Московский государственный университет печати

Тараканова О.Л., Панарина Т.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «035000 Издательское дело»


Тараканова О.Л., Панарина Т.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Понятие антикварной книги

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания к теме 1

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Внешняя форма антикварной книги в процессе ее исторического развития

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания к теме 2

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Антикварная книга как потребительская стоимость

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания к теме 3

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Ассортимент антикварной книги

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания к теме 4

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Формы и методы работы с антикварной книгой

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Литература к теме

5.3.

Методические указания к теме 5

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Заключение

7.

Контрольная работа

8.

Формы контроля

Указатели
7   указатель иллюстраций

Содержание и форма книги, их диалектическое противоречие и взаимосвязь. Внешняя форма книги, ее понятие, сущность и основные составляющие. Понятие издательско-полиграфической, художественной, знаковой и потребительской формы книги. Роль и значение внешней формы антикварной книги для потребителя.

Исторические формы книги, их происхождение и эволюция.

Основные элементы книги в их историческом развитии:

- бумага, ее основные исторические сорта. Филигрань как неотъемлемая составляющая антикварной книги;

- формат, его классификация. Основные системы измерения форматов антикварной книги, их соотношение;

- переплет, его понятие. Переплет и обложка, их общее и особенное. Основные исторические типы и виды переплетов, способы их украшения. Издательский и владельческий переплет;

- шрифт и его особенности. Основные типы шрифтов русской рукописной и печатной книги. Роль шрифта в датировке и атрибуции антикварных книг;

- иллюстрация, ее роль в книге. Ручные способы воспроизведения иллюстраций, их характеристика.

Особые букинистические качества книги (ОБК), их классификация. Роль ОБК в антикварной книге.

Основная литература

Дополнительная литература

5. Алексеева М.А. Гравюра допетровского времени. - Л.: Искусство, 1990.

6. Быкова Т.А. О некоторых чертах оформления книг времени Петра I // Книга. Исслед. и материалы. - 1959. - Сб. 1. - С. 224-253.

7. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. - М.: Книга, 1981.

8. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

9. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей. Русское типографское искусство первой трети XIX века. - М.: Книга, 1982.

10. Голлербах Э. История гравюры и литографии в России. - М.: Центрполиграф, 2004. - (Репринт. изд.).

11. Заболотских Б. Русская гравюра. - М.: Аутопан, 1993.

12. Клепиков С.А. Русские гравированные книги XVII-XVIII вв. // Книга. Исслед. и материалы - 1964. - Сб. 9. - С. 141-181.

13. Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII - начала ХХ вв. - М.: Наука, 1978.

14. Лебедев Г.Г. Русская книжная иллюстрация XIX в. - М., 1952.

15. Леман А. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. - М.: Центрполиграф, 2004. - (Репринт. изд.).

16. Малкин И.Т. История бумаги. - М.: Изд-во АН СССР, 1940.

17. Немировский Е.Л., Виноградова О.М. Миниатюрные книги. Вчера, сегодня, завтра. - М.: Книга, 1977.

18. Полонская И.М. Русская издательская обложка и переплет XVIII века // Книга. Исслед. и материалы. - 1979. - Сб. 38. - С. 152-161.

19. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.: В 2 т. - М.: Центрполиграф, 2004. - (Репринт. изд.).

20. Русская гравюра XVII - начала XX века / авт. текста и составитель Н.И. Александрова. - М.: Изобразительное искусство, 1987.

21. Русский графический дизайн: 1880-1917 / Авт. текста Е. Черневич. - М.: Внешсигма, 1997.

22. Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. - М.: Искусство, 1964.

23. Севастьянов А. Шедевры европейской иллюстрации. - М.: Терра, 1997.

24. Сеславинский М.В. Аромат книжного переплета: Отечественный индивидуальный переплёт XIX-XX: альбом-каталог. - М.: Астрель, 2008; 2-е изд. - М., 2011.

25. Сидоров А.А. История оформления русской книги. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1964.

26. Симонов Р.А., Самарин А.Ю., Хромов О.Р. Древнерусская книжность: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУП, 1999.

27. Соскин Л.М. Издательские марки Петрограда - Ленинграда. - М.: Новый свет, Книга, 1995.

28. Хромов О.Ф. Русская лубочная книга XVII-XIX веков. - М.: Памятники исторической мысли, 1998.

29. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт: вопросы истории и практика применения. - М.: Книга, 1974.

30. Щелкунов М.И. История, техника, искусство книгопечатания. - М., Л.: Гос. изд-во, 1926.

31. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки / Сост. В.В. Кожухова; ГПИБ. - М., 2001.

Электронные ресурсы

32. Видеолекция № 1.

Начиная изучение настоящей темы, студент должен понять, что каждый предмет имеет форму и содержание, которые развиваются в диалектическом единстве, и книга в этом плане не является исключением. Однако важно понимать, что если подавляющее большинство современных книг интересно человеку с точки зрения степени их информативности, то в антикварной книге, созданной в различные исторические эпохи, особенный интерес для потребителя представляет в первую очередь ее форма (художественно-полиграфическое оформление), созданная при ином уровне полиграфической техники и технологии и необычная с точки зрения сегодняшнего дня: это может быть роскошный цельнокожаный переплет, украшенный тиснением золотом, бумага с водяными знаками, изящный рукописный шрифт, гравюры, сделанные ручным способом, или все это вместе взятое. В этой связи студенту следует познакомиться с общими понятиями содержания и формы книги, внешней формы книги, их соотношением между собой (см.: ссылка на источники литературы, с. 27-30), рассмотреть такие составляющие внешней формы, как издательско-полиграфическая (см.: ссылка на источники литературы, с. 30-36), художественная (см.: ссылка на источники литературы, с. 36-51) и знаковая (см.: ссылка на источники литературы, с. 51-59).

Студент должен знать основные исторические формы книги (табличка, свиток, кодекс), их происхождение и эволюцию, изучить в историческом аспекте такие важнейшие элементы книги, как

- книжная бумага, ее исторические сорта (см.: ссылка на источники литературы, с. 59-70; ссылка на источники литературы);

- филигрань как важный элемент бумажного листа антикварной книги, позволяющий определить время его создания (см.: ссылка на источники литературы, с. 70-73; ссылка на источники литературы);

- формат, его классификация, основные системы измерения и их соотношение (см.: ссылка на источники литературы, с. 73-83; ссылка на источники литературы);

- переплет, классификация исторических типов и видов переплета антикварной книги, основные элементы и способы его украшения; издательский и владельческий переплет (см.: ссылка на источники литературы, с. 83-99; ссылка на источники литературы);

- шрифт и его особенности в русской рукописной и печатной книге, основные гарнитуры шрифтов, широко применяющиеся в различные исторические периоды (см.: ссылка на источники литературы, с. 53-59; ссылка на источники литературы);

- книжная иллюстрация как важнейшая составляющая оформления издания, ручные способы ее воспроизведения (см.: ссылка на источники литературы, с. 37-51; ссылка на источники литературы). С этой целью следует обратиться к таблице 1:

№ п/п

Таблица 1


п/п
Способ печати

Способ ручного воспроизведения иллюстраций
в отечественной книге

1

-

Миниатюрная живопись

2

Высокая

- ксилография (гравюра на дереве)

• обрезная продольная (c середины XVI в.)

• торцовая (с 40-х гг. XIX в.)

- линогравюра (гравюра на линолеуме) (с 1907 г.)

3

Глубокая

- резцовая гравюра на меди (с середины XVII в.)

- офорт (с 70-х гг. XVII в.)

4

Плоская

- литография (с начала XIX в.)

© Центр дистанционного образования МГУП