Московский государственный университет печати

Макеева Т.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Цифровые технологии обработки изобразительной информации»

для студентов, обучающихся по направлению 261700.62 «Технология полиграфического и упаковочного производства»


Макеева Т.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Цифровые технологии обработки изобразительной информации»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины

2.

Требования к результатам освоения дисциплины

3.

Место дисциплины в структуре ООП

4.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

5.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

6.

Содержание разделов дисциплины

6.1.

Тема 1. Задачи цифровой технологии обработки изобразительной информации и структура цифровой системы обработки

6.2.

Тема 2. Цифровые системы и технологии обработки изобразительной информации

6.3.

Тема 3. Воспроизведение штрихового изображения в цифровой технологии обработки изобразительной информации

6.4.

Тема 4. Воспроизведение тонового изображения в цифровой технологии обработки изобразительной информации

6.5.

Тема 5. Методы контроля процесса в цифровой технологии репродуцирования. Тенденции развития технологии цифровой обработки изобразительной информации

7.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

8.

Лабораторный практикум

8.1.

Выполнение лабораторных работ

9.

Контрольная работа

9.1.

Варианты контрольных работ

10.

Методические указания по выполнению курсового проекта

10.1.

Задачи курсового проекта

10.2.

Тематика курсовых работ

10.3.

Методика выполнения отдельных разделов курсового проекта по теме «Выбор, обоснование и технологическая разработка процесса обработки изобразительной информации (ПОИИ) для конкретного издания или изделия»

10.4.

Оформление курсового проекта

10.5.

Защита курсового проекта

11.

Формы контроля

Задачи, решаемые на стадии допечатной подготовки изобразительной информации. Типовая технологическая схема цифровой обработки и структура цифровой системы обработки. Технологические и системные (естественные) преобразования в системе обработки. Необходимость учета системных преобразований, возникающих на разных стадиях процесса. Система управления цветом, ее основные принципы и составляющие.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные составляющие технологии обработки изобразительной информации.
  2. Технологическая схема допечатной обработки изобразительной информации в СПОИ, используемое оборудование.
  3. Анализ оригинала в процессе допечатной обработки и выбор технологии обработки.
  4. Основные типы оригиналов и требования к их воспроизведению.
  5. Информационное содержание изобразительного оригинала. Характеристика информационных параметров.
  6. Причины и необходимые преобразования в допечатной подготовке.
  7. Основные идеи системы CMS.
  8. Cистема тест-объектов для CMS.

Способы ввода изобразительной информации в цифровую систему обработки. Технологические свойства систем ввода. Цветовые пространства ввода, динамический диапазон, разрешение - выбор в зависимости от решаемой задачи, технологическая настройка. Цифровое масштабирование. Технология ввода.

Технология и системы вывода изобразительной информации в процессе обработки. Формы представления информации к выводу - файловые форматы. Технологические свойства систем вывода. Технология преобразований информации в растровом процессоре изображения. Системы электронного растрирования и формируемые растровые структуры. Формирование углов поворота для регулярных структур. Разрешение вывода и число передаваемых градаций изображения. Линейные и нелинейные системы вывода, методы линеаризации систем. Требования к регистрирующим средствам для выводных устройств. Технология обработки фотоматериалов для фотовывода.

Обрабатывающая (графическая) станция - состав, решаемые технологические задачи и технологические требования. Отображение информации в обрабатывающей станции, возможные методы. Технологическая настройка системы отображения. Возможности и методы градационной коррекции. Возможности и методы цветовой коррекции, в том числе селективной. Коррекция цветового баланса. Коррекция структурных свойств изображения - резкости, шумов. Нерезкое маскирование, технология. Применение цифровых фильтров для коррекции структурных свойств.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Формирование профиля сканера.
  2. Технология процесса сканирования. Возможные дополнительные функции сканера.
  3. Технология отображения информации в обрабатывающей станции.
  4. Цветовые системы, используемые в процессе обработки, их основные характеристики.
  5. Понятие о базовой цветовой коррекции, причины ее необходимости, методы осуществления в СПОИ.
  6. Оценка цветовых различий, методы, применение.
  7. Общая технологическая настройка монитора.
  8. Построение профиля монитора - колориметрическая калибровка.
  9. Условия и технология точного отображения цвета печатного процесса.
  10. Принципы технологии сканирования. Функции сканера.
  11. Основные технологические свойства сканеров.
  12. Технологические свойства барабанного сканера.
  13. Технологические свойства планшетного сканера.
  14. Вывод информации - основные принципы.
  15. Источники излучения для фотовывода - технологические требования, возможные варианты.
  16. Формирование растровой структуры в процессе записи, число градаций, форма точки.
  17. Понятие о линейных и нелинейных записывающих устройствах.
  18. Технологические свойства ФВУ.
  19. Технологическое сравнение ФВУ различных типов.
  20. Углы поворота растровых фотоформ и их формирование при электронном растрировании.
  21. Основные классификационные признаки растровых структур.
  22. Нерегулярные растры 2-го поколения.
  23. Система управления процессом записи в растровом процессоре изображения.
  24. Фотоматериалы для фотовывода и их химико-фотографическая обработка.
  25. Технологическая настройка ФВУ. Роль линеаризации.
  26. Стохастическое растрирование первого поколения. Преимущества и недостатки.
  27. Необходимые градационные характеристики фотоформ для репродукции многоцветного изображения.
  28. Формирование профиля реального репродукционного процесса.
  29. Формирование профиля под типовой репродукционный процесс.
  30. Понятие о базовой цветовой коррекции, причины ее необходимости, методы осуществления в СПОИ.
  31. Ограничение общего наноса краски в допечатной подготовке, причины, типовые величины для различных условий проведения процесса.
  32. Цветовая коррекция - причины, методы.
  33. Селективная цветовая коррекция, применение, приемы.
  34. Методы учета в допечатной подготовке явления усиления тона в репродукционном процессе.
  35. Коррекция градации и цветового баланса.
  36. Случайные аналоговые шумы изображения. Причины возникновения, методы устранения.
  37. Случайные импульсные шумы изображения. Причины возникновения, методы устранения.
  38. Коррекция резкости изображения методом нерезкого маскирования.
  39. Коррекция резкости изображения с применением цифровых фильтров.
  40. Причины необходимости коррекции изображения.
  41. Устранение растровой структуры изображения.
  42. Системные преобразования на стадии копировально-формного и печатного процесса, их причины, воздействие.
  43. Минимизация влияния структуры рисунка изображения.
  44. Физические основы усиления тона репродукции.
  45. Факторы, влияющие на формирование цветовой системы СМYК.
  46. Усиление тона для различных условий проведения процесса, типовые величины.

Особенности ввода штриховой информации в цифровую систему - сканирование и программный ввод. Преобразования при вводе и выводе информации, влияющие факторы. Методы оптимизации точности воспроизведения штрихового изображения. Особенности воспроизведения штрихового многоцветного изображения в цифровой системе. Возможности и технология треппинга. Внешний и внутренний треппинг, рекомендации по дизайну штриховых изображений. Особенности цветоделения штриховых многоцветных изображений в цифровой системе.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Классификация штриховых деталей, основные требования и результаты воспроизведения.
  2. Ввод штриховой информации в КИС, факторы, влияющие на точность.
  3. Влияние экспозиции на воспроизведение штриховых деталей.
  4. Выбор технологии внутреннего или внешнего треппинга в зависимости от объекта.
  5. Формирование штриховых деталей в СПОИ.
  6. Технология треппинга в допечатной обработке.
  7. Рекомендуемые и нерекомендуемые методы дизайна многоцветного штрихового оригинала.

Возможные формы представления оригиналов, характеризующие их параметры. Возможности репродукционного процесса, их зависимость от условий проведения процесса. Возможная точность репродуцирования. Понятие о физической, физиологической и психологической точности. Черно-белые тоновые оригиналы и их воспроизведение в зависимости от информационного содержания. Классификация многоцветных тоновых оригиналов по назначению и основные задачи, решаемые при воспроизведении оригиналов различного назначения. Технология воспроизведения с учетом системных преобразований и с применением системы управления цветом. Программные решения, применяемые при воспроизведении.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о памятных цветах, их роль в обработке изображений.
  2. Критерии точности воспроизведения изобразительной информации.
  3. Классы оригиналов по требованиям к точности воспроизведения.
  4. Психологическая точность для одноцветной репродукции.
  5. Требуемая точность многоцветной репродукции - художественные оригиналы.
  6. Требуемая точность многоцветной репродукции - репортажно-информационные оригиналы.

Требования к цифровому файлу, подготовленному к выводу. Методы цветопробы и их назначение. Экранная цветопроба, основное назначение, преимущества и недостатки. Цветопроба на «твердых» носителях - назначение, технологии, преимущества и недостатки. Перспективы развития цветопробы.

Стандартизация методов оценки и требований к результатам воспроизведения изобразительной информации. Репродукция с расширенным цветовоспроизведением. Новые растровые структуры. Автоматизация процессов обработки изображений.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Форматы файлов, применяемые в полиграфии. Методы организации информации.
  2. Требования при подготовке файлов к выводу.
  3. Требования к подготовленным файлам и их контроль.
  4. Назначение цветопробы. Понятие о контрактной цветопробе.
  5. Классификация и применимость различных видов цветопробы.
  6. Достоинства и недостатки различных видов цветопробы.
  7. Назначение и общий принцип Hi-Fi репродукции.
  8. Технологии различных фирм для Hi-Fi репродукции.
  9. Растрирование для Hi-Fi репродукции.
  10. Тенденции в использовании новых растровых структур.

© Центр дистанционного образования МГУП