Московский государственный университет печати

Тараканова О.Л., Панарина Т.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «035000 Издательское дело»


Тараканова О.Л., Панарина Т.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Понятие антикварной книги

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания к теме 1

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Внешняя форма антикварной книги в процессе ее исторического развития

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания к теме 2

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Антикварная книга как потребительская стоимость

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания к теме 3

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Ассортимент антикварной книги

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания к теме 4

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Формы и методы работы с антикварной книгой

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Литература к теме

5.3.

Методические указания к теме 5

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Заключение

7.

Контрольная работа

8.

Формы контроля

Указатели
7   указатель иллюстраций

В последние годы во всем мире - и Россия здесь не исключение - наблюдается повышение интереса к коллекционированию антиквариата (от лат. antiquus - древний, старый, старинный) - так называются старинные предметы, созданные в различные исторические эпохи и имеющие художественную, историко-культурную и научную ценность. К ним относятся картины, мебель, изделия из фарфора, стекла, бронзы и других художественных металлов, иконы, оружие, награды и знаки отличия, ювелирные изделия, текстиль, книги, гравюры и др.

Под коллекционированием понимается целенаправленная деятельность человека, связанная с систематическим приобретением предметов старины для удовлетворения прежде всего собственных эстетических потребностей. Это общественный феномен, сопровождающий человека со времен античного общества и до настоящего времени, один из способов его самовыражения. Главная цель коллекционирования - сохранение во времени и пространстве художественных ценностей как предметов материальной и духовной культуры прошлого. Этот процесс не отделим от процесса их всестороннего изучения и исследования: где, кем, когда и с какой целью, в каком художественном стиле они были созданы, в чьих руках побывали и др.

Следствием коллекционного интереса человека к предметам старины явилась антикварная торговля, также возникшая в глубокой древности и прошедшая длительный путь исторического развития. Сегодня она повсеместно получила широкое развитие, о чем свидетельствует увеличение количества предприятий, осуществляющих торговлю антиквариатом, расширение их ассортимента и спектра деятельности, применение новых форм и методов продажи, формирование системы многочисленных специализированных журналов по вопросам коллекционирования и антикварной торговли, появление на рынке большого числа подделок предметов старины, систематическая продажа «русских коллекций» на «Сотбис» и «Кристи» - крупнейших аукционах мира и др.

За последние 15 лет в России произошла «легализация» антикварной торговли, фактически отсутствовавшей в советский период, появилась целая плеяда коллекционеров нового поколения, рассматривающих покупку предметов старины как выгодные инвестиции. К середине 2000-х годов отечественный рынок антиквариата по обращающимся на нем суммам - более 1 млрд. $ в год - был сравним только с рынком нефти и недвижимости, однако в отличие от них он не расширяется с годами, а уменьшается в размерах. Динамика роста цен на нем очень высока: в указанные годы он составлял приблизительно от 30 до 120% в год.

Будучи одним из видов антиквариата, антикварная книга является предметом антикварной торговли, но одновременно она есть и предмет букинистической торговли, являющейся самостоятельной частью книжной торговли в целом. Возвращая в повторный товарный оборот художественные ценности различных времен и народов, обе они выполняют прежде всего культурную функцию, сохраняя во времени и пространстве наиболее ценные и редкие материальные и духовные памятники прошлого путем продажи их коллекционерам, частным и государственным библиотекам, музеям и др. Однако нельзя забывать о том, что антиквариат - это, как правило, предмет роскоши, имеющий высокую продажную цену. При этом цена вещи здесь определяется не ее себестоимостью, а зависит от индивидуального спроса и предложения; на нее оказывают влияние как объективные факторы, например, социально-экономические условия жизни человеческого общества в конкретный период времени, так и субъективные, в том числе мода.

Основа отечественного антикварного дела была заложена Петром I, впервые обратившим внимание современников на необходимость собирания, учета, сохранения и изучения древнейших памятников духовной и материальной культуры прошлого. Ему принадлежат подробные правила о сохранении и сбережении архивных дел; он первым в России высказал мысль о необходимости перепечатки русских летописей, собирании предметов древностей и снятии с них рисунков и чертежей; при нем были сделаны первые распоряжения о собрании воедино древних рукописей, редких книг и документов, хранящихся в монастырях и церквях. Будучи одним из первых российских коллекционеров, осознанно приобретавших предметы для своего собрания, Петр Великий начал создавать в России государственную платформу для организации антикварной торговли, черпая аналогичный опыт из Голландии, бывшей в то время крупнейшим международным центром антикварной торговли. Его усилиями в России появились первые аукционы. С его «легкой руки» все российские монархи не только сами собирали коллекции уникальных предметов старины, но и всячески способствовали развитию антикварного рынка в России. Тогда же в русском языке появился и термин «антиквариус» - сначала так называли библиотекарей - знатоков старинной книги, а потом и торговцев ими.

Деятельность Петра в последующие годы дала свои результаты: появилась целая плеяда блестящих собирателей и коллекционеров книги. Среди них - представители самых богатых и громких фамилий России, в том числе писатель и сенатор граф А.В. Олсуфьев - статс-секретарь императрицы Екатерины II, коллекционировавший портреты русских деятелей и русские народные картинки; граф Н.П. Румянцев - государственный деятель, дипломат, историк, прозванный современниками «меценатом русской науки». Коллекция Н.П. Румянцева состояла из 28000 книг, 710 рукописей и около 1500 географических карт по истории России и соседних с ней стран. Завещанная владельцем «на пользу отечества и благое просвещение», она составила ядро нынешней Российской государственной библиотеки. К числу первых крупных отечественных собирателей относился и Ф.А. Толстой - сенатор, граф, уникальная библиотека которого, состоявшая из рукописных и старопечатных книг, по численности могла соперничать только с частной библиотекой графа Румянцева. Описание рукописной части этого собрания, вышедшее в свет в 1825 году, было первым в России трудом подобного рода, имевшим большой научный резонанс как в России, так и за рубежом. В числе первых отечественных коллекционеров следует упомянуть и графа А.И. Мусина-Пушкина, государственного деятеля, археографа, вошедшего в историю своей находкой «Слова о полку Игореве» - списка с памятника древнерусской литературы XII века. Однако стационарной торговли старинными книгами в ту пору в России не было, перечисленные коллекционеры добывали редкие книги с помощью специальных торговых агентов, разыскивавших их по всей Руси.

Выделение в России торговли старинными книгами из состава книжной торговли происходит на рубеже XVIII-XIX вв. Первым русским антикваром считается выдающийся знаток, собиратель и торговец славяно-русскими древностями И.Ф. Ферапонтов (1740-1820), с деятельности которого «начинается эра … Всероссийского… профессионального антиквариата». И.Ферапонтов имел небольшую лавочку в Зарядье - торговом районе Москвы, где продавал не только старинные книги, но и другие предметы старины, в том числе иконы, церковную утварь, крестьянское платье и пр.

Нельзя не отметить тот факт, что почти каждый книготорговец начала XIX века торговал не только новыми, но и старыми книгами. В последующие годы из их среды появляются книжники, отдававшие предпочтение торговле старинными книгами. Одновременно появляются и первые династии русских «старинщиков», в том числе московских антикваров Большаковых, существовавшая на протяжении всего XIX - начала ХХ столетия вплоть до 1917 г., Шибановых, основанная в 1841 г. в Самаре и продолжавшаяся вплоть до 1935 г. и др.

Первая половина XIX века - время «патриархального» развития антикварной книжной торговли в России, которая осуществлялась на рынке: в Москве на Сухаревском, в Петербурге на Апраксином, позднее - Гостином дворе. Преобладали исключительно рыночные формы торговли старыми книгами: «с ходу», «на пуды», «на выбор», «в придачу», «в подторжку», с помощью «вязки»Подробнее см.: Тараканова О.Л. Антикварная книга: учеб. для вузов. В электронном варианте. - М.: МГУП, 2000.. Торговлю на рынках осуществляли и книгоноши - разносчики книг.

Временем расцвета торговли старинными книгами в России является вторая половина XIX в. - период мощного развития отечественного книжного дела и библиофильства как следствия интенсивного формирования капиталистических отношений. С расширением грамотности в числе покупателей старой книги появляются представители буржуазии, купечества, демократической интеллигенции; в среде коллекционеров формируется новое отношение к книге как предмету эстетического наслаждения и престижа. Антикварная книга впервые начинает рассматриваться как товар особого рода, требующий специальных знаний. В это время антикварная книжная торговля развивалась в двух направлениях: «собственно антикварном» и «букинистическом». Первое осуществляли антиквары, которых современники называли «аристократами книжной торговли, любителями старины», а вторую - букинисты, определяемые как «мелочные торгаши или менялы, занимающиеся скупкой, обменом и продажей дешевых книг массового спроса». Если клиентами первых были богатые покупатели, библиофилы и коллекционеры, то вторых - студенты, торговый люд, небогатое городское население. Первый в России специализированный магазин «Антикварная книжная торговля» был открыт в 1878 году на Литейном проспекте в Петербурге И.Г. Мартыновым, официально присвоившего себе звание «антиквара». Антиквары, как правило, владели крупными магазинами с хорошо подобранным штатом и большим универсальным ассортиментом, располагавшимися на центральных улицах города; они применяли в своей деятельности большой набор форм и методов торговли, в том числе комиссионную, аукционную, по предварительному заказу, по почте, в кредит; проводили систематическую рекламу в специальной печати; поддерживали контакты с антикварами европейских стран; являлись комиссионерами ученых и научных обществ, а также отдельных библиофилов и крупных коллекционеров. Букинисты же вели торговлю в небольших лавочках, используя минимальный набор форм и методов продажи. И те, и другие с 60-х годов начали выпускать книготорговые каталоги, отражающие наличный ассортимент конкретного магазина с обозначенными ценами. Первый такой каталог был выпущен рижским антикваром Н.Г. Киммелем в 1845 г. Будучи средством рекламы, они широко использовались и для управления торгово-технологическим процессом и могли быть тематическими, видовыми, посвященными покупке одной библиофильской коллекции, редких книг и др.; многие из них имели изящное оформление, украшались фотографиями наиболее интересных изданий: их переплетов, титульных листов, гравюр и других элементов украшения, редких владельческих помет. К числу наиболее известных антикваров того времени относились П.П. Шибанов, А.А. Астапов (Москва), Н.В. Соловьев, В.И. Клочков, Э.К. Гартье, Ф.Г. Шилов (Петербург) и др.

Торговлю старыми книгами на рынках и городских улицах осуществляли «холодные букинисты» (книгоноши). Тогда же впервые было предпринято теоретическое осмысление феномена редкости книги.

Октябрьская революция 1917 г. положила начало новому этапу в развитии антикварной книжной торговли. В стране была проведена полная национализация книжных запасов, началось строительство новой системы книгораспространения. До середины 30-х гг. торговля старинными книгами осуществлялась частными, государственными, кооперативными и общественными организациями и предприятиями. Частную торговлю вели мелкие лавочки и магазинчики букинистов, «холодные букинисты» и крупные антикварные магазины, традиционно обслуживающие библиофилов и коллекционеров, в том числе «Экскурсант» и «Антиквариат» в Петербурге. С 1919 г. специализированные отделы по продаже старых книг были открыты при книжных магазинах Госкомиздата РСФСР - их фонды комплектовали за счет муниципальных книжных запасов, но в отличие от первых они торговали в основном дешевой массовой книгой. Старая книга продавалась в магазинах и отделах творческих союзов писателей и ученых, «Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев», артели инвалидов («Книготоргин»), издательств «Недра», «Мысль», «Academia», «Петрополис» и др. Крупнейшим специализированным магазином владел Комитет популяризации художественных изданий.

Огромный вклад в развитие антикварной торговли этого периода внесло АО «Международная книга» (М.-Л., 1922-1929), созданное как орган Комиссариата по внешней торговле и ВСНХ РСФСР специально для ведения монопольной торговли антикварными книгами преимущественно за границей. «Международная книга» имела собственные магазины в Москве и Ленинграде и осуществляла выпуск книготорговых каталогов.

С середины 30-х гг. развитие антикварной книжной торговли претерпело значительные изменения. В условиях недостаточно развитого книгоиздания тех лет перед ней впервые была поставлена совершенно новая задача - «служить дополнительным источником удовлетворения советских людей в печатной продукции», а сама эта торговля начала рассматриваться как важнейшая составляющая по коммунистическому воспитанию трудящихся. Вследствие этого применявшиеся ранее термины «антикварная книга», «антикварная торговля» были признаны буржуазными и заменены более демократическими терминами «букинистическая книга» и «букинистическая торговля». Тогда же были ликвидированы все частные предприятия, созданы первые инструктивные документы, регламентировавшие новую букинистическую торговлю, установлена персональная ответственность директора и товароведа магазина за «идеологическую чистоту» его фондов. Торговля другими предметами старины фактически была запрещена. Одновременно с целью государственной регламентации ценообразования на букинистическую книгу начался выпуск специальных ценников и каталогов-прейскурантов букинистической книги (с 1941 г.) - библиографических пособий, в которых описывались издания, обращавшиеся на букинистическом рынке, и устанавливалась их единая на всю страну продажная цена.

Развитию букинистической торговли в СССР придавалось самое серьезное значение: она осуществлялась всеми книготорговыми системами и ведомствами страны, систематически расширялась ее материальная база. Начиная с 1966 г. во всех крупных книжных магазинах новой сети были открыты отделы по продаже букинистической книги, в практику торговли были внедрены книгообмен, ломбард, кредит, внемагазинные формы торговли, прогрессивные методы продажи букинистических изданий: самообслуживание, открытая выкладка товара, продажа по заявкам покупателей; в конце 80-х годов получили распространение аукционы. Продолжалась работа над созданием новых каталогов прейскурантов букинистической книги. В общей сложности в советское время было выпущено 9 таких каталогов. В отличие от дореволюционных каталогов наличного ассортимента, выпускаемых антикварными книготорговцами, они составлялись централизованно, по распоряжению Госкомиздта СССР с целью управления букинистической торговлей страны и предназначались для служебного пользования. Создаваемые на основе целого тиража издания, эти каталоги выполняли четыре основные функции: разрешительную, ценообразовательную, справочную и учебную. В условиях существования идеологических установок и планового ценообразования тех лет первые две функции являлись основными.

Последним по времени документом, отразившим все достижения советской букинистической торговли, стало «Положение о работе с букинистическими изданиями» (1990).

С начала 90-х гг. ХХ в. начался новый этап в развитии отечественной букинистической торговли как следствие произошедших в России социально-экономических изменений. Появился новый покупатель антиквариата, произошла смена интересов и приоритетов в покупках.

Созданная ранее государственная система специализированных букинистических магазинов рухнула, уступив место частным предприятиям, деятельность которых начала лицензироваться (вплоть до 2000 года). Появилась и вновь получила развитие запрещенная в СССР торговля «некнижным» антиквариатом: ювелирными изделиями, предметами из фарфора, бронзы, изделиями из драгоценных металлов, иконами, картинами и др. Редкие книги прошлых веков начали продаваться не в специализированных магазинах, а в антикварных салонах и галереях в составе других предметов антиквариата.

С 2000-х годов в России начался новый этап в развитии торговли старыми книгами. Теперь она сконцентрировалась фактически только в Москве и немножко - в Санкт-Петербурге. Число предприятий, осуществляющих эту торговлю, существенно возросло - до 70 магазинов в столице, преимущественно за счет галерей и антикварных салонов, где книга продолжает «соседствовать» с другими предметами антиквариата. Значительно расширился ассортимент изданий за счет вовлечения в него запрещенных ранее изданий, книг на иностранных языках и других видов изданий: периодики, гравюр, открыток и пр. Букинистическая торговля вновь начала ориентироваться на состоятельных и богатых людей - коллекционеров и библиофилов, и получила свое прежнее название - «антикварная торговля».

Нельзя не сказать и о том, что в течение 2000-х годов в стране сложилась система периодических изданий по вопросам коллекционирования и антикварной торговли (журналы «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», «Антикватория», «Антикварное обозрение», «Среди коллекционеров», «Про книги. Журнал для библиофила» и др.), начали активно развиваться профессиональные контакты российских антикваров с зарубежными коллегами. Наконец, летом 2012 года в России была создана Гильдия антикваров-книжников - первое профессиональное объединение антикваров подобного рода, в том же году ставшая членом крупнейшей в мире Международной лиги антикваров-книготорговцев (ILAB).

Таким образом, сегодня антикварная книжная торговля в России в целом развивается в русле общемировых тенденций, но с характерными для нее национальными особенностями, вытекающими из общих исторических условий развития страны. Идет процесс «взаимопроникновения» рынков разных стран. Хочется надеяться, что этот процесс активно будет продолжаться и далее, но в более тесном содружестве со странами Европы и Америки.

Главная цель преподавания дисциплины заключается в формировании у студентов научного представления об антикварной книге как особом виде ассортимента современной книжной торговли, формах и методах работы с ней.

Освоение дисциплины предполагает получение студентами не только теоретических знаний, но и практических навыков работы с антикварной книгой.

В результате изучения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • особенности букинистической торговли как составной части книжной торговли, ее цель и задачи;
  • основные этапы развития букинистической торговли в России;
  • специальную терминологию в области букинистической торговли и коллекционирования;
  • классификацию букинистической книги;
  • особенности антикварной книги как товара, ее товарные свойства и качества как выражение объективных представлений об общечеловеческих и национальных ценностях культуры и науки;
  • классификацию антикварной книги (хронотопическую, типо-видовую, потребительскую);
  • сущность и особенности ценообразования на антикварную книгу;
  • основные ценообразующие факторы антикварной книги;
  • критерии редкости антикварной книги;
  • основные виды ассортимента антикварной книги;
  • сущность, основные особенности и составляющие торгово-технологического процесса в букинистическом магазине;
  • основные формы покупки и продажи антикварной книги;
  • основные методы продажи антикварной книги;
  • документальное оформление процессов покупки и продажи антикварной книги;
  • особенности рекламы в антикварно-букинистической торговле.

2) уметь:

  • исследовать товарные свойства антикварной книги и определять ее потребительную стоимость;
  • давать общественную оценку антикварной книги вне зависимости от времени ее создания;
  • определять степень редкости антикварной книги;
  • классифицировать антикварную книгу и организовывать работу с ней;
  • применять различные формы и методы при покупке и продаже антикварных книг.

3) иметь навыки:

  • историко-книговедческого анализа с целью выявления редкости антикварной книги на современном рынке;
  • документального оформления процессов покупки и продажи антикварной книги;
  • работы с антикварной книгой как видом букинистического ассортимента.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

ОК-1 - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;

ОК-2 - логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме;

ОК-3 - быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-4 - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК-5 - использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-6 - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-7 - критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ОК-8 - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности;

ОК-9 - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-10 - анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-13 - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-14 - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ПК-1 - выявлять покупательский спрос на антикварную книгу и оценивать конъюнктуру рынка;

ПК-7 - работать с клиентской базой антикварно-букинистического предприятия, участвовать в переговорах;

ПК-8 - владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации;

ПК-26 - использовать цифровые активы и базы данных;

ПК-28 - разрабатывать внутримагазинный документооборот;

ПК-30 - организовывать предпродажную подготовку и поставку товаров;

ПК-31 - организовывать информационно-библиографическое сопровождение;

ПК-32 - участвовать в подготовке и проведении рекламных мероприятий на предприятии распространения издательской продукции;

ПК-33 - осуществлять обслуживание оптовых и розничных покупателей;

ПК-34 - использовать электронные форматы передачи информации;

ПК-35 - владеть методами распространения цифровых изданий;

ПК-36 - формировать ассортимент антикварно-букинистических предприятий;

ПК-37 - принимать участие в оптимизации управленческих процессов на предприятиях антикварно-букинистической торговли;

ПК-39 - оформлять первичные документы для бухгалтерской отчетности;

ПК-40 - анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт антикварной книжной торговли;

ПК-41 - использовать современные достижения науки в практической деятельности предприятий антикварно-букинистической торговли;

ПК-42 - представлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов;

ПК-43 - классифицировать антикварную книгу по различным критериям;

ПК-44 - осуществлять историко-книговедческий анализ антикварной книги с целью выявления степени ее редкости;

ПК-45 - производить оценку антикварной книги с учетом ее особенностей;

ПК-49 - осознавать роль и значение деятельности выдающихся лучших представителей библиофильства и антикварной торговли в сохранении и развитии отечественной культуры;

ПК-50 - анализировать товарные свойства и качества антикварной книги;

ПК-51 - выявлять особые букинистические качества книги;

ПК-52 - иметь представление о критериях редкости антикварной книги;

ПК-53 - осознавать роль профессиональных объединений антикваров в развитии букинистической торговли;

ПК-54 - иметь представление об отличительных особенностях развития антикварной книжной торговли в России и за рубежом;

ПК-55 - использовать различные формы покупки и продажи антикварной книги в зависимости от ее возраста, степени редкости и других особенностей.

© Центр дистанционного образования МГУП