Московский государственный университет печати

Злобина А.А.


         

Финансы

Учебное пособие


Злобина А.А.
Финансы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Понятие о финансах. Финансовая политика государства

2.

Финансы предприятий, учреждений, организаций

3.

Финансовое планирование

4.

Банкротство

5.

Сущность, значение страхования. Состояние страхового продукта

6.

Медицинское страхование

7.

Понятие внебюджетных фондов, их значение

8.

Налоговый механизм государства

9.

Государственный кредит

10.

Фондовый рынок

11.

Состояние паевых инвестиционных фондов России

12.

Роль финансов в развитии экономических отношений

13.

Факторинг

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Использованная литература

Указатели
7  именной указатель
288  предметный указатель

12.
Роль финансов в развитии экономических отношений

ФинансыФинансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации Финансовая политикафинансовой политики государства в области Международное сотрудничество Россиимеждународного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

  1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

  2. Регулирование международных интеграционных процессов.

  3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Важной формой Международное сотрудничество Россиимеждународного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджеты данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния. Другие предприятия, финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из средств бюджетов иностранных государств, функционируют как Совместные предприятиясовместные предприятия и иностранные юридические лица.

Иностранные инвестицииИностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот.

За правильностью и законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется финансовый, валютный и таможенный контроль. При обнаружении нарушений и злоупотреблений правомочные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя, таким образом, организацию финансовых отношений.

Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, иностранной фирмы и т.д. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. Расширение Международное сотрудничество Россиимеждународных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики России.

Иностранные кредитыИностранные кредиты как одна из наиболее развитых форм внешнеэкономических отношений носят возвратный характер, являются платными и могут привести к тому, что наша страна завязнет в долгах, а взамен получит лишь временное облегчение на потребительском рынке и нулевой эффект в производственном плане. Мировая практика знает иной, более эффективный, хотя и более сложный способ - импорт производительного капитала в виде прямых инвестиций. Стране-импортеру не надо при этом платить никаких процентов. Наоборот, она сама получает от иностранного инвестора доход в виде налоговых, арендных и других платежей. Иностранные инвестиции сразу идут в производство, несут с собой новые технологии и управленческий опыт и при этом ревниво контролируются владельцами с точки зрения эффективности их использования.

Компания, решившая вложить за рубежом свой капитал, осуществляет там и весь производственный цикл от создания предприятия до реализации продукции. Компания заинтересована в оснащении его наиболее современным оборудованием и технологией, в передаче ноу-хау, в обучении рабочей силы. В итоге открывается более короткий путь в насыщении местного рынка дефицитной продукцией. Ускоряется развитие экспорта страны, где размещен капитал.

Сегодня во всем мире не наберется и 5 стран, которые обходились бы без импорта капитала. Так, за счет импорта капитала во Франции и Англии производится 1/5 всей продукции обрабатывающей промышленности, в Италии - 1/4, в ФРГ - немногим менее 1/3. США - крупнейший экспортер капитала, одновременно ввозит его из-за рубежа, причем еще в больших размерах, чем вывозит.

У стран, которые открывают двери иностранному бизнесу, возникает много проблем и зачастую весьма болезненных. Но они научились (иные учатся) их разрешать, опираясь на силу своих правительств, профсоюзов, на регулирующую роль собственного государства. Сколь бы мощной компания ни была, она обязана действовать по законам страны пребывания.

Долгосрочная правительственная программа привлечения иностранного капитала должна быть органичной составной частью политики оздоровления и структурной перестройки нашей экономики и содержать в себе четкие механизмы создания благоприятного и надежного климата для функционирования иностранного капитала. Сегодня именно широкое привлечение иностранного капитала позволило бы одновременно с этим начать радикальное научно-техническое обновление экономической базы России.

Вместе с остро вставшими перед страной проблемами разбалансированности потребительского рынка не менее остро стоят и вопросы массовой компьютеризации, создания технической базы здравоохранения, современных средств коммуникаций, экологической безопасности, жилого и культурного фондов, новых источников энергии и многие другие. Оперативно разрешить их и получить необходимый выигрыш во времени мы смогли бы в условиях широкого привлечения иностранных инвестиций. Мировой опыт показывает, что страны, столкнувшиеся с подобной ситуацией, решают проблему с помощью привлечения иностранных инвестиций, в том числе в наукоемкие отрасли, развитие инфраструктуры, сферу социальных и других услуг. Подобный путь широко используется зарубежными странами и для смягчения безработицы, особенно в экономически отсталых регионах.

С помощью иностранных инвестиций можно ускорить создание технической базы для нормальных, привычных для современного делового бизнеса условий работы: наладить современные теле- и прочие коммуникации для компьютерного информационного обеспечения операций; обеспечить доступ к надежным цифрам экономических показателей, что делало бы возможным реальный анализ риска капитальных вложений и т.д.

Нужен, как представляется, принципиально новый подход к использованию иностранного капитала для ускорения Научно-технический прогресс (НТП)НТП в стране. Можно выделить 3 комплекса, где вероятен действительно быстрый успех:

    1) часть оборонного сектора, подлежащая конверсии;

    2) производство на базе рассекреченной космической технологии;

    3) отрасли науки, обладающие крупными достижениями, но не имеющие экспериментальной базы и опытного производства.

Одним из узких мест экономики у нас является инфраструктура (транспорт, дороги, гостиницы, обслуживание и т.д.). Это - сфера сотрудничества с привлечением иностранного капитала и, кроме того, условие его нормального функционирования. Для развития этой сферы можно использовать строительные мощности, которые высвобождаются в связи с сокращением незавершенного строительства и закрытием убыточных и низкорентабельных предприятий, которые не выдерживают перехода к рынку. Экспортировать все омертвленные в незавершенном строительстве ресурсы невозможно. Но часть их можно продать, сдать незавершенные строительные объекты в аренду за валюту, использовать в качестве вклада в совместные предприятия и т.д. Там, где это выгодно и целесообразно с учетом народнохозяйственных интересов, можно предоставить иностранному капиталу право осваивать недостроенные объекты, в том числе и перепрофилировать их.

Для того чтобы использовать преимущества Международное сотрудничество Россиимеждународного разделения труда во всем его многообразии, нужно применять неординарные у нас, но нормальные для всего мира фирмы сотрудничества с Западом. КонцессииКонцессии (прямые и смешанные) сегодня можно было бы в первую очередь предоставить в сфере производства потребительских товаров, новых технологий, разработке сложных экспортабельных энергосырьевых ресурсов (например, в добыче полезных ископаемых на шельфе). В любом случае товары, выпускаемые концессионными предприятиями, будут дешевле импортных, так как государство стало бы получать доходы за аренду земли, сооружений, коммунальные услуги, использование местных материалов и рабочей силы, а также в виде налогов. Продукция концессионных предприятий явится также мощным конкурентообразующим фактором на внутреннем рынке, что очень важно в свете разработки антимонопольных мер в нашей стране.

К новым, непривычным для нас формам сотрудничества с Западом, можно отнести и такие формы интеграции, как технополисы, научные парки, совместные рисковые фирмы, коммерческие банки, свободные экономические зоны.

В зарубежной практике Свобоные экономические зонысвободные экономические зоны являются, как правило, небольшими территориальными анклавами с особо благоприятным режимом для деятельности иностранного капитала, слабо связанными с национальным рынком и ориентированными на экспорт.

Создание Свобоные экономические зонысвободных экономических зон должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но и прежде всего общехозяйственных задач страны: способствовать насыщению внутреннего рынка современными видами промышленной продукции, служить своего рода полигоном для отработки новых методов хозяйствования в целях их последующего использования в нашей экономике.

По сравнению с Совместные предприятиясовместными предприятиями Свобоные экономические зоныэкономические зоны являются более перспективным вариантом эффективного привлечения иностранного капитала и поиска форм взаимодействия национальной и мировой экономики.

При помощи экспертов ООН была разработана специальная концепция, учитывающая сложившийся у нас в стране подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рынка. По мнению наших специалистов, создаваемые в порядке эксперимента свободные зоны будут способствовать активизации инициативы иностранных фирм в производстве товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на территории страны. В таких зонах могут быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы. Кроме того, зоны совместного предпринимательства должны быть для нас центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта.

Среди основных задач, решение которых возможно с помощью создания Свобоные экономические зонысвободных экономических зон, можно выделить следующие. Прежде всего, это совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территории, где расположены экономические зоны. Последнее, весьма актуально для малонаселенных регионов. Предусматривается также постепенное включение экономики зон совместного предпринимательства или ее отдельных производств в хозяйственную структуру соответствующих регионов. При этом будут апробироваться различные варианты внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка. В экономических зонах намечено активно внедрять в производство отечественные и зарубежные научно-технические разработки и изобретения с последующим их использованием в других отраслях народного хозяйства, а также на внешнем рынке.

Благодаря более интенсивному включению страны в систему международных экономических связей будет развиваться экспортная база, а значит увеличатся валютные поступления.

Хозяйственные потребности России, а также интересы эксперимента подсказывают целесообразность создания сразу нескольких вариантов таких зон. По своим целям Свобоные экономические зонысвободные экономические зоны в нашей стране могут быть:

  • комплексные (производственного назначения);

  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны и посты, включая зоны экспортного производства, транспортные зоны);

  • функциональные или отраслевые (технологические парки и технополисы, туристические, страховые и банковские зоны).

Перечисленные варианты экономических зон могут выполнять различные народнохозяйственные и внешнеэкономические функции.

С точки зрения решения перспективных задач развития экономики и внешнеэкономических связей страны и отдельных регионов, наибольший интерес представляют Комплексные экономические зоныкомплексные экономические зоны, в которых будут созданы новые производства, выпускающие продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наиболее приближенного к условиям мирового рынка.

Создание Внешнеторговые экономические зоныэкономических зон внешнеторговой направленности не требует ни длительных сроков формирования, ни сложного механизма функционирования и взаимодействия с экономикой. В большинстве случаев это таможенный анклав, позволяющий существенно повысить прибыльность внешнеторговых и сопутствующих им операций. Такие экономические зоны практически не взаимодействуют с предприятиями вне ее территории, хотя при активном развитии здесь экспортных производств можно предусмотреть таможенный и налоговый механизмы, ориентирующие эти производства на интенсификацию кооперационных связей со всезональными предприятиями.

Внешнеторговые экономические зоныВнешнеторговые экономические зоны в основном предназначаются для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создания накопительных складов, сдачи помещений для выставок, перевалки и подработки транзитных грузов и т.п.

В вариантах функциональных (отраслевых) экономических зон предусмотрено прежде всего создание Технологический парктехнологических парков и Технополистехнополисов для освоения и производства новой техники. Они будут способствовать активизации международного сотрудничества благодаря разработке новых наукоемких видов продукции и расширению их экспорта.

При создании технополисов используется в первую очередь механизм стимулирования привлечения технологических ресурсов, включая интеллектуальные. Деятельность технополисов в основном должна быть направлена на облегчение выхода их основной продукции - научных идей на стадии внедрения - на единый внутренний рынок, а идей, обеспечивающих технологические прорывы, - и на внешний рынок.

Таким образом, все варианты зон совместного предпринимательства служат дополнительным каналом связи экономики нашей страны с внешним рынком.

Свободная экономическая зона функционирует, как территория, открытая для всех видов внешнеэкономической деятельности, в рамках которой создан особенно благоприятный режим для совместного предпринимательства и иностранных инвестиций. Вместе с тем в процессе создания зарубежные компании-инвесторы отдадут нам предпочтение только в том случае, если инвестиционные условия будут для них приемлемы. Без оздоровления всех компонентов инвестиционного климата, без формирования базисных рыночных структур мы не сможем рассчитывать на успех в международном соперничестве за иностранный капитал.

Привлечение западного капитала требует определенных льготных условий хозяйствования. Значимость и количество льгот являются определяющими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций. Поэтому в зонах свободного предпринимательства, как правило, должен устанавливаться льготный режим экономической деятельности для национальных, совместных, кооперативных и иностранных предприятий. В числе необходимых стимулов предпринимательской деятельности «иноземцев» на территории нашей страны можно выделить гарантии сохранности вложений в экономику, благоприятное налогообложение, возможности найма рабочей силы, обеспечение вывоза прибылей. Единственным бесспорным ограничителем является сохранность окружающей среды.

Сегодня прямые Иностранные инвестициииностранные инвестиции в нашу экономику исчисляются десятыми долями процента от общемирового объема импорта предпринимательского капитала.

Главный притягательный фактор для иностранного капитала - выход на крупные региональные рынки, масштабность нашей экономики, ее обеспеченность природными ресурсами. Однако платежные возможности на нашем рынке сегодня крайне ограничены, а наличие дешевых трудовых ресурсов перевешивают низкая дисциплина, производительность и качество труда работников. Но самым серьезным препятствием для западных бизнесменов является наша сегодняшняя экономическая конъюнктура: кризисное падение темпов роста экономики, раскручивание инфляционной спирали, дезорганизация внутренних хозяйственных связей, большой дефицит государственного бюджета, нарастание пассива внешней торговли, серьезные сбои в выполнении международных платежных обязательств.

Важную роль в развитии международных экономических отношений в России играет финансовое регулирование внешнеэкономических связей через формирование и использование централизованных валютных фондов. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности основная масса валютных поступлений находится в собственности предприятий. Однако для участия государства в международных экономических отношениях и для укрепления национальной валюты - рубля - создаются централизованные валютные фонды как в масштабах всей страны, так и на уровне административно-территориальных образований в составе Российской Федерации.

Поскольку в России еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между производителями и другими субъектами хозяйствования, основанный на валютном курсе, такое перераспределение осуществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной выручки одних предприятий и организаций другим. При этом формируются как централизованные, так и децентрализованные валютные фонды.

Все предприятия, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров, работ или услуг в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валютном рынке в обязательном порядке продают часть ее по установленным нормативам.

Из обязательно продаваемой валютной выручки в первую очередь формируются централизованные фонды. Валютный резерв Банка России - фонд в масштабе всей страны и валютные фонды местных органов власти.

Валютный резерв ЦБ РФВалютный резерв Банка России формируется за счет того, что предприятия и организации продают валюту по курсу рубля, конвертируемому Банком России на основе спроса и предложения на валютном рынке на момент поступления валютной выручки. Валютный резерв делится на две части. Первая - стабилизационный фонд, средства которого идут на поддержание курса рубля на внутреннем валютном рынке и создания условий для его конвертируемости, поскольку России нужна твердая валюта, являющаяся одним из основных условий для создания благоприятного климата иностранному капиталу в экономике России. Другая часть резерва продается Министерству финансов Российской Федерации. Она идет на формирование фонда, необходимого для удовлетворения государственных нужд, таких как:

  • обеспечение платежей по обслуживанию внешнего долга;

  • для осуществления безусловных валютных платежей, т.е. на оплату централизованных импортных закупок предметов первой необходимости населению (продовольствия, медикаментов и других товаров);

  • для других государственных нужд.

На эту цель в бюджете России выделяются средства на покупку валюты.

После продажи валютных средств предприятий в Валютный Резерв Банка России по установленному нормативу в обязательном порядке предприятия продают валюту на внутреннем валютном рынке другим предприятиям и организациям, не имеющим валютных доходов от предпринимательской деятельности, и местным органам власти по курсу, согласованному с уполномоченными банками.

Местные органы власти Российской Федерации через уполномоченные банки покупают иностранную валюту за счет средств соответствующих бюджетов и направляют ее на формирование своих валютных фондов. Средства валютных фондов местных органов власти используются на закупку импортных товаров, необходимых населению и учреждениям непроизводственной сферы, находящимся на бюджетном финансировании соответствующих административно-территориальных образований.

Существуют некоторые льготы по обязательной продаже валютной выручки. Они касаются иностранных инвесторов-нерезидентов Российской Федерации и отечественных предприятий и организации-резидентов. Эти льготы создают более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику, а также для стимулирования отечественных предпринимателей, имеющих выход на мировой рынок, продавать валютную выручку другим производителям.

Для предприятий-резидентов при определении суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже валюты, учитывается вся сумма поступлений в иностранной валюте от иностранных юридических и физических лиц. В нее не включаются поступления в виде платежей в иностранной валюте, произведенные за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки на текущих валютных счетах предприятия и средства в иностранной валюте, которые куплены на внутреннем валютном рынке для формирования своих валютных фондов.

Все предприятия несут ответственность за своевременную, полную продажу валютных средств и соблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках. Финансовый контроль осуществляется со стороны уполномоченных банковских органов, таможенного и валютного контроля. С этой целью при Правительстве Российской Федерации создана Инспекция валютного контроля.

Если допускаются нарушения порядка зачисления валютных сумм на транзитные валютные счета, то государственная налоговая инспекция Российской Федерации совместно с Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации взимают штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте по текущему курсу Банка России, это не освобождает предприятие от обязательной продажи валюты. Суммы штрафа направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации.

В свою очередь уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты, проверяются со стороны Главных территориальных управлений Банка России совместно с местными органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и Инспекции валютного контроля при Правительстве Российской Федерации по обеспечению правильности и своевременности расчетов. При обнаружении нарушений по обязательной продаже валюты Центральный банк Российской Федерации может приостановить действия уполномоченных банков и лишить их права на проведение операций в иностранной валюте.

Обязательная продажа валюты на формирование централизованных валютных фондов и резервов, а также на внутреннем валютном рынке осуществляется по нормативам, устанавливаемым правительством.

Важными источниками финансовых ресурсов для России являются целевые фонды и кредиты Международный валютный фонд (МВФ)Международного валютного фонда (МВФ). Они используются для оказания финансовой поддержки интеграции России в мировую экономику.

Национальное предприятие (объединение, организация), наделенное правами юридического лица и обладающее экспортными возможностями, имеет право самостоятельно выходить на мировой рынок, устанавливать прямые связи с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе валютной самоокупаемости. Ее результаты входят в общий итог хозяйственной деятельности предприятия. Для финансирования внешнеэкономических операций на предприятиях создается Валютный фондвалютный фонд, формируемый после обязательной продажи валютных средств за счет части валютной выручки, остающейся в распоряжении предприятия и перечисляемой на текущий валютный фонд в уполномоченном банке. Величина валютного фонда зависит от результатов внешнеэкономических операций. Его целевое назначение - повысить экономическую заинтересованность предприятий в развитии экспорта товаров, создание условий для обновления материально-технической базы производства и реализации экономических интересов непосредственных производителей экспортной продукции.

Фонд формируется в иностранной валюте и в рублях за счет отчислений от выручки за экспорт готовой продукции, работ и услуг, торгово-посреднические и банковские операции, продажу лицензий и «ноу-хау». Такие отчисления делаются после обязательной продажи валюты. В полном объеме зачисляются в валютные фонды и используются по назначению валютные средства, поступившие отечественным юридическим лицам в виде пожертвований на благотворительные цели.

Предприятия и организации, не ведущие внешнеторговые операции, формируют валютные фонды за счет валютных ресурсов, приобретаемых на внутреннем валютном рынке.

Находящиеся в распоряжении предприятия средства валютных фондов могут использоваться для любых разрешенных законодательством целей как для осуществления импортных операций, так и для покупки рублей по рыночному курсу. В первую очередь они направляются на проведение мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению и обновлению производства, экспортной продукции, улучшению ее качества, конкурентоспособности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

За счет Валютный фондвалютного фонда закупаются технологии и лицензии, машины и оборудование, запчасти, сырье и материалы, оплачивается ремонт импортного оборудования; производятся расходы по командированию специалистов за границу; вносится плата за аренду приборов, машин и оборудования, за заказы на изготовление продукции, документации, за подготовку кадров. Средства валютного фонда направляются также на погашение задолженности по валютным кредитам и уплату процентов по ним. Часть фонда может быть использована на приобретение товаров народного потребления, медикаментов, медицинской техники, культурно-бытовых, спортивных и других товаров, необходимых для развития социально-культурной сферы. За счет средств валютного фонда предприятиям предоставлено право закупать отечественные машины и оборудование, предназначенные для экспорта, но не реализованные за границей. Из валютного фонда предприятия выплачивают комиссионные вознаграждения внешнеэкономическим организациям за оказанные услуги, вносят штрафы и неустойки иностранным партнерам при нарушении договорных условий, компенсируют ущерб за срыв контрактных обязательств. Средства валютного фонда могут накапливаться для использования в последующие годы и изъятию или ограничению в использовании не подлежат.

Предприятия могут объединять свои Валютный фондвалютные фонды, передавать их другим организациям и банкам на взаимовыгодных условиях, вкладывать в активные операции за границей. Эти операции можно осуществлять только с теми средствами, которые остаются свободными после погашения валютных кредитов.

Предприятиям предоставлено право совершать свои внешнеэкономические операции через специализированные внешнеэкономические объединения на базе договоров при активном определении наилучших условий экспорта и импорта. В случае необходимости они имеют право создавать собственные хозрасчетные внешнеторговые фирмы на общем балансе предприятия, входящие в его состав, или на самостоятельном балансе со статусом юридического лица. В основном создаются фирмы на балансе предприятия. За фирмой закрепляются основные и оборотные средства, необходимые для ее деятельности.

При осуществлении внешнеэкономических операций без посредников, предприятия обязаны получать лицензии и квоты на свои экспортно-импортные операции по установленному перечню товаров. При этом перечень квотируемых и лицензируемых товаров (работ, услуг) на экспорт и импорт существенно сокращен.

Копии лицензии прилагаются к грузовой таможенной декларации и являются основанием для пропуска грузов через границу. Источником оплаты лицензий могут быть средства валютного и других целевых фондов в зависимости от назначения экспортируемой продукции.

Вся внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе договорных обязательств. Партнеры несут материальную ответственность за выполнение их условий. Нарушители контрактов уплачивают штрафы и возмещают прямые убытки из своих валютных фондов или за счет своих валютных средств. В договорах предусматривается ответственность за конкретные виды нарушений, устанавливаются пределы общей суммы штрафов одной стороне. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от выполнения обязательств.

Расширяющаяся экономическая заинтересованность предприятий в развитии внешнеэкономических связей предопределяет их участие в разнообразных формах сотрудничества: торговых, производственных, научно-технических, инвестиционных, консультативных и др. Предприятия получили право создавать свои филиалы за рубежом, вести операции с ценными бумагами, участвовать в совместных предприятиях, создаваемых на территории России с зарубежными партнерами.

В настоящее время используются два пути инвестирования средств отечественных предприятий за границей. Первый - создание предприятий с участием нашей страны в капитале и в органах управления. Второй - осуществление инвестиций в ценные бумаги других предприятий и проведение операций на фондовых и товарных биржах. Эти виды деятельности предоставлено право вести юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, и гражданам России по лицензиям, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учреждение предприятий за рубежом можно осуществлять путем создания новых предприятий со 100%-ным уставным капиталом или на долевых условиях; с помощью приобретения акции функционирующих предприятий; в качестве совладельца или пайщика объектов, сооружаемых по линии экономического и технического содействия иностранным государствам; путем покупки активов действующих фирм. Создание новых предприятий за рубежом требует меньших валютных ресурсов.

Источниками финансирования Иностранные инвестициизарубежных инвестиций могут быть собственные средства отечественных предприятий, централизованные валютные фонды отраслевых органов управления, заемные средства. Финансирование операций с ценными бумагами осуществляется за счет двух источников: собственных и заемных средств. Заемные средства, в свою очередь, аккумулируются из средств валютных фондов заинтересованных предприятий и организаций, кредитов банков, уполномоченных на ведение валютных операций, иностранных банков, банков с участием иностранного капитала, отечественных банков за границей.

Зарубежная хозяйственная деятельность предполагает получение доходов. Они могут быть в виде прибылей, дивидендов от деятельности зарубежных предприятий, доходов от операций с ценными бумагами. Полученные доходы можно переводить в нашу страну или реинвестировать за границей. Переводимые в страну доходы включаются в общие результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Если зарубежные предприятия образованы за счет собственных и заемных средств, то дивиденды и доходы в иностранной валюте полностью зачисляются в валютные фонды отечественных предприятий-учредителей. Если в финансировании уставного капитала использовались средства отраслевых валютных фондов, то полученные доходы в соответствующих пропорциях поступают в валютные фонды предприятий и в отраслевой валютный фонд.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности за рубежом, подлежат налогообложению по налоговому законодательству страны инвестирования или по международному соглашению с целью исключения двойного налогообложения и установления льготного налогового режима для доходов от инвестиций предприятий нашей страны за границей. Поэтому при выборе страны для зарубежного инвестирования предприятия должны тщательно изучить финансовые условия хозяйственной деятельности иностранных предпринимателей. Особое внимание обращается на систему налогообложения, правила перевода прибылей за границу (в нашу страну), уровень оплаты труда и наличие межгосударственных соглашений по вопросам иностранной инвестиционной деятельности.

Одним из основных направлений развития внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций с целью получения дополнительных материальных и финансовых ресурсов. Иностранными инвесторами являются иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, граждане нашей страны, постоянно проживающие за границей, иностранные государства и международные организации.

Иностранные инвестицииИностранные инвестиции могут осуществляться в виде имущественных и интеллектуальных ценностей несколькими путями, а именно:

  • путем долевого участия в Совместные предприятиясовместных предприятиях (СП);

  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, и их филиалов;

  • приобретения предприятий, имущества, паев, ценных бумаг, принадлежащих иностранным инвесторам;

  • получения займов, кредитов, имущественных прав и других видов инвестиционной деятельности.

Объектами иностранных инвестиций являются основные фонды и оборотные средства строящихся и модернизированных предприятий во всех отраслях народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности и имущественные права.

Для более широкого привлечения иностранных капиталов законодательно создаются льготные финансовые условия с целью заинтересовать иностранных инвесторов во вложении своих средств в экономику страны. Такими льготными финансовыми условиями являются:

  • гарантии сохранности капиталов и возмещение убытков иностранным инвесторам;

  • льготное налогообложение и свободный перевод прибылей и доходов за границу;

  • предоставление права реинвестирования полученных доходов, а также возможность перевода прибылей, полученных в рублях, в иностранную валюту;

  • таможенные льготы и создание системы страховой защиты имущества и риска иностранных инвесторов.

Сохранность капиталов обеспечивается законодательно. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, реквизированы или конфискованы. Если же происходит национализация или ревизия, то иностранный инвестор получает соответствующую эквивалентную компенсацию. Такая компенсация выплачивается без задержки в валюте направленных инвестиций или другой валюте, по согласованию с иностранным инвестором. До момента выплаты компенсации начисляются проценты. Источником компенсаций и процентов являются федеральный и местные валютные фонды и резервы.

Если получены убытки в результате противозаконных действий государственных органов или должностных лиц, иностранный инвестор получает компенсацию, включая предполагаемую сумму упущенной выгоды. Источником этих компенсационных выплат служат средства централизованных валютных фондов и фондов виновных организаций. По новому налоговому законодательству иностранным инвесторам предоставляются те же льготы, что и отечественным предприятиям и организациям по всем видам налогов. С участием иностранных инвесторов создаются предприятия, в которых заинтересованные стороны объединяют ресурсы для совместного их использования. Учредителями таких предприятий выступают национальные и иностранные юридические лица и иностранные граждане.

ук-ль имя="предметный" текст="Совместные предприятия"/>Предприятия с участием иностранных инвестиций имеют Уставный фондуставный фонд. Его размеры, доля каждого участника и порядок формирования, в том числе в иностранной валюте, определяются учредительными документами: соглашением и уставом.

Уставный фонд на предприятиях с иностранными инвестициями создается за счет долевых взносов. Их величина и характер определяются потребностями в материальных, денежных и других ресурсах. Размер фонда зависит от конкретных задач предприятия и должен обеспечивать нормальные условия его деятельности. По соглашению сторон уставный фонд может меняться. Если участвующие стороны не могут обеспечить единовременное финансирование в полном размере, он создается поэтапно. В счет вкладов вносятся:

  1. Товарно-материальные ценности (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы и др.).

  2. Права пользования природными ресурсами, товарно-материальными ценностями, изобретениями, «ноу-хау» и др.

  3. Денежные средства в валютах участвующих стран, свободно конвертируемой валюте.

Финансирование производственных фондов предприятий с иностранными инвестициями и их филиалов осуществляется за счет амортизационного фонда, прибыли, кредитов банков, дополнительных долевых взносов участников, средств резервных фондов, страховых выплат, средств целевых фондов. В учредительных документах оговариваются условия, касающиеся имущества, по которому осуществляется амортизация и методы ее начисления. Возможно применение «ускоренной амортизации». Накопленные суммы амортизации не изымаются, они полностью остаются в распоряжении предприятия и используются по мере надобности.

Имущество предприятий и их филиалов, создаваемых на территории России, подлежит страхованию. Страхуется имущество и имущественные интересы.

Балансовая прибыль ук-ль имя="предметный" текст="Совместные предприятия"/>предприятия с иностранными инвестициями используется в порядке, установленном учредительными документами с учетом требований действующего законодательства. Окончательное распределение прибыли производят правление или совет. К распределению прибыли предприятия предъявляют определенные организационные требования. Распределение осуществляется на основе единых принципов, согласованных между участниками, независимо от вида деятельности предприятия и страны местонахождения. В уставе каждого предприятия с иностранными инвестициями определяется конкретная схема распределения прибыли и виды нормативов, по которым это распределение регулируется, а также фонды, порядок их формирования и использования.

В первую очередь из балансовой прибыли делаются отчисления в резервный фонд и фонды, предназначенные на развитие производства, науки и техники. Далее уплачиваются проценты по ссудам банков, покрываются убытки прошлых отчетных периодов. Оставшаяся прибыль подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством в России. Затем прибыль распределяется по направлениям, определенным учредительными документами. После удовлетворения потребностей предприятия чистая прибыль делится между партнерами пропорционально их доле в уставном капитале.

Если ук-ль имя="предметный" текст="Совместные предприятия"/>предприятие с иностранными инвестициями имеет убыток, он покрывается из резервного фонда. Когда этих средств не хватает, при необходимости используются средства других фондов, образованных за счет прибыли, и дополнительные целевые взносы партнеров. При недостаточности средств убыток может быть покрыт в следующих отчетных периодах за счет будущей полученной прибыли. Период, на который переносится убыток, устанавливается законодательно, а прибыль, направляемая в течение всего периода на покрытие убытков прошлых лет, налогом не облагается.

При ликвидации ук-ль имя="предметный" текст="Совместные предприятия"/>предприятия с иностранными инвестициями или при выбытии иностранного участника, последний имеет право забрать свой вклад в денежной и товарной форме по остаточной стоимости на момент ликвидации или выбытия после погашения своих обязательств перед участниками нашего государства и третьими лицами. При прекращении деятельности предприятия или его филиала по решению совета имущество реализуется. Денежные средства от реализации и финансовые фонды в первую очередь направляются на удовлетворение требований кредиторов. Оставшаяся часть средств распределяется между участниками пропорционально внесенным долям.

При проведении экспортно-импортных операций ук-ль имя="предметный" текст="Совместные предприятия"/>предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются налоговые льготы. Не взимается таможенная пошлина на ввозимое имущество в счет доли иностранного инвестора в уставном капитале предприятия также за имущество, предназначенное для собственного производства. От таможенных пошлин освобождается имущество иностранных работников, предназначенное для собственных нужд.

Иностранные юридические лица и предприятия с долей иностранного капитала свыше 39% уставного фонда, как и отечественные предприятия, продают часть своей валютной выручки. При этом они пользуются следующими льготами: в размер валютной выручки не включаются поступления в виде деловых взносов в уставные фонды предприятий; дивиденды, полученные от долевого участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг и дивиденды по ценным бумагам; кредиты, депозиты, вклады и суммы, поступающие в их покрытие и уплату процентов; поступления и пожертвования на благотворительные цели. Кроме того, они полностью освобождаются от продажи валюты в Валютный резерв Банка России и всю обязательную для продажи часть валюты реализуют непосредственно на внутреннем валютном рынке по курсу рубля, согласованному с уполномоченными банками.

После уплаты налогов иностранные предприниматели могут беспрепятственно сделать за границу переводы, связанные с инвестиционной деятельностью, если доходы получены в иностранной валюте. Такие переводы осуществляются в виде прибыли от инвестиций, дивидендов, процентов, других доходов и оказываемых услуг, сумм, выплачиваемых по договорным обязательствам, сумм, полученных в порядке компенсации, а также при ликвидации или продаже объектов иностранного инвестирования.

Особые условия устанавливаются для иностранных инвесторов в Свободные экономичнеские зонысвободных экономических зонах (СЭЗ), создаваемых для привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта, а также для развития экспортного потенциала страны. Иностранным инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность, предоставляются дополнительные льготы в виде:

    1) упрощенного порядка регистрации ук-ль имя="предметный" текст="Совместные предприятия"/>предприятий с иностранным капиталом;

    2) уменьшения налоговых ставок на прибыль, в том числе переводимую за границу;

    3) установления льготного таможенного режима, в том числе:

      а) освобождение от таможенных пошлин продукции, поступающей на территорию СЭЗ для потребления и последующего реэкспорта после доработки;

      б) обложение пониженной пошлиной готовой продукции, ввозимой на территорию нашей страны из СЭЗ с использованием в производстве импортных материалов, беспошлинно ввезенных в СЭЗ, и взимание пошлины только в части стоимости импортного компонента;

      в) экспорт продукции, произведенной в СЭЗ без обложения таможенной пошлиной;

    4) привлечения дополнительных источников финансирования инвестиций по объектам регионального значения: средств региональных бюджетов, национальных и совместных предприятий, иностранных юридических и физических лиц, долгосрочных банков-ских кредитов и поступлений от реализации ценных бумаг (акций и облигаций) за границей.

Одной из форм многостороннего сотрудничества между государствами являются международные организации и фонды. Они объединяют государства, национальные институты, общества, ассоциации неправительственного характера для достижения общей цели в области политики, экономики, социальной, научно-технической, культуры и др. Международные организации формируют свои фонды с целью многосторонней координации деятельности участвующих сторон. Создаются межгосударственные целевые фонды денежных средств на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

Наша страна и ее социальные институты являются участниками многих международных организаций и межгосударственных фондов. Они делятся на несколько типов по способу формирования доходов и характеру функционирования. К первому типу относятся межгосударственные и международные фонды, финансово-кредитных организаций. Они функционируют на основе уставного капитала с долевым участием вкладчиков, предоставляя им целевые кредиты и создавая целевые фонды. В результате своей деятельности эти организации получают доходы, которые распределяются на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов.

К этому типу организаций относятся Международный инвестиционный банк (МИБ)Международный инвестиционный банк (МИБ), Международный банк экономического сотрудничестваМеждународный банк экономического сотрудничества (МВЭС). Европейский банк реконструкции и развития (МБРР)Европейский банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ)Международный валютный фонд (МВФ). Роль финансов в функционировании международных банков и фондов заключается в том, что с их помощью осуществляется мобилизация средств уставного капитала и в процессе функционирования распределяется выручка и прибыль, формируются фонды банков. Источниками паевых взносов являются средства национальных и международных финансово-кредитных институтов международных организаций-участников (пайщиков) фонда, а также бюджеты и валютные фонды заинтересованных стран.

Второй тип организаций функционирует на основе бюджета, создаваемого ежегодными членскими взносами. Такими организациями являются международные и всемирные институты, координирующие деятельность национальных организаций в определенной области. К ним относится Организация Объединенных Наций (ООН)Организация Объединенных Наций (ООН) со всеми ее институтами, во многих из которых участвует наше государство; Международное бюро времени, Международное агентство по атомной энергетики (МАГАТЭ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) Всемирная федерация научных работников (ВФНР), Международная ассоциация юристов-демократов (МАЮД) и многие другие. Например, цель международного союза страховщиков технических рисков - обмен информацией и опытом между страховыми компаниями. Союз вырабатывает рекомендации по проведению определенных видов страхования. Средства бюджета формируются за счет членских взносов, источниками которых выступают собственные средства участников Союза страховщиков.

Международный союз по публикации таможенных тарифов занимается систематизацией, изданием и распространением материалов о таможенных тарифах и таможенных законодательствах; издает ежемесячный таможенный бюллетень. Средства Союза складываются из членских взносов, размер которых определяется пропорционально объему внешнеторгового оборота стран-участниц. В Союз входит 65 стран; источником взносов являются ресурсы государственных бюджетов этих стран.

Финансовые ресурсы Международного института государственных финансов (МИГФ) формируются в основном из ежегодных членских взносов, регистрационных соборов с участников ежегодных научных конференций и конгрессов МИГФ, а также добровольных пожертвований, доходов от продажи научных публикаций института. МИГФ финансирует деятельность по изучению государственных финансов и государственной экономики, проведение научных исследований в этих областях, деятельность по установлению научных контактов, обмену знаниями и опытом между индивидуальными и коллективными членами института. МИГФ финансирует проведение Генеральной Ассамблеи, научных конференций и конгрессов, текущую организационную деятельность.

Третьим типом международных организаций являются научные программы и конгрессы.

Четвертый тип международных организаций - международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных областях знаний. Они объединяют государства, национальные научные организации, ассоциации и отдельных ученых, занимающихся научными разработками, и координируют их деятельность. Эти организации функционируют за счет бюджетов, источниками которых являются:

  • ежегодные долевые взносы;

  • регистрационные взносы участников конференций;

  • пожертвования юридических и частных лиц;

  • доходы от периодических изданий, научных, справочных материалов.

Примерами подобных организаций являются: международная лаборатория сильных магнитных полей и низких температур, которая работает по национальным и совместным программам; Международный институт сварки (МИС), Международный математический центр, Международный совет научных союзов (МСНС), охватывающий свыше десяти Международных советов по отдельным отраслям знаний, и другие научные союзы.

Международные организации (фонды) пятого типа занимаются сбором средств для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде деятельности. Например, Всемирный фонд дикой природы - неправительственная организация, занимается сбором средств от государств, общественных организаций и частных лиц для создания конкретных проектов по охране диких животных и природных участков. Она совместно с другими международными организациями финансирует соответствующие меро-приятия, например, «Операция Тигр». Эта операция направлена на всемирный учет тигров и создание для них резерватов. Фонд имеет собственные издания, доходы от реализации которых являются одним из источников фонда.

Фонд «Олимпийская солидарность» создан для оказания финансовой помощи национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. Он формируется за счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований компаний, фирм и отдельных лиц, средств, полученных от инвестиционной и издательской деятельности Международного олимпийского комитета (МОК). В фонд поступает 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение олимпийских игр, распределяемых между МОК, Фондом «Олимпийская солидарность» и международными федерациями по олимпийским видам спорта. Ежегодно утверждается бюджет этого фонда. На проведение основных мероприятий по регионам направляется 75-85% всех расходов. Такими мероприятиями являются: проведение сборов, семинаров тренеров, приобретение спортинвентаря, оказание материальной помощи НОК. Остальные средства направляются на издательскую деятельность и текущие расходы.

© Центр дистанционного образования МГУП