Московский государственный университет печати

Злобина А.А.


         

Финансы

Учебное пособие


Злобина А.А.
Финансы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Понятие о финансах. Финансовая политика государства

2.

Финансы предприятий, учреждений, организаций

3.

Финансовое планирование

4.

Банкротство

5.

Сущность, значение страхования. Состояние страхового продукта

6.

Медицинское страхование

7.

Понятие внебюджетных фондов, их значение

8.

Налоговый механизм государства

9.

Государственный кредит

10.

Фондовый рынок

11.

Состояние паевых инвестиционных фондов России

12.

Роль финансов в развитии экономических отношений

13.

Факторинг

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Использованная литература

Указатели
7  именной указатель
288  предметный указатель

8.
Налоговый механизм государства

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают Налогиналоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Налоговая системаНалоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.

Смит АдамАдам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, Принципы налогообложенияпринципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

    1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

    2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

    3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

    4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог).

На основе четырех принципов налогообложения Адама Смита к настоящему времени сложились два реальных Концепции налогообложенияпринципа (концепция) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются Элементы налогаэлементы налога.

К ним относятся:

    а) Налогоплательщик (субъект налога)субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо, поэтому рассматриваются и

    б) Носитель налоганоситель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

    в) Объект налогообложенияобъект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);

    г) Источник налогаисточник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

    д) Ставка налогаставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

    Твердые ставки налогаТвердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

    Пропорциональные ставки налогаПропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13%).

    Прогрессивные ставки налогаПрогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

    Регрессивные ставки налогаРегрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги классифицируются на прямые и косвенные.

Прямые налогиПрямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налогиКосвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), Акцизакцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Основы ныне действующей Налоговая системаналоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Пенсионный фонд, Фодны обязательного медицинского страхованияФонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Объект налогообложенияОбъектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные Налоговые льготыльготы. К их числу относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;

  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

  • понижение налоговых ставок;

  • вычет из налогового платежа за расчетный период;

  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях Налогоплательщик (субъект налога)налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыль), выявленного проверками налоговых органов;

  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

Основные направления налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины представлены следующим образом:

  • построение стабильной Налоговая системаналоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей;

  • сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

  • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

  • расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЕВРО на единицу товара в натуральном измерении;

  • замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центробанком Российской Федерации на дату платежа;

  • консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

  • развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней;

  • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

  • увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Дальнейшая перспектива основ Налоговая системаналоговой системы связана с введением с 01.07.98 г. первой части Налоговый кодексНалогового кодекса. Это всеобъемлющий документ, полностью определяющий отношения государства и налогоплательщиков, функции и полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по установлению и взиманию налогов и сборов. Его принятие направлено на устранение недостатков существующей налоговой системы, сохранив все то рациональное, что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым кодексом будет создана единая законодательная и нормативная база налогообложения. Налоговый кодекс призван стабилизировать систему налогов по крайней мере в пределах финансового (в России это календарный) года, а впоследствии - в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную практику принятия налоговых законодательных актов задним числам. Все изменения должны проводиться только вместе с формированием бюджета на будущий год и заранее становиться известными налогоплательщику. Налоговому кодексу предстоит создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот.

Случилось это потому, что общая часть Налоговый кодексНК заложила новую правовую основу с новыми фундаментальными принципами, на которых базируется российская налоговая система, а сами налоги остались прежними. Мало того, принятая первая часть НК подарила налогоплательщику бесценный подарок - норму о презумпции невиновности налогоплательщика. Это означает, что неуплата налога не будет признана проступком до тех пор, пока налоговики не докажут обратное. Раньше, чтобы применить штрафную санкцию, мытарям было достаточно только факта нарушения (независимо от наличия умысла или иной формы вины), и доказывать его отсутствие должен был налогоплательщик.

Налоговый кодексНК был принят с массой несуразностей и создавал новые законодательные дыры. Например, первой частью отменены абсолютно все инструкции, которые долгие восемь лет трактовали и разъясняли, как пользоваться налоговыми законами. Не секрет, что законы в России - образец лапидарности, где зачастую отсутствуют даже правила и определения.

За последние два года от разных правительств исходило много налоговых инициатив. Налоги повышали и понижали, отменяли и придумывали новые, но ничего сбалансированнее и цельнее, чем НК, в стране так и не появилось.

В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы следует отнести поэтапное решение следующих наиболее волнующих бизнес вопросов:

  • отмена «оборотных» налогов, уплачиваемых с выручки;

  • снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда;

  • пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов;

  • изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами, прежде всего в нефтяном секторе.

К этому перечню следует добавить объединение сходных и отмену «мелких» налогов, изменение отдельных базовых принципов и внесение большого блока поправок в первую часть НК по общим вопросам налогообложения и механизма налогового администрирования.

Налоги с оборота являются самыми нерыночными, поскольку не учитывают результатов экономической деятельности, не обладают зачетным механизмом (используемым в НДС) и характеризуются каскадным эффектом, особенно заметным при наличии длинных цепочек при производстве и реализации товаров (работ, услуг).

Отмена оборотных налогов, скорее всего, займет несколько лет и не должна сопровождаться прекращением финансирования строительства дорог и ЖКХ. Речь должна идти о закреплении других источников финансирования этих расходов.

Чрезмерная налоговая нагрузка на ФОТ не способствует легальной выплате зарплаты. Разумно наряду с прогрессивной системой налогообложения подоходным налогом использовать регрессивные ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды с нулевой ставкой при выходе доходов работника на уровень, с которого применяется максимальная ставка подоходного налога.

В налоге на прибыль необходимо снять ограничения, которые в настоящее время не позволяют в полном объеме вычитать при определении налоговой базы все обоснованные и необходимые для ведения бизнеса расходы. Это относится, например, к затратам на рекламу, выплату процентов, страхование, обучение персонала. Следует пересмотреть правила в отношении амортизации, затрат на НИОКР и на разработку природных ресурсов, отказаться от дифференцированных ставок в различных видах деятельности. Кроме того, необходимо определить правила, связанные с налогообложением ценных бумаг, с реорганизацией компаний, продажей (приобретением) бизнеса, с налогообложением контролируемых компаний, недостаточной капитализацией, и другие.

Значительных реформ требует и налогообложение природопользования. В частности, в нефтедобыче давно обсуждается налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов (НДД), который должен заменить акцизы и, возможно, часть дополнительных «оборотных» налогов, характерных для этой деятельности.

Независимо от введения НДД следует ставить вопрос о поэтапной отмене налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Это даст возможность показывать при сделках реальные рыночные цены на сырую нефть, отказавшись от трансфертного ценообразования, направленного сегодня исключительно на уход от налогов. Новые налоговые режимы должны сделать более привлекательной эксплуатацию низкодоходных скважин и вполне могут составить конкуренцию соглашениям о разделе продукции.

Наряду с мерами, направленными на снижение налоговой нагрузки, необходима поэтапная отмена многочисленных льгот.

Интересен опыт налоговой политики зарубежных стран.Воловик Е.М. Налоговое обозрение //Финансовая газета, 1999, № 46.

Комиссия европейских сообществ - исполнительный орган ЕС - выражает недовольство политикой Франции и Италии, создающих более выгодные по сравнению с другими странами ЕС условия налогообложения операций на внутренних рынках ценных бумаг. Во Франции определенные налоговые льготы распространяются на схемы страхования жизни, предусматривающие инвестиции во французские ценные бумаги. В Италии определенными налоговыми льготами пользуются компании, акции которых котируются на итальянском рынке. По заключению комиссии, указанные льготы создают препятствия свободному движению капитала на территории стран объединенной Европы.

Три зависимые территории (колонии) Великобритании, являющиеся одновременно известными налоговыми убежищами, - Гибралтар, Гериси и Джерси - выразили резкий протест против планов правительства метрополии прекратить практику предоставления налоговых льгот зарубежным компаниям и частным лицам на этих территориях. Представители администраций зависимых территорий отказались признавать справедливым использование в отношении своих территорий термина «налоговые убежища». Они считают чрезмерно политизированной дискуссию, проводимую Великобританией, Европейским союзом, Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) вокруг оффшорных финансовых центров.

Английское налоговое ведомство объявило о введении в действие с 9 ноября 1999 г. новых норм, ослабляющих требования, которым должны удовлетворять операции страховых компаний по предоставлению нерезидентам Великобритании услуг по страхованию жизни.

Новые нормы существенно расширяют возможности страховых компаний в получении освобождения от уплаты налога на ту часть дохода компании, которая относится к операциям с зарубежными клиентами.

Министерство финансов Вьетнама установило, что налог на импорт материалов и запасных частей, включая импорт отдельных запчастей и их комплектов, используемых непосредственно в производстве, подлежит уплате не позднее чем через 60 дней с момента импорта в страну. Перечень материалов, деталей, комплектующих для сборочных и других производств подлежит представлению в таможню в месте ввоза.

Представители социал-демократической партии Германии предлагают ввести налог на личное имущество граждан, начисляемый по ставке 10%, если стоимость имущества превышает 500 тыс. немецких марок. Такой налог мог бы уплачиваться в рассрочку в течение 10 лет. Поступления от налога, размер которых может составить до 210 млрд. марок, предлагает направить на финансирование развития восточных районов Германии.

Румынский парламент принял закон, предусматривающий применение налоговых льгот для предприятий малого и среднего бизнеса, к которым относятся предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

  • численность наемных работников не превышает 250;

  • годовой оборот предприятия не превышает 8 млн. евро.

Указанные условия не распространяются на предприятия следующих категорий: инвестиционные компании, банки, страховые и перестраховочные компании, брокерские конторы, риэлторские компании, фирмы, занятые исключительно международной торговлей. Кроме того, указанные условия не распространяются на предприятия, акционерами или компаньонами которых являются юридические лица с численностью наемных работников более 250 человек и/или владеющие более чем 25% акционерного капитала предприятия.

Налоговые льготыНалоговые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса заключатся в следующем:

  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе из-за рубежа промышленного оборудования, машин и установок, а также ноу-хау, необходимого для производственной деятельности предприятия;

  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе из-за рубежа сырьевых материалов (перечень сырьевых материалов приводится в ежегодно публикуемом списке);

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, реинвестируемую в производство;

  • сокращение на 75% налога на прибыль, полученную в результате проведения экспертных операций;

  • сокращение на 20% налога на прибыль, если по сравнению с предшествующим финансовым годом численность работающих на предприятии выросла не менее чем на 10%.

Ставка налога на семейное малое и среднее предприятие или на индивидуального предпринимателя является фиксированной. Ее размер устанавливается в зависимости от величины оборота в предшествующем финансовом году.

Закон также предусматривает создание национального фонда для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

В связи с инфляцией в Румынии установлены новые значения интервалов шкалы налога на заработную плату физических лиц:

  • при размере заработной платы в месяц от 436001 румынского лева до 873 тыс. левов ставка налога составляет 21%;

  • от 873001 лева до 2617 тыс. левов - 30%;

  • от 2617001 лева до 4361 тыс. левов - 38%;

  • выше 4361 тыс. левов - 45%.

Размер необлагаемого минимума, учитываемого по месту работы основной, увеличен с 372 тыс. до 436 тыс. левов.

Предыдущая корректировка значений интервалов налоговой шкалы и величины необлагаемого минимума в связи с инфляцией была проведена в Румынии в январе 1999 г. во второй половине 1998 г. уровень инфляции в стране составил 22,8%.

В государственном бюджете Танзании на 1999-2000 гг. предусмотрены некоторое снижение подоходного налога с физических лиц, корректировка ставок налога на прибыль корпораций и снижение ставок акцизов на ряд товаров.

В частности, величина необлагаемого минимума подоходного налога с физических лиц повышена с 20 тыс. до 45 тыс. танзанийских шиллингов. Количество ставок подоходного налога, зависящих от величины дохода, снижено до четырех.

Название внебюджетного фонда Ставки платежа, %

Государственный фонд занятости

1,5%

Фонды обязательного медицинского страхования

3,6%

Фонд социального страхования

5,4%

При исчислении налога на прибыль корпораций сохраняется использование метода прямой линейной амортизации для зданий и строений при одновременном повышении нормы амортизации с 4 до 5%. Сумму убытков по результатам хозяйственной деятельности за год теперь разрешается вычитать из налогооблагаемой базы следующего года.

Доход с процентов по инвестициям подлежит включению в доход компании и облагается по ставке 30%. Льгота по исключению из налогооблагаемой базы доходов с процентов по казначейским обязательствам отменяется, эти доходы облагаются по ставке 15%.

Восстановлен налог на доходы с капитала, начисляемый по ставке 10%.

Предусматриваются 4 тарифа таможенных пошлин, величина максимального составляет 25%. Отменяется гербовый сбор при реализации акций и других ценных бумаг. Гармонизируются ставки акцизов на безалкогольные напитки отечественного производства и импортные, повышены ставки акцизов на сигареты, пиво, вино, ликероводочные изделия.

Несмотря на экономический спад, крупные инвестиции в страну из-за рубежа в 1 квартале 1999 г. указывают на то, что Турция сохраняет привлекательность для зарубежных инвесторов. Как полагают эксперты, этому способствовали налоговые льготы для крупных инвестиционных проектов (проекты, предусматривающие инвестиции в размере более 250 млн. долл. США). По оценкам, это позволило создать до 7 тыс. новых рабочих мест. Совокупные размеры инвестиций оцениваются в 1 млрд. долл. США.

Правительство Украины планирует ввести налог на добавленную стоимость на электроэнергию и энергоносители, включая импортируемый природный газ, торфяные брикеты, отечественный и импортизируемый уголь. Ставка НДС - 10%. Срок действия налога - 2000-2001 гг.

В настоящее время энергоносители налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Правительство страны опубликовало проект государственного бюджета 2000 г., который предусматривает внесение некоторых изменений в налоговое законодательство, носящих ограниченный характер. В частности, предусматривается несколько снизить подоходный налог с физических лиц за счет увеличения на 1% значений границ диапазонов налоговой шкалы.

Так называемый дополнительный вычет с процентов, которым в настоящее время можно воспользоваться по ссудам на жилищное строительство и обучение, будет отменен. Предлагается изменить также порядок налогообложения прибылей и убытков, полученных или понесенных в результате реализации жилища налогоплательщика.

Еще 25 июня 1999 г. правительство внесло в парламент законопроект, в соответствии с которым с 1 июня 2000 г. будут облагаться налогом проценты по вкладам, находящимся на любых банковских счетах. В настоящее время проценты по вкладам, если они не превышают 2%, от налогообложения освобождены.

Министерство экономики, финансов и промышленности Франции 5 октября 1999 г. опубликовало пресс-релиз, в котором сообщается о решении премьер-министра списать задолженности по уплате налогов с налогоплательщиков, не имеющих работы. Списанию подлежат также штрафы и пени за неуплату налогов. Для списания задолженности лица, потерявшие работу и испытывающие финансовые затруднения, должны подать соответствующую декларацию до конца 1999 г. в территориальную налоговую инспекцию.

Списанию подлежат задолженности по следующим видам налогов: подоходный налог, налог на проживание, налог с имущества и телевизионный налог. Списание может быть произведено на условии, что один из членов семьи налогоплательщика находится «в состоянии поиска работы». Задолженность не может быть списана, если помимо жилища налогоплательщик владеет имуществом, которое можно использовать для ее погашения.

Согласно оценкам, налоговой амнистией могут воспользоваться до 250 тыс. французских семей, а государственному бюджету амнистия может обойтись потерями в размере 1 млрд. французских франков.

В рамках реформы национальной налоговой системы правительство Франции планирует создать специальные подразделения по работе с крупными налогоплательщиками, а также расширить использование «предварительно заполненных» налоговых деклараций. Кроме этого предполагается рассмотреть возможность увеличения численности подразделений, занимающихся рассмотрением обращений налогоплательщиков. Это даст возможность не отвлекать для ответов налогоплательщикам специалистов по отдельным тематическим направлениям.

Столичная налоговая инспекция и налоговая полиция предъявили к взысканию с банка «Сосьете женераль восток», дочернего банка одного из крупнейших французских банков «Сосьете женераль», около 61 млн. руб. за нарушение российского налогового законодательства. Как сообщил источник в налоговых органах, в ходе проверки банка налоговыми органами установлено занижение прибыли и НДС. Кроме того, выявлены нарушения при расчете НДС и спецналога иностранных юридических лиц, удерживаемого в РФ. Источник также отметил, что банк направил документ о разногласиях по акту проверки в вышестоящую организацию (ГНС), кроме того, по данному вопросу были проведены консультации на межгосударственном уровне. После этого Госналогслужба РФ приостановила списание средств «до решения вопроса по существу». Гендиректор банка «Сосьете женераль восток» Серафим Ребиндер подтвердил факт проверки, отметив при этом, что руководство банка не согласно с ее результатами.

Правительство Чешской Республики одобрило внесение поправок в закон об НДС. Наиболее важные из них относятся к отмене режима беспошлинных покупок для лиц, выезжающих из Чехии в страны ЕС и обратно, начиная с 1 января 2002 г.

Кроме того, поправки предусматривают снижение нижнего уровня величины прибыли, при превышении которого компании обязаны встать на учет по уплате НДС. Существующий уровень (750 тыс. чешских крон за 3 месяца) с 1 января 2000 г. планируется снизить до 500 тыс. крон с перспективой дальнейшего снижения до 300 тыс. крон в 2003 г.

Поправки предусматривают возмещение НДС на товары, приобретаемые туристами, при условии, что продавец может документально подтвердить действительность факта экспорта товара.

Предложение повысить с 5 до 20% ставку НДС на ряд услуг правительством поддержано не было.

По информации из правительственных кругов Чехии, одобренные поправки будут способствовать приближению национального налогового законодательства к нормам Европейского Союза превышающей 540 тыс. шиллингов за. Поправки подлежат утверждению в законодательном органе страны.

Проект налоговой реформы Эквадора, представленный в законодательное собрание страны в сентябре 1999 г., предусматривает повышение ставки НДС с 10 до 15%.

Кроме того, законопроектом предусмотрено повышение максимальной ставки подоходного налога до 25%, а также снижение ставки налога на финансовые операции с 1 до 0,3%. Диапазон ставок подоходного налога с физических лиц предлагается установить в пределах от 5 до 25% в зависимости от величины доходов, ставок налога с доходов корпораций - от 15 до 25%. Необлагаемый минимум планируется снизить с 80 млн. до 30 млн. эквадорских сукре.

В случае прохождения проекта в законодательном органе страны Эквадор может рассчитывать на заем Международного валютного фонда в размере 400 млн. долл. США.

Представители банковских кругов Швеции предостерегают правительство страны от поспешных решений по снижению налогов. Они считают «эксцентричным» снижение налогов, целесообразность которого правительство аргументирует возросшими доходами государственного бюджета. По их мнению, уровень налогообложения и уровень государственных расходов должен определяться «социально-экономическим балансом» страны. Напомним, что правительство Швеции в рамках проекта бюджета на 2000 г. предложило сократить размер налогов на сумму почти 16 млрд. шведских крон.

Министерство внешней торговли и промышленности Японии потребовало от правительства страны включить в программу налоговой реформы 2000 г. реформу налога на наследование. Одновременно оно рекомендует полностью пересмотреть методику оценки стоимости акций, не котирующихся на бирже.

Максимальная ставка налога на наследование в Японии составляет 70%. Как показывает анализ, этот налог является одним из самых высоких в мире. Министерство внешней торговли и промышленности предлагает снизить его максимальную ставку до 50%.

В настоящее время для оценки стоимости акций, не котирующихся на бирже, предписано применять два метода: метод оценки нетто-активов (оценка по стоимости активов) и метод оценки путем сопоставления со стоимостью акций аналогичных компаний, котирующихся на бирже. Для оценки стоимости акций крупных компаний может использоваться любой из двух методов, для оценки стоимости акций средних и малых предприятий цена акций подсчитывается обоими методами, после чего определяется средневзвешенное значение. Принадлежность предприятия к той или иной категории определяется величиной активов, размерами оборота и количеством наемных работников.

Наиболее благоприятный результат для компаний, владеющих повышающимися в цене активами, дает метод сопоставления с акциями аналогичных компаний, акции которых котируются на бирже. Это обстоятельство учло министерство внешней торговли и промышленности, когда предложило использовать для оценки не- котируемых акций компаний (независимо от размеров последних) метод сопоставления с котирующимися акциями аналогичной компании.

© Центр дистанционного образования МГУП