Московский государственный университет печати

Тараканова О.Л., Панарина Т.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «035000 Издательское дело»


Тараканова О.Л., Панарина Т.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Антикварная книга»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Понятие антикварной книги

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания к теме 1

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Внешняя форма антикварной книги в процессе ее исторического развития

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания к теме 2

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Антикварная книга как потребительская стоимость

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания к теме 3

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Ассортимент антикварной книги

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания к теме 4

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Формы и методы работы с антикварной книгой

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Литература к теме

5.3.

Методические указания к теме 5

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Заключение

7.

Контрольная работа

8.

Формы контроля

Указатели
7   указатель иллюстраций
Схема 4. Специализация букинистической сети Схема 2. Букинистическая редкость Схема 3. Последовательность проведения историко-книговедческого анализа

В ходе освоения дисциплины «Антикварная книга» студент должен выполнить одну контрольную работу по теме 3 «Антикварная книга как потребительная стоимость». Она представляет собой историко-книговедческий анализ антикварной книги. Для ее выполнения студент самостоятельно выбирает любую антикварную книгу, изданную в России на русском языке, желательно дореволюционного периода, и делает ее полное библиографическое описание. Начиная работу, следует помнить о том, что историко-книговедческий анализ своеобразно моделирует процессы, происходящие при установлении современной продажной цены книги при ее поступлении (покупке) в антикварно-букинистический магазин.

Руководствуясь общей схемой, помещенной в методических указаниях к изучаемому курсу (см. Схему 4 Схема 4. Специализация букинистической сети), студент последовательно анализирует выбранное издание, опираясь на выявленные им справочные и другие издания. Начав с изучения общих исторических условий создания книги, места издательства или конкретного издателя на книжном рынке тех лет, он сначала изучает и оценивает семантические и перцептивные свойства, книги (см. Схему 2 Схема 2. Букинистическая редкость). В первом случае необходимо изучить круг вопросов, связанных с автором и его произведением, в том числе: насколько автор данной книги сегодня известен и популярен? Как часто издается это его произведение? Насколько оно популярно и значимо, имеет ли высокую художественную, научную или пр. ценность? Если настоящее издание является сборником, то каков его состав? Каково его целевое и читательское назначение - дети, взрослые; массовый или подготовленный читатель? В соответствии с этим имеет ли книга хорошо подготовленный справочный аппарат? Если издание переводное с иностранного языка, то следует выяснить роль и вклад в издание книги его переводчика, поскольку интерес к ней часто обусловлен талантом и известностью последнего.

В ходе изучения художественно-полиграфического оформления книги следует проанализировать ее формат, переплет, бумагу, иллюстрации и др., выявить их характерные особенности, обратив особое внимание на имя художника, его известность.

На основе проведенного анализа важно понять, насколько настоящая книга типична (или нетипична) для данного издателя с точки зрения ее тематики, целевого и читательского назначения, художественно-полиграфического оформления.

Далее следует обратить внимание на наличие или отсутствие в книге особых букинистических качеств и проанализировать их. Студент должен понимать, что историко-книговедческий анализ базируется на знаниях, приобретенных им не только в ходе изучения конкретной дисциплины, но и таких дисциплин, как «История книжного дела», «История литературы», а также на общей эрудиции. Проведение качественного историко-книговедческого анализа антикварной книги предполагает привлечение к этому процессу многочисленных источников - специальной литературы, рекомендованной для изучения курса «Антикварное и букинистическое дело», а также найденной студентом самостоятельно. Это, например, могут быть различные энциклопедические словари и справочники, книги о деятельности отдельных издательств, художников книги и др.

Следующий этап историко-книговедческого анализа связан с изучением социально-экономических результатов распространения книги в обществе и установлением степени ее букинистической редкости. Это означает, что, руководствуясь схемой о редкости (см. Схему 3 Схема 3. Последовательность проведения историко-книговедческого анализа), следует по возможности выяснить, каким тиражом была выпущена книга или сделать собственные предположения по этому поводу на основе изученной литературы; узнать, не было ли проведено каких-либо изъятий издания, насильственного уничтожения тиража книги, например, по цензурным соображениям. Необходимо ответить на вопросы о том, какова возможная естественная убыль тиража книги, которая напрямую связана с ее возрастом, понять, чем отличается анализируемая книга от других аналогичных изданий этого автора, например, наличием уникальных иллюстраций известного художника, великолепным переводом известного мастера и т.п.? Важно также определить роль ОБК в выявлении редкости конкретного издания.

Подведя окончательные итоги историко-книговедческого анализа, следует попытаться определить современную продажную цену книги. С этой целью необходимо обратиться к практике антикварно-букинистической торговли - в реально существующий или виртуальный антикварный магазин. Найдя в его ассортименте данную книгу, следует скорректировать ее цену с учетом особенностей конкретного экземпляра издания.

© Центр дистанционного образования МГУП