Московский государственный университет печати

Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел I. «Редакторская подготовка издания по отраслям знаний»

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Редакторская подготовка научных изданий

1.3.

Тема 2. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

1.4.

Тема 3. Работа редактора над справочным изданием

1.5.

Тема 4. Работа редактора над учебным изданием

1.6.

Тема 5. Редакторская подготовка информационных изданий

1.7.

Тема 6. Работа редактора над фотоизданиями

1.8.

Тема 7. Работа редактора над рекламными изданиями

1.9.

Тема 8. Издание переводной литературы

1.10.

Практические занятия

1.10.1.

Редакторский анализ научного издания

1.10.2.

Редактирование научной статьи

1.10.3.

Рецензирование научно-популярной статьи

1.10.4.

Редактирование научно-популярной статьи

1.10.5.

Разработка типовой схемы справочного издания

1.10.6.

Редактирование справочной статьи

1.10.7.

Редактирование реферата статьи информационного издания (реферативного журнала)

1.10.8.

Редакторский анализ фотопубликаций

1.10.9.

Редакторский анализ рекламного сообщения

1.10.10.

Изучение массива изданий переводной литературы и репертуара отдельного издательства (издательской группы)

2.

Раздел II. Редакторская подготовка изданий для детей

2.1.

Введение

2.2.

Тема 1. Интересы читателей-детей различных возрастных групп. Особенности восприятия литературных произведений. Социальные функции изданий для детей

2.3.

Тема 2. Типологическая характеристика литературы для детей. Критерии редакторской оценки произведений различных видов

2.4.

Тема 3. Критерии редакторской оценки содержания, композиции языка и стиля произведений для детей

2.5.

Тема 4. Современное состояние детского книгоиздания

2.6.

Тема 5. Особенности выпуска литературно-художественных и познавательных изданий для детей

2.7.

Тема 6. Принципы подготовки редактором иллюстрированного издания для детей и книжки-картинки

2.8.

Тема 7. Элементы научно-справочного аппарата издания для детей. Особенности формирования справочного аппарата

2.9.

Практические занятия

2.9.1.

Работа редактора над издательским проектом. Формирование концепции издания для детей

2.9.2.

Роль и задачи редактора в организации массива издания детской литературы

2.9.3.

Редакторский анализ художественного произведения для детей

2.9.4.

Редакторский анализ научно-популярного произведения для детей

2.9.5.

Типологическая характеристика литературно-художественного издания для детей

2.9.6.

Типологическая характеристика познавательного издания для детей

2.9.7.

Редакторский анализ элементов справочного аппарата в изданиях для детей

2.9.8.

Подготовка раскадровки для книжки-картинки

3.

Литература

4.

Формы контроля

5.

Приложение 1

5.1.

ТЕОРИЯ

5.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

5.1.1.1.

Постсоветский период

5.1.1.2.

Период «вала»

5.1.1.3.

Время проектов

5.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

6.

Приложение 2

Цели и задачи курса. Объект и предмет изучения. Связь курса с другими дисциплинами.

Общая характеристика курса, особенности его построения.

Учебно-методические материалы по курсу, дополнительные источники.

Издание как объект редакционно-издательской деятельности.

Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издания понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видо-типологическая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий.

Типовая структура и состав издания, основная часть и аппарат издания. Литературное произведение (совокупность произведений) как содержательная основа издания. Жанры литературных произведений. Методологическая роль концепции издания в его редакторской подготовке, информационная основа ее разработки. Моделирование издания, принципы формирования изданий. Жанры книжных изданий; понятие серии. Дополнительные материалы, реклама в изданиях.

Понятие научного издания, его предмет, целевое назначение, читательский адрес, функциональные свойства.

Виды и жанры научных изданий. Жанры научных произведений и формирование содержательной основы научного издания.

Научная монография и сборник научных трудов, состав, структура и формирование их состав, структура и формирование их части; виды сборников и учет их особенностей при редакторской подготовке. Другие виды научных изданий.

Аппарат научного издания, назначение его элементов, требования к их содержанию и оформлению; связь элементов аппарата с основной частью издания.

Цели и задачи популяризации достижений науки и техники в современных условиях. Ученые - популяризаторы науки.

Понятие научно-популярного издания, его видо-типологические характеристики.

Жанры литературных произведений, составляющих основу издания, и их влияние на формирование основной части издания.

Аппарат научно-популярного издания, его состав, назначение и содержание отдельных элементов.

Специфика редакторской работы над подготовкой научно-популярной монографии, сборника, научной биографии ученого, описания путешествия.

Понятие справочного издания. Особенности назначения справочных изданий. Их типологические характеристики.

Функциональные свойства, разновидности справочных изданий.

Жанровые особенности произведений, составляющих основу энциклопедических, словарных изданий и справочников. Основания для систематизации материала в основной части изданий. Организационно-методическая работа редактора по наполнению и формированию основной части справочных изданий.

Состав и характеристика элементов аппарата энциклопедических, словарных изданий и справочников, обусловленность состава аппарата применительно к виду издания и его конкретному содержанию.

Завершающая работа редактора над изданием в целом. Требования к оформлению справочных изданий с учетом специфики пользования ими.

Учебные издания как целостный комплекс. Их дифференциация по целевому назначению и читательскому адресу. Государственные образовательные стандарты как основа содержания учебных изданий.

Требования к программно-методическим, обучающим, вспомогательным, учебно-методическим изданиям.

Работа редактора над обучающими изданиями (учебником, учебным пособием, конспектом лекций).

Обучающее издание как система знания. Обучающее издание как дидактическая система. Работа редактора над учебником. Особенности школьного и вузовского учебников. Специфика учебников, определяемая типом учебного заведения, формой образования, характером учебного предмета. Требования к содержанию, справочному аппарату, аппарату ориентации, аппарату усвоения. Работа над композицией и языком учебника. Работа над иллюстративным материалом.

Природа информационных изданий, их сущность. Определение информационного издания, его предмет, целевое назначение и читательский адрес, функциональная роль.

Виды информационных изданий и жанры произведений научно-информационной литературы. Систематизация материалов основной части библиографических реферативных изданий; издательское оформление информационных изданий.

Аппарат информационных изданий, особенности содержания и состава аппарата библиографических, реферативных и обзорных изданий. Задачи и методы работы редактора на завершающей стадии формирования информационных изданий.

Влияние фотоинформации на развитие общественного сознания. Изобразительно-выразительные элементы языка фотографии. Выявление методов и приемов создания снимков различных жанров, оценка их выразительных свойств в процессе редакторского анализа.

Этапы редакционно-издательского процесса выпуска фотоизданий. Критерии редакторской оценки заявки, сценарного плана, поразворотного кадроплана. Приемы отбора снимков из архивов и работе редактора с фотографом в съемочный период. Анализ и оценка отдельного снимка, оценка всего фотоматериала, предназначенного для фотоиздания. Система критериев оценки содержания и композиции отдельных фотопроизведений, входящих в фотокомпозицию. Оценка редактором разворотов.

Интеллектуальная собственность на фотоизображение. Правовые аспекты использования фотографий.

Фоторедактор в интернет-портале.

Значение дисциплины для специалиста - редактора. Правовые основы для условий размещения рекламы на полосах издания.

Рекламный текст как объект работы редактора. Жанры рекламных текстов. Специфика подачи материала в рекламных текстах. Способы выделения и объективирования языковыми, графическими и иллюстративными средствами уникального торгового предложения.

Критерии оценки эффективности и правила составления рекламной заметки, рекламного интервью, рекламного отчета, рекламного репортажа, рекламной корреспонденции, рекламной статьи, рекламной рецензии, рекламного комментария, рекламного обзора, рекламной зарисовки и рекламного очерка. Реклама в прессе как объект редакторского анализа. Основные составляющие рекламного текст. Языково-стилистические ресурсы рекламного обращения.

Перевод как проблема книговедческая, философская, культурологическая, лингвистическая и пр. Перевод как издательское (культурное) предприятие. Общая характеристика современных издательских стратегий и издательств, занимающихся выпуском переводных изданий. Интеллектуальные/культурные издательства: ОГИ, издательский дом «Новое литературное обозрение», «Ад Маргинем», «Алетейя», «РОССПЭН» и др.

Понятие «единицы перевода». Роль экстралингвистических компонент при переводе. Редакторский учет особенностей семантических соответствий при переводе. Специфика передачи референциальных значений. Полное и частичное соответствие лексических единиц в исходном языке (ИЯ) и языке перевода (ЯП) и их учет в процессе редакторской обработке текста перевода.

Критерии редакторской оценки переводной художественной литературы. Современные проблемы научного (и научно-технического) перевода и критерии его редакторской оценки. Особенности перевода и редактирования рекламных текстов. Проблемы социолингвистической адаптации рекламных текстов. Особенности работы редактора над различными типами и видами переводных изданий.

Студенты должны выполнить по одному заданию практических занятий из каждого раздела (на выбор) в письменной форме. Работа по каждому заданию составляет от 2 - 4 страниц печатного текста, выполняется 12 кеглем с интервалом 1,5 единиц.

В качестве объекта исследования берется научный журнал. Предмет исследования - основной текст издания (произведение) и аппарат.

Основной текст. Характеристика темы статей. Анализ целевого назначения и читательского адреса.

Содержание статей. Структура, композиция. Анализ логики изложения материала. Оценка языка и стиля научных статей. Характеристика нетекстовых элементов.

Аппарат научного журнала. Выходные сведения, содержание, предисловие, библиографические списки, указатели.

Дайте типологическую характеристику текста. Оцените фактический материал, композицию статьи и использование лексических средств. Напишите рецензию на статью.

Статья «Литературы Тропической Африки в ХХ веке»

Литературы Тропической Африки - самая молодая ветвь мирового литературного процесса, появившаяся в ХХ веке, у ранее бесписьменных (по преимуществу) народов и опирающаяся в своем становлении на широкий опыт мировой и прежде всего европейской литературы. Развитие этих литератур шло столь стремительно, что опрокидывало все мыслимые «нормы». Эта стремительность взывает к теоретическому осмыслению подобного феномена, к чему до настоящего времени не подошло ни западное, ни тем более африканское литературоведение.

Однако отечественная теория литературы в истекшем столетии, несмотря на длительный контрпродуктивный период господства догматических схем, дает российским исследователям инструментарий для выполнения подобной задачи, разработанный в новейших трудах по сравнительному изучению литератур в исторической поэтике, намного опередивших разработки западных компаративистов в плане целостного осмысления трансформации художественной словесности народов мира от ее появления до наших дней [1].

Возможность применения методологии этих исследований при изучении литератур африканского ареала обусловлена их развитием по единой типологической модели, так как они формируются в сходной историко-социальной ситуации - разложения с приходом колонизаторов традиционных укладов африканских народов и становления новых общественных отношений, высвобождающих личную инициативу и творческие возможности индивидуума.

Сопоставление пути развития в ХХ веке африканских литератур, создаваемых на европейских языках (а это большинство современных литератур Африки), и европейской литературы последних пяти столетий с особенной наглядностью показывает, что африканские литературы проходят в предельно сжатые сроки основные этапы развития литератур Европы нового и новейшего времени, но при особой последовательности этих этапов с их смещением и совмещением.

Подобное явление впервые описал Г.Д.Гачев на материале болгарской литературы в монографии «Ускоренное развитие литературы» [2], объяснив его историческими запросами болгарского общества, освобождающегося от оков средневековья. Однако российские африканисты предпочитают говорить не об «усковенном» развитии, а о сокращенном цикле исторической эволюции исследуемых литератур, - феномене далеко не единичном, если его рассматривать в масштабе мирового литературного развития.

Итогом интенсивного развития литератур Африки в ХХ столетии является смена в африканском ареале доминирующих типов художественного сознания, будь то мифопоэтическое, «фольклорное» сознание большинства этносов Тропической Африки или «нормативное» художественное сознание североафриканских народов, воплощенное в литературе средневекового типа (сознание, с которым веками сосуществует мифопоэтичнеское сознание неграмотных масс, ярко отображенное, в частности, в богатейшем берберском фольклоре). Ко второй половине ХХ века, в роли доминирующего в странах Африки выступает уже индивидуально-авторское (индивидуально-творческое) сознание (подобная классификация типов художественного сознания принадлежит П.А.Гринцеру). Утверждение на африканском континенте индивидуально-авторского сознания привело в конце ХХ века к практической синхронизации развития африканских литератур в их вершинных достижениях с мировым литературным процессом.

1) Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.,1994.

2) Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. М., 1964.

Написание рабочей издательской рецензии на авторский оригинал научно-популярной статьи. Характеристика предмета, целевого назначения и читательского адреса статьи.

Оценка содержания. Характеристика научной глубины, осмысления материала, доступности содержания, занимательности изложения.

Анализ структуры и композиции произведения. Формы и методы изложения материала.

Оценка литературной отделки произведения - языка и стиля, нетекстовых элементов.

Вывод.

Редакторский анализ произведения (чтение авторского оригинала, пометы на полях). Использование в ходе редакторского анализа результатов рецензирования.

Правка-исправление, правка-вычитка, правка-сокращение, правка-переделка. Сочетание различных видов правки.

Проведите редакторский анализ произведения (чтение авторского оригинала, пометы на полях). Используйте сочетание различных видов правки (обработка, сокращение, переделка). Напишите рабочую рецензию.

Текст «250 миллионов лет назад слишком теплый океан превратил тропики в необитаемую пустыню»

Над экватором светит яркое солнце, но на тысячи километров к северу и к югу нет ни одного живого организма - ни водоросли, ни куста, ни рыбы, ни динозавра. 250 миллионов лет назад всех их убила жара. По мнению палеонтологов, Великое вымирание, которое уничтожило 96 процентов морских видов и 70 процентов видов на суше, связано с тем, что миллиарды существ в буквальном смысле сварились заживо. Из-за глобального потепления океан стал слишком горячим для жизни. Такой вывод делает группа ученых из Китая, Великобритании, Германии и Австрии, статью которых опубликовал журнал Science.

Всего за 800 тысяч лет - на фоне длительности геологических эпох это очень мало - среднегодовая температура в районе экватора выросла с 21 до 36 градусов Цельсия. Потом, после недолгой паузы, она и вовсе перевалила за 40-градусную отметку. Такая жара невыносима для большинства ныне живущих видов. Если термометр постоянно показывает больше выше 35 градусов Цельсия, то растения не успевают перегнать по стеблю вверх столько влаги, сколько испаряют их листья - на это тратится энергия фотосинтеза, а она небезгранична. Выше 45 градусов Цельсия разрушается структура большинства животных белков - как в яйце, сваренном вкрутую.

В тот момент в окрестностях экватора располагалось больше суши, чем сейчас. Экватор пересекал те участки древних протоконтинентов Гондвана и Лавразия, которые позже превратятся в Северную Америку, Африку и Европу. Авторы исследования выяснили, что между 30 градусами северной и 40 градусами южной широты еще примерно шесть миллионов лет не водилось ни одного сухопутного четвероногого.

Перемены климата и раньше связывали с катастрофическими последствиями для живого. Однако жара во всех этих сценариях - только первое звено в сложной цепи событий. Например, рыбы могут остаться без кислорода из-за таяния ледников. Холодная пресная вода впитывает кислород у поверхности, но она легче соленой и не уходит на дно, поэтому глубоководные рыбы задыхаются, и вместе с ними сходит со сцены вся пищевая цепочка.

Причиной подъема температур считают извержение мегавулкана, из-за которого 215 миллион лет назад в атмосферу поднялось чрезмерное количество парниковых газов (прежде всего - CO2 и хлороводорода). Следы этого извержения - Сибирские траппы: застывшая древняя магма покрывает территорию в два миллиона квадратных километров с центром в Норильске.

Разработать типовую схему статьи для специальной энциклопедии:

  • об издательстве (для книговедческой энциклопедии),
  • о художнике (для энциклопедии по мировой живописи)

Для разработки типовой схемы необходимо учитывать типологические положения: предмет (универсальные сведения по различным отраслям знания), целевое назначение (научно-популярная энциклопедия), читательский адрес (специалисты в данной области), характер информации (научно-популярные очерки).

В качестве примера приводим типовые схемы статьей для «Большой российской энциклопедии»

Статья о периодическом издании

1. Название издания в русской транскрипции; для иноязычных изданий в скобках даётся название на языке оригинала и перевод. Если издание переименовывалось, указываются и другие его названия (с датировкой).

2. Дефиниция: тип издания (газета, журнал, альманах, сборник трудов и т.п.); круг читателей, на которых рассчитано издание; дата основания; периодичность. Для ныне не существующих изданий - годы издания и в необходимых случаях количество выпущенных номеров или томов.

3. Место издания.

4. На каком языке издаётся (если это неясно из предыдущих сведений).

5. Научное или общественно-политическое направление издания; его тематика.

6. Для изданий, сыгравших крупную роль в общественной и научной жизни, краткая историческая справка (имя основателя, главного редактора; участие в данном издании виднейших общественных деятелей, учёных, писателей, художников и т. д.).

7. Историческое значение издания (для таких как «Современник», «Колокол», «Искра», «Правда» и т. п.).

8. Тираж издания (при наличии сведений).

9. Библиография (к статьям о важнейших изданиях).

Статья о писателе

1. Фамилия, имя, отчество; псевдоним (в статье о зарубежном писателе дается и оригинальное написание фамилии).

2. Даты и место рождения и смерти.

3. Дефиниция: к какой литературе принадлежит - по языковому и государственному признаку.

4. Краткие биографические сведения: социальное происхождение; общее и специальное образование; профессия и т.п. В статье о выдающемся писателе биографические сведения даются шире.

5. С какого года начал печататься. При необходимости могут быть указаны и более подробные сведения о первом выступлении в печати.

6. Принадлежит ли к тому или иному литературному направлению, школе.

7. Идейно-художественная характеристика творчества. Основные этапы творческого пути. Важнейшие произведения и даты их опубликования (в важных случаях - и даты создания). Общественная деятельность.

8. Высшие награды.

9. Библиографические данные (важнейшие произведения автора и статьи о нем).

10. Портрет.

Сравните приведенные ниже справочные статьи. Определите для какого вида энциклопедического словаря предназначена каждая из статей. Дайте характеристику этим видам энциклопедии. Оцените принципы отбора фактов и способ их подачи в статьях. Составьте рабочую рецензию на справочные статьи. Составьте список сокращений, которые уместно использовать в данных статьях.

Текст - Маяковский В.В.

Выдающийся советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) родился в селе Багдады, недалеко от Кутаиси, в Грузии.

В 1910 году студент Строгановского училища живописи, ваяния и зодчества В. Маяковский сблизился с футуристами. Началось становление Маяковского-поэта. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта - в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.

Маяковский был в числе авторов первых футуристических манифестов «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей П», «Идите к черту». Однако нигилистическое бунтарство футуристов не могло удовлетворить поэта.

Протест его героя против окружающей буржуазной действительности становится все более социально осмысленным. От гневно-презрительных «Нате!» и «Вам!» он переходит к всесторонней критике современности. Программным произведением в дооктябрьском творчестве Маяковского стала поэма-тетраптих «Облако в штанах» (1914-1915), идейный смысл которой сам поэт определил как лозунговое «Долой вашу любовь! Долой ваш строй! Долой ваше искусство! Долой вашу религию!». К этому тут же прибавился еще клич - «Долой вашу войну!»: начавшаяся мировая война, прославленная ура-патриотами, усилила процесс отчуждения поэта в мире торгашества и насилия.

В лирике Маяковского предреволюционной поры явственно ощутимы две интонации: негодующе-сатирическая, осмеивающая уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагедийная, связанная с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира». Это роднит Маяковского с другим выдающимся поэтом начала века - Александром Блоком.

Важные события жизни:

7 (19) июля 1893 - родился в селе Багдати близ Кутаиси, Грузия, в семье лесничего.

1902-1906 - обучаясь в Кутаисской гимназии, участвовал в революционных событиях 1905г.

1906 - переезд в Москву, работа в революционном подполье (1908-1910). Вступив в РСДРП, выполнял партийные задания, подвергался аресту, сидел в Бутырской тюрьме, был освобожден по несовершеннолетию.

1911 - поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

1912 - выступил в печати со стихотворением «Ночь». Начало участия в группе футуристов.

1915 - «Облако в штанах».

1915-1916 - поэма «Война и мир».

1916-1917 - поэма «Человек». Поддержка революции, про­славление ее - «Ода революции» (1918); «Левый марш» (1919).

1921 - «Мистерия Буфф».

1919-1922 - активная работа в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), выпуск агитплакатов (более 3000); поэма «150 000 000», отрицательно встреченная Лениным.

1922 - «Прозаседавшиеся» - благосклонный отзыв Ленина; поездка в Америку, цикл стихов об Америке.

1924 - поэма «Владимир Ильич Ленин»; работа в газетах «Известия», «Комс. правда».

1927 - поэма «Хорошо!»; активное участие в борьбе существо­вавших тогда литературных группировок («ЛЕФ»; «Новый ЛЕФ»).

1929-1930 - сатирические пьесы «Клоп», «Баня».

1930 - вступление к поэме «Во весь голос».

14 апреля 1930 - покончил жизнь самоубийством в Москве.

Текст - В.В.Маяковский

Упрощенный подход к теме и нарочито сниженный тон сочетаются в поэзии Маяковского с высоким техническим мастерством. Первооткрыватель русского тонического стиха (до него в русской метрике преобладал скорее силлабический, нежели акцентный принцип), он оказал глубокое влияние на творчество советских поэтов.

Родился 7 (19) июля 1893 в грузинском селе Багдади, в семье лесничего. Учился живописи в Москве, затем решил стать поэтом и присоединился к движению футуристов, которые ниспровергали традиции и культивировали экспериментальное отношение к языку. Большая поэма Облако в штанах (1915) принесла Маяковскому известность. Исполненные страстного напряжения любовные поэмы, такие, как Флейта-позвоночник (1915), Человек (1917) и Про это (1923), чередовались с попытками трактовать объемные социальные, исторические и политические темы, как в поэмах Война и мир (1917), 150.000.000 (1921), Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927). Драматические произведения Маяковского - футуристическая трагедия Владимир Маяковский (1913) и сатиры Мистерия-Буфф (1918, 2-я ред. 1921), Клоп (поставлена 1929) и Баня (поставлена 1930). Маяковский восторженно приветствовал революцию и возглавлял литературно-художественное объединение «Левый фронт искуств» (ЛЕФ). Маяковский покончил жизнь самоубийством в Москве 14 апреля 1930.

Определите вид реферата (информативный, индикативный, смешанный). Отредактируйте текст реферата.

Текст «Некоторые вопросы информатизации в Японии./ Иванов Н.Н. //Пробл.информатиз. - 2010.- №4.- С.45-48.-Рус.»

Все население Японии (125 млн.чел.) зарегистрировано в большом числе (около 450 тыс.) компьютеризованных «персональных реестров». Каждый человек занесен приблизительно в 400-450 реестров в зависимости от видов деятельности, с которыми он связан. Частные сведения о человеке фиксируются, начиная с первого дня его рождения и кончая его смертью (некоторая информация собирается и после смерти). Реестры ведутся как государственными, так и частными организациями. Основными идентификаторами человека служит 11-тизначный национальный регистровый номер, имеющий следующую структуру: 010203-453467 (01 - год рождения, 02 - месяц, 03 день рождения, 45346 - идентификатор и 7 - конрольное число). Этот номер, введенный в середине 60-х годов, используется практически повсеменстно, и каждый житель Японии и каждый житель страны обязан указывать его даже в самых элементарных случаях. По данным официальных опросов, все больше людей начинает ощущать, что их частная жизнь находится под угрохой. С целью упорядочить создание и введение персональных реестров в начале 80-х годов был принят Закон об Информации. В 90-х годах был создан Комитет по информации и контролю за ее рапространением, в задачи которого входят подготовка рекомендаций по таким вопросам, как использование национальных регистрационных номеров, конроль за соблюдением принципа гласности, контроль за сохранением тайны медицинстких данных и др. Автор резюмирует положительные и отрицательные стороны опыта Японии и указывает на возможные аспекты его применения в нашей стране.

Изучите жанры художественной и публицистической фотографии, выявить их особенности, изобразительно-выразительные средства. Проанализируйте фоторяд в одном издании с точки зрения использования в них фотографий определенного жанра (указать, в каком количестве включены фотографии различных жанров). Сделайте вывод о необходимости и достаточности фотоинформации с позиции жанрового своеобразия.

Возьмите несколько рекламных публикаций на однородную тему (духи, автомобили и т.д.). Проанализируйте построение рекламного сообщения, слоган, иллюстративный материал. Выявите наиболее удачные способы создания рекламы, объясните причины своего выбора.

Для выполнения задания необходимо рассмотреть издания, представленные на современном книжном рынке и в репертуаре отдельного издательства, классифицировав их с точки зрения целевого назначения, задач, предмета, характера информации, характера читательской аудитории, полиграфических особенностей; выделите издательские и литературные брэнды; отметить реализацию различных издательских стратегий. Оцените уровень подготовки книг, дать обоснование, исходя из типологических особенностей этих изданий.

© Центр дистанционного образования МГУП