Московский государственный университет печати

Злобина А.А.


         

Финансы

Учебное пособие


Злобина А.А.
Финансы
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Понятие о финансах. Финансовая политика государства

2.

Финансы предприятий, учреждений, организаций

3.

Финансовое планирование

4.

Банкротство

5.

Сущность, значение страхования. Состояние страхового продукта

6.

Медицинское страхование

7.

Понятие внебюджетных фондов, их значение

8.

Налоговый механизм государства

9.

Государственный кредит

10.

Фондовый рынок

11.

Состояние паевых инвестиционных фондов России

12.

Роль финансов в развитии экономических отношений

13.

Факторинг

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

Приложение 25

Приложение 26

Приложение 27

Приложение 28

Приложение 29

Использованная литература

Указатели
7  именной указатель
288  предметный указатель

13.
Факторинг

В настоящее время многие российские, да и не только российские предприятия сталкиваются с такими проблемами как:

  • недостаточная капиталовооруженность предприятий;

  • растущие риски кредитования;

  • высокая дебиторская задолженность;

  • рост неплатежей;

  • указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

Справиться с этими трудностями можно прибегнув к одному из самых перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики, который носит название факторинг.

Одним из наиболее перспективных видов банковских услуг является факторинг - рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского - посредник, агент.

ФакторингФакторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

В российском законодательстве под Факторингфакторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования (Д.ф.п.у.д.т.). Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по Д.ф.п.у.д.т. могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента Д.ф.п.у.д.т. могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем ( будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора, широко применяемый в международной практике под названием «факторинг», в РФ впервые получил закрепление в части второй нового ГК РФ.

ФакторингФакторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается Факторингфакторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

    1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

    2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

    3) инкассирование его задолженности;

    4) страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются Фактор-компанияфактор-фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор-фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация «Фэкторз чейн интернэшл», членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.

В операции Факторингфакторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) - покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости от фактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

  • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

  • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершению определенных этапов работ или по осуществлению поставок (авансовые платежи).

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:

  • приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);

  • осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).

В мировой практике Факторингфакторинг выступает как разновидность финансовых операций по предоставлению владельцем денег (банком Фактор-компанией) на договорной основе оборотных средств, допустим, предприятию (клиенту), с одновременным инкассированием его дебиторской задолженности и определением своих гарантий от финансовых рисков клиента. Защитные функции по долговым активам предприятий берет на себя Фактор-компания, облегчая и реализацию их долговых обязательств. Фактор-компания, приобретая денежное требование, перечисляет предприятию средства в сумме, близкой к величине, обозначенной в платежном требовании, соответственно получает комиссионный доход, как цена услуги по срочному предоставлению денежных средств предприятию-изготовителю за поставленную продукцию. Фактор-компания выделяет денежные средства предприятию под готовую и отправленную продукцию, купив у предприятия платежное требование на эту продукцию. Товаром выступает платежное требование предприятия-изготовителя своему покупателю. Риски по обеспечению денежного требования полностью ложатся на Фактор-компанию. Кредитный договор не обладает такими свойствами.

Фактор-компанияФактор-компания проводит платежи только после «появления на свет» платежного требования, хотя сам договор факторинга может быть и заключен значительно раньше.

При фактор-технологиях риски конечно сохраняются для Фактор-компании. Но они объективно меньше, чем при кредитовании, так как товарный эквивалент требуемой и пускаемой в оборот денежной массы реально существует.

Для предприятия уступка платежного требования снижает риски фактически до нуля. Да, это стоит ему денег. Но кредитование не даст производителю таких финансовых возможностей, уверенности избежать еще больших рисков. Ведь над предприятием не висит угроза штрафных санкций за просрочку платежей по полученным кредитам. Риски уходят в финансовую сферу, и Фактор-компания берет их на себя, отдавая тем самым в своеобразной форме приоритет производству.

Фактор-операцияФактор-операции отличаются и от страхования сделок. У обоих своя автономная ниша жизни финансов, со своими плюсами и минусами. И здесь Фактор-компании дополняют страховое направление, предоставляя клиенту-предприятию дополнительные возможности самому решать, как снизить свои риски, как получить деньги и использовать их более рационально и экономично. Приоритет в снижении рисков для производителя имеет глубокий финансово-экономический смысл. Ведь первородный источник денег находится в производстве и финансовые риски его должны быть минимальными по сравнению со всеми остальными сферами.

Фактор-расчеты внешне похожи и на вексельное обращение, но и здесь есть существенные различия. Векселя обслуживают преимущественно долговые обязательства, кредиторскую задолженность, а при факторинговом обслуживании на первое место становятся долговые активы, дебиторская задолженность. Владелец долговых активов выступает субъектом фактор-договора как клиент Фактор-компании.

В функциях Фактор-компании повышается безопасность денежного капитала в целом. Ведь по своим функциям Фактор-компания не имеет возможности заниматься финансовыми операциями, например, на фондовом рынке государственных ценных бумаг, акций предприятий. А это многого стоит, особенно учитывая горький опыт последних лет.

Многолетняя мировая практика показала живучесть факторинга, выделила его в самостоятельную нишу на рынке финансовых услуг и отработала немало технологий на основе фактор-инструментов. Они неплохо прописаны и в российском Гражданском кодексе. Но сразу хотелось бы отметить, что все еще нет достаточного набора нормативных документов, например, по созданию и функциям Фактор-компаний. Сейчас в режиме фактор-услуг могут работать банки и «безымянные» кредитные организации.

Остановимся более подробно на технологии факторинговых услуг. Основу факторинговых операций составляет «дисконтирование фактур». Это значит, что Фактор-компанияФактор-компания покупает счета-фактуры клиента на условиях немедленной оплаты отфактурованных поставок, независимо от сроков расчетов с дебитором, определения порядка уплаты оставшейся доли, если таковая имеется, и определения процента комиссионных услуг.

С осуществлением такого рода операций появляются новые возможности для достижения баланса интересов предприятия и Фактор-компании. Предприятия (клиенты), продающие денежные требования, решают задачу ускорения обращения своих средств путем получения досрочной оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Особенно выгоден факторинг для предприятий с длительным циклом изготовления продукции, к которым относится большинство предприятий ОПК.

У Факторингфакторинга свое финансовое лицо, свой груз, своя ответственность и своя предпринимательская удача и поражение. Так, Фактор-компании в силу специфики своей работы легче аккумулировать денежные средства. У нее, как правило, больше рычагов воздействия на должника. Ведь у Фактор-компании сосредотачивается разнообразная информация о проводимых платежах на рынке расчетов, долговых активах и обязательств. Это предполагает возможность факторинговых взаимозачетов на более выгодных условиях, чем это делается сейчас, нередко на кабальных условиях, сомнительными фирмами и банками.

Фактор-компании, выполняя функции взаимозачетов, придают им экономически целесообразный режим действия. Важно, что на рынке долготах активов и обязательств они работают не разово, не аврально, а системно как в экстремальной ситуации, так и в условиях нормального развития рыночных процессов.

Есть рынок, есть и долги и долги эти весьма разнообразны. Рынка без долгов не бывает. С ними надо работать, снижать риски их появления.

ФакторингФакторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может следующее:

  • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;

  • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

Покупатель может:

  • получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);

  • избежать риска получения некачественного товара;

  • увеличить объем закупок;

  • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Основными доходами фактора (как уже говорилось выше) являются:

  • проценты по кредиту;

  • факторинговые тарифы.

Таким образом можно выделить главные экономические достоинства Факторингфакторинга:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

  • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;

  • возможность расширения объемов оборота;

  • повышение доходности;

  • экономия собственного капитала;

  • улучшение финансового планирования.

При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортера (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставление коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.). Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает также валютный риск - опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска факторинговая компания предъявляет к экспортеру более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке. При обслуживании экспортера факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны-импортера и передает ей часть объема работ. Таким образом участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор-фирма) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).

В коммерческом банке международные факторинговые операции (МФО) ведет специальное факторинговое подразделение (ФП). Для обеспечения эффективного взаимодействия обоих импорт-факторов, поставщиков и покупателей работа ФП должна основываться на рациональной технологии, учитывающей правила поведения импорт-фактора и экспорт-фактора в среде сетей международных факторинговых ассоциаций и все возможные сценарии поведения ФП.

В последнее время международными факторинговыми операциями, сулящими большие доходы, заинтересовались многие крупные российские банки. Особое значение приобретает факторинг в международных торговых операциях в свете Инструкции о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, вступившие в действие с 1 января 1996 г.

В международной торговле применяются четыре модели Факторингфакторинга:

  • двухфакторный;

  • прямой импортный;

  • прямой экспортный;

  • «бэк-ту-бэк» (Back-to-Back).

Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.

Классическая двухфакторная схема состоит из следующих этапов:

  1. запрос лимита/обеспечение рисков;

  2. поставка/рассылка фактуры;

  3. финансирование;

  4. оплата.

На первом этапе экспортер запрашивает у своего экспорт-фактора сумму, подлежащую обеспечению. Экспорт-фактор запрашивает у импорт-фактора требуемый лимит. Импорт-фактор проверяет импортера и предоставляет экспорт-фактору гарантии. Далее экспорт-фактор дает экспортеру разрешение на лимит, после чего осуществляется продажа документов.

На втором этапе экспортер поставляет товар или услугу и передает копию счета экспорт-фактору, а тот посылает ее импорт-фактору. Одновременно с товаром экспортер направляет импортеру счет с пометками о переуступке.

На третьем этапе, после поставки товара или услуги, экспорт-фактор финансирует экспортера в пределах 70-90% полной первоначальной фактурной цены.

На четвертом этапе импортер осуществляет 100%-ный платеж импорт-фактору, а тот перечисляет полученную сумму экспорт-фактору. Наконец, экспорт-фактор переводит экспортеру непрофинансированную часть требований (10-30%) за вычетом стоимости факторинговых услуг.

Если сроки платежа не соблюдаются, импорт-фактор направляет импортеру напоминания-предупреждения. Если после двух-трех напоминаний требования не оплачиваются, импорт-фактор принимает необходимые правовые меры.

Импорт-фактор принимает на себя риски импортера, проверяет его платежеспособность и гарантирует экспорт-фактору оплату поставляемого экспортером товара. Если импортер не оплачивает товар, импорт-фактор платит за него.

Экспорт-фактор принимает на себя риски, связанные с поставкой товара экспортером и при необходимости кредитует экспортера, не дожидаясь получения оплаты от импортера или импорт-фактора.

Преимущество двухфакторного Факторингфакторинга заключается в том, что для компании, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для факторинговой компании экспортера. Вместе с тем он достаточно громоздок и предполагает высокие издержки сторон.

Вторая модель Международный факторингмеждународного факторинга - прямой импортный факторинг. Но главная цель - обеспечение платежей. Схема прямого импортного факторинга состоит из следующих этапов:

  • запрос лимита/обеспечение рисков;

  • поставка/рассылка фактуры;

  • оплата.

Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.

В случае прямого импортного факторинга фактор-фирма страны-импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для факторинговой компании внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для факторинговой компании валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.

Таким образом, прямой импортный Факторингфакторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.

Третья модель международных факторинговых операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера. Основные этапы прямого экспортного факторинга таковы:

  • запрос лимита/обеспечение риска;

  • поставка/рассылка фактуры;

  • финансирование;

  • оплата.

При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований.

Для оценки риска или для перестрахования экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании.

Последний тип Международный факторингмеждународного факторинга - «бэк-ту-бэк». В трех первых моделях международных факторинговых операциях финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг «бэк-ту-бэк». Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.

Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его всегда открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже, факторинговые компании в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.

Международный факторингМеждународный факторинг позволяет импортеру на постоянной основе получать товар с отсрочкой платежа (обычно до трех месяцев). Обязательство оплаты возлагается на импортера после приемки товарной поставки по качеству и количеству. Факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом.

При получении международного статуса «фактор-фирмы» российский фактор-банк становится для иностранных фактор-фирм гарантом безопасности и надежности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Россию товара. При импорте товаров и услуг в Россию факторинговая сделка осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе российский импортер и иностранный экспортер согласовывают условия работы по факторингу и заключают контракт.

На втором этапе иностранный экспортер, получив от экспорт-фактора подтверждение фактор-банка о надежности российского импортера, отгружает товар или оказывает услуги.

На третьем этапе иностранный экспортер переуступает счета фактор-фирме.

Если иностранный экспортер нуждается в пополнении оборотных средств, то на четвертом этапе, фактор-фирма авансом оплачивает экспортеру стоимость товара или предоставленных услуг.

На пятом этапе российский импортер при наступлении срока платежа оплачивает стоимость товара или оказанных услуг.

На шестом этапе российский фактор-банк после получения средств от импортера платит иностранной фактор-фирме (а в случае неоплаты импортером при наступлении срока платежа платит из своих средств).

Основными клиентами по факторингу являются российские импортеры, вынужденные совершать предоплату, открывать аккредитив или предоставлять платежные гарантии за поставляемый товар или оказываемые услуги. Для таких импортеров Факторингфакторинг - способ избежать дорогостоящего кредитования и повысить эффективность использования собственных средств.

© Центр дистанционного образования МГУП