Московский государственный университет печати

Тараканова О.Л., Панарина Т.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «035000 Издательское дело»


Тараканова О.Л., Панарина Т.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Понятие антикварной книги

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания к теме 1

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Внешняя форма антикварной книги в процессе ее исторического развития

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания к теме 2

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Антикварная книга как потребительская стоимость

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания к теме 3

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Ассортимент антикварной книги

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания к теме 4

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Формы и методы работы с антикварной книгой

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Литература к теме

5.3.

Методические указания к теме 5

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Заключение

7.

Контрольная работа

8.

Формы контроля

Указатели
7   указатель иллюстраций
Схема 4. Специализация букинистической сети

Виды предприятий, осуществляющих торговлю букинистическими и антикварными книгами. Специализация букинистической сети.

Понятие торгово-технологического процесса в антикварно-букинистической торговле, его сущность, особенности, основные этапы, документальное оформление.

Формы покупки антикварной книги.

Формы продажи антикварной книги: магазинные и внемагазинные. Аукцион как форма продажи антикварной книги. Интернет-торговля антикварными книгами, ее особенности.

Основные методы продажи антикварной книги.

Особенности рекламы в антикварно-букинистической торговле.

Информационное сопровождение антикварно-букинистической торговли.

Основная литература

Законы

1. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1.

Правила

2. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами / утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 № 569.

3. Правила продажи отдельных видов товаров / утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

4. Примерные правила работы предприятия розничной торговли: Введены в действие Комитетом РФ по торговле 17.03.1994 г.

Положения

5. Положение о порядке взимания и критериях определения размера платы за проведение государственной экспертизы культурных ценностей / утв. Приказом Министерства культуры РФ от 04.06.2002 № 888.

6. Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей / утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 № 322.

Рекомендации

7. Методические рекомендации по организации торговли антикварными и букинистическими книгами / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Министерства культуры РФ; ОАО НИЦ «Экономика». - М., 2006. - 24 с.

Приказы

8. О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации: Приказ Россвязьохранкультуры РФ от 14.03.2008 № 117.

***

9. Антикварно-букинистические предприятия Москвы: справочник / рук. проекта О.Л. Тараканова; сост. Т.В. Панарина. - М.: МГУП, 2007. - 58 с. Электронная версия.

10. Назаревская Н.О. Антикварный рынок в России XVIII-XX веков. - М.: Любимая книга, 2006.

11. Назаревская Н.О. Аукцион: что, где, когда. - М.: Форум, 2014. - 184 с.

12. Тараканова О.Л. Антикварный книжный рынок России: Общее состояние и тенденции развития // Библиофилы России: альманах. - Вып. 3. - М.: Любимая Россия, 2006. - С. 9-24.

13. Тараканова О.Л. Антикварный книжный рынок России на рубеже XX-XXI веков // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - М., 2006. - № 12 (43). - С. 68-79.

14. Тараканова О.Л. Отечественная букинистическая торговля: сегодняшний день // Книга. Исследования и материалы. - 2011. - Сб. 94/2. - С. 47-62.

15. Тараканова О.Л., Каменская Н.Г., Грачева Н.С. Торгово-технологический процесс в букинистической торговле: учеб. пособие. - М.: МГУП, 2005. - 109 с. - (Книжный бизнес: Отечественный опыт). Электронная версия.

16. Тараканова О.Л., Панарина Т.В. Букинистика: современная интерпретация // Университетская книга. - 2012. - № 3. - С. 66-71.

17. Тараканова О.Л., Панарина Т.В. Букинистическая торговля: современная практика // Компьюарт. - 2012. - № 10. - С. 46-51.

18. Тараканова О.Л., Панарина Т.В. О результатах исследования отечественного антикварно-букинистического рынка // Вестник МГУП. - М., 2007. - № 9. - С. 245-252.

19. Тараканова О.Л., Семина А.С., Панарина Т.В. Служебная библиотека букинистического магазина, Ч. 1: учеб. пособие. - М.: Логос, 2010.

Дополнительная литература

20. Дементьев С.C. О классификации веб-сайтов антикварно-букинистических предприятий Москвы // Вестник МГУП. - 2008. - № 9.

21. Дементьев С.С., Байкова Ю.Б. Интернет-торговля букинистическими книгами (на примере деятельности магазина Ozon.ru и портала Rarebook.ru) // Вестник МГУП.

22. Рудницкая В.Л. Об особенностях рекламы в антикварно-букинистической торговле // Вестник МГУП. - 2009. - № 6.

23. Сафронова К.В. Состояние рынка антикварной книги и тенденции его развития // Про книги. - 2008. - № 1. - C. 23-27.

24. Семина А.С. Аукционный каталог как вид библиографического пособия // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2008. - № 5. - C. 83-93.

25. Семина А.С. О классификации российских антикварно-букинистических аукционов в Интернете // Информационная культура и эффективное развитие общества: м-лы междунар. науч. конф. - Краснодар, 2005. - С. 168-170.

26. Семина А.С. О практике проведения современных антикварных книжных аукционов в России // Вестник МГУП. - М., 2007. - № 9. - С. 229-238.

27. Тараканова О.Л. Из истории антикварных аукционов в Европе и Америке // Материалы 42-й научно-техн. конф. преподавателей, сотрудников и аспирантов МГУП. - М., 2002. - С. 239-242.

28. Тараканова О.Л. О некоторых особенностях развития отечественной букинистической торговли // Вестник МГУП. - № 3. - 2010. - С. 239-244.

29. Тараканова О.Л. О современном развитии отечественной букинистической торговли через призму опыта, накопленного европейскими странами // Наука о книге. Традиции и инновации: Материалы XII междунар. науч.-практич. конф. по пробл. книговедения. - Ч. 1. - М., 2009. - С. 427-429.

30. Тараканова О.Л., Грачева Н.С. О торговле антиквариатом в российской сети Интернет // Десятая междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. - М., 2002. - С. 353-357.

31. Каталоги Антикварного салона, Блошиного рынка, Антикварной книжной ярмарки.

Электронные ресурсы

Сайты антикварно-букинистических магазинов (реально существующих, виртуальных); дилеров антикварного рынка, профессиональных организаций, учебных центров в области антиквариата, музеев, отдельных коллекционеров и библиофилов:

32. Антикварная книжная ярмарка (http://www.expopark.ru/);

33. Аукционный дом «Гелос» (http://www.gelos.ru);

34. Аукционный дом «Империя» (http://www.auction-imperia.ru/);

35. Аукционный дом «КабинетЪ» (http://www.kabinet-auktion.com/);

36. Блошиный рынок (http://www.bloxa.ru/exbr/);

37. «Дом антикварной книги в Никитском» (http://www.vnikitskom.ru/ru/antique/);

38. Интернет-аукцион «Molotok.ru» (http://molotok.ru/);

39. Интернет-магазин «Alib.ru» (http://www.alib.ru);

40. Интернет-магазин «Ozon.ru» (http://www.ozon.ru);

41. Интернет-магазин «Rarebooks.ru» (http://www.rarebooks.ru);

42. Российский антикварный салон (http://www.antiquesalon.ru/index.php?id=17).

Развитие антикварной торговли сегодня происходит крайне неравномерно, концентрируясь в Москве и Петербурге с явным перевесом в пользу первой. По нашим подсчетам сегодня в Москве торговлю букинистическими книгами разных лет выпуска ведут не менее 66 предприятий. Это специализированные букинистические предприятия («Русский библиофил», «Букинист» на Трубной, «Букинист. Старая медицинская книга», «Антиквар на Мясницкой» и др.), отделы в крупных книжных магазинах новой сети (ТДК «Москва», ТД «Библио-Глобус», ГУП ОЦ «Московский дом книги»), антикварные салоны и галереи, где книга продается вместе с другими предметами антиквариата («Букинист» на Сретенке, «Вишневый сад на Трубной», «Среди коллекционеров» и др.), аукционные дома («Гелос», «Империя», «Кабинетъ» и др.), Интернет-магазины (Rarebooks.ru, Biblionne.ru и др.), Интернет-аукционы (Molotok.ru, Aucland.ru и др.) и порталы (Alib.ru и др.), различные по своей специализации, объему и характеру деятельности, формам и методам торговли, дополнительным услугам, предоставляемым покупателям, и др.

При изучении темы студент должен познакомиться с организационными формами торговли предметами антиквариата, построением антикварно-букинистической торговли в России (см.: ссылка на источники литературы, с. 4-5), ее специализацией (см.: ссылка на источники литературы, с. 85, 5-6; ссылка на источники литературы, с. 52-54; ссылка на источники литературы). Последняя может быть представлена в виде схемы 4: Схема 4. Специализация букинистической сети.

Познакомившись со схемой, следует иметь в виду, что сегодня подавляющее число букинистических магазинов - универсальные (75%), специализация антикварно-букинистических предприятий развита крайне слабо и в основном обусловлена временными параметрами. Большинство магазинов предпочитает торговать антикварной книгой (в том числе периодикой, гравюрами и др.) в составе других предметов антиквариата.

При изучении темы студент должен прежде всего получить представление о правовом и юридическом сопровождении современной антикварно-букинистической торговли в России, знать основные документы, необходимые для открытия и успешного осуществления торговой деятельности предприятия на отечественном антикварном рынке, ввоза и вывоза купленных товаров за границу (см.: ссылка на источники литературы).

Студент должен знать сущность и особенности торгово-технологического процесса на предприятиях антикварно-букинистической торговли, познакомиться с его содержанием, структурой и документальным оформлением (см.: ссылка на источники литературы, с. 8-10, 85, 86). Необходимо тщательно изучить три важнейшие составляющие торгово-технологического процесса:

- формирование ассортимента антикварно-букинистического магазина (отдела);

- организацию товарного предложения;

- реализацию товаров.

Следует иметь в виду, что особенности торгово-технологического процесса, осуществляемого антикварно-букинистическими предприятиями, вытекают из особенностей самой букинистической торговли, в связи с чем особое значение приобретает процесс формирования ассортимента, поскольку именно от него зависит тот факт, насколько антикварно-букинистическое предприятие будет успешным на антикварном рынке (см.: ссылка на источники литературы, с. 76, 81, 82, 83, 84, 86, 87, 12-30). В этой связи необходимо уяснить роль товароведа в торгово-технологическом процессе, знать основные источники и принципы формирования ассортимента предприятия, порядок покупки книг у населения, начиная с тщательного отбора предлагаемых товаров и особенностей формирования цен на них (см.: ссылка на источники литературы), выбора конкретных форм покупки товаров (комиссия, твердый счет) (см.: ссылка на источники литературы, с. 80, 81, 83-85) до ее документального оформления в соответствии с действующими нормативными документами (см.: ссылка на источники литературы, с. 79, 85, 86, 87, 93-105). Следует знать, какие издания сегодня не подлежат покупке у населения, и в каких случаях необходимо проведение экспертизы. Именно на этой первой стадии определяется и размер торговой скидки (наценки) в пользу конкретного предприятия, которая может быть различной и устанавливается самим магазином (см.: ссылка на источники литературы, с. 86).

Преобладающей формой сегодня стала торговля букинистическими книгами на комиссионных началах, которую сегодня используют около 60% предприятий.

При формировании товарного предложения следует особое внимание обратить на оптимальную расстановку товара в торговом зале, которая зависит от целого ряда факторов, в том числе характера ассортимента магазина, масштаба его деятельности, задачи наилучшей сохранности книг, метода их продажи и др. Важно помнить о том, что антикварная и подержанная книги расставляются на книжных полках по-разному (см.: ссылка на источники литературы, с. 87).

Необходимо познакомиться с различными формами реализации антикварно-букинистических товаров, начиная от традиционной - магазинной, до самой современной - посредством Интернета, выявить преимущества каждой из них в целом, а также отдельно для антикварной и подержанной книги. При продаже книг на комиссионных началах важно помнить о существовании установленных магазином сроках реализации и возможности переоценки (уценки) товаров, которая фиксируется документально. Самое пристальное внимание следует уделить таким формам продажи антикварно-букинистических товаров, как аукцион, Антикварный салон, Антикварная книжная ярмарка, Блошиный рынок, Интернет-торговля. При рассмотрении аукциона (см.: ссылка на источники литературы; ссылка на источники литературы, с. 143-147; ссылка на источники литературы, с. 77, 78, 81, 85, 39-47, 106-107; ссылка на источники литературы), получившего широкое развитие в России в последние годы, необходимо «пошагово» познакомиться с его организацией и проведением. К числу наиболее крупных аукционных домов относятся «Империя», «КабинетЪ», «Гелос»; книжные аукционы проводит «Дом антикварной книги в Никитском».

При изучении такой формы, как Антикварный салон, важно понять, что это на сегодняшний день самое крупное в России массовое отраслевое мероприятие, имеющее чисто имиджевые цели и задачи. Следует знать о том, что количество книг, представленных на салоне, ежегодно сокращается в пользу других предметов антиквариата, хотя существует постоянный «джентльменский набор» изданий, демонстрирующихся здесь из года в год (см.: ссылка на источники литературы, с. 76, 48-50; ссылка на источники литературы, с. 105-139; ссылка на источники литературы). К внемагазинным формам продажи букинистических книг относится и Блошиный рынок, однако на нем в числе других предметов старины продается лишь недорогая печатная продукция, преимущественно XX столетия: книги, литографии, открытки, бланки, виды бумаг и др. (см.: ссылка на источники литературы). Единственной же специализированной внемагазинной формой продажи букинистических книг на отечественном рынке является ежегодная Антикварная книжная ярмарка (см.: ссылка на источники литературы), для участия в которой антикварно-букинистические предприятия специально формируют ассортимент, отбирая наиболее ценные издания. В рамках ярмарки традиционно проводятся круглые столы с обсуждением насущных проблем отрасли, в том числе подготовки кадров, ценообразования и др.

Внимание необходимо уделить и изучению основных методов продажи антикварно-букинистических товаров (через прилавок, самообслуживание, по почте, по предварительным заказам и др.) (см.: ссылка на источники литературы).

Студент должен иметь представление и о такой важной составной части торгово-технологического процесса в предприятиях антикварно-букинистической торговли, как дополнительные услуги, которые оказываются как покупателям, так и владельцам книг (см.: ссылка на источники литературы, с. 79). Они могут быть платными и бесплатными - их наличие, характер, объемы, время исполнения, документальное оформление, размер оплаты зависят от объема деятельности конкретного магазина (отдела), его материальных и финансовых возможностей и определяются каждым предприятием самостоятельно (см.: ссылка на источники литературы, с. 51-54). Традиционно наиболее широкое распространение имеет такая услуга, как прием предварительных заказов.

Особое внимание необходимо уделить информационному обеспечению торгово-технологического процесса на предприятиях антикварно-букинистической торговли и изучению его специфики, вытекающей из особенностей самой антикварно-букинистической торговли (см.: ссылка на источники литературы, с. 79).

Следует познакомиться с понятием «букинистическая информация» и ее основными составляющими, в том числе рекламной и библиографической (см.: ссылка на источники литературы, с. 77, 78, 80, 86, 55-57; ссылка на источники литературы). Важно уяснить для себя главную особенность рекламы в букинистической торговле, которая заключается в том, что она одновременно направлена как на покупателей книги, так и на ее сдатчиков (см.: ссылка на источники литературы, с. 84). Одним из важнейших средств этой рекламы являются антикварные каталоги, отражающие наличный ассортимент предприятий в традиционной печатной и электронной форме (см.: ссылка на источники литературы, с. 80, 59-61).

Важно понимать, что результаты антикварно-букинистической торговли напрямую связаны с качеством справочно-библиографического обслуживания реальных и потенциальных покупателей и сдатчиков букинистической книги, которая предусматривает ответы на возникающие у клиентов вопросы, установление оптимальной современной цены (см.: ссылка на источники литературы, с. 85, 62-65; ссылка на источники литературы). Неоценимую помощь в этом процессе оказывает служебная библиотека магазина, которая формируется годами и создается каждым предприятием «под себя», с учетом его объемов деятельности, товарной политики, применяемых форм и методов продажи, финансовых и материальных возможностей (см.: ссылка на источники литературы, с. 84, 62-65, 88-92). Среди пособий служебной библиотеки особое место занимают разнообразные каталоги, в том числе издательские, аукционные, наличного ассортимента, редкостей и др. Сегодня печатные каталоги часто заменяют их электронными версиями, которые выкладывают на сайте магазина.

Студенту необходимо иметь представление о современных технологиях, используемых в антикварно-букинистической торговле, хотя здесь они развиты значительно меньше, чем в других видах торговли (см.: ссылка на источники литературы, с. 66-74). Прежде всего это различные компьютерные программы, покупаемые магазином или создаваемые им самим для обслуживания внутрифирменных процессов, связанных с регистрацией сведений о наличном ассортименте магазина, комитентах и клиентах, формированием приходных и расходных документов, учетом денежных операций.

В последние годы Интернет активно используется и непосредственно для продажи антикварных книг (ссылка на источники литературы) - ее осуществляют несколько групп отечественных предприятий: реально существующие антикварно-букинистические магазины, салоны и галереи, виртуальные предприятия, Интернет-аукционы и специализированные порталы, оказывающие помощь в поиске, приобретении и продаже старых книг. Обеспеченность сайтами первой группы предприятий сегодня составляет около 50%, при этом большинство из них носит рекламно-информационный характер. Виртуальные магазины, осуществляющие продажу букинистических книг, делятся на универсальные и специализированные. К первым относится Ozon.ru - старейший (с 1998 г.) и самый крупный Интернет-магазин России, в ассортименте которого единовременно представлено порядка 9000 букинистических книг. Среди специализированных магазинов наиболее известными являются Rarebooks.ru (около 8000 антикварных книг), Obook.ru (около 2000 антикварных книг) и Biblionne.ru (около 1500 антикварных книг). В отличие от Ozon.ru, рассчитанного прежде всего на массового покупателя, виртуальные предприятия ориентированы на узкую группу потребителей - собирателей библиотек, разыскивающих редкие и ценные издания. Среди порталов, осуществляющих продажу букинистических книг, самым крупным является Аlib.ru, основанный в 1999 г., где единовременно на продажу выставляется около 2,5 млн. разнообразных букинистических книг. Важной особенностью ассортимента этого веб-ресурса является отсутствие «жестких рамок» для выставляемых предметов: здесь можно найти комплектные издания и отдельные тома, книги в идеальной и очень плохой сохранности и др.

С 1999 года получила распространение такая форма продажи букинистических книг, как Интернет-аукцион, хотя в настоящее время регулярных Интернет-аукционов, специализировавшихся на торговле букинистической книгой, в России нет, она продается как на универсальных аукционах, так и на специализирующихся в области продажи антиквариата. Самым крупным из первой группы является Molotok.ru (свыше 2500 книг), а из числа вторых - Antikwariat.ru (около 400 книг). Изучению Интернет-аукциона (см.: ссылка на источники литературы, с. 77, 79, 45-47; ссылка на источники литературы) следует уделить особое внимание, необходимо уяснить себе достоинства и недостатки аукциона, связанные с большими предварительными затратами.

В результате изучения дисциплины у студента должно сложиться целостное представление об антикварной книге как предмете антикварно-букинистической торговли (см.: ссылка на источники литературы).

1. Назовите основные организационные формы предприятий, осуществляющих торговлю антиквариатом в России.

2. Назовите основные признаки специализации антикварно-букинистической сети, дайте их характеристику. Покажите преимущества специализации.

3. Кратко сформулируйте цель, задачи и особенности торгово-технологического процесса в антикварно-букинистическом магазине (отделе), раскройте его структуру.

4. Назовите основные источники формирования товарных запасов в букинистическом магазине.

5. Перечислите основные источники ценообразования на букинистическую книгу, дайте их характеристику.

6. Перечислите основные документы, регламентирующие современную антикварно-букинистическую торговлю.

7. Расскажите, как происходит отбор книг в антикварно-букинистическом магазине. Какие издания не подлежат покупке у населения?

8. Перечислите основные документы, оформляемые при покупке книг на комиссионных началах, дайте их характеристику.

9. Перечислите основные документы, оформляемые при покупке книг в твердый счет, дайте их характеристику.

10. Назовите основные формы покупки книг у населения, дайте их характеристику.

11. Перечислите основные операции, связанные с формированием товарного предложения в магазине.

12. Перечислите основные формы продажи антикварно-букинистических товаров, дайте их краткую характеристику.

13. Перечислите основные методы продажи антикварно-букинистических товаров, дайте их краткую характеристику.

14. Когда в России впервые появились антикварные каталоги? С какой целью они использовались в дореволюционной России?

15. Дайте характеристику аукциона как одной из традиционных форм продажи антиквариата, сформулируйте его преимущества и недостатки.

16. Когда в России впервые появились аукционы как форма продажи антиквариата? Дайте характеристику основных этапов его подготовки и проведения.

17. Перечислите основные отечественные предприятия, занимающиеся проведением книжных аукционов, дайте их общую характеристику.

18. Дайте характеристику Антикварного салона, Антикварной книжной ярмарки и Блошиного рынка как форм продажи антиквариата.

19. Дайте характеристику Интернет-торговле антикварными книгами, перечислите основные группы предприятий, осуществляющих продажу книг в сети Интернет.

20. Перечислите дополнительные услуги, оказываемые населению предприятиями антикварно-букинистической торговли, дайте их характеристику.

21. Что понимается под «информационным обеспечением» торгово-технологического процесса в антикварно-букинистической торговле? В чем его особенности?

22. Что такое «букинистическая информация»? Раскройте ее основные виды.

23. Раскройте отличительные особенности рекламы в антикварно-букинистической торговле, дайте характеристику ее основных форм и средств.

24. Сформулируйте цель и задачи служебной библиотеки антикварно-букинистического предприятия, раскройте ее состав.

25. Перечислите информационные технологии, применяемые в антикварно-букинистической торговле, дайте их характеристику.

© Центр дистанционного образования МГУП