Московский государственный университет печати

Злобина А.А.


         

Финансы

Учебное пособие


Злобина А.А.
Финансы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Понятие о финансах. Финансовая политика государства

2.

Финансы предприятий, учреждений, организаций

3.

Финансовое планирование

4.

Банкротство

5.

Сущность, значение страхования. Состояние страхового продукта

6.

Медицинское страхование

7.

Понятие внебюджетных фондов, их значение

8.

Налоговый механизм государства

9.

Государственный кредит

10.

Фондовый рынок

11.

Состояние паевых инвестиционных фондов России

12.

Роль финансов в развитии экономических отношений

13.

Факторинг

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Использованная литература

Указатели
7  именной указатель
288  предметный указатель

7.
Понятие внебюджетных фондов, их значение

Внебюджетные фондыВнебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.

Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджетГосударственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджета определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. Сейчас используются оба способа. В соответствии с первым в составе бюджетов Российской Федерации вычленяются, например, земельные фонды.

Таким образом, Внебюджетные фондывнебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. С помощью Внебюджетные фондывнебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Внебюджетные фондыВнебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Внебюджетные фондыВнебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации»;

  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правления фонда);

  • из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушения правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В основные задачи Пенсионного фонда входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.

Средства ПФР формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;

  • ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям - социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;

  • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Бюджет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов Пенсионного страхования, к которым относятся:

  • работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;

  • родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

  • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

  • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве (домашние работницы, личные секретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.);

  • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. Отличительной чертой взаимоотношений пенсионного фонда и государственного бюджета является высокая доля собственных ресурсов и отказ от значительных сумм дотаций из централизованных источников. Специальные пенсионные взносы накапливаются в пенсионном фонде, не сливаясь с поступлениями и средствами, имеющими собственное функциональное назначение в рамках социального страхования. Пенсионный фонд России подотчетен Правительству Российской Федерации; информация о результатах деятельности пенсионного фонда ежегодно представляется на рассмотрение парламента страны.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках (в составе России), краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. К ним можно отнести, например, увеличение числа пенсионеров в результате стихийного бедствия, разовое повышение размера пенсий в связи с изменением цен и т.п.

Основными задачами пенсионного фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, также организация их финансирования;

  • участие на долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских, региональных программ по социальной поддержке населения;

  • расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения пенсионный фонд осуществляет следующие функции:

  • участвует в определении размера взносов на государственное социальное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;

  • обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;

  • участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

  • осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Средства пенсионного фонда концентрируются в его бюджете, имеющем такие источники формирования, как:

  • страховые взносы работодателей - предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от используемых форм собственности и хозяйствования;

  • страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

  • обязательные страховые взносы граждан;

  • средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и роста заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством;

  • средства, возмещаемые пенсионному фонду государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

  • добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

  • доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Средства фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

  • добровольных взносов физических и юридических лиц;

  • ассигнований из республиканского бюджета РФ;

  • прочих доходов.

Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются:

  • бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;

  • всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;

  • лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;

  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.

Средства фонда направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);

  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

  • проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%), являются базой развития ФСС.

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ) образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования фонда занятости и расходования его средств определяется Положением о государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 5132-1.

Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения (кроме районных в городах).

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.

Фонды занятости в городах и районах образуются за счет:

  • обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

  • обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

  • ассигнований из городских и районных бюджетов;

  • доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ России, от приобретенных краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской (соучредительской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно способствующих деятельности службы занятости;

  • доходов от кредитных вложений: непосредственных товаропроизводителей на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест; предприятий и организаций, осуществляющих по договору профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством; в виде процентов по ссудам, предоставляемым безработным гражданам для осуществления предпринимательской деятельности;

  • дотаций, субсидий и субвестиций из вышестоящих фондов занятости;

  • добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

  • прочих поступлений (внереализованные доходы, штрафы, пени и иные санкции).

Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и автономных округах, краях, областях создаются на основе:

  • отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;

  • ассигнований из соответствующих бюджетов;

  • доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ РФ, приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской деятельности;

  • дотаций, субсидий, субвестиций из федеральной части Фонда занятости;

  • добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

  • прочих поступлений.

Федеральная часть Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)Государственного фонда занятости формируется за счет:

  • отчислений из фондов занятости, формируемых в республиках, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москва и Санкт-Петербург, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;

  • ассигнований из республиканского бюджета РФ;

  • доходов от размещения средств на депозитных счетах, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительной деятельности;

  • добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан;

  • прочих поступлений.

Тариф взносов в государственный фонд занятости работодателей - предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов установлен в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, а с 1 января 1996 г. - 1,5%. Тариф взносов с заработка работающих не установлен (работающими гражданами не уплачивается).

Сроки оплаты страховых взносов в ГФЗ для работодателей законодательством не установлены.

Средства Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗ)ГФЗ населения направляются на:

  • мероприятия по профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению службы занятости;

  • организацию общественных работ;

  • выплаты пособий по безработице, компенсаций материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, и также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;

  • возмещение затрат Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Пенсионному фонду России в связи с назначением досрочной пенсии безработным;

  • мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан. Указанные расходы производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кредитования согласно заключаемым договорам;

  • расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

  • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы и разработку их программного обеспечения, включая приобретение технических средств;

  • научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения;

  • организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории России;

  • содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и медицинское оборудование их работников;

  • подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методических баз;

  • проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий.

Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.

Фонды обязательного медицинского страхованияФонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 8 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» (от 24 февраля 1993 г. № 4543-1).

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;

  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

  • осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

  • проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

  • организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона Российской Федерации;

  • совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинским ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

  • вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

  • осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

  • участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

  • осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы;

  • аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

  • осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

  • предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

  • накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

  • совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

  • согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

  • предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.

Финансовые средства Фонды обязательного медицинского страхованияФедерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:

  • часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ;

  • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполненных на договорных началах;

  • ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

  • добровольные взносы юридических и физических лиц;

  • доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального и территориальных фондов;

  • нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;

  • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

  • финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им соответствующих требований.

Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства страны.

Одновременно установлен порядок начисления и уплаты страховых взносов для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей. В оставшиеся государственные внебюджетные фонды организации-работодатели платят взносы в прежнем порядке и по ставкам, существовавшим в 2000 году:

Название внебюджетного фонда Ставки платежа, %

Государственный фонд занятости

1,5%

Фонды обязательного медицинского страхования

3,6%

Фонд социального страхования

5,4%

Постановление Конституционного суда от 12 октября 1998 г. касается порядка уплаты налогов в бюджет и порядка уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в частности в Пенсионный фонд России, то есть такие взносы должны считаться уплаченными с момента списания денежных средств с расчетного счета юридического лица.

Интересен опыт Московского городского фонда обязательного страхования.

В 1996 году обязательным медицинским страхованием охвачено все население Москвы, как работающее, так и неработающее. Выдано страховых полисов - 92,2% зарегистрированных жителей, из них временных полисов - 1,5%.

Страхователи (плательщики страховых взносов) - предприятия, организации, учреждения, лица занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (для работающего населения), правительство г. Москвы (для неработающего населения).

На 01.01.97 г. на учете в МГФОМС в качестве плательщиков страховых взносов зарегистрировано 326151 предприятие, что в 2 раза больше, чем на 01.01.95 г.

Страховщики (страховые медицинские организации) обеспечивают за счет средств обязательного медицинского страхования оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в лечебно-профилактических учреждениях города.

В выполнении программы обязательного медицинского страхования участвуют лечебно-профилактические учреждения г. Москвы. На 01.01.97 г. сеть лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, включала 564 медицинских учреждения, в том числе: 209 городских поликлиник для взрослых; 137 городских поликлиник для детей; 59 стоматологических поликлиник; 40 медицинских санитарных частей; 64 городские клинические больницы; 13 стационаров различных ведомств; 9 негосударственных лечебных учреждений; 5 ведомственных поликлиник; 10 врачебно-физкультурных диспансеров; 3 консультативно-диагностических центра.

Запланированный решением правительства Москвы переход в 1996 г. на финансирование страховых организаций по среднедушевому нормативу и усиление роли страховых компаний по защите прав пациента коренным образом изменили состав документов, определяющих правила работы субъектов в Московской городской системе обязательного медицинского страхования.

Порядком финансирования программы обязательного медицинского страхования на 1996-1997 гг. впервые заложены реальные стимулы для страховых медицинских организаций по экономии средств обязательного медицинского страхования. В Договоре между лечебными учреждениями и страховой организацией введен целый блок положений, защищающих права застрахованных граждан на качественную медицинскую помощь, вводится широкий спектр санкций к виновным в предоставлении некачественной медицинской помощи.

В Московском городском фонде обязательного медицинского страхования создана система сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Проведенная в 1996 году организационная и методическая работа позволила обеспечить выполнение плана поступлений в доходную часть бюджета Фонда на 100,6%.

Общая численность работников предприятий г. Москвы, представивших отчеты в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, составила 4910,2 тыс. человек (98,8% от общей численности трудоспособного населения города), что позволяет говорить о собираемости взносов от работодателей, близкой к максимальной.

В 1996 году проведено 640748 камеральных проверок, что в 5 раз больше, чем в целом за 1993-1995 годы.

В 1996 г. по результатам камеральных и документальных проверок начислено пени и штрафов в сумме 355,2 млрд. рублей.

Несмотря на принимаемые меры, в истекшем 1996 году просроченная задолженность плательщиков перед Московским городским фондом обязательного медицинского страхования по страховым взносам составила 142,9 млрд. рублей.

В истекшем году значительно активизировалась претензионная работа. Против 161 претензии в 1993-1995 гг. плательщикам страховых взносов направлено 140 претензионных писем на сумму 92,9 млрд. рублей, 44 плательщика погасили задолженность в сумме 6,6 млрд. рублей.

В банки, допустившие нарушение сроков зачисления и перечисления страховых взносов от работодателей, в истекшем году направлено 139 претензий на общую сумму 185,9 млрд. рублей.

За 1996 год по Московской городской программе обязательного медицинского страхования была оказана медицинская помощь 43,8 млн. пациентам на общую сумму 2490,7 млрд. рублей, из которых на стационарное лечение приходится практически 50%, в то время как количество пациентов, получивших стационарное лечение, составило лишь 3% от количества пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений.

Численность трудоспособного населения Москвы в 1996 году, по данным Мосгоркомстата, относится к численности неработающего населения города, как 57,9 : 42,1.

Соотношение стоимости оказания медицинской помощи в городских стационарах и поликлиниках по Московской городской программе обязательного медицинского страхования на одного жителя в трудоспособном возрасте к стоимости медицинской помощи на одного жителя в возрасте старше и моложе трудоспособного в 1996 году составило - 1 : 1,70.

Среднедушевой расход на оплату медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях Москвы за 1996 год в расчете на среднестатистического москвича составил - 291,31 тыс. рублей.

Средняя стоимость лечения 1 пациента в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Москвы в 1996 году составила 28416 руб. При этом она различна для взрослых и детей и по разным типам учреждений.

По сравнению с 1995 годом, когда с введением новых версий тарифов средняя стоимость лечения пациентов постоянно возрастала, в 1996 г. этот показатель практически не менялся. С введением в сентябре 1996 г. подушевого норматива средняя стоимость лечения пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений незначительно увеличилась.

Как и в 1995 г., наиболее высокой осталась стоимость лечения пациентов в стоматологических поликлиниках. В больничных учреждениях, использующих медицинские стандарты, наиболее высокая стоимость лечения - в НИИ им. Н.В.Склифосовского.

Московским городским фондом обязательного медицинского страхования организована и действует система взаиморасчетов с территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь, оказанную москвичам на территориях субъектов РФ и иногородним гражданам в лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы. За 1996 г. в лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы на средства обязательного медицинского страхования было пролечено более 426 тыс. человек иногородних граждан на сумму более 116,1 млрд. рублей.

За 1996 г. задолженность перед Московским городским фондом обязательного медицинского страхования со стороны территориальных фондов обязательного медицинского страхования составила 32,7 млрд. рублей, соответственно задолженность перед территориальными фондами обязательного медицинского страхования - 0,9 млрд. рублей.

В целях осуществления контроля за состоянием и использованием резервов обязательного медицинского страхования был проведен анализ инвестиционной политики шести страховых компаний, имеющих просроченную дебиторскую задолженность банков по размещенным в них средствам резервов обязательного медицинского страхования на общую сумму 10659,1 млн. рублей, были направлены уведомления с предложением в срок до 01.11.96 г. возместить убытки за счет собственных средств.

В целях повышения эффективности использования финансовых средств была проведена аккредитация страховых медицинских организаций в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 10.12.96 г. № 586/1-РМ.

Следующие компании получили аккредитацию на 1997 г.: ОАО МСК «Медстрах», ОАО СК «Росно МС», ЗАО МСК «Макс М», ЗАО СК «Темпора», ЗАО МСК «Солидарность для жизни», АОЗТ МСК «Икар» и временную аккредитацию на 1 квартал 1997 года: ЗАО СГ «Спасские ворота М», ЗАО «Медицинская городская страховая компания», ЗАО «Военно-медицинская страховая компания».

В 1996 г. основное внимание было уделено дальнейшему развитию технологии контроля объемов и качества медицинской помощи.

  1. Внедрены медицинские стандарты стационарной помощи взрослому населению (с 1 января 1996 г.).

  2. Разработан алгоритм экспертизы счетов-фактур, сформированных в лечебно-профилактических учреждениях.

  3. Создана методика проведения комплексных выездных проверок деятельности страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

  4. Отработана процедура проверки счетов-фактур неидентифицированных пациентов.

  5. Проводилась консультационная и информационная работа.

Основным результатом созданной системы контроля за достоверностью учета медицинской помощи и корректностью формирования агрегированных счетов-фактур в лечебно-профилактических учреждениях явилось уменьшение как абсолютного количества «дефектных» счетов-фактур, так и существенное уменьшение сумм, подлежащих к вычету.

В результате проверки ряда поликлиник и корректировки счетов-фактур отмечено снижение средней стоимости лечения 1 пациента.

По результатам медицинской экспертизы счетов-фактур на неидентифицированных пациентов за декабрь Фондом к 9 страховым медицинским организациям применены экономические санкции в размере 150 минимальных размеров оплаты труда.

За 1996 г. проведены проверки в 15 страховых медицинских организациях и в медицинских учреждениях. Выявлены нарушения страховщиками и лечебно-профилактическими учреждениями договорных обязательств в системе обязательного медицинского страхования, а также фактов нецелевого нерационального использования средств, направленных на финансирование Московской городской программы обязательного медицинского страхования.

За допущенные нарушения страховыми медицинскими организациями уплачено штрафов Фонду в сумме 785 млн. рублей. На счета обязательного медицинского страхования Фонда и страховщиков возвращено 5 млрд. рублей, использованных не по назначению.

В течение 1996 г. Фондом проводилась работа по организации обеспечения прав застрахованных Правлением Фонда было утверждено Положение о Городской арбитражной экспертной комиссии (ГАЭК), заключены Соглашения с Московским союзом потребителей. Международной Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) о взаимодействии при проведении экспертизы спорных случаев, возникших между субъектами обязательного медицинского страхования.

Фондом создается регистр независимых экспертов. В структуре Фонда выделена Группа обеспечения прав застрахованных. В течение 1996 года в Группу поступило 50 письменных обращений от 42 заявителей. В основном это претензии к организации, объему и качеству медицинской помощи; по оплате курса лечения, диагностического обследования, оперативного вмешательства, лекарственных средств; к медицинскому учреждению в связи с отказом в приеме и прикреплению на медицинское обслуживание.

Сотрудники в качестве доверенных лиц Фонда участвовали в судебных заседаниях по искам застрахованных.

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования по поручению правительства Москвы выполнял функции страхователя по сострахованию лекарственного обеспечения населения г. Москвы.

Для реализации программы страхования:

  • создана единая для Москвы автоматизированная система учета и анализа информации о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, отпущенных по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

  • утвержден и регулярно пересматривается перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (522 наименования);

  • утвержден Порядок выписки и отпуска лекарственных средств, установивший повышенные требования к оформлению и контролю выписки льготных рецептов на лекарственные средства, не входящие в перечень;

  • введен экспериментальный рецептурный бланк нового образца;

  • составлен реестр жителей Москвы, имеющих льготы по лекарственному обеспечению, и осуществлен переход на полицевой счет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам;

  • внедрена система экспертизы лекарственной помощи, основанная на персонифицированном учете лекарственных средств, назначенных пациенту, и анализа применяемых технологий лечения.

В пределах выделенных ассигнований без привлечения дополнительных ресурсов были обеспечены:

  • реализация «Закона о ветеранах» в части льготного лекарственного обеспечения;

  • покрытие дополнительных расходов, связанных с переходом на новые технологии лечения высокоэффективными, но дорогостоящими лекарственными средствами;

  • покрытие в III-IV кварталах дополнительных расходов, не предусмотренных 1996 г. по оплате отпуска аптечными предприятиями антидиабетических препаратов (целевая программа 1996 г. Комитета здравоохранения).

Источником покрытия упомянутых выше дополнительных расходов явилась условная экономия, составившая только по ЗАО «МАКС» около 27 млрд. рублей.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» в системе обязательного медицинского страхования оплачиваются медицинские услуги, оказываемые в пределах Московской городской программы обязательного медицинского страхования, утверждаемой правительством Москвы.

Финансовые средства Фонда образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование;

  • доходов от использования временно свободных средств и финансовых средств нормированного страхового запаса и прочих доходов и поступлений;

  • использования нормированных страховых резервов.

Планируемый объем поступления средств в 1997 г. - 2048,5 млрд. рублей.

За счет страховых взносов предприятий и организаций осуществляется оплата медицинской помощи всем застрахованным, а также иногородним гражданам и лицам, имеющим с ними равные права на обслуживание по программе обязательного медицинского страхования, в соответствии с тарифами на медицинские услуги, утверждаемые в установленном порядке на основании ст. 24 Закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»

По расчетам Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, объем расходов за оказанные медицин-ские услуги в 1997 г. должен составить 1909,0 млрд. рублей.

К числу перспективных проблем, решение которых позволит обеспечить повышение эффективности системы обязательного медицинского страхования в г. Москве, следует отнести:

  • внедрение реальной экономической ответственности лечебно-профилактических учреждений за объемы и качество медицинской помощи, преодоление неопределенности их правового статуса, совершенствование структуры сети обязательного медицинского страхования;

  • совершенствование взаимодействия различных источников финансирования (бюджет, обязательное медицинское страхование, платные услуги) и системы взаиморасчетов между территориями за оказанную медицинскую помощь;

  • реализация механизма компенсаций и штрафов, активизирующих страхователей и застрахованных в вопросах охраны здоровья. Главными задачами будут:

  • оптимизация финансового механизма сбора и расходования денежных средств Московской городской системы обязательного медицинского страхования;

  • повышение эффективности контроля;

  • защита прав застрахованных.

Основные направления деятельности Фонда в предстоящем периоде:

  1. Повышение эффективности учета и контроля за поступлением страховых взносов.

  2. Оптимизация использования средств обязательного медицинского страхования.

  3. Обеспечение защиты прав застрахованных на получение медицинской помощи необходимого объема и качества.

  4. Продолжение эксперимента по лекарственному обеспечению населения г. Москвы.

© Центр дистанционного образования МГУП