развитием рыночных отношений сфера финансовых отношений предприятий резко возрастает.

Финансовые ресурсы предприятийФинансы предприятий - основа финансовой системы любого государства, поскольку в сфере материального производства создаются и первично распределяются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Сейчас требуют изменения понятия сущности и функций финансов, самой концепции финансов. При этом определяющим моментом является то, что государство должно обеспечивать предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности, отраслевой принадлежности, равные правовые и экономические условия хозяйственной деятельности.

Функции финансовФункции финансов:

  1. Обслуживание денежными ресурсами кругооборота материальных средств;
  2. Распределительная;
  3. Контрольная.

Экономическое содержание первой функции состоит в обеспечении полного соответствия между движением денежных и материальных ресурсов. Это проявляется:

    а) на плановой стадии;

    б) оперативно.

Во втором случае, сопоставляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собственных источников, банковских ссуд и т.д. Этот очень сложный вопрос решается на различных исторических этапах по-разному.

Третья функция финансов основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны деятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоотношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

Разнообразные формы собственности предприятий и их влияния на организацию финансов предприятий.

Допускается объединение имущества, находящегося в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), а также собственности иностранных государств, юридических лиц и граждан, если иное не предусмотрено законом.

В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:

  1. Регулирование государством производственной и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.

  2. Самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных законодательством.

  3. Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.

  4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.

  5. Каждое предприятие для нормального функционирования должно располагать определенными Целевые фондыцелевыми фондами денежных средств. Важнейшими из них являются: фонд основных средств, фонд оборотных средств, амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд накопления, фонд потребления. Образование указанных фондов, управление ими и правильное из использование составляет одну из важнейших сторон финансовой работы на предприятии.

  6. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Банк или его филиал (отделение) по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено банкротом в соответствии с законодательством.

    Следует отметить, что в январе 2000 г. мэр Лужков Ю.М.Ю.Лужков подписал распоряжение об открытии счетов по зачислению доходов бюджета Москвы наличными платежами. Этот шаг предпринят в связи с экономическим кризисом, ухудшающим финансовое положение банков и финансовых структур. Как следствие участились случаи несвоевременного зачисления в столичный бюджет средств, списанных со счетов налогоплательщиков. Подобную идею мэру предложили специалисты Государственной налоговой инспекции по г. Москве. Согласно документу, прием налоговых платежей от налогоплательщиков наличными денежными средствами без ограничения суммы будет разрешен следующим банковским структурам: АК «Московский муниципальный банк», «Банк Москвы», Московскому банку Сбербанка России и АКБ «Мосстройэкономбанк». В самое ближайшее время работники Государственной налоговой инспекции по г. Москве доведут до сведения всех московских налогоплательщиков реквизиты новых приходных счетов, а также порядок оплаты налогов наличными средствами в банках.

  7. Предприятие вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

  8. Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты труда и социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия.

  9. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости производственного и социального развития предприятия, повышение личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями продукции.

  10. Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, - по регулируемым государством ценам.

  11. Предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

  12. За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых обязательств, а также за нарушение иных правил предпринимательской деятельности, предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

  13. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за данным структурным подразделением существующих обязательств перед предприятием и партнерами. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством.

  14. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Предприятие ликвидируется в случаях: а) признания банкротом; б) принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством; в) признания судом недействительными учредительных документов и решении о создании предприятия.

  15. Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концерны и т.д. в целях координации деятельности, защиты прав, установления единой ценовой политики и т.д.

© Центр дистанционного образования МГУП